И пусть все христиане будут вечно - заняты, заняты, и заняты!
Пусть даже из отпуска они вернутся уставшими.
Сделайте так, чтобы им некогда было поехать на природу, и полюбоваться Божьим творением.
Вместо этого отправьте их в парки развлечений, на спортивные мероприятия, игры, концерты и в кино.
И пусть все христиане будут вечно - заняты, заняты, и заняты!
Наводните их жизни таким количеством дел, чтобы у них не было времени искать силы у Спасителя.
И скоро они будут жить и работать, полагаясь только на себя, жертвуя своим здоровьем и своими семьями - ради своих дел и своих денег.
- Это сработает! Это отличный план!, - закричали бесы.
И с радостью отправились на задание, заставляя христиан повсюду быть всё более и более занятыми, и спешить туда и сюда, оставляя всё меньше времени для Бога, для молитвы и своих семей.
Вопрос в том, удался ли дьяволу его замысел?
Вам судить!
***
Такими словами заканчивается притча; ну а нам следует задуматься: не реализуем ли мы случайно в своей жизни сей дьявольский план?
Правильно ли живём? Спасительно ли?
Нам даны назидательные примеры святых угодников Божиих, живших как в древности, так и в наши времена, - чтобы мы могли сравнить плоды своей жизни (чего мы в жизни достигли!) с плодами их жития.
Например, есть такой близкий нам святой – Святитель Иоасаф Белгородский (выходец с Полтавщины), который жил в 18-м веке, прожил всего 49 лет, и достиг великой святости.
О том, насколько великий это был святой, свидетельствует такой случай.
Через 150 лет после смерти Святителя Иоасафа его тело было обретено нетленным.
Тление не коснулось даже одежд святителя.
В 1911 году состоялись празднования по случаю обретения его мощей.
И вот на открытие честных мощей святителя Иоасафа съехались люди со всей Руси.
И было там великое множество слепых, хромых, глухих, больных, - которые терпеливо ждали явления мощей святителя Иоасафа, надеясь на исцеление.
И вот поехал тогда в Белгород на открытие святых мощей один юноша. Юноша этот был воспитан в вере православной, и с детства был в Церкви (как и большинство людей в то время), но вера его была не столько горячей, сколько традиционной.
Он даже учился в Духовной семинарии, но на открытие святых мощей ехал неохотно – выполнял послушание.
Но то, что он увидел в Белгороде, изменило всю его жизнь; он решает посвятить жизнь Богу; впоследствие он – архимандрит Досифей.
Вот что пишет архимандрит Досифей о дне открытия святых мощей святителя Иоасафа Белгородского.
«Ехал я неохотно – выполнял послушание.
Приехал – и зашевелилось что-то внутри.
Такое увидел, что невозможно было оставаться спокойным.
Со всех концов Руси съехались больные и калеки, - столько страданий и боли, что трудно смотреть.
Я скептически относился к происходящему.
Но вокруг был такой настрой ожидания чуда, что он передался даже мне.
Тысячи и тысячи – больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек – лежали и стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя.
Особое моё внимание привлёк один скрюченный.
На него просто нельзя было смотреть без содрогания.
Все части его тела просто срослись; и это был какой-то клубок мяса и костей, который лежал на земле.
- Какое же исцеление может получить этот человек? – подумал я, - Можно ли ему вообще чем-то помочь?
Но вот вынесли гробницу с мощами Святителя Иоасафа.
Такого я никогда не видел, - пишет Досифей, - и вряд ли когда-нибудь увижу. Почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись.
Слепые прозревали, глухие слышали; немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости.
С трепетом, ужасом и благоговением наблюдал я за происходящим, - пишет Досифей, - не упуская из виду того скрюченного.
Но вот гробница с мощами Святителя поравнялась с тем скрюченным человеком.
Скрюченный раздвинул руки, - раздался страшный хруст костей, как будто что-то разрывалось и ломалось внутри него.
Он стал выпрямляться с усилием – и встал на ноги.
Какое потрясение это было для меня! - пишет Досифей, - Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, стал рассказывать ему всё, просил записать.
Из Белгорода я вернулся другим человеком – верующим».
***
Таковы были плоды жизни Святителя Иоасафа, - святого, очень близкого православным харьковчанам.
Даже в своём посмертии, ни слова не говоря, он обращает людей в веру.
Человек всего лишь соприкоснулся - даже не с ним самим, а с его мощами – и уже стал другим. Стал верующим.
Даны нам и Праздники Церковные, которые служат маяками на нашем пути ко Спасению.
Это, прежде всего, двунадесятые Праздники.
И первый такой Праздник года – это Рождество Христово.
***
Рождество Христово – это великий христианский Праздник.
В Праздник принято всех поздравлять, а «поздравление» - дословно означает «пожелание здоровья»: поздравить – это значит пожелать здоровья.
Но Господь пришёл на землю, и родился в пещере Вифлеемской не для того, чтобы дать людям здоровье (по крайней мере – не только ради этого), или дать материальное благополучие, или – дать нам повод посидеть за праздничным столом. Вовсе нет!
