К гражданским начальникам (197)
Выговаривает им, что диакона Феотекна обложили податью, как ремесленника.
Кажется мне, что не пощадили бы вы и сумы синопского Диогена, если бы жил он при вас, но и на него наложили бы руки, ставя ему в вину его род жизни, философский плащ, посох и то, что по своему любомудрию ничего он у себя не имеет, но ходит от дверей к дверям, проживая даром и как случилось, — когда намереваетесь и на брата Феотекна наложить пошлину, какую берут с занимающихся ремеслами. На какое первое и важнейшее из прав его указать мне? На то ли, что он диакон? Или что он беден? Или что он странник и принадлежит более другим, нежели нам? Или что заслуживает уважения по жизни, как иерей и сожитель мучеников? Но известно вам и то, что питает странных, даже не по силам, и, может быть, тем только и виновен, что один из живущих там усиливается быть благодетельным. Что из этого всего важнее, судите сами, за все же сие окажите снисхождение человеку, и не подайте о себе мысли, что, доставляя малую выгоду обществу, делаете сами великий вред, нагого, как говорится, не одевая, а раздевая.
К Евланкию (210)
Выговаривает за то, что давно не пишет.
Долгое время молчал ты, хотя человек ты самый словоохотный, о том и заботишься, в том и поставляешь искусство, чтобы всегда говорить и выказывать себя в речах. Но вероятно, Неокесария причиной твоего передо мной молчания; и следовательно, должен принимать я за милость, что помнишь еще о своем отечестве; потому что нечем добрым и помянуть; так говорят слышащие. Но в старину был ты в числе ненавидимых за меня, а не в числе терпевших, чтобы ненавидели меня другие. Посему будь ко мне таков же и пиши, где бы ты ни был, и воспоминай о мне, как следует, если только я значу для тебя что–нибудь. Но есть и некоторое право требовать равной любви в вознаграждение тому, кто стал первый любить.
К Фекле
Просит прислать вина для строителей церковной ограды.
В минувшем году была на родине сильная стужа и на виноградных лозах побила усики, которые уже разветвились к образованию из себя гроздов; оставшись же безплодными, и наши чаши сделали они безвлажными и пересохшими. Но что заставило меня так жалобно тебе описывать бесплодие растений? Чтобы сама ты, по слову Соломонову, стала для нас виноградом зреющим (Песн. 2:13) и летораслию плодовитой, которая не гроздами украшена, но истопила уже для жаждущих влагу из гроздов. Кто же эти жаждущие? Строители церковной ограды. Не имея возможности напоить их горным напитком, прибегаю к твоей многогроздной деснице, чтобы ты приказала своим источникам излиться на нас рекою. Сделав это вскоре, оживишь у многих пересохшие уста, а прежде всего, как нельзя больше, обрадуешь меня, который аттически выпрашиваю себе на бедность.
К Ливанию софисту (203)
От имени матери, посылающей к Ливанию сына.
Я, матерь, послала к отцу детище: матерь по природе к отцу по урокам красноречия. Поэтому, чтобы заботилась о нем я, позаботься ты.
Примечание
По изданию Биллиеву писем Св. Григория Богослова считается 242. Но в числе их иные письма читаются по два раза: так, письмо 128 есть одно и то же с письмом 223, а письмо 176 с письмом 211; иные же письма приписаны Св. Григорию, тогда как по Гарньерову изданию принадлежат Св. Василию Великому: таковы письма 205, 206, 207 и 242 у Биллия (слич. у Гарньера 166, 167, 168 и 193). Посему, за исключением сих шести писем, всех писем Св. Григория будет 236. Но к ним присовокупить должно письма, в Гарньеровом издании помещенные между письмами Св. Василия Великого, а имению 44–ое, написанное от имени Григория, отца Григория Богослова, и 321, надписанное к Фекле, которые по всему праву должны быть приписаны Св. Григорию Богослову. Письма сии в настоящем переводе суть 36–е и 237–ое.
Notes
Примечания
Под днем таинства или, как в подлиннике, под словом таинство разумеется в первом случае праздник Рождества Христова, во втором — праздник Богоявления, в последнем — Пасха.
