Не следует женщине описывать и восхвалять своему мужу другую женщину»
Важно, чтобы ум был всецело посвящен текущим делам и обязанностям, а не был отягощен сравнением между описывающей и описываемой, и не озабочен тем, что пытается представить в лучшем виде его фантазия в результате этих сравнений. А иначе душа его будет испытывать беспокойство, работа не будет спориться из-за пустых разговоров. Это может привести его к увлечению, искушению и в конечном итоге - греху.
Сознательная мусульманка не ограничивается тем, что наряжается для него и интересуется его работой и любимыми занятиями! Но стремится создать атмосферу благодати. Чтобы его взору представало лишь то, что радует в доме - чистом и хорошо прибранном. К этому умная жена добавит свой вкус, высокие чувства. Именно это было поручено исламом мусульманской женщине, чтобы сделать супружескую жизнь как можно лучшей.
Сознательная мусульманка не упускает из виду, что браку в исламе посвящен айат - одно из знамений Аллаха. Ислам считает жену источником благодати, спокойствия, уверенности, доверия, радости и утешения:
«Одно из знамений Его есть то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вам жить с ними. Между вами Он установил любовь и сердечную привязанность». (30; 21)
Это самая тесная связь между двумя душами, завязываемая Аллахом, чтобы муж и жена благоденствовали и наслаждались. Жена - хранительница очага, спокойствия и благодати. И все это для мужа в любимом супружеском доме, живущем в атмосфере, наполненной искренней любовью и нежным милосердием. Праведная мусульманка лучше, чем кто-либо понимает эти высокие понятия и претворяет их в жизни.
Мусульманка умеет быть великодушной, прощающей и снисходительной. Она прощает, если муж допустил ошибку и никогда не напоминает ему об этом. Никакое качество не открывает путь к сердцу мужчины, как снисходительность и умение прощать. Соответственно никакое качество не закрывает путь к этому сердцу так, как стремление не забывать даже мелочи, вести счет проступкам, напоминать об ошибках.
Мусульманка следует путем, указываемым её вероучением. Всевышний говорит:
«Но пусть будут добросердечны и ласковы. Разве вы сами не желаете, чтобы Аллах был милосердным к вам?»(24; 22)
Мудрая личность
Одной из наиболее характерных черт мусульманки, воспитанной в исламе, является внутренняя сила, характеризующая ее как личность. Она зрело мыслит и придерживается строгих правил поведения. Эти качества ей присущи и до, и после замужества. Они являются результатом глубокого понимания ею своего вероучения, осознания своей миссии в жизни.
Ее внутренняя личностная сила проявляется уже на этапе выбора будущего мужа. Она не иссякает, когда выясняется мнение родителей, допускающих произвол и желающих заставить дочь выйти замуж за того, за кого она не хочет. Эта сила не уменьшается и тогда, когда приходит свататься пусть даже очень богатый и влиятельный, занимающий очень высокое положение в обществе. Если в таком человеке она не видит тех качеств, которые должны быть присущи мужу как истинному мусульманину, она не идет на компромисс со своей совестью. Внутренняя сила характера и в этом случае проявляется в полной мере.
После вступления в брак она по-прежнему выступает как самостоятельная личность, проявляет силу характера. Став женой, она, конечно же - любимая и желанная, послушная мужу. Но это не мешает ей показывать силу характера, самостоятельность, особенно, когда нужно занять четко выраженную позицию в вопросе о вероучении и вытекающей из него совокупности религиозных обязанностей мусульманки. В этом мы имели возможность убедиться на примере Умм Суляйм бинт Мильхан. Вспомните, какую настойчивость проявили она и ее сын Анас в исповедании ислама, тогда как ее муж Малик бен ан-Надар оставался многобожником и выступал против ислама. Это мы видели и на примере Умм Хабиба, дочери Абу Суфйана. Вспомните, как стойко она вела себя, сохранив верность своему вероучению, когда ее муж Абдалла ибн Джахш аль-Асади совершил вероотступничество и принял веру, которую исповедовали эфиопы. Или пример того, как Барира проявила настойчивость и рассталась с мужем, которого не любила, несмотря на ходатайство пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Вспомним о том, как жена Сабита ибн Кайс ибн Шам-маса потребовала развода с мужем, которого не любила. Кстати, посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, «дал добро» на развод. Какова была основная побудительная сила у этих достойнейших женщин твердо стоять на своем? Ответ ясен. Это стремление полностью соблюдать весь комплекс религиозных обязанностей, сохранить чистоту вероучения, заслужить благорасположение и благоволение Аллаха.