Многие и многие люди в наше время вопрошают: «Ну, а где же Бог? Почему Он нам не помогает? Почему у нас всё так плохо?
Почему же Бог не обеспечит нам достойную жизнь? Почему, например, всё так дорого?!
А здоровья почему нам Бог не даст? Почему мы болеем, почему умираем?!»
Так вот: Господь пришёл на землю совсем не для этого, - не для того, чтобы обеспечить нам нашу земную жизнь.
Господь пришёл, чтобы спасти нас от ужаса нашей жизни, которая есть грех.
- А какой грех? - опять спросит обыватель, - почему грех? Я ничего плохого не делаю, никого не убил и не ограбил, морально устойчив. Я – хороший человек…
А дело в том, что грех – это вовсе не обязательно какие-то злодеяния.
Грех (по определению!) – это жизнь вне Бога.
Это жизнь без Бога и без Церкви.
Это - когда человек понятия не имеет, что:
- в Воскресенье он должен быть в храме,
- что утро должно начинаться с молитв утренних, а вечер должен заканчиваться молитвами на сон грядущим,
- и что каждые 40 дней человек должен причащаться Святых Христовых Таин…
Жизнь вне Бога – вот это грех.
Именно от такого греха пришёл спасти нас Господь.
Сын Божий хочет вернуть нас на Небо.
А мы? Что же мы?
Готовы ли мы к встрече с рождающимся Христом?
Митрополит Антоний Сурожский сказал так: «Бог приходит в наш мир уязвимым, беззащитным ребёнком, и говорит: «Я отдаюсь вам; делайте со Мной, что сами захотите».
И перед каждым из нас стоит вопрос: а что же я делаю с Ним, - с этой Любовью Божией, Которая мне дана? Что я делаю с этим Младенцем, Который рождается ради того, чтобы быть измученным на Кресте, и умереть ради меня?
Две тысячи с лишним лет назад, с рождения Богомладенца, для человечества началась новая эра.
Своим пришествием Бог, приклонивый Небеса и сошедый на землю, поставил человека перед выбором: что ты, человек, выбираешь – землю или Небо?
Что такое Церковное Празднество?
Мы приходим в храм не просто вспомнить о том или ином событии Священной истории, но вспомнить и научиться тому, чему мы в окружающей жизни научиться не можем.
Рождество Христово - уникальное событие в истории.
Святые отцы научают нас, что мы в этот Праздник должны осмыслить, и на что настроиться.
Гдеродился Христос? В царских палатах? Как царский сын?
Вовсе нет: в хлеву, в навозном. В навозном хлеву. Случайно ли?
Христос что пришёл сделать? Очистить хлев нашей души.
Это напоминает нам о состоянии наших душ, - и каждого человека отдельно, и человечества вцелом.
Хлев – это то, что мы из себя представляем в духовном отношении: наполнены всеми страстями без исключения!
Этот Праздник понуждает нас хоть немножко посмотреть на себя, - на свою душу.
Мы меньше всего думаем о состоянии своей души; все наши мысли, все наши намерения, все наши желания – все они витают вокруг нашей телесной жизни.
И редко человек направляет внимание на свою душу.
Рождество Христово прямо понуждает нас: в хлеву родился Христос! Христиане! Вы хотите, чтобы в вашей душе Христос родился, или нет?
Если да, то нужно, прежде всего, понять, что из себя представляет моя душа, - и заглянуть туда.
И начать наводить там (в душе!) порядок.
Именно к этому призывает нас Рождество Христово: чтобы мы посмотрели, насколько мы заражены – и тщеславием, и алчностью, и завистью, и лицемерием; и чтобы начали хоть немножко бороться с этим, и каяться в этом.
Вот чему научает нас Рождество Христово.
Христос рождается – радуйтесь, потому что Он нам этим фактом (своего рождения!) говорит: посмотрите на свою душу с тем, чтобы начать выметать всё это, и из этой грязной, заваленной комнаты сделать прекрасную, чистую, великолепную горницу, охваченную светом и чистотою!
Рождество Христово понуждает нас на великое дело – посмотреть на самое главное, ибо что дороже души человеческой? Нет ничего…
И вот на эту величайшую ценность для человека – человек меньше всего обращает внимание.
И сегодня Святая Церковь обращается к нам:
Христос рождается – посмотри!И открой себе хотя бы маленькую щёлочку, чтобы радость Рождества Христова могла войти в тебя.
***
Святая Церковь – это Корабль нашего спасения.
Кто-то может на нём спать, кто-то может ничего не делать…
А кто-то может - бороться с волнами, совершать подвиги, поднимать паруса, сражаться с пиратами!
НО корабль всё равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперёд все пассажиры.
Поэтому главное – находиться внутри Корабля Церковного.
Когда мы идём в храм – в Воскресные, в Праздничные дни, нам на этом пути незримо сопутствуют Ангелы.
Однако это не так просто – научить себя каждое Воскресенье и каждый Праздник быть в Церкви.
Этому обязательно найдётся масса препятствий.
Почему человек не идёт в Воскресный день в храм? Причина всегда одна – это гордость.
Других причин (на самом деле!) не бывает!