Настоящего праздника.
Отец Св. Григория.
разумеется желание отца Св. Григория, чтобы сей последний был его преемником.
Под неодушевленным храмом разумеется храм, созданный отцом Св. Григория, под одушевленным — сам Григорий.
Здесь разумеются слова Св. Григория Богослова.
Здесь Св. Григорий обращается к отцу своему.
Гиппократ.
Живущим по Христе.
Петля.
Юлиана отступника.
Юлиану.
По изъяснению Илии Критского, Св. Богослов разумеет здесь назианзских монахов, которые соблазнялись тем, что родитель его по простоте сердца подписался к арианскому исповеданию, а вследствие сего отделились от общения с Назианзской Церковью и поставили у себя пресвитеров, рукоположенных посторонним епископом.
Галлом.
Юлиане и Галле.
Во имя Св. мученика Маманта.
Галла.
Юлиан.
Св. Богослов имеет в виду умерщвление Цезаря Галла по приказу императора за возмущение его против императора.
Юлиана.
Юлиана.
Под перекрестками и пещерами Св. Богослов разумеет места, на которых Юлиан со своими наставниками приносил бесам жертвы и совершал различные гадания.
Юлиан.
Юлиана.
Констанцию.
???? ??? ???????? ???? ???????? — слово ?????? имеет значение свидетеля и мученика. Св. Григорий употребляет сие слово в первом смысле об Иисусе Христе, как и в Откровении Иоанна 1:5; 3:14; в последнем — о свидетелях истины Христовой — апостолах и мучениках.
Анаксарх назвал мехом тело свое, когда толкли его в ступе.
Зенон.
Сократа.
Так Анаксагор назвал свое сочинение, в котором были собраны трудные вопросы.
В Римской державе.
Т. е. земного с небесным в человеке.
Он назывался Пифиодором.
Митре поклонялись персы, халдеи и впоследствии времени греки и римляне; при таинствах, совершавшихся в пещере Митры, поклонники его подвергались двенадцати жестоким испытаниям: томились голодом, терпели бичевания, проходили через огонь и проч. В числе поклонников Митры был и Юлиан.
Наместник Претора. Созомен называет его Саллюстием.
Имена двух мучителей, из коих один был в Епире, другой в Агригенте.
Св. Григорий приводит здесь слова Гомера о Скамандре, стесненном трупами убитых Ахиллом. Илиад. XXI. ст. 220. Юлиан в Антиохии тайно, по ночам, умерщвлял многих христиан, и волны Оронта скрывали свидетелей истины и обличителей нечестия.
В царствование Юлиана кто–то из христиан, живших в Кесарии, сжег храм, посвященный Фортуне, за что царь многих жителей Кесарии послал в заточение.
Юлиан.
Покрытый шлемом Аида (или Плутона, как говорит Гомер (Илиад. V, 845), был невидим другими, находясь перед глазами их. Другие (именно Платон во II–й книге Республики) то же рассказывают о перстне Гигеса, царя Лидийского.
Максимин умер от зловонных ран, коими поражена была нижняя часть чрева его.
Телхины — древние жрецы, чародеи и ваятели кумиров на острове Родос.
Золотыми стихами называются правила жизни, приписываемые Пифагору.
Жреца, который собравшимся на праздник Цереры предлагает в пищу воловье мясо. Другие под именем Вуфина разумеют Геркулеса.
Слова сии взяты из Гомера, и первое из них значит: ужасно; второе—звенеть, звучать; ??? — ли, или; ???????? — итак, ???? — некоторая, ????????? — отчасти, несколько.
Киносарг — капище в Афинах, построенное на том месте, куда прежде подкидывали незаконнорожденных младенцев.
Гомер говорил, что у богов есть свой язык и что река, известная у людей под именем Скамандра, на языке богов называется Ксанфом, птица киминда — халкидой, целебное растение с черным корнем и белыми цветами — моли. Илиад. п. XX, 74. п. XIV, 291. Одисс. XIV, 305.
Здесь разумеется закон Юлиана, которым воспрещалось христианам учиться словесным наукам.
