Основные принципы поведения
Кодекс основывается на принципах соблюдения законности, морали и этики, что в итоге способствует воспитанию достойной личности и, как следствие, здорового общества в целом.
В связи с тем что за пределами своей малой родины (Чеченской Республики) Чеченец является носителем национального имиджа, и по его поступкам будут судить обо всём народе, он обязан сознавать индивидуальную ответственность перед Всевышним и своим народом за доброе имя Чеченца.
Поэтому следует обратить особое внимание на достойное поведение в общественных местах: в местах обучения (школы, институты, университеты), в общежитиях, общественном транспорте, во дворе многоквартирного дома и так далее.
Чеченец, осознающий степень ответственности за репутацию всего народа, не имеет права поддаваться на провокации, и поэтому имя Чеченца должно перестать фигурировать в криминальных сводках.
Далее, огромная доля межэтнических соприкосновений приходится на социальные сети, и именно в указанной сфере, как правило, происходит первое настоящее знакомство с психологией и культурой народа. Вот почему чеченцы, принимающие участие в обсуждении различных тем на страницах всевозможных форумов и соцсетей, должны правильно себя позиционировать, понимая, что их мнение может позитивно или негативно отразиться на народе, повлиять на межнациональные отношения.
В этой связи очень важна деятельность чеченских блогеров, которые любое своё высказывание должны пропускать через фильтр критики и анализа по принципу вероятной пользы или вреда с учетом национальных приоритетов. Для подготовки специалистов в указанной сфере и активизации их деятельности необходимо учредить дискуссионный Клуб для обмена идеями и выработки общей стратегии.
Чеченцы, проживающие как на своей исторической родине, многонациональной Чеченской Республике в составе Российской Федерации, так и за её пределами, входя во взаимоотношения с людьми разных национальностей, обязаны проявлять тактичность, вежливость и дружелюбие.
Достигая определённого уровня саморазвития, Чеченец способствует оздоровлению морального облика в окружающем его пространстве.
Чеченец не провоцирует людей своим поведением на агрессивную реакцию. Не ведёт себя вызывающе. Не нарушает общественный порядок. Национальным танцам отведено определённое место и время. В случае, если исполнение в общественном месте кавказского танца (лезгинки) может вызвать негативную реакцию местного населения, стоит проявить уважение к чужой культуре. Лишь на искреннем почитании местных традиций и поиске позитивных примеров можно сформировать доброе отношение к своему народу.
Приобретать оружие самообороны следует на законных основаниях, но и это не должно давать морального права для беспричинной стрельбы в воздух.
Неуважительное поведение в отношении того общества, в котором мы живем, тем более, поведение, вызывающее агрессивную реакцию, есть не что иное как проявление гордыни.
Всевышний Аллах сказал по поводу гордыни:
«Этот мир вечный Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, и (только) благочестивых (ждёт счастливый) исход».(“Рассказ”, 83)
Всевышний также сказал:
«И не ходи по земле горделиво …» (“Ночное путешествие”, 37)
Всевышний также сказал:
«И не криви лица своего перед людьми и не ходи по земле горделиво, ибо, поистине, не любит Аллах каждого превозносящегося гордеца». (“Лукман”, 18)
Передают со слов Ийада бин Химара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах ниспослал мне откровение (сказав, что следует) вам проявлять смирение, чтобы никто не похвалялся перед другим и никто не притеснял другого». (Муслим)
Передают со слов Абдуллаха бин Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Не войдёт в рай тот человек, в сердце которого (останется) высокомерие (весом хотя бы) с пылинку». Услышав это, кто-то воскликнул: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».(Муслим)
Эти благородные обычаи и традиции от Всевышнего Аллаха, которые присутствуют в каждом человеке, наполняют жизнь смыслом и счастьем, в то время как многие вокруг, забыв об этом, живут в несчастьях, страданиях и бедах.
Человек любой национальности, который начнет придерживаться их, автоматически становится одним из вайнахов, и будет уважаем и почитаем любым чеченцем как равный!
На основании приведённого выше материала, уже исходя из озвученных тезисов, предлагаем следующие рекомендации:
Первое «Золотое правило»
Если и есть некое универсальное правило поведения и обращения с другими людьми, у чеченцев или у представителей других народов и конфессий, то это так называемое «золотое правило», с которым в мир приходили все Пророки. Это правило гласит: «Хайна дезнариг, нахана а дезийла, хаалахь» («Знай, что люди хотят того же, что и ты для себя желаешь»).