Человек может объяснять по-разному, почему он не ходит в храм:
может считать, что он чего-то не знает, не понимает, - и поэтому не идёт,
или наоборот – знает слишком много, - сильно умный, сильно грамотный,
или может говорить: а мне там скучно, мне неинтересно …
Но на самом деле если человек не идёт в храм, причина одна – это гордыня:
человеку кажется, что он и сам со всем управится, что он и без Бога обойдётся.
А гордость – это и есть самый больший грех, потому что она удаляет человека от Бога.
Неверие в Бога всегда связано с грехом.
Поэтому любого человека можно научить вере,
любому человеку можно приоткрыть этот свет,
жизнь любого человека можно согреть теплом Божиим.
Для этого нужно в стене, отделяющей человека от Бога, прорубить хотя бы маленькое окошко.
А если это невозможно, то сделать хотя бы - щель.
И очень часто Сам Господь помогает в этом человеку:
Он как бы устраивает для этого человека небольшое землетрясение, когда каменные стены грехов, закрывающие от него Бога, приходят в движение, - и в них образуется трещина.
Когда происходит такое землетрясение, человек называет его словом «несчастье».
Он не понимает, почему это с ним случилось, и хочет от этого защититься, ищет выход, - и обращается мыслью к Богу, и тогда помощь приходит.
Люди довольно часто задаются вопросом «какой самый тяжкий грех?», и при этом у них в голове громоздятся какие-то страшные убийства, ужасные предательства, и так далее.
А дело не в этом.
Грех - это удаление от Бога, это жизнь вне Бога.
А самое полное удаление от Бога, то есть погружение в эту тьму, — это и есть самый тяжкий грех.
Нередко многие из нас желают силком притащить в Церковь, к Богу - своих детей, внуков, мужей, жён, - для того чтобы они захотели бы спасти свою душу.
И мы думаем, что если мы будем ребёнка или взрослого человека таскать, заставлять, подкупать, чтобы он шёл в храм, - то он обязательно спасёт свою душу.
Нет.
В церковь приходят люди, которые предпочитают встречу с Богом любому другому общению, для которых это дорого – встреча с Богом.
А не так, чтобы - механически водить человека в храм, и спасение само получится.
Такого не бывает.
Между тем, кто любит Бога и приходит к Богу, и тем, кто не знает Бога и к Нему не идёт, а его просто тащат, - между ними огромная пропасть.
И ни одни туда не приходят, ни другие оттуда.
Это совершенно разные люди.
Одни - прозрели, они видят Бога, общаются с Ним, молятся Ему.
Другие – нет.
Что такое молитва? Молитва – это беседа человека с Богом.
А когда мы слушаем Священное Писание – это Бог обращается к нам.
А Бог нас ещё и питает – не крошками со Своего стола, а Сам Самого Себя даёт нам в пищу через Святые Христовы Тайны.
Одним это надо, а другим это невдомёк; им лучше на компьютере поиграть, или с друзьями пообщаться.
Одни слушают Моисея и всех пророков и апостолов, которые написали Священное Писание, - а другие слушают ребят в классе или во дворе.
Каждому – своё.
И вот по этому своему и определяется человек:
Рай – это твоё? На, возьми.
Ад – это твоё? На, пожалуйста.
Каждый человек – большой или маленький, – сам выбирает для себя рай или ад.
Спасение – оно может быть только в храме.
В наше время бытует мнение, что главное – это быть хорошим человеком, ничего плохого не делать; и этого достаточно, и после смерти непременно будешь в Раю.
И вот святые говорят нам, что нет:
Будь ты хоть идеальным человеком: культурным, воспитанным, никому плохого слова никогда не сказал, никого ничем не обидел.
Дальше что? А ничего.
Это что - спасение? Вовсе нет.
Это просто - хороший, воспитанный человек; слава Богу; побольше бы таких…
НО значит ли это, что он унаследует Царствие Небесное? Нет.
Порой говорят: «Ой, он был такой хороший человек!».
Ну и что?
В преисподней - миллиарды хороших людей, но они не просвещены светом Христовой Истины.
А в Царствии Небесном – немало и плохих, но покаявшихся и просветившихся светом Христовой Истины.
В Царствие Небесное (в Рай!) входят на самом деле НЕ «хорошие люди», а входят туда только одни кающиеся грешники.
Неплохо, когда кто-то хорошо воспитан, но это ещё ничего не значит перед Богом.
Господь глубже смотрит: даже не на само сердце, а что там внутри в сердце, какова твоя душа.
Вот для Бога что интересно.
Ведь душа – это вечное создание Божие.
У человека есть бессмертная душа, поэтому жизнь человека не заканчивается никогда.
Но лишь человек, который с помощью Божией изменил своё внутреннее состояние, устроение, - тот наследует, как у нас говорят, Рай.
А тот, кому это было мало интересно, он беспокоился только о земном (о том, как вот здесь прожить!) – он аккуратно попадает в ад.
И не важно, хороший это человек, или плохой человек: в аду тоже разные уровни есть.
Так что «хороший» это человек, или «плохой» человек – это важно для нас (для людей!), а для Бога это не играет никакой роли.
