Глава 2. Безопасно ли исполнять священническое служение тому, кто не очистил сердце свое от лукавой совести, нечистоты или скверны?

Моисей, дав образ людям своего времени к нашему наставлению (1 Кор. 10:11) в Законе, данном от Бога, пишет: И рече Господь к Моисею, глаголя: рцы ко Аарону, глаголя: человек от рода твоего в родех ваших, аще коему будет на нем порок, да не приступит приносити дары Бога своего: всяк человек, емуже аще будет на нем порок, да не приступит (Лев. 21:18–20). И далее истолковывает порок: [он заключается] не в смешении с чужими членами, не в каком-либо повреждении, хотя бы и отчасти своих собственных членов (Лев. 21:16–18), не настолько препятствующем совершению благопоспешения, но вредящем красоте и целостности.

Господь же, говоря, что здесь Тот, Кто больше храма (Мф. 12:6), научает нас, что настолько нечестивее есть тот, кто дерзает [недостойно] священнодействовать Тело Господа, предавшего Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф. 5:2), насколько Тело Единородного Сына Божия превосходит [тела] баранов и быков, даже не из сравнения, ибо превосходство [в данном случае] несравнимо.

Но и порок или повреждение теперь не на членах тела нужно усматривать, но познавать в отношении к добрым делам благочестия по Евангелию, когда противоречащей разуму или недостаточной становится [такая ветхозаветная] заповедь или не такой, каковой бы можно было благоугодить Богу, словно бы рубец какой-нибудь или проказа явились на заповеди от человеческого произволения.

Посему необходимо во всем, особенно во время [совершения] этого столь великого Таинства, хранить возвещенное апостолом, сказавшим: Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии (2 Кор. 7:1; 6:3–4).

И так становится достойным кто-нибудь священнодействовать Таинство Господне по Евангелию Божию (Рим. 15:16).

Глава 3. Безопасно ли для не очистившегося от всякой скверны плоти и духа[34] (2 Кор. 7:1) есть Тело Господне и пить Кровь Его?[35]

1. Если Бог в Законе определил высшее наказание для дерзнувшего в нечистоте касаться святых [предметов], как написано было для людей его времени, но в назидание нам (1 Кор. 10:11): И рече Господь к Моисею, глаголя: рцы Аарону и сыном его, да внимают от святынь сынов Израилевых, и да не осквернят имене святаго Моего, елика они освящают Ми: Аз Господь. Рцы им: в роды ваши всяк человек, иже аще приступит от всякаго семене вашего ко святым, елика аще освятят сынове Израилевы Господу, и нечистота его на нем будет, потребится душа оная от Мене: Аз Господь Бог ваш (Лев. 22:1–3), — то что можно сказать о дерзнувшем [совершить что-либо] против столь великого Таинства? Насколько больше здесь Тот, Кто больше храма (Мф. 12:6), по Господнему выражению, настолько же ужаснее и страшнее в скверне душевной касаться Тела Христова, чем прикасаться к баранам и быкам, как о том сказал апостол: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11:27). Более суровым и страшным представляется осуждение в повторении
сказанного: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11:28–29); если же в нечистоте только будет — а о признаках нечистоты мы научаемся образно из Закона, — то насколько же более страшным будет осуждение, насколько большим, когда кто-нибудь, пребывая [не в нечистоте, а] во грехе, дерзнет приступить к Телу Господню, и тем более ужасное навлечет на себя осуждение.

Итак, очистим себя от всякой скверны (2 Кор. 7:1) — различие между скверной и нечистотой ясно хорошо понимающим[36], и так да приступаем ко Святым [Тайнам], чтобы избежать осуждения убивших Господа, потому что: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11:27), и да наследуем жизнь вечную, как и возвестил нам неложно Господь и Бог наш Иисус Христос; если ядя и пия будем вспоминать Его — за нас умершего, то сохранимся от осуждения, по словам апостола: Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. 5:14–15), как мы уже все вместе изложили про Крещение.

Глава 4. Следует ли всякому слову Божию веровать и повиноваться в уверенности в истинности сказанного, хотя бы и находилось какое-либо слово или дело Самого Господа или Его святых кажущимся противоречащим [остальному Писанию]?

1. На вопрос о том, совершенно ли недостойно всякого принявшего исповедание[37] Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Бога Живаго, Которым создано все… видимое и невидимое (Кол. 1:16), глаголющего слова, которые Он слышал от Отца (Ин. 8:26; 15:15), во всем необходимо отвечать, вверяясь апостолу, сказавшему: [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ о вашей вере (1 Пет. 3:15).