По рассказам мифологии, Димитра (Церера) научила земледелию Триптолема и Келея и подарила им колесницу, которую возили по полям крылатые драконы.
Телмис — древний город в Ликии.
Так Юлиан выражался о христианах.
Намек на Гомерово выражение об Андромахе: ???????? ???????? (Илиад. VI, 484).
Насмешка над нелепым вымыслом мифологов, рассказывающих, что Сатурн хотел съесть Зевеса, но вместо его проглотил камень.
Кердоем, т. е. умеющим наживаться, язычники называли Меркурия. Чтобы означить его ловкость, они изображали его с мешком у пояса и называли Сакеллионом — носящим мешок. Ему же приписывали они искусство воровать. Изречение: «Феб не прорицает без меди (или без медных денег), принадлежит дельфийскому оракулу.
Аполлон.
То есть явившийся на небе свет, изображающий знамение Креста, о чем сказано выше.
Огненосцем назывался носивший в войске языческом священный огонь для воскурения жертв, и победители щадили жизнь его, чтобы тем не оскорбить богов. Но поражение римского войска могло быть так велико, что нельзя было бы спастись и этому человеку.
По языческому суеверию, на Елисейских полях добродетельные получают награды, которые распределяет Радомант.
Указание на обряды, совершаемые при таинстве Крещения.
То есть потомков патриарха Иакова (Амос. 6:8).
Во время возмущения, бывшего после смерти Константина Великого, Констанций спас Юлиана и брата его Галла от смерти, скрыв их во дворце своем.
В языческих училищах и в светских науках.
Христианскую веру.
Сочинение Юлиана «Мисопогон» — ненавистник бороды, написанное против антиохиян, которые смеялись над длинной и неопрятной бородой Юлиана.
Св. Василия Великого, который был уже тогда рукоположен в пресвитеры Церкви Кесарийской, но на время удалялся в пустыню.
Некоторые из монахов, отделившихся от Епископа Назианзского, были поставлены в пресвитеры посторонними епископами, как объясняет Илия Критский.
То есть неосторожной подписи Св. Григория, Епископа Назианзского, под символом полуарианским.
Еврипом называется пролив между Аттикой и островом Эвбей.
То есть дьявола, который, своей прелестью склонив прародителей к ослушанию, подверг всех нас осуждению и смерти.
Констанцию, которого не было тогда в Константинополе.
Св. Богослов указывает на истину, раскрытую 1Кор. 15:42–44.53.54.
Селения тьмы, по объяснению Св. Богослова, вероятно, суть то же, что и селения Кидарские (Пс. 119:5).
Св. Григорий обращает слово к родителю, присутствовавшему при погребении.
Св. Василия Великого.
Учение о Божестве Духа Святого.
Манну.
Василия Великого.
В Кесарии.
Эти и последующие слова относятся к Анфиму, Епископу Тианскому, который был во вражде с Василием Великим.
Речь обращена к Евлалию.
Асс — медная монета весом 4 золотника.
Это выражение не следует понимать в смысле вещественном; оно, по объяснению Никиты, толкователя слов Св. Григория, означает дыхание жизни, которое Бог вдунул в лицо первосозданного человека (Быт. 2:7), и вместе — образ Божий.
В некоторых манускриптах вместо слова Амос написано Михей.
Слова эти взяты из постановлений Апостольских.
Меркурию, покровителю корыстолюбия.
Эмпедокл, Эпикур.
Халдеи.
Мифологи.
Аристотель.
Т.е. чтобы дети не учили в присутствии родителей.
Т.е. отец Св. Григория, Епископ Назианзский. К нему же Григорий и далее несколько раз обращается в своем слове.
Проклятие гор гелвуйских (2 Цар. 1:21) состояло в том, чтобы не сходили на них ни роса, ни дождь. Но здесь Св. Богослов говорит, что горы несут проклятие в противном смысле, то есть проклинаются за то самое, что не сходят на них ни дождь, ни роса.
Сочинение Иосифа Флавия под заглавием: ??? ?????????? ? ???? ???????????? ??????? («В честь Маккавеев, или о Самовластителе разуме»).
Имеет в виду своего отца.