Потому что «хороший» или «плохой» человек – мы воспринимаем только по внешности...
***
Как это ни печально, но на Земле праведников нет.
Есть только люди, которые считают себя праведниками.
По статистике, 64% американцев считают, что у них хорошие шансы попасть в Рай (а если у нас такой опрос провести, то будет не меньше!).
Это они считают себя праведниками.
Людей с таким сознанием в Раю нет.
Потому что - если человек считает себя праведником, значит, этот человек находится в самообольщении.
В чем это выражается? В том, что он не видит свой грех.
А учитель Церкви Пётр Дамаскин говорил, что когда увидишь свои грехи, как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию.
Это ещё не покаяние, но это уже правильное, реальное понимание самого себя.
***
И снова – о Рождестве Христовом…
«Христиане - это люди, которые сияют светом Христовым» - так называется статья архиепископа Павла Салибы, который возглавляет Австралийскую и Новозеландскую епархию Антиохийского Патриархата.
Из его коротких бесед и посланий сложился целый сборник для душеполезного чтения.
Владыка Павел приводит рассказ под названием «Бог и гуси».
Жил на свете человек, который не верил в Бога, и не смущаясь рассказывал всем о своём отношении к религии и религиозным Праздникам.
Однако его жена верила в Бога, и детей своих воспитывала в вере, несмотря на едкие выпады мужа.
Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми на службу в местную деревенскую церковь.
Там должна была быть и проповедь о Рождестве Христовом.
Жена попросила мужа пойти с ними, но он отказался.
«Вся эта история - чепуха! - сказал он. - С чего это вдруг Богу понадобилось унижать Себя, и являться на Землю в виде человека?
Это же смешно!».
И вот жена и дети ушли, а он остался дома.
Немного спустя поднялся сильный ветер, и началась снежная буря.
Человек поглядел в окно, но увидел лишь всё застилающий снежный вихрь.
Он уселся в кресло у камина, и собрался провести так весь вечер.
Вдруг он услышал громкий хлопок: что-то стукнуло в окно.
Он подошел к окну, но ничего не смог разглядеть.
Когда метель немного утихла, человек вышел на улицу посмотреть, что же это могло так стукнуть.
На поле возле дома он увидел стаю диких гусей.
Видимо, они летели зимовать на юг, но попали в снежную бурю, и не смогли лететь дальше.
Они заблудились, и оказались возле его фермы - без еды и укрытия.
Взмахивая крыльями, они летали низкими кругами над полем, ослепленные снегом.
Видимо, это кто-то из гусей стукнул в его окно.
Человеку стало жалко этих бедных гусей, и он захотел им помочь.
Он подумал, что сарай был бы подходящим для них местом.
Там тепло и безопасно, и они, конечно же, могли бы провести там ночь и переждать метель.
Он прошёл к сараю, широко открыл его двери и стал ждать, надеясь, что гуси, увидев, войдут туда.
Но гуси только кружились бесцельно и, казалось, не замечали дверей сарая или не понимали, для чего он нужен.
Человек попробовал привлечь их внимание, но это только отпугивало гусей, и они отлетали все дальше.
Тогда человек пошёл в дом, и вернулся с куском хлеба;
он раскрошил его, сделав из хлебных крошек дорожку, ведущую к сараю.
Но гуси и на это не поддались.
Он был уже на грани отчаяния.
Зашёл сзади, и попробовал погнать их к сараю, но гуси только ещё больше испугались, и стали разлетаться в стороны - в разные стороны, но только не к сараю.
Ничего не могло заставить их отправиться в сарай, где им было бы тепло и безопасно.
«Почему же гуси не идут за мной? - воскликнул человек. - Неужели они не видят, что только здесь они смогут выжить в такую бурю?».
Он поразмыслил немного и понял, что они просто не хотят идти за человеком.
«Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти», - сказал он вслух.
Потом ему пришла в голову идея.
Он вошёл в сарай, взял одного из своих домашних гусей, и вынес его на руках в поле, подальше от кружившихся диких гусей.
Затем он выпустил своего гуся.
Гусь пролетел сквозь стаю и вернулся прямиком в сарай - и один за другим все остальные гуси последовали за ним в спасительное укрытие.
Человек постоял тихо минутку, и вдруг у него в голове снова прозвучали те же слова, что он сказал несколько минут назад:
«Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти!».
А потом он вспомнил, что он сказал своей жене немного раньше.
«С чего вдруг Бог захотел бы стать как мы? Это же смешно!».
И вдруг все стало понятно.
Это как раз то, что сделал Бог!
Мы были как эти гуси - слепые, заблудившиеся, погибающие.
Бог отправил Своего Сына - стать как мы, чтобы Он мог показать нам путь и спасти нас.
Когда ветер и слепящий снег стали стихать, душа его тоже затихла и умиротворилась этой прекрасной мыслью.
Внезапно он понял, зачем пришел Христос!
Годы сомнения и неверия исчезли вместе с прошедшим бураном.
Он упал в снег на колени и произнес свою первую в жизни молитву:
«Спасибо Тебе, Господи, за то, что Ты пришёл в виде человека, чтобы вывести меня из бури!».