Рассказывают, что после того, как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) объявил о своей миссии, иудеи, чтобы удостовериться в его пророческой миссии,решили задать ему всего один вопрос: «Что это за правило, с которым приходили в мир все пророки». Говорят, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Желай другому человеку того же, что и себе желаешь!»
Это главное правило, которым должен руководствоваться каждый молодой человек. Если мы хотим счастья и уважения для себя, то должны желать того же другому. Мы должны проявлять уважение к другим, ибо оно вернется нам сторицей. К этому призывали все пророки, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), к этому призывали и наши старейшины.
Однако наш кодекс был бы не полон, если бы мы ограничились только одним этим правилом.
Второе правило «Уважение к своим родителям»
Следующее «золотое правило», которое должен знать каждый человек, так это то, что наряду с его правами у него есть так же и обязанности. В первую очередь, он обязан уважать своих родителей. Ни перед кем человек не имеет столько обязательств, как перед своими родителями, даже перед родиной. Ибо родина – это прежде наши родители, а потом уже то место, где мы родились. Не зря у многих народов, в том числе и у чеченцев, родина означает «Даймохк» или «Дай бяхна мохкъ», то есть место, где жили наши предки.
«Уважай отца своего и мать» - это правило вписано «золотыми буквами» в кодекс поведения всего человечества, начиная ещё с библейских времен. Оно особо значимо для кавказцев, ибо наша культура, отчасти, сформировалась на основе мусульманской религии, а Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что каждый человек обязан почитать своих родителей и особенно свою мать.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«К числу тяжких грехов относится многобожие, проявление непочтительности по отношению к родителям, убийство и ложная клятва». (Аль-Бухари)
«Поношение человеком своих родителей относится к числу тягчайших грехов." Люди спросили: “О посланник Аллаха, да разве может человек поносить собственных родителей?” Он сказал: “Да, так может получиться, если станет он поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) станет он поноситьмать (другого) человека, а тот примется ругать его мать!» (Аль-Бухари; Муслим)
«Поистине, Аллах Всевышний запретил вам проявлять непочтительность по отношению к (вашим) матерям...» (Аль-Бухари; Муслим)
«Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец». (Муслим)
«Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, к нему пришёл какой-то человек из племени бану салама и спросил (его): “О посланник Аллаха, могу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям и после их смерти?” Он сказал: “Да, если будешь молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через своих родителей, и оказывать уважение их друзьям». (Абу Дауд)
Со слов Ибн Динара, сообщается, что когда Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, выезжал в Мекку, он брал с собой осла, на которого пересаживался, чтобы отдохнуть, когда ему надоедало сидеть на верблюде, и он повязывал голову чалмой. И однажды, когда он ехал верхом на этом осле, мимо него прошёл какой-то бедуин, которого он спросил:
“Не ты ли такой-то, сын такого-то?” Тот ответил: “Да”, - и тогда он отдал ему своего осла, сказав: “Садись на него”, - и свою чалму со словами: “Повяжи свою голову этим.” Некоторые из его спутников стали говорить: “Да простит тебя Аллах! Ты отдал этому бедуину осла, которого использовал для отдыха, и чалму, которой повязывал голову!” В ответ им он сказал: “Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец, и после его смерти”, - а отец этого человека был другом Умара, да будет доволен им Аллах.” (Муслим)
«Как-то раз один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и спросил: “О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: “Твоя мать.” Этот человек спросил: “А кто потом?” Он сказал:“Твоя мать.” Человек спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать.” Человек снова спросил: “А кто потом?” - (и тогда) он сказал (ему): “Твой отец». (Аль-Бухари; Муслим)
«Позор, позор и ещё раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей, и после этого не войдёт в рай!» (Муслим)
Прекрасным примером того, как чеченцы относятся к своим родителям, и особенно к матери, хорошо продемонстрировано в истории из жизни одной чеченской семьи. Цитируем отрывок из рассказа:
«Услышав имя моего деда, она рассказала, как они с подругами, тогда еще совсем юные девушки, тайком через огороды ходили смотреть на моего деда. Она рассказывала, что он был очень интересным молодым человеком с изящной выправкой, со своим прекрасным конем, славившимся тогда на всю округу. Но больше всего их пленили его гIиллакх, оьздангалла, его уважение к их селу - Элистанжи. Дело в том, что его мать была родом из этого села, и, проезжая через Элистанжи в Ведено или обратно, он всегда сходил с коня и пешком шел через все село в знак уважения к родственникам матери и ее односельчанам. Ни разу не было случая, чтобы он изменил этому правилу. Его звали Баки (Абу-Бакар) Эльсахаджиев из Махкеты». (http://www.nohchalla.com/etika/rasskazy-nohchalla/1509-uvajenie-k-rodstvennikam-materi.html)
Третье правило «Уважение к старшим»
Если мы уважаем и почитаем своих родителей, то в соответствии с «золотым правилом» - «желай другому того, что и себе желаешь», мы должны почитать также и чужих родителей, то есть уважать и почитать все старшее поколение.
