Огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 20 страница
«Поистине, я не люблю видеть праздного человека, не занятого ничем из дел мира этого или мира вечного».
«Поистине, тот, кого молитва не побуждает к одобряемому и не удерживает от порицаемого, только отдаляется от Аллаха посредством неё».
«К твёрдой убеждённости относится то, что ты не пытаешься снискать довольство людей за счёт недовольства Аллаха, не хвалишь никого [из творений] за удел, который посылает тебе Аллах, и не упрекаешь никого за то, чего Аллах не даровал тебе, ибо поистине удел от Аллаха — не принесёт тебе его стремление стремящегося и не лишит тебя его чьё-то нежелание [видеть тебя получившим этот удел]. И поистине, Аллах по Своей беспристрастности, кротости и справедливости сделал так, что твёрдая убеждённость и довольство несут в себе отдохновение и радость, тогда как сомнения и недовольство несут в себе тревоги и печали».
«Пока ты пребываешь в молитве, ты стучишься в двери Властелина. А стучащемуся в двери Властелина непременно откроют».
330 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
«Поистине, я считаю, что человек забывает знание, которое было у него, из-за совершаемых им грехов».
«Будьте источниками знания, светочами прямого пути, старайтесь не покидать дома свои и будьте звёздами в ночи. С новыми сердцами и в ветхой одежде — пусть знают вас в небесах, и пусть вы будете незаметными среди обитателей земли».
«Поистине, у сердца бывает периоды возбуждённости и успокоения, так используйте же их в период возбуждённости, когда они устремляются вперёд, и оставляйте их в покое, когда они расслабляются и отступают».
«Знание — это не множество переданного. Знание — это страх перед Аллахом».
«Поистине, вы видите, что неверующий относится к числу людей, у которых самые здоровые тела и самые больные сердца, тогда как верующий относится к числу людей с самыми здоровыми сердцами и с самыми больными телами. Клянусь Аллахом, если бы ваши сердца были больными, а тела здоровыми, то вы были бы ничтожнее пред Аллахом, чем жуки!»
«Раб Аллаха не постигнет суть веры до тех пор, пока не доберётся до её вершины, а он не доберётся до её вершины до тех пор, пока бедность не будет для человека желаннее богатства, скромность — желаннее почёта и пока он не начнёт относиться к хвалящему его и порицающему его одинаково».
Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда 331
«Поистине, бывает так, что человек выходит из дома своего вместе со своей религией, а возвращается без всего. Он приходит к человеку, не способному принести пользу ни ему, ни самому себе, и клянётся ему Аллахом: мол, ты такой-то и такой-то84. И он возвращается, не добившись желаемого, и вдобавок навлекает на себя недовольство Аллаха».
«Если бы я посмеялся над собакой, я опасался бы, что сам буду превращен в собаку».
«Грех — то, что внушает сердцу беспокойство».
«Шайтан связывает надежды [сбить человека с истинного пути] с любым взглядом».
«С каждой радостью — огорчение, и наполняясь радостью, любой дом вскоре наполняется слезами».
«Каждый из вас — гость в этом мире, а имущество его — нечто, взятое во временное пользование, и гость обязательно уедет, а имущество придётся вернуть».
«В конце времён появятся люди, наилучшим деянием которых будут взаимные упрёки, и называться они будут скверными».
«Если человек желает поступать справедливо по отношению к самому себе, пусть же он поступает с людьми так же, как он желает, чтобы поступали с ним».
84 Хваля его.
332 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
«Истина тяжела, но легко усваивается, а ложь — легка, но несёт болезнь. И бывает, что удовольствие оставляет после себя долгую печаль».
«Нет на земле ничего такого, что больше нуждалось бы в долгом заточении, чем язык».
«Когда в селении появляется прелюбодеяние и ростовщичество, это признаки его скорой гибели».
«Кто из вас сможет поместить сокровища свои на небеса, чтобы его не уничтожали черви и не могли достать воры, пусть так и сделает, ибо поистине, сердце человека — всегда с его сокровищами».
«Пусть никто из вас не связывает религию с каким-то человеком, так что если тот уверует, то и он уверует, а если тот будет неверующим, то и он будет неверующим. И если уж вам так необходимо брать с кого-то пример, то берите пример с умерших85, ибо поистине, живой подвержен искушениям».