***
В Неделю по Рождестве Христовом, мы чтим Собор Пресвятой Богородицы.
Мы верим, что Матерь Божия пребывает с нами и в сегодняшний день,
и во все дни будет пребывать со Своей Церковью,
что Она не оставляет нас, и покрывает нас, и исправляет все наши ошибки, и всё наше зло.
Когда в 92-м году начиналось возрождение Крыпецкого монастыря (а это – древний монастырь в глуши, среди болот), туда был направлен настоятель – архимандрит Дамаскин Сахнюк, ныне уже покойный.
Но дороги туда не было, - там сплошные болота.
Поэтому батюшку туда спустили с вертолёта.
Огляделся он – кругом болото, а на развалинах монастыря – бурьян в рост человека.
На многие километры – ни души…
Упал отец Дамаскин в траву, да горько заплакал.
Вдруг кто-то трогает его за плечо.
Кто же это мог быть? Никто туда по болотам пройти не мог…
Поднял батюшка голову: Сама Матерь Божия над ним стоит.
И говорит: «Что ты плачешь? Пришло время восстать из пепла сей святой обители.
Её нужно почти заново построить.
Кто-то же должен это сделать…
Так вот: этот кто-то – ты!
Вставай и трудись!».
И в Неделю по Рождестве мы чтим память святого, который сподобился послужить Матери Божией ещё в Её земной жизни – это праведный Иосиф Обручник.
В Каменской (или Днепродзержинской) епархии есть Свято-Иосифов монастырь – и бОльшая икона на столе привезена оттуда, а меньшая икона привезена из самогО Иерусалима.
И вот праведный Иосиф Обручник. Наверное, и он говорил себе:
«Кто-то же должен это делать…
Этот кто-то – ты!».
И он успел сделать немало, несмотря на то, что ему уже было очень много лет.
Иосиф Обручник был свидетелем рождения Младенца Христа в Вифлееме,
принесения Его в Храм,
сретения праведным Симеоном Богоприимцем,
обрезания,
присутствовал он во время поклонения волхвов.
Когда царь Ирод решил погубить младенца Иисуса, Иосиф Обручник по наставлению Ангела вместе с Девой Марией и младенцем Иисусом бежали в Египет.
В Египте он жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника.
После смерти Ирода они хотели вернуться в Вифлеем, но, получив откровение от Бога, ушли в Галилею и поселились в Назарете.
Последний раз в евангельской истории Иосиф Обручник упоминается в рассказе о паломничестве Святого семейства в Иерусалим на Пасху.
И - о 12-летнем отроке Иисусе в Иерусалимском храме.
По мнению многих толкователей, Иосиф Обручник умер ещё до выступления Христа на общественную проповедь, так как он не был на браке в Кане Галилейской, и не упоминается в рассказе о распятии Христа.
Святой Иосиф Обручник – это супруг Девы Марии, земной отец и воспитатель Иисуса Христа;
Он прозван Обручником потому, что был лишь обручен с Девой Марией, и стал ее супругом де-юре, но не де-факто, храня ее девственность.
Иосиф происходил из рода Давида-царя.
Царь Давид — это одна из величайших личностей библейской истории.
Бог заключил с Давидом договор, согласно которому династия Давида будет править народом Израиля вечно, а столица Давида — Иерусалим — будет во веки веков святым городом, единственной обителью самого Бога.
Согласно преданию, из рода Давида (по мужской линии) должен был выйти Мессия, что и осуществилось, согласно Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида.
И вот Иосиф был царского рода, но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством.
Был он дальним родственником Иоакима, отца Пресвятой Богородицы.
В первом браке у него было четыре сына и две дочери.
Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании.
80-летним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.
Так что эпитет "праведный" в отношении к Иосифу Обручнику — это не просто благочестивый титул, а даже довольно-таки скромное описание сути его жизненного подвига.
Этот подвиг скромный плотник из Назарета смиренно нёс все оставшиеся годы — а прожил он, по преданию, 110 лет, отойдя к Богу всего лишь за несколько лет до выхода Христа на общественное служение.
Поэтому недаром названый отец Спасителя Мира изображается на каждой иконе Рождества Христова — вызывая заслуженное почитание всех верующих.
Существует предание о том, что когда умер праведный Иосиф, его погребение было совершено Ангелами.
***
Следующее важное событие в жизни православного христианина – двунадесятый Праздник, именуемый «Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
18-го и 19-го января верующий человек проводит в храме Божием.
В эти «крещенские» дни мы чтим память двух Феофанов:
18-го января – Преподобного Феофана Рыхловского,
а 19-го января (на Крещение) – Святителя Феофана затворника Вышенского.
Оба святых Феофана – почти наши современники, особенно Преподобный Феофан Рыхловский – он скончался в 1977 году (18 января).
Преподобный Феофан родился на Черниговщине в 1881 году.
В возрасте 13-ти лет он уходит в монастырь – служить Богу.
Его первым послушанием было – будить братию на молитву.