Каждая из этих женщин совершила законное действие в своей супружеской жизни, ибо боялась впасть в грех, живя с человеком, который не признает ее вероучение, или небрежно относится к нему. Если бы не соответствующая сила характера и не чувство гордости за то, что она правоверная мусульманка, то она подчинилась бы велению явно заблуждающегося мужа, погубила бы себя в лабиринтах его заблуждений и ошибок. Или пила бы глотками горечь бедственного положения
Говоря о силе характера мусульманской женщины, надо подчеркнуть, что она не отрицает, не перечеркивает
такие ее черты как повиновение мужу, почитание его и уважение. Ее внутренняя личностная сила обеспечивает то, что она ведет себя ровно, мудро в слове и деле. Она не позволяет себе легкомыслия, скандала, опрометчивости. Этого не происходит даже тогда, когда испытывает недовольство или гнев, без чего, как известно, супружеская жизнь не бывает. Мусульманская женщина всегда берет себя в руки, не позволяет своему языку распускаться. У нее никогда не сорвется неприятное выражение, ранящее чувства мужа. Такое характерно для сильной личности, женщине собранной, уравновешенной, умеющей сдерживать себя.
Мусульманской женщине есть с кого брать пример. Высшим образцом таких качеств является духовная мать мусульман госпожа Аиша. Выражение клятвы, которое она произносила посланнику, когда она была довольна им, отличалось от формулировки, когда она сердилась на него. Но в том и другом случае это делалось, учтиво, с соблюдением такта, почитания и уважения. Это не прошло мимо внимания посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Она так рассказала об этом:
Поистине, я знаю, когда ты довольна мной и когда сердишься на меня. Когда ты довольна мной, говоришь: «Нет. Клянусь Господом Мухаммада». А когда сердишься на меня, говоришь: «Нет. Клянусь Господом Ибрахима». Аиша ответила: «Да. Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха. Я поменяла только имя»».
Сила характера духовной матери мусульман госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах, наиболее сильно проявилась в дни испытания реакцией на клевету. Этим Аллах хотел испытать Своего посланника, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и всю мусульманскую общину, чтобы возвысить одних и унизить других. Тех, кто шел верным путем, Он еще больше укрепил в вере в истинность избранного пути. А участь тех, кто действует несправедливо, стала еще боле
ущербной.
Напомним вкратце эту историю. При возвращении из похода против племени Бану Мусталик госпожа Аиша - дочь Правдивейшего, отстала от колонны. Она искала ожерелье в шатре, куда спешно вернулась из носилок. А те, кто несли носилки, не заметили ее отсутствия. Привязав носилки на спину верблюда, они ушли вслед за войском. Покинутую на произвол судьбы случайно нашел и привел молодой мусульманин. Это дало пищу злым языкам. Недруги благородного пророка и циничные любители сплетен немедленно распустили клеветнический слух о ее недостойном поведении. Вспоминая эту историю, мы вновь убеждаемся, какую силу характера выказала госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах. Тогда проявилась ее глубокая вера в Аллаха, твердая уверенность в том, что Он, и только Он подтвердит ее невиновность. Наиболее ясно и убедительно рассказал об этом Ибн Кайим аль-Джаузийя. Поистине, речь идет о
яркой странице глубокой искренней веры, которую показала мать верующих. Она показала также силу характера женщины, которая горда своей верой в Аллаха, уверена в Его справедливости, абсолютной беспристрастности и объективности.