«Тот, кто не уважает старших, тот не из нас» - эти слова, принадлежащие Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), указывают, какое почетное место отводится старшему поколению в чеченском обществе. Следует обратить внимание, что здесь речь идет не только о родственниках, а вообще о пожилых людях, независимо от родства, нации и вероисповедания. Из истории о Пророке Мухаммаде (С.а.С.) и его сподвижниках нам известно, что даже во время войны они напутствовали своих воинов: «Не убивайте женщин, детей, стариков и монахов в их кельях». Кавказцы же всегда отличались тем, что глубоко уважали и почитали старших, независимо от того к какой нации или религии они принадлежат. Это правило кодекса чести кавказских горцев известно всему миру, и его следует соблюдать везде, независимо от того, где ты находишься, на Кавказе или в центральной России, в Аравии или в Китае. Везде и во всех ситуациях, в равной степени нужно уважать старших.
Почитание старших во все времена было одним из основных отличительных признаков чеченца. Считалось большим позором перейти дорогу старшему. При появлении старшего молодые люди должны были встать, приветствовать его, уступить ему место. О культуре поведения чеченцев, об их благородстве написано немало исследовательских материалов. Цитирую некоторые выдержки:
«Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях.
Родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.
Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют «большой отец», а бабушку чаще всего — «мама». Дети могут не выполнить просьбу отца или матери — их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.
Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения — значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребление спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими на повышенных тонах или развязно вести себя.
Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту». ( «Чеченский кодекс -Нохчалла» - «Отношение к старшим» (статья 3) http://chechenlaw.ru/?p=375)
«На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды…
У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников «почернеть лицом», «опустить голову». О достойном поведении говорят обычно: «Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать». («Чеченский кодекс -Нохчалла» «Честь семьи» (статья 3) http://chechenlaw.ru/?p=375)
Удивительные по своей красоте и чести правила! Однако в последнее время эти обычаи стали исчезать и среди чеченцев, так как некоторые чеченцы ошибочно стали считать, что почитание старших есть поклонение. В подтверждение этого они приводят слова Пророка Мухаммада (С.а.С.), который сказал: «Не делайте из меня того же, что из своего Пророка последователи Исы» и запретил своим сподвижникам вставать при его входе. Однако это неверное понимание вопроса, ибо в этом хадисе речь шла именно о Пророке Мухаммаде (С.а.С.), он сказал, чтобы не вставали именно ему, но не сказал, чтобы они не вставали или не уважали друг друга. Он сказал, не выделять его из всех, ибо у арабов того периода была привычка вставать лишь почетным людям, тогда как на Кавказе уважение проявляют ко всем. И уж совсем неправильно считать уважение к старшим - поклонением, ибо есть множество хадисов, где сказано, чтобы мусульмане уважали своих родителей, старейшин, алимов, и т.д., вплоть до того, чтобы они целовали им руки и лоб, и это не является поклонением, а лишь уважением к их учёности и возрасту.