Имеет в виду своего отца.
Св. Григорий имеет в виду почившего родителя своего.
Родитель Св. Григория Богослова.
Название «ипсистарии» происходит от слова ??????? (самый высокий)
Мелкая монета.
Бриарей, по языческой мифологии, был сторукий и потому самый хищный гигант.
Слова Гесиода из произведения «Труды и дни».
Крестным знамением.
Св. Богослов имеет в виду здесь то обстоятельство, случившееся с его родителем, что он, по простоте, подписался изложению Веры, составленному прикровенными арианами, в котором слово ???????? (единосущный) с малой переменой заменено было словом ????????? (подобосущный).
Первый для наказания, вторая для подпоры.
То есть неподражаем.
У Пиндара.
Евхаристии.
Евсевия.
Епископ Кесарийский Евсевий.
Монашествующие.
Духовного.
Св. Григорий обращает слова эти к Св. Василию Великому.
Родитель Св. Григория Богослова.
Св. Василия Великого в Архиепископа Кесарийского.
На своего родителя и Св. Василия Великого, из которых последний рукоположил его в епископы.
Обращение к Св. Василию Великому.
Родитель Св. Григория Богослова.
Или до принятия на Себя тела, как некоторого рубища, или до сложения с Себя и самого тела в смерти крестной.
Если бы Отец происходил сам от Себя, то мог бы он быть отделяем сам от Себя, так что в одном могли бы мы представлять двух — одного предсуществовавшего и другого, из Него происходящего.
Константинополе.
Св. евангелиста Марка, первого епископа в Александрийской Церкви.
Арий (??????) может означать неистового, исступленного.
Как родившийся в Каппадокии, из которой происходил некто Георгий, один из врагов Афанасия, о котором будет говориться в продолжение Слова.
Григорию, который, по изгнании Св. Афанасия арианами, был избран архиепископом Александрийским, но сведен с престола арианами и замещен Георгием Каппадокийцем.
Ариане, из ненависти к Св. Афанасию, у кого–то живого или мертвого отсекли руку и, представив ее в суд, клеветали на святого, что он отсек эту руку у одного умерщвленного им александрийского клирика Арсения и посредством ее производил чары. Между тем Арсений удален был арианами из города. Но когда дошла до него весть о том, в чем обвиняют Св. Афанасия, — немедленно явился в суд и изобличил лжецов.
Афанасия.
То есть дьявол.
Созерцательной и подвижнической жизнью.
Констанция.
Георгий дорогими подарками привлек на свою сторону евнуха Евсевия, главного начальника при императорском дворе и явного арианина.
В Константинополе.
Слова символа арианского.
По объяснению Никиты, Констанций, по внушению ариан, написал, что слово: «подобный» значит то же, что «единосущный», а потому не вредит благочестию, если кто употребляет то или другое слово. Ариане воспользовались этим против истинного учения.
Так на Константинопольском соборе арианами осужден был сирианин Аэтий за тщеславие и за чрезмерную наклонность к спорам в сочинениях Theodorit. Histor. Eccl. I. 2 C. 28.
То есть исследование жизни епископов людьми мирскими.
Констанций.
Георгия Каппадокиянина.
Не воспрепятствовал, когда мог, умерщвлению брата Константина, и сам велел умертвить Юлианова брата Галла.
Юлиана.
Георгия–еретика.
Александрийские граждане, умертвив Георгия, разрубили тело его на части и возили по городу на верблюде. Замечательно то, что Юлиан в письме к александрийцам (у НикиФора кн. 10, гл. 7), изъявляя гнев свой на них за такой поступок, не упоминает об участии в нем христиан; а Св. Епифаний (Том. 1, кн. 3) явно приписывает его язычникам; да и Марцеллин (кн. 21) потому только заключает о согласии на это христиан, что они не воспрепятствовали язычникам.
Св. Афанасий.
Александрии.
Дьявола.
Юлиана.
Иовиниан.
То есть или символ Веры, известный под именем Афанасиева, или исповедание, представленное Афанасием Иовиниану, о котором смотр. у Феодорита Церк. Истор. Кн. 4 гл. 2 и 3.