Ибн аль-Кайим рассказал: «Это было трудное испытание. Целый месяц задерживалось ниспослание откровения посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в отношение ее. Это была проверка веры в Его мудрость. Она то как раз высоко оценила эту мудрость, была уверена в ее проявлении, что наиболее полно показала своим поведением. Во всей этой истории искренне верующие еще больше подтвердили свою уверенность в Его справедливости, показали свое доброжелательство и хорошее мнение об Аллахе, Его пророке и семье пророка. А лицемеры - жители Ясриба, которые приняли ислам и начали интриги против него - еще больше будут изощряться во лжи и лицемерии и покажут Его посланнику и верующим свои сокровенные мысли.
Та мудрость, что месяц не было откровения, заключалась также в том, что вопрос изучался и делался ясным, а истина рождалась в муках. Сердца верующих были страстно устремлены к тому, что ниспошлет в откровении Аллах Своему посланнику. Сердца эти с вожделением ждали откровения. И вот оно было ниспослано. Оно содержало в себе то, что крайне нужно было посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, его домочадцам, Абу Бакру Правдивейшему, его семье и всем мусульманам. Оно пришло им, как приходит дождь на иссохшую землю. Все очень обрадовались и были в высшей степени счастливы.
Поистине, Аллах хотел показать, как высоко Он ставит Своего посланника, его домочадцев, какой почет и уважение Он оказывает им. Он вывел Своего посланника из создавшейся трудной для него ситуации. Еще раз подчеркнем: Он Сам взял на Себя эту задачу - показать истину в вопросе, который так будоражил и волновал Его посланника и его семью.
Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, был объектом, которого недруги и циничные любители сплетен стремились оскорбить и унизить. На жену его возвести обвинение и этим самым запятнать его честь. Ему неприлично было свидетельствовать о ее невиновности. Конечно, он никогда не думал о ней плохо.
Однако он проявил максимум терпеливости, выдержки, глубокой веры в своего Господа, который всегда скажет истину. И такая позиция была вознаграждена. Ему было ниспослано откровение, которое раскрыло истину, обрадовало его сердце, возвысило его честь и достоинство и показало всей мусульманской общине, как его Господь заботится о нем, как защищает его.
Когда ее невиновность подтвердилась, Абу Бакр сказал дочери, находившейся в его доме: «Встань и иди к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать». Дочь ответила:
«Клянусь Аллахом, я сама не явлюсь к нему. Я восхваляю только Аллаха». Услышав это, отец воочию увидел, как глубоко она верит своему Господу и как благодарна Ему. Она не стала делать то, что делали бы другие, окажись на ее месте - искать конкретные факты и доказательства. Она была уверена в любви посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, к ней.
Для нее не было более любимого, чем Он, когда она сказала: «Я восхваляю только Аллаха. Именно Он ниспослал откровение, в котором сказано о моей невиновности». Именно Ему она показала спокойствие духа и непоколебимость. Он - самое любимое ею. Он поддержал ее. В течение месяца сердце ее любимого мужа было холодно к ней. Но вот она увидела удовлетворение и интерес с его стороны. Она не пошла первой к нему, хотя была рада от его удовлетворенности, хотя очень сильно любила его. Это тоже показатель силы характера, высшей степени стойкости и твердости духа.
Да, действительно она показала силу характера. Сознательная мусульманская женщина скромна и смиренна с мужем, почитает его, выказывает ему свою любовь, повинуется ему. Но при всем при этом ее индивидуальность не исчезает. Поистине, духовная мать мусульман госпожа Аиша показала идеал личностных качеств мусульманской женщины, гордящейся своим вероучением, глубоко осознающей сущность поклонения и преданности Аллаху.
