Хафиз бин ахмад аль-хаками 5 страница
«Te, кому Mы дapoвaли Писание дo негo[166], - веруют в нeгo[167]. Кoгдa им читaют(Коран), oни гoвopят: "Mы yвepoвaли в нeгo, ведь oн действительно - иcтинa oт нaшeгo Гocпoдa. Mы eщe paньшe этoгo были предавшимися[168]».
Рассказ, 52-53
Подтверждением этому служат и другие аяты.
Вопрос 77. Чего необходимо неуклонно придерживаться по отношению к Корану для всех членов исламской общины?
Ответ. Обязательно следовать ему явно и тайно, крепко держаться за него и отдавать ему должное.
Аллах Всевышний сказал:
«И это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали, так следуйте же ему и будьте богобоязненными.»
Скот, 155.
«Следуйте тому, что было ниспослано вам от Господа вашего и не следуйте (никаким) покровителям помимо Него.».
Преграды, 3
Аллах Всевышний также сказал:
«А (что касается тех,) которые придерживаются Писания и совершают молитвы, то, поистине, не оставим Мы без награды совершающих праведные дела.»
Преграды, 170.
Сказанное имеет отношение ко всему Корану в целом, на что указывают многие аяты.
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что, давая людям наставление относительно Корана, он сказал:
«.. .возьмитесь же за Книгу Аллаха и держитесь за неё крепко!»[169]
Муслим.
Вопрос 78, Что значит придерживаться Корана и отдавать ему должное?
Ответ. Это значит запоминать и читать его, заниматься им днём и ночью, размышлять над его аятами, считать дозволенным то, что он разрешает, а запретным - то, что он запрещает, подчиняться его велениям и отстраняться от того, от чего он удерживает, принимать в расчёт его притчи и извлекать уроки из приводимых в нём рассказов, действовать в соответствии с тем, что является в нём полностью ясным, и принимать то, что остаётся неясным, не преступать установленных в нём границ, защищать его от искажений, вносимых фанатиками, и необоснованных утверждений лжецов, проявлять искренность по отношению ко всему тому, о чём в нём говорится, и призывать к этому на основе знания.
Вопрос 79. Является ли такой атрибут как слово сущностным атрибутом или атрибутом действия?
Ответ. С учётом связи слова с сущностью Аллаха Всемогущего и Великого и того обстоятельства, что Всевышний характеризуется им, данный атрибут является таким же сущностным атрибутом, как и знание Всевышнего, однако он является ещё и производным от Его знания и ниспосылается по знанию, ведь Аллах лучше всех знает о том, что Он ниспосылает.
С учётом же того обстоятельства, что эти слова произносятся по воле и желанию Аллаха, данный атрибут является атрибутом действия.
Вот почему наши праведные предшественники, да помилует их Аллах, говорили, что атрибут речи является одновременно и сущностным атрибутом, и атрибутом действия. Аллах Всевышний, слава Ему, уже в предвечности и безначальности характеризовался этим атрибутом, как продолжает характеризоваться и ныне, что же касается произнесения Им слов и обращения со словами к кому-либо, то это зависит от Его же желания и воли. Это значит, что Он произносит Свои слова, если пожелает, когда пожелает и как пожелает, предоставляя возможность услышать их, кому пожелает, и речь Аллаха является Его атрибутом, не ограниченным никакими рамками и пределами.
Аллах Всевышний сказал:
«Скажи: "Будь (вода) моря чернилами для (записи) слов Господа моего, непременно иссякло бы море прежде чем иссякли бы слова Господа моего, даже если бы мы добавили ещё столько же чернил».
Пещера, 109.
«И если бы (превратились) все деревья земли в перья, после чего к морю (добавились бы воды) ешё семи морей, то (и тогда) не иссякли бы слова Аллаха.»[170]
Лукман, 27
Аллах Всевышний также сказал:
«Исполнилось слово[171] Господа твоего как истина[172] и (проявление) справедливости[173]. Никто не (в силах) заменить слова Его[174], (ведь) Он - Слышащий, Знающий!»
Скот, 115
Вопрос 80. Что является указанием на обязательность веры в посланников?