По другим чтениям вместо неписаный (???????) читается (???????) письменный. В обоих случаях разумеется арианское вероучение.
Родителя Св. Григория Богослова.
Таково было богохульное учение ариан, утверждавших, что Сын сотворен для нас, что через Него, как через орудие, Бог сотворил нас, и если бы Богу неугодно было сотворить нас, то не было бы и Сына. Никифор. Кн. 8. Гл. 8.
А не к Отцу.
То есть, что Сын не существует.
Народы северные, вторгшиеся во Фракию, опустошившие эту область, но впоследствии побежденные и усмиренные Феодосием Великим.
То есть христианскую веру.
Слова: ???????????? (предпочитающие) и ??????????? (недопочитающие), по разъяснению Илии, принадлежат Евномию, который обозначал ими степени поклонения трем Лицам Божества.
Поскольку Монтан первоначально посеял ересь свою во Фригии, то последователи его назывались фригиянами или катафригиянами. А в древности были известны фригийские жрецы Кибелы, которые скопили себя при посвящении в жречество.
Под галатами Св. Григорий, вероятно, подразумевает маркеллиан.
Св. Богослов имеет в виду здесь учение Аполлинария, называет же его не ересью, но братской распрей, потому что надеялся еще обратить Аполлинария к правой вере, как можно видеть из 77 письма его к Олимпии.
Под любительницей мучеников, по объяснению Никиты, Св. Григорий разумеет или само безмолвие, о котором сказал он выше, или одну из благочестивых жен, к которой удалялся он в село на безмолвие.
В страдании Св. Киприана (см. Acta sanctor. сентября 26 дня) сказано, что он вытребован был в Антиохию комитом Востока Евтолмием по доносу, будто бы своими посланиями возмущает весь Восток, даже весь мир.
Оно сохранилось и до наших времен. Греческий подлинник можно читать в Деяниях Святых (Acta Sanctorum) под 26–м числом сентября месяца.
Святая Иустина.
Растение, называемое иначе гирча из семейства зонтичных.
Философ Герон, как видно из этого слова, родом из Александрии, по учению циник, пострадал от ариан за православие, а именно был сечен и осужден на изгнание. Иероним, в списке Церковных Писателей, под именем философа Герона разумеет Максима, также циника, известного в жизни Св. Григория Богослова тем, что он впоследствии покушался присвоить себе престол Константинопольской Церкви.
Обращение к философу Герону.
По замечанию Илии, Герои, как циник, носил белый плащ, который Св. Богослов называет чуждым, может быть по цвету, для христиан, ведущих любомудрую жизнь, то есть для монахов.
Св. Богослов называет Герона псом, потому что он был циником; а это наименование произошло от слова ???? (пес).
Язычниками.
То есть Константинополем.
Платон в своей «Республике», признавая Гомера вредным для юношества, говорит, что надобно его, увенчав волной, выслать из города.
Скиндапс — род индийского растения. Поскольку же такого растения нет нигде в другом месте; то Св. Григорий считает название это ничего не означающим словом.
Трагелаф — животное, состоящее из козла и оленя, которое Св. Григорий признает баснословным.
Лукиан, осмеивая философа Хрисиппа, влагает ему в уста следующие слова: «Если хромой, хромой ногой споткнувшись о камень, получит рану, то хромота будет симвама, а рана на хромой ноге — парасимвама».
Св. Богослов говорит о геометрических линиях, что они нигде не имеют места, то есть ни в самом веществе, потому что рассматриваются в отвлечении от тел, ни в мысли, потому что он не суть что–либо только мысленное.
Они были циниками; и Герон тоже был циником.
Валентин, Кердон и другие учили, что не благой Бог был творцом мира.
Глубина (?????) и Молчание (????), по учению Симона, Маркиона и их преемников, были главными из Эонов.
Монтан водил с собою одну бесчестную женщину и называл ее Духом Святым.
Манес учил, что необразованная материя, или тьма, совечна Богу.
Нават не допускал до покаяния отрекшихся от веры во Христа, и даже всех, падших после крещения, и двоеженцев.
Савеллий три Лица Святой Троицы сливал в единое Лицо Отца.