'Абдуллах сказал: «Никто из вас не должен быть приспособленцем!» Люди спросили: «А кто такой приспособленец?» Он ответил: «Это человек, который говорит: мол, я — с людьми, и если они будут следовать прямым путём, я тоже буду следовать прямым путём, а если они впадут в заблуждение, то и я впаду в заблуждение... Пусть же любой из вас приучает себя не становиться неверующим, когда становятся неверующими другие люди!»
85 Иначе говоря, с тех, кто умер богобоязненным и праведным, поскольку живой человек изменчив и, будучи праведным и богобоязненным сегодня, завтра он может уже не быть таковым.
Некоторые высказывания 'Абдуллаха ибн Мас'уда 333
Один человек попросил его: «Научи меня кратким, но содержательным и полезным словам». Тот сказал в ответ: «Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварищей, иди за Кораном туда, куда он ведёт тебя, и принимай от того, кто пришёл к тебе с истиной, даже если он для тебя — чужой и ненавистный, и отвергай того, кто пришёл к тебе с ложным, даже если он для тебя — любимый и близкий».
«Приведут в Судный день раба Аллаха, и ему будет сказано: "Исполни же возложенное на тебя!" А он скажет: "Господи! Как же? Ведь мира этого больше нет!" Тогда возложенное на него представится ему на дне Геенны, и он спустится, возьмёт его, взвалит на своё плечо и начнёт подниматься вместе с ним наверх, и когда он уже решит, что сейчас выберется наружу, оно упадёт вниз, и он полетит за ним и будет лететь так вечно».
«Добивайся присутствия [сосредоточенности] сердца своего в трёх случаях: когда внимаешь Корану, на собраниях, на которых поминают Аллаха, и в часы уединения. И если не обнаружишь сердце [там, где оно должно быть в этих случаях], то проси Аллаха облагодетельствовать тебя, даровав тебе сердце, ибо сердца у тебя нет».
Аль-Джунайд сказал: «Я зашёл к одному молодому человеку, и он спросил меня о покаянии. Я ответил ему. Тогда он спросил о его истинной сути. Я сказал: "Она заключается в том, что грехи твои должны стоять у тебя перед глазами до самой твоей смерти" Он сказал мне: "Тише... Не в этом заключается суть покаяния" Я спросил: "В чём же тогда, по-твоему, заключается суть покаяния, о юноша?" Тот ответил: "В том, чтобы ты
334 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
забыл грех свой" И он оставил меня и ушёл. Один человек спросил: "О Абу-ль-Касим, что ты о нём думаешь?" Я ответил: "Всё так, как сказал этот молодой человек" Он спросил: "Как же это?" Я ответил: "Если я был в одном состоянии, а потом Он заставил меня перейти из состояния чёрствости86 в состояние верности87, то моё вспоминание о чёрствости в состоянии верности будет чёрствостью88"».
86 Подразумевается состояние человека, совершившего грех: ослушиваясь Аллаха, он отдаляется от Него, создавая своим поступком некую отчуждённость, чёрствость в своих отношениях с Аллахом.
87 Подразумевается состояние покорности Аллаху.
88 То есть не следует вспоминать о грехе после искреннего покаяния, ведь когда согрешивший искренне раскаивается, Всевышний прощает его грех, стирая его.
Раздел
Искренность не может соединяться в одном сердце с любовью к похвале и стремлением к тому, что принадлежит другим людям
И |
скренность может соединяться в одном сердце с любовью к похвале и стремлением к тому, что принадлежит другим людям, лишь так, как соединяются вода и огонь, и пустынная ящерица — с рыбой.
Если душа твоя побуждает тебя к искренности, то сначала обратись к алчности своей и зарежь её ножом отчаяния, и обратись к похвалам и стань равнодушным к ним так же, как влюблённые в мир этот равнодушны к миру вечному. И если тебе удастся зарезать алчность и стать равнодушным к похвалам и славе, то добиться искренности будет для тебя легко.
Ты можешь спросить: что поможет мне расправиться с алчностью и стать равнодушным к похвалам и славе?
Я отвечу: если говорить о расправе над алчностью, то в этом тебе поможет твёрдая убеждённость в том, что сокровищницы со всем тем, что ты желаешь обрести, — в руках одного лишь Аллаха, и никто другой не владеет ничем из этого, и никто не дарует рабу Аллаха ничего из этого, кроме Него.