Ответ. Таких указаний в Коране и сунне имеется множество. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, и хотят отделить (веру в) Аллаха от (веры в) Его посланников и говорят при этом: "Мы веруем в одних посланников и не веруем в других", - желая избрать средний путь, — они и есть подлинно неверующие, а Мы уготовали неверующим унизительное наказание. Тем же, которые уверовали в Аллаха и в Его посланников и не делали меж ними никаких различий, - им дарует Он их награды...»
Женщины, 150-152
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Я уверовал в Аллаха и посланников Его».
Апь-Бухари, Муслим
Вопрос 81. Что подразумевает собой вера в посланников?
Ответ. Такая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что Аллах Всевышний направлял к каждому народу посланников из числа людей, составлявших собой этот народ, и эти посланники призывали их к поклонению одному лишь Аллаху и неверию в то, чему они поклонялись, кроме Него, что все эти посланники были правдивыми и достойными доверия, являлись благонравными и шли правильным путём, отличались благочестием и благородством, были богобоязненными и верными, указывали на путь истинный и сами были ведомы этим путём, что Господь их оказал им помощь явными доказательствами и очевидными знамениями и что они довели до сведения людей всё то, с чем Аллах направил их к людям, ничего не утаив и не изменив, а также не добавив к этому ни единой буквы от самих себя и не отняв.
Аллах Всевышний сказал:
«Разве возлагалось на посланников (нечто иное), кроме ясного сообщения?»
Пчёлы, 35
И такая вера подразумевает собой убеждённость в том, что все они придерживались очевидной истины, и что Аллах Всевышний избрал Ибрахима Своим возлюбленным (халиль), как избрал Он им и Мухаммада, (с.г.с.), и что Он говорил с Мусой непосредственно, и что Он вознёс Идриса к высокому месту, и что Иса являлся рабом Аллаха, и Его посланником, и словом, с которым Он обратился к Марйам[175], и Духом от Него и что Аллах отдал одним из них предпочтение перед другими, возвысив некоторых из них на много ступеней.
Вопрос 82. Соответствовали ли друг другу призывы посланников в том, что они приказывали людям и что запрещали?
Ответ. Призывы всех посланников от первого до последнего ничем не отличались друг от друга, если говорить об основах поклонения, то есть о единобожии, требующем посвящения всех видов поклонения независимо от того, идёт ли речь об убеждениях, словах или делах, одному только Аллаху Всевышнему и неверия во всё то, чему поклоняются помимо Аллаха.
Что же касается таких обязанностей как молитва, пост и так далее, являющихся средством осуществления поклонения, то одним людям могло вменяться в обязанность то, что не вменялось в обязанность другим, точно также как одним (Могло запрещаться то, что разрешалось другим, однако всё это являлось не чем иным как испытанием от Аллаха Всевышнего, который
сказал:
«...чтобы испытать вас (и посмотреть), кто из вас лучше по делам (своим).»
Власть, 2
Вопрос 83. Какие указания имеются на то, что между посланниками не было различий по вопросам, имеющим отношение к вышеупомянутым основам поклонения?
Ответ.Указания такого рода в Коране подразделяются на два вида - общие и частные.
Что касается общих указаний, то примером могут служить такие слова Аллаха Всевышнего:
«Мы направили к каждому народу посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута[176] !»
Пчёлы, 36
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не (внушить ему через) откровение: Нет бога кроме Меня, так поклоняйтесь же Мне!»
Пророки, 25
«И спроси тех Наших посланников, которых Мы направляли до тебя, разрешали ли Мы поклоняться иным богам, кроме Милосердного?[177]».
Украшения, 45.
Что же касается частных указаний, то в пример можно привести такие слова Аллаха Всевышнего:
«И Мы направили Нуха к его народу, и сказал он: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!»
Верующие, 23
«(И Мы направили) к самудянам их брата Салиха(, который) сказал: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...».
Худ. 61.
«(И мы направили) к адитам их брата Худа(, который) сказал: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...».
Худ, 50.
«И Мы направили к мадийанитам их брата Шу ,айба (, который) сказал: О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...».
Худ. 84.
«И вот сказал Ибрахим своему отцу и своему народу: "Поистине, непричастен я к тому, чему поклоняетесь вы, за исключением Того, кто создал меня!...»
Украшения, 26 - 27.