То есть от языческого бога войны Ареса, или Марса.
Констанция.
При Констанции имел большую силу евнух Евсевий, арианин.
При Юлиане Отступнике.
При императоре Валенте, который был покровителем ариан.
По сказанию одних — Урвана, а по сказанию других — Феодула.
Обращение к Герону.
Объяснение на это смотри в слове святому Афанасию Великому.
Это — арианин Лукий, который изгнал Афанасиева преемника Петра и насильственно занял епископский престол в Александрии.
Палладий, александрийский градоначальник.
Преемник Св. Афанасия Архиепископ Александрийский Петр.
Тавеилом Св. Григорий Богослов называет упомянутого выше арианина Лукия, который изгнал Петра и занял его епископский престол в Александрии.
Александрийский Архиепископ Петр, спасшись от ариан, убегает в Рим к папе Дамасу и приносит с собой окровавленные одежды убитых арианами. см. Сократ, кн. 4, гл. 22, и Никифор кн. 11, гл. 26.
Четыре года находившегося в изгнании и в продолжение этого времени как бы умершего для нас.
Гераклит.
Горним.
По объяснению Илии, Св. Богослов имеет здесь в виду Максима и называет его псом, как циника. При этом Илия замечает, что циники с особенной заботливостью отращивали у себя волосы.
По объяснению Илии, Св. Богослов разумеет здесь Св. Писание, из которого должны напоить себя живой водой словесные овцы, когда зачинают в себе семя спасения.
У Евангелиста Матфея гл. 13, ст. 8 читаем: принесло плод, одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать; а у Еванг. Марка гл. 4, ст. 8. В обратном порядке: и принесло иное на тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
На олимпийских и других играх часто сильные борцы уступали за деньги победу над собой более слабым.
То есть тело душевное, чтоб облечься в тело духовное (1Кор. 15:44).
То есть Восток и Запад.
В которую египетские епископы, войдя в один храм, хотели рукоположить Максима.
Евномиане отрицали не только единосущее, но и подобосущее Бога Отца и Бога Сына. Кроме того, они учили, что можно совершенно постигнуть Бога умом человеческим. Против этого последнего лжеучения евномиан направлено настоящее слово.
Христианскую религию.
Не порабощаемся плотью.
Ум.
Ариане учили о Сыне Божием, что было, когда Его не было, и что, следовательно, Он стал из не сущего сущим.
Платон в Тимее.
Внешний опыт.
По–гречески ?? ?????????, т. е. почти то же, что в сущности.
Опыт.
По некоторым спискам, как замечает Илия, вместо слов: «по власти» (?? ???????), читалось: «по сущности» (?? ?? ?????).
Плотин. Эннеады. И. кн. 2. гл. 1.
В рождении Бога Сына.
То есть, что Сын рожден или как существовавший, или как несуществовавший.
Илия после этих слов читал еще следующие. «Ибо пророк вводит самого Бога и Отца, Который задолго прежде описывает послание к нам Единородного Сына, совершенное по Божию совету, и говорит так: Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он гонит их, идет спокойно дорогою, на которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый и в последних — Я тот же (Ис. 41:2–4).
Плоти.
Человек.
То есть тело человеческое.
У пророка Ис. в гл. 3 ст. 15 в славянском переводе читается: говорит Господь Саваоф, а по некоторым греческим изданиями читается: ???? ??????, ?????? ????????, т. е. говорит Господь, Господь воинств.
Из Лиц Божества.
То есть учение арианское.
Св. Григорий имеет в виду тех, которые Бога Сына и Бога Духа Святого считали сотворенными.
Имеется в виду война импер. Феодосия с готами.
Валента.
Феодосия.
Начальнику поваров.
Здесь имеется в виду, по замечанию Илии, водопровод, устроенный Валентом и проходящий местами под землей, местами же поддерживаемый на воздухе арками. Ducang. Const. Chr. L. 1, p. 18.
По замечанию Илии, здесь подразумевается тот столп, на котором помещалась конная статуя Константина Великого, которую называют ????????.
Здесь намек на то, что Константинопольским мысом море как бы рассекается на две части.
