Претензии по поводу смысла хадиса. Первая претензия:Этот хадис был сказан Пророком перед походом мусульман на Табук
Первая претензия:Этот хадис был сказан Пророком перед походом мусульман на Табук. Посланник Аллаха оставил Али заместителем в свое отсутствие. Али спросил его: «Неужели ты оставишь меня с женщинами и детьми?» Пророк ответил: «Разве ты не доволен тем, что по отношению ко мне ты подобен Харуну по его отношению к Мусе?» Так этот хадис приводит Бухари. Таким образом, подобие Али ибн Аби Талиба Посланнику Аллаха относится только к тому времени, когда Пророк отправился в поход на Табук, а Али остался его заместителем в Медине.
Ответ: Во-первых, каждый человек, впервые прочитавший этот хадис в сборнике Бухари, понимает его в том значении, что Имам Али по отношению к Пророку Ислама подобен Харуну по отношению к Мусе не только во время отсутствия Пророка в Медине, а постоянно, беспрерывно. Нет никаких оснований полагать, что это подобие существовало в течение короткого времени во время похода мусульман на Табук. Это всего лишь утверждение, не подкрепленное ничем. Тем более что Бухари в своем сборнике приводит несколько версий хадиса «Подобие», в некоторых из которых нет никакого намека на поход мусульман на Табук. Во-вторых, в суннитской литературе имеется немало хадисов, из которых следует, что Посланник Аллаха говорил эти слова не только перед отправкой на Табук, но и в других местах и в другое время. Например, он говорил об этом в день битвы Хейбар, в дни, когда появились на свет Хасан и Хусейн (да будет мир с ними). Он говорил об этом во время заключения братского союза между мусульманами, когда каждый человек заключал братский союз с другим. Тогда Пророк Ислама заключил братский союз с Имамом Али. Он говорил об этом в доме Умм Саламы (одной из своих жен), а также в тот день, когда Посланник Аллаха повелел закрыть двери домов всех сподвижников, которые непосредственно выходили в мечеть. Кроме двери дома Али и Фатимы. Такие хадисы приводят в своих трудах Ахмад ибн Ханбал, Табарани, Хайсами, Насаи, ибн Асакир и другие.
Вторая претензия:Некоторые сунниты обвиняют шиитов в том, что последние якобы уподобляют Имама Али Харуну в пророчестве.
Ответ: Последователи шиитского вероучения во все времена были убеждены в том, что Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) является последним посланником Всевышнего Аллаха, и после него пророков больше не будет. Несостоятельность данного обвинения понятна из текста хадиса «Подобие». После того, как Посланник Аллаха уподобил Имама Али Харуну, он сказал про это подобие: «С той разницей, что после меня пророков больше не будет».Имам Али подобен Посланнику Аллаха не в пророчестве и донесении откровений, а в руководстве исламской общиной и наставлении людей на путь истины.
29. Хадис «Город знаний»
Одним из хадисов, часто встречающихся в сборниках хадисов и указывающих на то, что во всех вопросах мусульманам следует обращаться к Али ибн Аби Талибу, является хадис, который получил название «Город знаний». Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Я – город знаний, а Али – ворота этого города. Каждый, кто желает войти в город, должен войти в него через ворота».[377] Также Пророк говорил: «Я – город мудрости, а Али – его врата».[378]
Хадис «Город знаний» привели в своих трудах множество других суннитских ученых, таких как Ахмад ибн Ханбал, Ибн Асир, Хайсами, Хатыб Багдади. Шиитский исследователь Али Асгар Ризвани в своей книге «Имамат в сунне» приводит ссылки на 235 трудов суннитских ученых, в которых имеется этот хадис.