Небольшой ростом и очень быстрый, он оббегал с колокольчиком все монашеские келии, и будил братию детским голоском, и призывал на молитву:
«Время пения! Молитвы час! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!».
Братия отвечали: «Иду сейчас!».
В 1912 году он принимает монашество, а в 1920 году был рукоположен в иеромонаха.
В том же 20-м году монастырь был закрыт властями.
Монахов выгоняли из келий.
Некоторых увозили, но кони становились на дыбы, и ржали.
Люди плакали.
… Пройдя через горнило гонений и лишений, отец Феофан стяжал дар – наставлять и утешать верующих людей в то страшное время.
«Не судите, да не судимы будете», - любил повторять он слова Спасителя, и добавлял:
- Не суди ближнего за то, что он грешит не так, как ты!
Когда ты осуждаешь ближнего за какой-то его грех, - говорил отец Феофан, - это всё равно что Хромой показывает пальцем: «О! Идёт Горбатый!»
Ну, а ты хромой, - можно сказать ему.
Один человек пьёт горькую, а другой – до самозабвения играет в шашки.
Ни тот, ни другой Царства Божия не наследует, потому что у христианина должна быть одна Любовь – это Христос.
И даже кто любит сына или дочь больше, чем Меня, говорит Он, - тот Меня не достоин.
«Спаси себя, и хватит с тебя - любил повторять батюшка, - всех спасать не надо, потому что ни один человек не может спасти другого человека, - даже собственного сына.
Ты можешь спасти его от воды – ринуться за ним в реку,
ты можешь спасти его от пожара – вынести из огня,
НО спасти его так, как спасает Христос – от ада преисподнейшего – ты не можешь.
Ты можешь показать ему весь путь христианский, можешь дать ему пример, НО станет ли он христианином – это всё равно его выбор!
Это – о сыне…
Что уж говорить о других…»
Семейным людям батюшка говаривал:
У тебя есть семья, которую ты строишь.
Вот и строй её пред Богом – в любви, в терпении, в снисходительности…
И всё, и будет благо.
Сделай вокруг себя тот мир, входя в который, люди будут преображаться!
Одна женщина спросила батюшку:
- А у меня муж неверующий, безбожник. Я хожу в Церковь, а он – нет. Что мне делать?
-Что делать? Крепись, молись Богу, держись Церкви…
Что ж тут ещё можно сделать:
нужно было думать раньше, когда выходила замуж.
Бывают такие ошибки, за которые приходится расплачиваться всю жизнь…
И батюшка привёл такой пример:
- Это как: вы играли в детстве на железнодорожных путях, а тут – поезд…
А Вы его не заметили…
Поезд перерезал ногу, и нет ноги…
А теперь вы выросли, и спрашиваете: «Что мне делать?! Как быть?»
Да никак!
Что делать – жить без ноги…
Либо костыль, либо протез, - а что сделаешь? Нога уже не вырастет…
Поезд ушёл…
Девушки-невесты спрашивали отца Феофана:
- Как объяснить неверующему жениху, зачем нужно венчаться? Но только так, чтобы он понял, осознал и сам захотел этого?
Батюшка отвечал:
-Я не понимаю, что такое «неверующий жених», потому что выходить замуж за неверующего – это всё равно, что - за молодого медведя в цирке.
Пройдет три года (или чуть больше) - и это предприятие рухнет!
Медведь только до определённого возраста работает в цирке, а потом он становится взрослым, и начинает есть всех окружающих.
Только молодой медведь может ездить на мотоцикле, и показывать своё добродушие, - а на самом деле это лютый зверь.
А насчет веры – так ещё Суворов говорил, что «неверующее войско учить – всё равно что перекаленное железо точить».
То есть это совершенно бесполезно.
Такой брак противоречит заповеди Божией, которую нам дал апостол Павел: брак должен быть в Господе.
А какой в Господе брак может быть у неверующего жениха?
Это - заранее обречённое дело.
Выходить замуж для христианина имеет смысл только в одном смысле – чтобы создать малую домашнюю церковь.
И нужно выбирать в мужья не того, кто больше понравился, а с точки зрения его готовности стать главой малой домашней церкви, где отец – как священник, жена – как дьякон, во всём ему помощник, а дети – это народ Божий, из которого нужно вырастить христиан.
Не учёных, не космонавтов, не трактористов, не штукатуров, не скотников, а прежде всего - христиан.
И вот с этой точки зрения нужно подбирать мужа.
Желает ли этот человек создавать домашнюю Церковь, знает ли он что-нибудь об этом?
Сможет ли он руководить этим процессом воспитания ваших общих детей для Господа?
А если он не сможет, то кому нужен такой брак?
Богу – нет.
Апостол Павел даже говорит: хорошо оставаться как я (1 Кор. 7, 8), а он был девственником всю жизнь.
Почему лучше? Потому что если это замужество не для Господа, то оно не имеет смысла.
Семейная жизнь - это дело трудное, потому что два грешных человека, воспитанных в разных семьях - должны стать одной плотью.
А опыта никакого нет, потому что большинство семей, которые вокруг нас, - они обычно малодетные.
Даже многие из нас - это единственный ребёнок в семье.