Посланник Аллаха сказал:
«Имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха и раньше других начал делать это, если в этом они равны, то - тот, кто раньше всех совершил переселение, а если они равны и в этом, пусть имамом для них будет самый старший из них по возрасту». (Муслим)
Передают, что перед началом общей молитвы Посланник Аллаха говорил:
«Выравнивайтесь, и да не будет меж вами различий, ибо тогда и сердца ваши не будут знать согласия, и пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, за ними - следующие, а за ними – следующие». (Муслим)
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Мне приснилось, что когда я чистил зубы зубочисткой, ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано: “Старшему!”, - и я отдал её старшему из них». (Аль-Бухари; Муслим)
«Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается, и справедливому правителю». (Абу Дауд)
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не относится к нам тот, кто не жалеет младших среди нас и не оказывает уважения старшим». (Абу Дауд и ат-Тирмизи)
«Если юноша станет проявлять уважение к старцу из-за его возраста, Аллах обязательно направит к нему того, кто станет проявлять уважение к нему, когда состарится он сам» ( ат-Тирмизи)
Проявляя уважение к старшим, мы показываем свое благородство и порядочность не только родителям и своему народу, но и тем людям, среди которых живем. Благодаря уважению, которое горцы оказывали своим соседям, о них слагали поэмы и писали романы. А значит, сегодняшняя молодежь своим поведением должна хранить и приумножать традиции высокой нравственности, честности. Посмотрите на сегодняшнюю Россию! Видим ли мы сегодня, что с нас, с нынешних чеченцев, берут пример и восхищаются нашим поведением? А ведь еще каких - то 20 лет назад ситуация была диаметрально противоположной. Я помню времена, когда будучи в Советской Армии, мы в свободное время начинали танцевать лезгинку, вся наша воинская часть собиралась и поддерживала нас, это были представители многих национальностей: русские, украинцы, молдаване, эстонцы и т.д. Уважение и любовь к нашей культуре были заслугой наших отцов и дедов. Они вели себя так, что наш танец ассоциировался с благородством, а сегодня наши танцы вызывают антипатию.
В Советской Армии (1989-1991 годы) я застал то время, когда принадлежность к чеченской национальности гарантировала уважение среди сослуживцев и офицерского состава. И не только уважение, но и рост по службе. Нас всегда ставили в пример старшие по званию. Помнится, мы как-то сидели и отдыхали после занятий, в это время мимо нас проходил офицер, мы, чеченцы, встали, соблюдая свои национальные обычаи и традиции, а другие сослуживцы сидели. Тогда офицер остановился и спросил, почему мы встали, тогда как была дана команда «вольно». Я ответил, что у нас чеченцев, всегда принято вставать при появлении старших. На это офицер похлопал меня по плечу и сказал: «Я знаю, у вас обычаи настоящих мужчин и воинов. Ваши обычаи даже легли в основу некоторых положений воинского устава. Мне бы хотелось, чтобы и остальные солдаты это знали», - сказал он, и потом, построив нас на плацу, стал расхваливать так, что нам стало неловко. Впоследствие, мы еще больше пытались соблюдать свои обычаи, чтобы оправдать оказанную нам честь. Обычаи не прибавляют нам уважение автоматически, чтобы его заслужить, нужно следовать традициям и обычаям везде, в любой обстановке. Уважение к горцам славянских народов стало основой формирования такого военного сословия, как казаки. Русский вольный люд, прибывавший на Кавказ в поисках свободы, входил в родство с местными народами, принимал их обычаи, оружие, форму одежды, и в итоге сформировался как отдельная этническая группа. Во все времена, несмотря на некоторое противостояние, особенно в годы Кавказской войны, казаки имели кунаков среди чеченцев. Эти дружеские отношения были настолько глубоки, что некоторые чеченские тейпы роднились с казаками. И сегодня идут ожесточенные споры о том, кто же от кого на самом деле произошел. То ли некоторые казаки от чеченцев, то ли некоторые чеченцы от казаков.
Тимур Уцаев в статье, опубликованной в «Вестнике Кавказа», приводит примеры такого взаимопроникновения культур:
«История развития русско-чеченских культурных связей насчитывает несколько веков. В XVIII веке чеченцы и жители гребенских и терских станиц нередко заключали смешанные браки. Родственные связи устанавливались и путем куначества, аталычества (отдача детей на воспитание). Будучи соседями, они в течение многих веков перенимали друг у друга материальную и духовную культуру. Эти многообразные дружеские отношения нашли отражение во многих чеченских героико-исторических песнях - «илли». На жительство в казачьи станицы уходили иногда целые семьи горцев. Так, в станице Червленной жила семья Гулаевых; их считали потомками выходцев из чеченского тайпа Гуной. Эта гуноевская фамилия и в настоящее время считает себя родственной гребенским казакам станицы Червленной. Казаки тоже не лишены были родственных чувств по отношению к гуноевцам. О своем родстве с чеченцами говорят семьи Егоркиных, Байсунгуровых, Титкиных и многие другие, проживающие в терских станицах.