И чтобы нам, говоря, не создать какой-либо двусмысленности у слушающих, вспомним Самого Господа, сказавшего: истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5:18), а также: Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лк. 16:17); и если вот, здесь больше Соломона… и вот, здесь больше Ионы (Мф. 12:41–42), то, следовательно, можно сказать, что и «вот, здесь больше Моисея», по апостолу, который после объяснения неприступной для израильтян славы Моисея, в сравнении со славой Господа нашего Иисуса Христа, прибавляет: То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы [последующего]. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее (2 Кор. 3:10–11). Так и из сказанного мы научены изреченное в Евангелии в нерассуждающей вере постигать и твердо исповедовать38, вспоминая к тому же и Самого Господа, сказавшего: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24:35).

И достаточно нам будет слов Господних больше всего прочего, в Духе Святом и владычественном начале души, для того, чтобы утвердить сердца (1 Фес. 3:13) наши в ревностном отношении ко всякому слову, исходящему из уст Божиих (Мф. 4:4). Но чтобы помочь также и чьему-нибудь сомнению, нужно свидетельство одно или два из многих. И Давид говорит: Верны вся заповеди Его, утвержены в век века, сотворены во истине и правоте (Пс. 110:8), а также: Верен Господь во всех словесех Своих и Преподобен во всех делех Своих (Пс. 144:13) и многое подобное сему. Ииуй же в Книге Царств сказал: видите убо, яко не падет от глагола Господня на землю (4 Цар. 10:10).

2. Если же кому-нибудь что-либо [из Писания] кажется противоположным [по смыслу всему Писанию], лучше будет, если он сам себя станет винить — как не постигнувшего богатства премудрости, не могущего постичь непостижимые судьбы Божии (Рим. 11:33) и виновного в дерзости и самонадеянности, почему и пусть слышит таковой: нечестив есть глаголяй цареви: «закон преступаеши» (Иов. 34:18) и: Кто будет обвинять избранных Божиих? (Рим. 8:33). Если и многое для многих, как им кажется, имеет очевидное разрешение, так же вместе с тем и кажущееся противоположным мы должны соблюдать, так что, когда повелению [Божию в Писании] какое-нибудь слово или дело кажется противоположным, необходимо [тем не менее] каждому такому повелению подчиняться, а не за глубиной богатства и премудрости (Рим. 11:33) [критически] наблюдать и непщевати вины о гресех (Пс. 140:4). И сие будет благоугодно Богу и безопасно, как тому мы научаемся из Богодухновенных Писаний. Когда же [одно] повеление [по отношению к другому] повелению кажется противоположным, [то лучшим будет,] чтобы мы основам научались и, читая, всецелый контекст принимали бы во внимание.

И так мы познаем, что между ними нет никакого противоречия, и сохраним каждое для цели вышнего звания (Флп. 3:14), на что простираются оба эти повеления: и то, что болезнь исцеляет, и то, что творит преуспеяние[39], ведя к совершенству угождения Богу, как и Господь сказал некогда: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:15–16); и в другой раз: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:3). 3. И многое подобное ты нашел бы у евангелистов и у [апостола] Павла.

Если заповедь дана, но не раскрыта, то будем придерживаться слов Господа: Исследуйте Писания (Ин. 5:39), и будем подражать апостолам, Самого Господа вопросившим об истолковании сказанного Им (Мф. 13:36), и от Самого из сказанного в другом месте будем научаться истине и спасению. Так же как и в отношении выражения: собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6:20), из повеленного Самим Гос подом юноше, научаемся, когда Он сказал: продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф. 19:21), и к желающим наследовать Царство Небесное: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволаил дать вам Царство.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах (Лк. 12:32–33). Если же есть и опасность из-за хранения заповедей, которое есть похвала наша, то вспомним апостола, сказавшего: Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою (1 Кор. 9:15); и в другом месте, более пространно: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8:35) и последующее, через которое мы научаемся хранить заповеди и даем преизбыточествующее доказательство любви к Господу, говорящему: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин. 14:23) и часто иное подобное тому же. Насчет остального же следует подражать апостолу и говорить: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? (Рим. 11:33), Того, Кто сошел с небес и нам возвестил слова [спасения] (Ин. 3:34). Им верить необходимо и спасительно, как чада верят родителям, а дети — учителям, по глаголу Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк. 10:15).

Наши рекомендации