Мусульманская женщина понимает, что позиция, которую продемонстрировала госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, вовсе не означает проявление гордыни, нежелания делать то, что хочется мужу. Выше уже говорилось о необходимости почитания мусульманкой своего мужа, повиновения ему. Все это предписано истинной религией - исламом. В позиции духовной матери мусульман, да будет доволен ею Аллах, есть что взять за пример - чувство собственного достоинства, которое привил ислам мусульманке, уважение и почет, которыми он окружил ее, пока она придерживается установленного Аллахом. Это придало её личности такие качества как сила характера, достоинство и гордость.
Ислам дал мусульманской женщине такие права, окружил ее таким почетом и уважением, что это вызывает зависть у женщин Запада, как только они узнают об этих правах. Как уже отмечалось выше, это признали поборники эмансипации женщин в арабских странах. Многие из них отказались от своих утверждений, что мусульманская женщина нуждается в эмансипации. Среди таких поборниц - Науаль ас-Саадауи. В середине августа 1989 года кувейтская газета «Аль-Ватан» обратилась к ней с вопросом: «Можно ли считать европейскую женщину примером и образцом для подражания?» Она ответила: «Отнюдь нет. В одних вопросах европейская женщина преуспела, а в других - отстала. Законы о браке в Европе притесняют женщину. Вот почему у них возникают движения за освобождение женщины, то же самое и в Америке. Там тоже есть такие движения, иногда занимающие весьма радикальные позиции и действующие очень решительно».
Науаль ас-Саадауи далее сказала: «Наша религия - ислам -дала женщине прав больше, чем все другие религии, обеспечила ей достоинство, чувство гордости. Правда, иногда случается, что мужчина взявшись за претворение в жизнь некоторых аспектов этого вероучения, использует их так, чтобы создать в обществе господствующее положение мужчины - отца или мужа. Однако, это - не система, а отклонение и нарушение. В какой-то степени он восстанавливает несправедливое отношение к женщине. Это можно объяснить лишь полным игнорированием мудрых наставлений ислама, отходом от его ясного руководства о том, как идти верным путем».
Самая хорошая жена
Мы рассказали вам о разных личностных качествах мусульманки - интеллектуальных и психологических. Из примеров мы видим, что она хорошая во всех отношениях жена. Можно сказать, что мусульманские женщины являются самыми хорошими женами. Они больше, чем кто-либо дают мужу благоденствие и счастье.
Достигается это в результате того, что она постигает религию и осознает значимость выполнения своих обязанностей перед мужем. Для мужа всегда приятно видеть ее и общаться. Когда муж приходит домой, она встречает его улыбкой и добрыми словами приветствия.
Она послушна мужу, оказывает ему почтение, выказывает симпатию и любовь, делает все, чтобы добиться его благорасположения, не выдает его тайну - не срывает его дела, выручает его в трудную минуту, выскажет благоразумное мнение, даст искренний мудрый совет, разделит с ним как радость, так и печаль, наполняет его душу радостью, как своим внешним видом, так и глубоким внутренним миром, наполняет его жизнь счастьем, поощряет его; оказывает почитание его родителям, и проявляет уважение к его семье и его родителям; не обращает внимание на мужчин; считает ниже своего достоинства злословие и болтовню; старается создать для мужа и детей обстановку спокойствия, отдыха и благодати, К тому же она обладает сильным характером, но не сбивается на грубость, тонко умеет заставить собеседника уважать и ценить себя. В то же время она умеет прощать, быть великодушной, не помнит зла.
Вот почему мы считаем, что мусульманская жена - самая лучшая из жен, если сравнивать с другими, не мусульманками. Это для мужчины - одно из великих благодеяний и милостей Аллаха, ибо она - источник величайшего, непревзойдённого наслаждения. Вспомним сказанное посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Жизнь - наслаждение. А самое лучшее наслаждение в жизни -добродетельная жена».
Мусульманка и ее дети