Дружеский характер взаимоотношений чеченцев и казаков проявлялся и в том, что горцы отдавали на время своих детей в гребенские станицы, большей частью в семьи знакомых казаков, чтобы они учились разговорному русскому языку. Передовые представители местной интеллигенции не осуждали, а приветствовали и поддерживали эту систему, как одну из форм сближения с русской культурой, отмечая, что местные народы «изучение русского языка и грамоты считают делом, безусловно, необходимым»... Известный чеченский этнограф XIX века Лаудаев до поступления в Петербургский кадетский корпус в 1820-х изучил русский язык в станице гребенских казаков. В свою очередь казаки направляли своих детей к горцам-кунакам в чеченские села для обучения чеченскому языку.
Терские казаки позаимствовали у кавказцев несколько национальных блюд: калд-дятта - смесь творога с топленым маслом; чурек - пресный хлеб, лепешки с начинкой из сыра или овощей. Терские казаки прекрасно играли на кавказских музыкальных инструментах: зурна, свирель, горская двухструнная балалайка, барабан. Не только мелодии горских песен, но и танцы были восприняты казачеством. Возникший в станице Наурской темпераментный танец Наурская лезгинка стал «национальным» танцем терских казаков. Дружественные связи с чеченцами нашли свое отражение и в песенном творчестве гребенских казаков.
Специалисты уверяют, что все это способствовало не только русско-чеченскому сближению и укреплению разносторонних связей, но и экономическому и духовному развитию окраины России, частью которой считалась Чечня». (Тимур Уцаев «Истоки чеченского кодекса чести» http://www.groznyinform.ru/main.mhtml?Part=11&PubID=37973).
Четвертое правило – «Уважение к женщине»
Одна из чеченских пословиц гласит: «Джигит без сестры, словно орел без одного крыла».
В другой пословице особо подчеркивается положение женщины в чеченском обществе: «Портится мужчина — портится семья, портится женщина — портится весь народ».
Эта пословица, как и сотни таких же пословиц и поговорок, говорит о том, на каком высоком уровне стоит женщина в кавказском обществе. Женщина - она и мать, и сестра, и жена, и дочь. Все они уважаемы и оберегаемы каждым кавказским мужчиной. Обидеть одну из них, значит нанести кровную обиду всему роду.
«Только женщина может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору, женщина давала своим детям вынести зеркало к враждующим — это действовало как запрет на междоусобицу.
По традици мужчина, оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни: в старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи — с грабителем, диким зверем… Мужчина шел впереди своей женщины и был готов в любую минуту защитить ее.
Женщин чеченцы приветствуют только стоя. Если мимо проходит пожилая женщина, долг любого человека встать и поздороваться первым.
Позором считается неуважение к матери и ее родственникам. Для зятя почитание родственников жены считается добродетелью, за которую бог без суда может отправить в рай».( Елфимов В.О. «Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 21 (60). № 2. 2008 г. С. 274-276. http://chechenlaw.ru/?p=586).
О статусе женщины в обществе говорят и хадисы Посланника Аллаха:
«Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть, и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо». (Аль-Бухари и Муслим)
«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». (ат-Тирмизи)
«Мир этот даётся во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в пользование в этом мире, является праведная жена». (Муслим)
«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем (присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. (Итак), каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». (Аль-Бухари; Муслим)
Наилучшим примером уважения к женщинам является Пророк Мухаммад (С.а.С.), который даже после кончины своей жены не переставал оказывать уважение ее родственникам и друзьям.
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Ни к кому из жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, я не ревновала его столь сильно как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, которую я никогда в жизни не видела! Однако он часто вспоминал о ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал (мясо) подругам Хадиджи, и тогда я говорила: “Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!”, - а он отвечал мне: “Поистине, была она такой-то и такой-то и были у меня от неё дети». (Аль-Бухари; Муслим)
А разве в соответствии с «золотым правилом», с которым пришли в этот мир все Пророки, и в частности Пророк Мухаммад (С.а.С.), мы не должны желать другим того же?! Значит, с таким же уважением и почетом мы должны относиться ко всем женщинам: матерям, сестрам, женам и дочерям,
независимо от национальности, вероисповедания и географии нашего проживания. Чеченец! Помни, где бы ты ни был, ты представляешь не только свою семью и свой род, но и весь чеченский народ, весь Кавказ! А значит, по твоему поведению будет оцениваться вся наша культура. Помни, что о поведении наших предков, их благородстве слагали стихотворные и прозаические произведения великие русские и мировые писатели: Лермонтов, Пушкин, Толстой, Дюма и т.д.
