Дополнительные движения праны, теджаса и оджаса
Хотя теджас локализован в корневой чакре, он иродвпга-стся сквозь все чакры, пока поселится в сердце - высшем при-бежище света пробужденного сознания.
Хотя оджас локализован в голове, он проявляет свою активность, опускаясь сквозь все тело и концентрируясь в сердце - прибежище оджаса.
Хотя прана локализована в сердце, она пронизывает все тело как основа жизненной силы. Высшая цель состоит в том, чтобы три энергии, соединившись в сердце, пропитали своими солнечными лучами всю нагну психофизическую вселенную...
Мы познакомились с тем, как тесно сочетается аюрведа с йогой и как энергии аюрведической науки отражены в тонком теле и уме. Единство ведической и тантрической науки лучше всего убеждает в этом. Очень важно, чтобы мы не только усвоили это в теории, но и иеттытали па практике. Лишь тогда мы по-настоящему откроем для себя йогу, всегда современную и практичную. Работа по исследованию древнейших традиций Вед, йоги и аюрведы будут проводиться и в дальнейшее как . дых лиц, так и ..тля групп и не только на академическом уровне, но и на уровне повседневной практики.
Благодаря Милости Божественной Матери и Йога Шакти эта книга, возможно, вдохновит и других приобщиться к данным исследованиям!
IV
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Десять Богинь Мудрости и буддизм
1. ДЕСЯТЬ БОГИНЬ МУДРОСТИ И БУДДИЗМ
Богиня сказала: «Все, что видят ваши глаза, -это мой храм,
Все действия направлены ко мне,
Все времена - мои священные праздники.
Моя природа - во всему
Дэви Гита X. 3
Буддизм имеет естественную танттлгческую традицию, которая сохранилась главным образом в Тибете, хотя ее можно обнаружить и в других странах, где распространена буддийская махаяна (Большие Врата), преобладающая в основном в Китае и Японии. Тантрический буддизм имеет гораздо больше общего с индуизмом, чем с буддийской традицией тхеравадинов Южной Азии. Ритуальная служба (пуджа), преданное служение Божествам (бхакти), мантра-йога и акцентирование йогической практики - все эти черты характерны для индуизма и тантрического буддизма, их редко можно встретить в южном буддизме Шри-Ланки, Бирмы и Таиланда. Такие аспекты индуизма и ведической культуры, как огненный обряд (хома), аюрведическая медицина и ведическая астрология, составляют часть буддийской и особенно тибетской традтгии.
Ьуддисты, как и индийские тантрики, почитают образы Бо гинь, а Богини Тара и Чхиннамаста сохраняют такие же имена и признаки, как и в Индии. Танттлгческий буддизм обуча ет, как служить Богиням, подобным Сарасвати и Лакшми, а также Ганеше и Кубере. Важное Божество тибетского буддизма Махакала проявляется как вариация индуистского Шивы-Махакалы. Основное буддийское Божество - Бодхисаттву, или Авалокитешвару. изображают так же, как Шиву или Вишну.
ТАРА
Богиня Тара воплощает самое очевидное сходство между индуизмом и буддизмом. В буддийской традиции Тара выступает в роли Бодхисаттвы - существа, давшего клятву помогать всем, кто взывает о помощи. Бодхисаттва обладает такими же функциями, как индийские Божества, которые воплощают не просто великих существ из прошлого, но вечные космические принципы и само Сознание. Поэтому Тара в буддийской традиции означает Божественную Мать, а также творение, сохранение и разрушение миров. Буддийская Тара осуществляет ту же миссию, что и индийская Махешвари, или Махадэви. Обычно Тара представляет одну из форм Дурги, которая выступает в роли самой главной Божественной Матери. В такой ипостаси Дургу-Тару можно рассматривать как важнейшую Богиню индуизма и буддизма. Слово «тара» является древнейшим санскритским термином и восходит к Яджурведе (ранним текстам прабуддийской эры), указывая на мужской аспект Господа Шивы, который выводит нас из мрака и освобождает от скорби:
Почтение освободительнице (Таре), Источнику счастья и восторга, Умиротворению и блаженству, Почтение благоприятному (Шиве) и Абсолютному Благу.
ТайттирияСамхита IV. 5.8
Впервые имя Тары встречается в одноименном разделе Вед в великой мантре прославления Шивы (НАМАХ ШИВАЯ) Эта мантра также впервые упоминается в Ведах как одно из семи основных имен этого Божества. Тарини (или Тара) буквально означает «спасительница». В Махабхарате этим именем называют Дургу: Арджуна, например, перед началом битвы обращается к Дурге и просит ее помощи в победе над врагом. Основная функция Дурги, как и Тары, заключается в том, чтобы спасать и освобождать людей от проблем. Поэтому служение Дурге-Таре и Шиве — это части одной и той же традиции, которая восходит к ведическим временам. Как в буддизме, так и в индуизме мудрость олицетворяет ладья, которая помогает пересечь полный опасностей океан самсары (перерождений). И мудрость, и ладья на сан скрите выражают женский аспект, а буддийский термин мудрости «праджна» также является ведическим по происхождению и часто упоминается в Упанишадах наряду со многими другими понятиями, акцентирующими женский аспект мудрости (напри мер, медха, дат, мати, маниша, вак, вани, нау и др.). Мантру, посвященную Дурге, можно встретить в приложении к Риге еде:
Дваждырождснный возродил в себе огонь мудрости и почитает прекрасную и благородную огненную Богиню-Ладью, которая помогает пересечь (тараяти) весь океан испытаний.
Ригведа. Паришищтхани, 26. 8
Древние ведические и пра буддийские тексты (например, Айтарея Брахмана УТЛ, 14) повествуют о ведической стране, расположенной «за Гималаями», тем самым намекая па то, что Тибет ранее был страной ведической культуры. В прабуддий-ской тибетской религии бон, как известно, очень много элементов ведических и индийских учений, близких к шайвизму.
Буддийская медитативная форма Тары похожа на индийскую форму Лакнтми. Обеих обычно изображают в сидячей позе с опущенной правой ногой, с благословляющими жестами и двумя лотосами с каждой стороны. Единственное различие между ними состоит в том, что у буддийской Тары кончик указательного пальца соприкасается с большим, а у Лакшми ладони раскрыты. Индийская Тара напоминает Кали, как что уже указывалось в соответствующем разделе книги, а буддийская Тара как основная форма Богини обладает многими функциями Божественной Матери, которую в индуизме олицетворяют Лакшми, или Сарасвати. Следовательно, формы и функции Тары в индуизме и буддизме являются средствами для служения им, и нет между ними существенных отличий. Явное сходство между двумя Тарами указывает скорее на род и заимствование. Буддийская мантра Таре подобна индийским мантрам:
ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ СВАХА!
Мантра начинается с СМ и заканчивается словом СВАХА, сяк к ведических мантрах. Таким образом, обе традиции отра жают общую ведическую основу и восходят к йогической культуре и тантре. Отдельные различия между ними поверхностны и незначительны. Такие понятия, как карма, дхарма или нирвапа а также формы Богов и Богинь присутствую! в обе их традициях, что еще раз подчеркивает пршадлежность к общим культуре и языку. Индуизм и буддизм следуют одним и тем же правилам изображения Богинь, икон, орнаментов, одежд, поз, жестов, методам ритуальной службы, использованию мантр, янтр и других практик.