И Аллах Всевышний также поведал, что Муса сказал:
«Ваш Бог - только Аллах, помимо которого нет иного бога. Он объемлет Своим знанием всё.»
Та ха 98
И Аллах Всевышний также поведал, что Иса сказал:
«"О сыны Исраиля, поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Поистине, Аллах сделал рай запретным для того, кто наряду с Ним поклоняется и другим, и убежищем для него послужит (огонь)…»
Трапеза, 72
И Аллах Всевышний также сказал:
«Скажи: "Я - только увещатель, и нет никакого иного бога, кроме Аллаха, Единого, Всеподчиняющего!»
Сад, 65,
И указанием на это могут служить также и другие аяты.
Вопрос 84. Какие указания имеются на то, что по частным вопросам, имевшим отношение к дозволенному и запретному, религиозные законы, к подчинению которым посланники призывали людей, отличались друг от друга?
Ответ. Таким указанием служат слова Аллаха Всемогущего и Великого:
«...Для каждого из вас Мы установили (свой) закон и путь, а если бы Аллах пожелал, то Он, конечно же, превратил бы вас в единую общину, но (Он не сделал этого), чтобы испытать вас в том, что даровал вам[178]. Старайтесь же опередить (других) в благих делах...».
Трапеза, 48
Ибн Аббас[179], да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Слова "...(свой) закон и путь...."означают: «образ действий и обычай».
Нечто подобное говорили также Муджахид, Икрима, аль-Хасан аль-Басри, Катада, ад-Даххак, ас-Садди и Абу Исхак ас-Саби'и[180].
А в одном из хадисов сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Пророки являются братьями от разных матерей (и одного отца, a) религия у них едина[181]».
Аль-Бухари
Под этой религией он подразумевал единобожие, ту религию, с которой Аллах направлял к людям каждого Своего посланника и о которой говорилось в каждом ниспосланном Им Писании, что же касается религиозных законов, то они отличались друг от друга в том, что касалось велений и запретов, дозволенного и запретного, а сделано это было для того,
«…чтобы испытать вас (и посмотреть), кто из вас лучше по делам (своим).».
Власть, 2
Вопрос 85. Обо всех ли посланниках Аллах рассказал в Коране?
Ответ. Аллах рассказал нам то, чего было достаточно и что содержит в себе наставления и назидания, после чего Всевышний сказал:
«(И Мы посылали) посланников, о которых Мы рассказали тебе прежде, а также других посланников, о которых прежде не рассказывали тебе...»
Женщины, 164.
И поэтому мы верим во все детали того, что Он рассказал о них подробно, как в целом верим и в то, что Он рассказал в общем.
Вопрос 86. Кого из посланников Аллах Всевышний назвал в Коране поимённо?
Ответ. В Коране были названы такие посланники, как Адам, Нух, Идрис, Худ, Салих, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йа'куб, Йусуф, Лут, Шу'айб, Йунус, Муса, Харун, Илйас, Закарийа, Йахйа, аль-Йаса, Зу-ль-Кифль, Дауд, Суляйман, Аййуб, колена[182], Иса и Мухаммад, да благословит и да приветствует Аллах их всех.
Вопрос 87. Кто из посланников был назван "обладающими твёрдой решимостью" (улю-ль-'азм)?
Ответ.Таких посланников было пятеро, и Аллах Всемогущий и Великий упоминает о них по отдельности в двух местах Своей Книги:
ПЕРВОЕ: оно находится в суре "Сонмы", где Аллах Всевышний говорит:
«И вот, взяли Мы с пророков обет: и с тебя, и с Нуха, Ибрахима, Мусы и Исы, сына Марйам...»
Сонмы, 7
ВТОРОЕ: оно находится в суре "Совет", где Аллах Всевышний говорит:
«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Он Нуху, и то, что Мы дали тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе, сказав: "Соблюдайте установления религии и не разобщайтесь в ней."»
Совет, 13.
Вопрос 88. Кто был первым посланником?
Ответ. Первым из них после возникновения расхождений во взглядах среди людей[183] стал Нух, как сказал об этом Аллах Всевышний:
«Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспосылали их Нуху и пророкам после него…».
Женщины, 163.
Аллах Всевышний также сказал.