И нужно это сначала осмыслить теоретически, а потом, не имея опыта, пуститься в это плавание, и стараться доплыть до другого берега житейского моря, который, собственно и именуется Царствием Божиим.
Как воспитать ребёнка христианином? Этого никто не знает.
Однозначного ответа нет.
Проще всего сказать: мол, нужно родителям самим быть настоящими христианами, и подавать детям должный пример! Тогда дети, видя перед собой такой пример, будут непременно ему следовать.
Всё это так, НО сплошь и рядом мы видим семьи, где родители пример подают, где родители – люди глубоко церковные, - да вот не следуют дети их примеру!
И даже в семьях священников далеко не всегда вырастают верующие дети.
Причём так было не только в наше время или в советское, - и до революции бывало так же.
Например, до недавнего времени была в Харькове площадь Руднева. Там стоял памятник Рудневу – все его видели. Под этим памятником он и похоронен.
А вот с биографией Руднева знакомы весьма немногие.
Николай Руднев – сын священника.
Он вырос при храме, прислуживал в алтаре, читал на клиросе…
Окончил церковно-приходскую школу и духовное училище.
Должен был стать священником…
А потом поступил в Московский университет, где и попал в революционный кружок.
И в 1918-м году 23-х летний красный командир Руднев погибает в бою. Видимо, Господь смилостивился над заблудшим юношей, и прибрал его, пока тот не успел стать ещё хуже (а дальше большевики стали разрушать храмы, и расстреливать священников и мирян).
И даже у святых родителей не всегда вырастают святые, верующие дети.
Есть святые, почитаемые нами, которые жили не так давно: святитель Лука Крымский, преподобный Серафим Вырицкий.
Они оставили после себя детей, а сейчас известны их внуки.
И внуки как-то – не святые. И дети тоже святыми не стали.
Хотя какой же может быть лучший пример веры, чем родители, которые впоследствии причислены к лику святых?
***
Мы плавно перешли к теме семьи (а с этой темы мы сегодня начали); и хотелось бы предложить вашему вниманию размышления психолога Натальи Богдан под названием «Поколение женщин с искажёнными ценностями».
Обращаясь к современным женщинам, она пишет:
Вы никогда не задумывались почему практически каждой из нас так тяжело постоянно быть с детьми?
- Почему нас куда-то тянет из дома?
- Почему ради выхода в свет, мы готовы отдать своих детей другим людям на воспитание, - людям, которых мы даже не знаем?
- Почему нас больше волнует мода и сплетни, чем педагогика и здоровое питание?
- Почему семья не занимает главное место в нашей жизни?
- Почему наше с вами будущее и самореализация, наши желания важнее будущего наших детей?
Мы не умеем быть счастливыми матерями, жёнами, хозяйками, женщинами…
Мы не видим смысла в том, чтобы посвящать как можно больше времени детям, чтобы печь печенье каждый день, чтобы носить юбки и платья, чтобы гладить мужу рубашки, думая о его жизненной цели…
Мы не видим в этом ценности, важности.
Семья, материнство, преданность, жертвенность, женственность…
Всё обесценилось. Всё потеряло смысл.
Почему так произошло?
Почему мы рвёмся на работу, бросая ребенка в полтора-два года на какую-то странную женщину в детском саду?
Ведь она не будет любить его.
Она будет обращаться с ним как цокольщица с цоколем на электроламповом заводе.
Для нее это конвейер.
Она не будет даже пытаться увидеть личность в этом ребенке.
Она будет давить на него, требуя быть как все, потому что у неё таких 25, и по-другому с ними нельзя.
Когда-то давно, лет 30 назад наша мама так же отдала нас в детский сад.
Такой же тёте.
Немножко странной.
Но делать нечего.
Надо идти на работу.
Только практически каждой из нас тогда было около года.
И мы росли и развивались не дома почти всё это время… А если точнее, то 21 год - 5 лет детского сада, 11 лет школы и 5 лет ВУЗа.
Все это время мы дома были практически только вечерами, и иногда на выходных.
Мы постоянно куда-то спешили.
У нас были дела - утренники, занятия, уроки, контрольные, репетиторы, экзамены, пары, курсовые, диплом, работа, курсы…
Нам говорили - учись, иначе будешь домохозяйкой!
И это звучало так угрожающе, что хотелось, действительно, грызть зубами гранит науки.
Ведь главное - это красный диплом, хорошая работа и умопомрачительная карьера.
Ну или хотя бы просто устроиться куда-то на работу, ведь надо самой себя обеспечить.
Как часто мы собирались за обеденным столом всей семьей?
Только по праздникам.
Как часто мама встречала нас со школы?
Обычно мы сами приходили домой, и грели себе обед или же оставались в продлёнке.
А вечером мама, устлавшая и озлобленная от бесконечных неприятностей на работе, приходила домой.
Она не хотела ни говорить, ни есть.
Она спрашивала про отметки (если не забудет), проверяла уроки вскользь, и отправляла всех спать.
Наши родители не знали нас.
Они не знали ничего о нашем внутреннем мире, о наших мечтах и стремлениях.
Они реагировали только на плохое, потому что реагировать на хорошее у них не было времени.