Разве мы не являемся детьми своих отцов? Если да, то не пора ли нам восстановить доброе имя наших предков?! Вести себя так, чтобы и про нас слагали поэмы, воспевали бы нас как людей чести, а не как жуликов, бандитов и террористов.
Одна из чеченских пословиц гласит: «Ледар тяхено шей дей бюца», - «Плохие отпрыски кичатся подвигами своих отцов».
Приведем некоторые высказывания и примеры поведения чеченцев из истории Большой Кавказской войны 19 века.
«Чеченцы, как мужчины, так и женщины чрезвычайно красивый народ. Они высоки ростом, очень стройны, физиономия их, в особенности глаза, выразительны. В движениях чеченцы проворны, ловки, по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют французами Кавказа».(Берже).
«...Чеченцы не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. "Зачем уничтожать дар божий и труд человека", - говорили они... И это правило горского "разбойника" есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они имели ее...»(А.А. Бестужев-Марлинский в "Письме доктору Эрману")
«Поведение горцев было непонятным для тех, кто привык к постулату "на войне как на войне". В связи с этим другой участник событий 1917 - 1920 г. г. Д.З. Корнев писал: "Во многих аулах было совсем иное отношение к пленным, чем представлялось русским. Две подруги, девушки казачки Ефросиния Походнева и Ольга Уськова, отказались вернуться из плена. Родные девушек и возбужденная толпа, собравшиеся на окраине Грозного, конечно, не поверили этому. Чеченской делегации пришлось привезти девушек к Алдынскому кургану. С ними приехал и жених Ефросинии Походневой - чеченский офицер. Подруги подтвердили представителям русских, что они остаются жить в чеченском ауле, пока не установится мир между русскими и Чечней. Были и другие случаи, когда пленные женились на чеченках и вообще предпочитали жить и работать в Чечне». (Д.З. Корнев. Революция на Тереке. Орджоникидзе, 1967, стр. 263).
«Вот еще один интересный случай… Случай этот произошел весной 1918 года в Чечне. Русские, выдворившие чеченцев из Грозного, были осаждены там горцами и обстреливали близлежащие аулы из пушек. Скоро чеченцам удалось, разоружив Веденский гарнизон русских, отнять у них 19 орудий… чеченцы использовали их исключительно для того, чтобы заставить русских перестать разрушать аулы. В те дни С.М. Киров писал: "Если чеченцы вздумают покончить с Грозным, то могут сделать это в несколько минут. Им стоит только выпустить несколько снарядов по нефтяным и бензиновым бакам и от Грозного останется один пепел». ("Донские известия", 24 апреля 1918 года).
Но чеченцы не сделали этого. Потому что никакая обида не могла заставить…чеченца подвергнуть опасности мирное население...
«Обращаясь к горцам Северного Кавказа, заместитель атамана Терского казачьего войска есаул Медяник признавался: "Мы, казаки, привыкли уважать в вас и благородство характера и ваши чувства, когда бились с вами как с противником». ("Каспий", 17 мая 1917 года).
А русские классики, не скрывая своего изумления, воспевали благородные черты характера вроде бы "дикого" горца. Даже царь Александр Второй, самодержец, не скрывал своего изумления перед всем этим, приказывая каждому проезжавшему через Калугу русскому дворянину, обязательно совершить визит почтения к плененному вождю горцев Шамилю…
Газета "Молот" в 1919 году писала: "Дагестанцы дерутся яростно, подбадриваемые своими муллами, которые идут впереди бойцов с пеним религиозных гимнов, имея белые повязки на рукавах". (31 июля 1919 года). Турецкий офицер Гусейн эфенди, по волею судьбы оказавшийся среди чеченцев, не скрывал своего изумления и восхищения. "Горцы, воюя с русскими,...стоят беспрерывно в боях, - писал он. - Не получая ни денег, ни продовольствия,- ничего в буквальном смысле. Я боюсь Аллаха не сказать правды, что горцы в особенности шатоевцы стоят много. Им не страшен ни враг, ни мороз и ни бедность, по первому моему клику выступают в поход. Если мы их не поблагодарим, то Аллах их поблагодарит. Я турок, но они чеченцы, и за веру стоящие. Смело скажу, не видел ничего подобного... от горцев никогда не оторвусь". (жур. "Полюс" N2 (10) май 2000 г. Азерб. Статья кандидата исторических наук А. Геюшева "Рыцарство и героизм моджахедов в борьбе за независимость народов Северного Кавказа" стр. 35-37.)