По свидетельству истории Али ибн Аби Талиб был самым знающим и самым мудрым среди всех сподвижников Пророка. Не согласны с этим разве что те, кто не знаком с историей. Когда Посланник Аллаха выдавал свою дочь Фатиму замуж за Али, он сказал ей: «Я выдаю тебя замуж за человека, который раньше всех принял Ислам, и познания которого превышают познания всех остальных людей».[379]
Пророк Ислама говорил: «Мудрость поделена на десять частей. Девять из них дарованы Али, а одна часть распределена между остальными людьми».[380]
Многие сподвижники обращались за помощью и советом к Имаму Али, будучи уверенными в том, что он разрешит все их трудности. Одним из них был Умар ибн Хаттаб, часто говоривший по этому поводу: «Если бы не было Али, то пропал бы Умар».[381] Также Умар говорил: «Али наилучший в суждении».[382]
Ибн Аббас рассказывал: «Мы всегда говорили, что Али ибн Аби Талиб был наиболее знающим правосудие среди всех жителей Медины».[383]
Сам Имам Али говорил мусульманам: «Спрашивайте меня, пока я нахожусь среди вас. После меня вы не сможете спросить у подобного мне».[384]
Хадис «Город знаний» указывает на следующие важные моменты:
1. По словам Посланника Аллаха Али ибн Аби Талиб обладает высочайшими знаниями и мудростью, что делает его самым лучшим из сподвижников.
2. Знания Пророка защищены от любых ошибок и погрешностей, ибо он сам является безгрешным и никогда не ошибается. А так как Имам Али является вратами в город пророческих знаний, то его знания также защищены от ошибок и погрешностей.
3. Посланник Аллаха говорил, что каждый, кто желает войти в город его знаний, должен войти через ворота, то есть через Али. Только у Али истинные знания и понимание Ислама, только через него можно окунуться в море знаний Посланника Аллаха. Именно по этой причине во всех религиозных вопросах шииты обращаются к Али и следующим безгрешным имамам, ибо через них шииты черпают чистое учение последнего небесного Пророка.
4. Имам Али – хранитель учения Пророка Ислама. Учение Пророка это истинная религия, вследствие чего Али и остальные имамы являются хранителями истинной религии.
5. Данный хадис обязывает мусульман обращаться за знаниями к Али и следующим за ним имамам, ибо, если они желают прикоснуться к подлинному учению Пророка, они должны войти в город через ворота.
6. Одного этого хадиса достаточно для осознания того, кто является истинным предводителем исламской общины после ухода Посланника Аллаха в иной мир. Ибо только тот человек может вести общину по пути совершенства, кто обладает глубочайшими познаниями и совершенным пониманием религии.
30. Хадис «Увещевание»
Хадис «Увещевание» имеет непосредственную связь с ниспосланием коранического аята. Событие, описанное в данном хадисе, произошло в самом начале пророческой миссии Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род). Это событие подтверждает неоспоримый факт того, что уже тогда Пророк Ислама задумался о будущем исламской общины, о ее будущем руководителе. Невозможно поверить в то, чтобы лидер целой нации, целой общины не задумался о ее будущем и не назначил или не порекомендовал для нее ее будущего руководителя. Вот как описывается данное событие в «Тарих» Табари:
«Пророку был ниспослан аят: «И увещевай свою ближайшую родню».[385]После ниспослания аята Пророк обратился к Али: «Аллах повелел мне обратиться к своим родственникам с увещеваниями и наставлениями. Приготовь еду и пригласи всех моих родственников, дабы я исполнил повеление Аллаха». Али сделал все так, как велел ему Посланник Аллаха. После того как гости поели и попили, Пророк обратился к ним со следующими словами: «О род Абд аль-Муталлиба, клянусь Аллахом, я не знаю среди арабов человека, который принес бы своему народу более лучшее чем то, что принес я. Я принес вам благо этого мира и благо мира загробного, и Господь приказал мне призвать вас к этому. Кто из вас поможет мне в этом деле, чтобы стать моим братом, заместителем и наместником?» Все присутствующие сохраняли молчание. Поднялся Али, который был самым младшим из присутствующих, и сказал: «О Посланник Аллаха, я помогу тебе в этом деле». Пророк положил руку на плечо Али и сказал: «Воистину, это мой брат, мой заместитель и мой наместник (халиф) среди вас. Слушайте его и повинуйтесь ему». После этого присутствующие встали со своих мест и, посмеиваясь, сказали Абу Талибу: «Мухаммад приказал тебе слушать своего сына и повиноваться ему».[386]