«До них[184] посчитали ложью (слова посланников люди) народа Нуха и ополчавшиеся (против истины) после них.»[185]
Прощающий, 5.
Вопрос 89. Когда возникли вышеупомянутые расхождения?
Ответ. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Нуха отделяло от Адама десять веков, в течение которых они придерживались закона, ниспосланного от Аллаха, после чего среди них возникли разногласия, а Аллах Всевышний сказал:
«...и Аллах направил пророков как вестников благого и увещателей...»
Корова, 213
Вопрос 90. Кто является последним пророком и что указывает на это?
Ответ. Последним пророком является Мухаммад,(с.г.с.),
Аллах Всевышний сказал:
«Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужчин, а посланник Аллаха и последний из пророков».
Сонмы, 40
Что же касается пророка,(с.г.с.),то сообщается, что он сказал:
«Появится среди (членов) моей общины тридцать лжецов, каждый из которых станет утверждать, что он является пророком (, но) это я - последний пророк, и не будет пророка после меня».
Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад (часть длинного хадиса).
Сообщается также, что однажды пророк,(с.г.с.),спросил Али, да будет доволен им Аллах:
«Разве не хочешь ты занимать при мне такое же положение, какое занимал Харун при Мусе, с той лишь разницей, что после меня пророка уже не будет?»
Аль-Бухари, Муслим.
А в хадисе об Антихристе сообщается, что пророк,(с.г.с.), сказал:
"...а я - последний из пророков, и не будет пророка после меня».
Ат-Тирмизи
Известно также и много других подобных примеров.
Вопрос 91. Чем наш пророк Мухаммад,(с.г.с.),отличался от других пророков?
Ответ. Он,(с.г.с.),отличался от других многими особенностями, которые можно классифицировать следующим образом:
Как мы уже упоминали, он был последним пророком. Кроме того, он,(с.г.с.),был господином потомков Адама, на что указывает одно из толкований слов Всевышнего:
«Мы отдали предпочтение одним посланникам перед другими[186]: (были) среди них такие, с которыми Аллах говорил[187], а некоторых из них Он вознёс (на много) ступеней...».
Корова, 253.
И указанием на это служат слова пророка,
«Я - господин потомков Адама, (однако я) не горжусь (этим)».
Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад. Абу-Дауд.
Кроме того, он, (с.г.с.), был направлен ко всем людям и джиннам, на что указывают слова Всевышнего:
«Скажи: "О люди! Поистине, я - посланник Аллаха ко всем вам…».
Преграды. 158.
И Аллах Всевышний также сказал:
«А Мы направили тебя ко всем людям только как вестника блага и увещателя.»
Са6а 28
И сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Мне было даровано пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом (, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; земля была сделана для меня[188] местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, пусть молится (на этом месте); военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества[189]; и (, кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был послан ко всем людям».
Аль-Бухари
И пророк, (с.г.с.), отличался целым рядом других особенностей, о которых мы не упомянули и о которых говорится во многих хадисах.
Вопрос 92. Что такое чудеса пророков?
Ответ. Чудесами называются сверхъестественные явления, имеющие отношение к побуждению и не имеющие себе аналогов в обычной жизни.
Среди них были такие, которые можно было воспринимать с помощью чувств, иначе говоря, увидеть или услышать, примером чего может служить появление из скалы верблюдицы[190], превращение посоха в змею[191], наделение даром речи неодушевлённых предметов и так далее.
И есть среди них чудеса духовного порядка, воспринимаемые посредством знания, например, такое чудо как Коран.
Что касается нашего пророка, (с.г.с.), то ему была дана способность совершения чудес всех видов, и какие бы чудеса ни совершал любой из прежних пророков, ему неизменно даровалась способность совершать нечто наиболее великое в своём роде.
Среди чудес, которые были доступны чувственному восприятию людей, можно выделить такие, как раскалывание луны[192], стоны, издававшиеся стволом пальмы[193], примеры того, как меж пальцев пророка, (с.г.с.), вода начинала бить ключом[194], сообщение о том, как заговорила баранья нога[195], сообщение о том, как пища начинала славить Аллаха[196], и многие достоверные сообщения о других его чудесах. Однако все они подобны чудесам, совершёнными прочими пророками, которые прекратились, когда время их закончилось, и от которых не осталось ничего, кроме воспоминаний. Что же касается вечного и непреходящего чуда, то им является Коран, такое чудо, которое не прекращается и о котором сказано:
«Не подступиться к нему лжи ни спереди, ни сзади (, ведь это —) ниспослание от Мудрого, Хвалимого!»