Елена, по Никифору (Lib. 8. C. 30), в Константинополе построила прекрасный храм и назвала его новым Иерусалимом. А Зевксиппом назывались публичные, знаменитые и обширные бани. Ducang. Constantinop. Chr. L. 1, p. 88. Зевксипп с великим усердием посещали жители Константинополя. И Илия замечает, что, по некоторым преданиям, в Зевксиппе было место собрания еретиков, а потому догадывается, что Св. Богослов сам Зевксипп иронически называет новым Иерусалимом.
Св. Григорий намекает на покушения еретиков на его жизнь.
Крещения.
Св. Афанасий.
То есть с Отцом.
То есть Бога Сына, или Бога Духа, когда будет доказано, что какой–либо из Них не есть Бог, равный Богу Отцу.
Ария.
Юлиана.
По мнению Илии, Максима, философа–киника.
То есть престола Константинопольской Церкви, оставив Церковь Сасимскую.
Девственник.
Обязавшийся супружеством.
Человеческим естеством.
В устье Нила был высечен на камнях размер, по которому замечалось возвышение воды в Ниле во время разлива; а из этого делалось заключение о плодородии в Египте и о благоденствии жителей.
По переводу Симмаха, у Семидесяти и в славянском «великого кита».
Крещение и Миропомазание.
??????????? — повязка на лбу и на руках со словами из закона Божия, употреблявшаяся у иудеев (Мф. 23:5).
По славянскому переводу: «рукой», но в греческом тексте: «?? ?? ?????».
Богослов подразумевает здесь под чревом память.
Духу и Сыну.
То есть Юлиан Отступник.
Император Валент.
То есть Лиц Святой Троицы.
Царские евнухи, которые большей частью заражены были арианской и македониевой ересями.
Ифигению.
Всех детей у родителей Василия было десять.
Пресвитеров.
Евсевий, Епископ Кесарийский. Об избрании и возведении его на кессарийский престол см. Твор. Св. Отц. Т. 2, стр. 134.
От ариан, при императоре Валенте.
Против Епископа Евсевия.
Евсевий, Епископ Кесарийский.
Как у Василия.
Ксерксе.
Главный повар у Валента, по имени Демосфен, который, будучи прислан к Василию, грозил убить его своим кухонным ножом. О нем Св. Василий говаривал: «Наконец есть у нас и Демосфен неграмотный».
По имени Модест.
У ариан.
По объяснению Никиты, дары эти состояли из золотых сосудов.
Бердо — принадлежность ткацкого станка, род гребня, для прибоя утка, для чего каждая нить основы продета в набор или зубья берда. — Прим. ред.
Кесария и Тиана. Епископом в последнем городе был Анфим, который заявил притязания на некоторые части архиепископии Василия, имевшей престол в Кесарии.
Анфим.
Св. Василий.
Странноприимный дом, построенный Св. Василием близ Кесарии.
Человеческим естеством.
От ?????, стражду.
С небес.
По славянскому переводу: вооруженными на рать. Собственно же добропоясник значит тяжело вооруженный, а единопоясник — легко вооруженный.
То есть ума человеческого.
Слово (?????) у Св. Богослова, вероятно, имеет то же значение, какое приписывает оному Св. Дамаскин в «Изложении православной Веры» (книг. 2, гл. 27), где говорится: «В разумном существе одна способность созерцательная, а другая деятельная. Созерцательная постигает, какова вещь; а деятельная рассматривает, и определяет надлежащую цену того, что должно делать. Созерцательная способность называется ???? (ум), а деятельная ????? (слово)».
Легион нечистых духов, которые Иисусом Христом изгнаны в стадо свиней и бросились в море.
Пресвитеры.
Диаконы.
Поликрат.
По сказанию древних естествоиспытателей, ехидна рождаясь прогрызает утробу своей матери. Смысл этой притчи есть следующий: кто делал зло другим, тот дождется и себе зла от других; кто досаждал родителям, тот дождется и себе досады от детей.
Храм Воскресения, построенный Св. Григорием в Константинополе.
У Биллия читается: ?? ?’??’ ??????? ??? ??? ???????. Но по переводу Леуенклая видно, что он вместо ??? читал ????.