Мы тоже не знали их.
Мы и не могли их узнать, потому что у нас не было времени на долгие задушевные разговоры, на летний отдых с палатками у реки, на совместные игры или чтение, на семейный поход в театр или парк на выходных…
И так мы росли.
Так мы взращивали в себе какие-то идеи и представления о будущем, о жизни, о жизненных целях и идеях.
И в наших умах место для семьи было отведено очень незначительное.
Как раз именно такое же, какое мы видели в наших семьях.
Ведь чтобы долго возиться с ребенком, играть с ним, нужно любить это делать.
Чтобы постоянно каждый день печь печенье и готовить много разнообразной еды, нужно любить это делать.
Чтобы уделять время дому - украшать его, убирать, улучшать, создавать уютную атмосферу, нужно любить это делать.
Чтобы хотеть жить целями и идеями мужа, переживать за него и его будущее, нужно… любить мужа, а не только - себя рядом с ним.
Всё это прививает дочери мама.
Она - её первый и самый главный учитель.
Она указывает на жизненные ориентиры.
Она учит любить…свою женскую миссию.
Она объясняет о важности быть женой и матерью.
Она учит любить.
И если дочь практически не видела свою мать, а если и видела, то совсем не вдохновляющую на семейное счастье, то как ей самой обрести его?!
Мы обречены были растерять свою чистоту и любовь, потому что нас учили только - как сделать карьеру.
Нас учили, что слово «успех» имеет значение только вне дома, только где-то в казённых стенах.
А потом мы тихо плачем над разрушенным браком (которым по счёту уже), над отчужденностью детей, и каким-то странным ощущением, что кто-то когда-то нас обманул.
Но выход есть всегда!
Выход - это учиться.
Учиться быть матерью, женой, хозяйкой, женщиной.
Потихоньку, понемногу…
Учиться видеть всё другими глазами. Женскими, добрыми, любящими…
Учиться любить.
Учиться думать не о работе большую часть дня, а о своей семье. Учиться ценить семью, мужа, детей.
Служить им, помогать им стать лучше, распуститься как цветочным
бутонам, согретыми нашей любовью.
Нам нужно учиться улыбаться детям и мужу, обнимать их чаще.
Нам нужно смотреть глубже и понять, что мы не просто растим человека, мы формируем его внутренний мир, его мировоззрение, его жизненные установки.
Многое из того, что он получит в детстве, будет следовать за ним всю его жизнь.
И нам нужно сделать блестящую карьеру матери и жены.
И если мы даже не будем пробовать пройти по этой карьерной лестнице, разочарование будет неотъемлемой частью нашей старости.
Потому что упущенные возможности и отвергнутая ответственность дают очень горькие плоды в будущем.
И важно помнить, что всё даст свои плоды в свое время.
Какие они будут?
Многое зависит от нас.
От нашего жизненного вектора, от ценностей, которые мы несём в этот мир…в мир своей семьи.
***
Безусловно, главное место в мире семьи должно занимать посещение храма и Святое Причастие. И в этой связи приведём РАССКАЗ ОДНОГО СВЯЩЕННИКА.
-Вы хотите, чтобы в вашем селе была церковь? – спросил я у одинокой старушки.
– Зачем мне она нужна? Я в Бога не верю, потому что Он несправедливый.
Забрал моих сыновей и мужа.
Зачем мне такой Бог?
Я не хочу знать Бога, потому что Он мне причинил зло.
А вы сами, что хотите то и делайте; мне Бог не нужен.
С раздражительностью и чуть ли не со злобой получился ответ.
Мне показалось, что в смерти этих людей она винила меня…
Да нет, она винила Бога.
Но почему все винят Бога в своих горестях?
Позже я узнал, что её сыновья и муж спились и умерли от водки. Но причем тут Бог?
Можно сказать, сами виноваты. Что, Бог их заставлял пить водку?
Думаю, нет. Сами свели себя в могилу.
Но почему наш Творец всегда крайний?
Наверное, потому что Он всемогущий?
Раз Он всемогущий, значит обязан удовлетворять человеческие потребности - и точка.
Наверное, многие обвинители так и рассуждают.
Постоянно кто-то виноват, но не сам человек. Вот такой коллапс ответственности за свои поступки, ну и соответственно за результаты тех же поступков.
Что тут думать? Зачастую человек сам виновен в своих горестях, и поэтому не нужно кого-то винить.
Нам дана свобода, но очень жаль, что ею многие не умеют пользоваться.
И что мне делать с этой старушкой?
Она уже скрылась в своё временное пристанище, попутно похулив Бога.
Она отреклась от Него, и когда позовут её отпевать, я не имею права этого делать, - ведь она отреклась.
Может ли быть здесь место оправданиям?
Может от отчаяния, а может от одиночества и неведения, так говорила?
Но что же она скажет Богу, когда явится на суд?
Неужели обвинит Его в смерти своих сыновей?
Страшно и подумать.
Что здесь, в земной жизни, смогли собрать, с тем и пойдем в вечность. Если отреклись от Бога, значит будем вне Бога. А там где Его нет – там ад.
***