Разъяснены, 42.
Вопрос 93. Что является указанием на непревзойдённость Корана?
Ответ. Хорошо известен тот факт, что Благословенный Коран ниспосылался частями более двадцати лет.
Указанием на непревзойдённость Корана служит то, что всё это время он бросал вызов самым красноречивым людям, обращаясь к ним с такими словами:
«Пусть же они приведут рассказ, подобный ему, если они правдивы[197]».
Гора, 34
И в Коране также говорится:
«Скажи: "Тогда приведите десять измышленных сур, подобных его (сурам)…».
Худ, 13
И в Коране также говорится:
«Скажи: "Тогда приведите (хотя бы одну) суру, подобную его (сурам)... "»
Йунус, 38
Однако никто из них так и не сделал этого, несмотря на то, что они очень хотели дать свой ответ любыми возможными средствами, и несмотря на то, что буквы и слова Корана были подобны буквам и словам, которыми они пользовались, общаясь друг с другом, соперничая между собой в красноречии и похваляясь им перед другими. И тогда в Коране появились слова обращения к этим людям, показывающие их слабость и непревзойденность Книги Аллаха, который сказал:
«Скажи: "Поистине, если бы собрались люди и джинны, чтобы привести (нечто) подобное этому Корану, то не привели бы они подобного ему, даже если бы они помогали друг другу!"»
Ночное путешествие, 88.
Что же касается пророка, (с.г.с.), то он сказал:
«Не было ни одного из пророков, которому не было бы даровано того, благодаря чему люди начинали верить в него[198], что же касается меня, то мне были дарованы откровения, ниспосылавшиеся мне Аллахом[199], и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у (любого из) них».
Аль-Бухари, Муслим.
Люди написали много книг о непревзойдённости Корана с точки зрения используемых в нём оборотов речи, его смысла и сообщений о событиях прошлого и грядущего, однако всё написанное ими составляет лишь ничтожную часть того, что можно было бы сказать о Коране.
Вопрос 94. Что служит указанием на обязательность веры в Последний день?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, тем, которые не надеются на встречу с Нами[200], довольствуясь (одной только) этой жизнью и полагаясь (лишь) на неё[201], и которые пренебрегают Нашими знамениями, прибежищем таким послужит огонь за то, что они творили.».
Йунус, 7-8.
«….обещанное вам[202], конечно, -истина, а Суд непременно свершится!»
Рассеивающие, 5-6
Аллах Всевышний также сказал:
«Поистине, Час этот[203] обязательно настанет (, и) нет в нём сомнения...».
Прощающий, 59
И в качестве указания на это можно было бы привести и другие аяты.
Вопрос 95. Что подразумевает собой вера в Последний день и что она включает в себя?
Ответ.Такая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что этот День неизбежно наступит, и совершение действий, сообразующихся с подобной убеждённостью. Что же касается составных частей такой веры, то ими являются вера в предзнаменования наступления этого Часа, которые обязательно будут предшествовать ему, в смерть, а также в испытания, мучения и блаженство могилы, которые за ней последуют, в трубный глас и исход людей из могил, в ужасы Дня воскресения, во всё то, что говорилось о сборе, записях дел людей, установлении Весов, Сирате. водоёме, заступничестве и обо всём прочем, а также вера в рай с его блаженством, высшим проявлением которого станет возможность взирать на лик Аллаха Всемогущего и Великого, и в ад с его мучениями, наихудшим из которых станет отделённость тех, кто окажется там, от их Всемогущего и Великого Господа.
Вопрос 96. Известно ли кому-нибудь, когда настанет Час этот?
Ответ. Знание о наступлении Часа этого относится к тому, что именуется "ключами сокрытого", о которых ведомо одному только Аллаху Всевышнему, о чём Сам Всевышний сказал так:
«Поистине, (лишь) Аллаху ведомо (, когда наступит) Час этот, и (только) Он ниспосылает дождь и (только) Он знает (о том,) что (скрыто) в утробах. Не знает человек, что случится с ним завтра, и не знает человек, в какой земле умрёт».