В славянском переводе: сосуд злат.
Т. е. оправдать людей тем, что завлекаются в грех премером богов.
Диоген.
Антисфену или Зенону.
Циников.
Стих из Эврипида, примененный Диогеном к ячменным хлебам и пирогам с кунжутами.
В издании Биллия недостает следующего стиха: ??? 6??? ?? ? ???????, ????? ??? ?????.
? ??’ ????? ????,что можно читать как и имя: Прекрасному Пандарку.
Из этого и подобного сему выражения, встречающегося в конце этого стихотворения, заключить нужно, что стихотворение сие, равно как и другое на часто клянущихся, написано, когда Св. Григорий хранил безмолвие во время поста.
У Седмидесяти читается: ????? ??? ?????? (сосуд водный); у Св. Григория: ???o? ??? ???????.
Против православных.
Сим Св. Григорий, вероятно, делает тот намек, что умащать благовонием прилично одни трупы.
Здесь указывается на обычай щегольливых женщин жевать дерево, или другое что нибудь твердое, чтобы, непрестанно возбуждая во рту слюну, поддерживать свежесть усть и не давать губам пересыхать.
Леуенклай читает ???????, а не ?????, как у Биллия.
Афинян.
По германскому обычаю, муж, подозревавший жену в неверности, рожденного ею младенца погружал в воды Рейна в уверенности, что законнорожденный младенец не потонет, а незаконнорожденный немедленно пойдет ко дну.
Есром Иорама, Иорам Арама.
Маттафая.
Ионана.
Матфат.
Иосий.
Елмодам.
Иосиф.
Маттафий.
Еслим.
Ахим.
Матфат.
Елеазар.
В ноябре месяце, когда при захождении солнца восходит созвездие Тельца.
В сан пресвитера.
?? ????????, то есть Иисуса Христа, в Котором совокуплены Божество и человечество.
Должно думать, что под Павлом и Аполлосом разумеются здесь Мелетий и Павлин.
Архиепископ Александрийский.
??????? ??? ??? ?????? ??? ???????. Сей игрой слов обозначается имя антиохийского
архиепископа Мелетия.
Мелетия и Павла.
Т. е. Павлин.
Т. е. Антиохии.
Мелетий.
Мелетия.
Павлин.
Антиохии.
Расколом называет разделение в Церкви, происшедшее от того, что в Антиохии были вдруг два
епископа — Мелетий и Павлин.
Епископы западные, которые поставили Павлина епископом Антиохии.
На Востоке положено начало Церкви Христовой.
Акростих на следующие два первых стиха: ????????? ?????? ????????? ?? ???????? ??. и
??????? ???? ????? ??????? ?????????.
Телу.
Леуенклай читает: ????? ???????, а у Биллия: ????? ???????.
Св. Григорий разумеет аполлинаристов, которые учили, что Сын Божий при вочеловечении
воспринял на Себя только плоть человеческую, без разумной души.
Слова Вотрион и Ламир оставлены без перевода. Можно догадываться, что это были имена, какие
Св. Василий и Св. Григорий давали в шутку друг другу, возя на себе телегу.
Можно предполагать по некоторым выражениям письма сего, что оно писано в кратковременное
правление Иовиана.
см. Творен. Св. Отц. Т. 1. стр. 312.
По юлианскому календарю — 29 сентября, как показывает рукопись, найденная в начале прошлого
столетия в Медицинской библиотеке, под заглавием ??????????? ????? ???????? ??????.
Омир. Илиад. 20, 250.
Постумиан и Сатурнин были консулами с 383 г.
??????? ???? ??? ?????? стр. 15.
Алипиана, супруга Никовула–старшего; как видно из предыдущих писем, была племянницей св.
Григорию.
Т. е. душа, которая есть дыхание Божие.
После слова ?????? (пусть так!) в письме 128 у Биллия есть вставка, очевидно сделанная каким–либо схоластом, ибо заключает в себе словесное изьяснение сего речения. Сей вставки нет в письме 223, почему и в переводе оная выпущена.
Илиады II. 17. ст. 457.