Лукман, 34
«Они станут спрашивать тебя о Часе (этом), когда он настанет? Скажи: "Поистине, знает об этом только Господь мой и только Он явит его в своё время. И на небесах, и на земле тяжким будет (Час этот) и придёт он к вам только внезапно."»
Преграды, 117.
Аллах Всевышний также сказал:
«Они спрашивают тебя о Часе этом: "Когда придёт он?" (Но) какое отношение имеешь ты к упоминаниям о нём? (Точно знает) об этом (лишь) Господь твой».
Вырывающие, 42 - 44.
А когда Джибрил попросил пророка, (с.г.с.), "Поведай мне о Часе этом , - он сказал ему в ответ:
«Тот, кого спрашивают об этом, знает не больше задающего вопрос», - после чего перечислил признаки его приближения.
В другой же версии этого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.),
сказал:
«(Знание о Часе этом) относится к числу пяти вещей, о которых не ведает никто, кроме Аллаха Всевышнего», - после чего прочитал вышеупомянутый аят[204].
Аль-Бухари, Муслим (часть длинного хадиса).
Вопрос 97: Какие примеры признаков приближения Часа этого приводятся в Коране?
Ответ. Примером могут служить слова Аллаха Всевышнего:
«Неужели[205] (хотят) они дождаться того, что явятся к ним ангелы, или явится (к ним) Господь твой[206] или какие-нибудь знамения Господа твоего[207]? В тот День, когда явятся (такие) знамения твоего Господа, не принесёт человеку пользы вера его или если не совершал он по вере своей благого раньше...».
Скот 158
«А когда сбудется речённое для них[208], Мы выведем к ним из земли животное[209], которое скажет им, что люди не верили в Наши знамения».
Муравьи, 82
«….пока не будет открыт (путь) для Йаджуджа и Маджуджа[210], и они устремятся с каждой возвышенности. И приблизится (срок осуществления) истинного обещания[211]....».
Пророки, 96-97
«Жди же того дня, когда небо станет испускать ясно видимый дым...».
Дым 10
Аллах Всевышний также сказал:
«О люди! Бойтесь Господа вашего, ибо великим станет потрясение Часа этого!».
Хаджж, 1.
Вопрос 98. Какие примеры признаков приближения Часа этого приводятся в сунне?
Ответ. В пример можно привести те хадисы, где говорится о восходе солнца с запада[212], и те хадисы, в которых говорится о животном[213], те хадисы, где говорится о всевозможных бедствиях наподобие появления Антихриста[214] и кровопролитных сражений, а также те хадисы, где говорится о пришествии в мир этот Исы[215].
И в пример можно привести также тот хадис, где говорится о появлении Йаджуджа и Маджуджа[216], и те хадисы, в которых говорится о дыме[217], и хадисы, заключающие в себе сообщения о ветре, который унесёт с собой каждого верующего[218], и те хадисы, в которых говорится о появлении огня[219], и те хадисы, в которых говорится о том, как провалится земля[220], а также и многие другие.
Вопрос 99. Что является указанием на обязательность веры в смерть?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«Скажи: "Упокоит вас ангел смерти, которому поручено (заниматься) вами[221], а потом к Господу вашему вы будете возвращены."».
Земной поклон, 11.
«Каждая душа вкусит смерть, и, поистине, сполна получите вы награды свои в День Воскресения.»
Семейство Имрана, 185
И Аллах Всевышний сказал Своему пророку, (с.г.с.),
«Поистине, ты смертен и, поистине, они смертны.»
Толпы, 30
«И никому до тебя Мы не даровали бессмертия, так неужели же если ты умрёшь, будут они жить вечно?»
Пророки, 34.
«Каждый (живущий) на ней[222] исчезнет, а вечно пребудет лишь лик Господа[223] твоего, Обладателя величия и Почитаемого».
Милостивый, 26 - 27.
«Всё сущее тленно, кроме лика Его.»
Рассказ, 88
Аллах Всевышний также сказал:
«Уповай же на Живого, который не умрёт....».
Различение, 58.