Если же говорить о равнодушии к похвалам и славе, то облегчить тебе его обретение может знание о том, что ничья похвала не принесёт тебе пользы и не укра-
336 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
сит тебя и ничьё порицание не причинит тебе вреда и не принесёт тебе позора, кроме похвалы и порицания, исходящих от Аллаха. Как сказал тот бедуин Пророку :«Поистине, похвала моя — украшение [для хвалимого мною], а порицание моё — позор [для порицаемого мною]». Пророк ответил ему: «Это только для Всевышнего Аллаха?89»[Ат-Тирмизи, № 3267].
Будь же равнодушным к похвале тех, чья похвала не становится для тебя украшением, и к порицанию тех, чьё порицание не становится для тебя позором. И стремись к похвале Того, в Чьей похвале — всё украшение и в Чьём порицании — весь позор.
Однако ты никогда не сможешь осуществить это без терпения и твёрдой убеждённости, и если у тебя нет терпения и твёрдой убеждённости, то ты уподобишься тому, кто пожелал совершить путешествие по морю без судна.
Всевышний Аллах сказал: «Будь же терпелив, ведь обещание Аллаха истинно. И пусть те, которые лишены убеждённости, не находят тебя легковесным [не отвращают тебя от религии]» (сура 30 «Румы», аят 60).
И Всевышний Аллах сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путём, поскольку они были терпеливы и убеждённо верили в Наши знамения» (сура 32 «Земной поклон», аят 24).
89 То есть только Аллах таков, что кого Он хвалит, тот действительно достоин похвалы, а кого Он порицает, тот действительно порицаем.
Раздел
Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного
К |
аждый испытывает блаженство в соответствии со своей ценностью, стремлениями и благородством своей души.
Обладатель самой благородной души, самых возвышенных устремлений и самой высокой ценности — тот, для кого блаженство заключается в познании Аллаха, любви к Нему, стремлении к встрече с Ним, а также в попытках снискать Его любовь посредством совершения того, что Он любит и что угодно Ему. Такой человек наслаждается своей устремлённостью к Нему и обращением на Него всего своего внимания.
Есть более низкие степени, число которых известно только Аллаху. Низшей же является степень того, кто находит для себя наслаждение в самых ничтожных вещах — в скверне и мерзостях, будь то слова или дела и занятия. И если такому человеку предложить то, чем наслаждается обладатель высшей степени, то душа его не позволит ему принять это и даже взглянуть в его сторону и, возможно, оно даже причинит ей боль. Точно так же, если первому предложить то, чем наслаждается этот, то душа его не позволит ему принять это и даже взглянуть в его сторону, и он будет испытывать к этому лишь отвращение.
338 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Самое полное наслаждение испытывает тот, кому посчастливилось объединить наслаждение сердца и духа с наслаждением тела. Он испытывает дозволенные наслаждения таким образом, что это не уменьшает его долю в мире вечном и не лишает его наслаждения, которое он получает от познания Господа, любви к Нему и ощущения близости к Нему. Такой человек относится к числу тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?" Скажи: "В земной жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них"» (сура 7 «Преграды», аят 32).
А самая ничтожная доля наслаждения достанется тому, кто пользуется наслаждением так, что это лишает его возможности наслаждаться в мире вечном, и он оказывается одним из тех, кому будет сказано в тот день, когда будут оцениваться наслаждения: «Вы растратили свои блага в своей земной жизни и попользовались ими»(сура 46 «Пески», аят 20).
Эти люди наслаждались благами, и те наслаждались благами. Однако делали они это по-разному. Одни наслаждались ими так, как разрешено наслаждаться ими, и сумели благодаря этому обрести наслаждение и в этом мире, и в мире вечном. А другие наслаждались ими так, как их побуждали к этому их страсти и влечения, не обращая внимания на то, разрешено это или нет. И их наслаждение в этом мире оборвалось для них, и наслаждение в мире вечном они при этом упустили. Таким образом, и наслаждение в этом мире не продлилось долго для них, и наслаждения в мире вечном они не обрели.
И тот, кто стремится к наслаждению и постоянству этого наслаждения и к благой жизни, пусть сделает наслаждения в этом мире своим мостом к наслаждениям
Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного 339
в мире вечном, используя их для того, чтобы освободить сердце своё для Аллаха, стремления к Нему и поклонения Ему, испытывая эти наслаждения как помощь и силу, способствующую достижению цели, а не просто бездумно удовлетворять свои страсти и влечения. Если он был одним из тех, кому не суждено было испытать наслаждения в этом мире и воспользоваться его благами, то он должен сделать не доставшееся ему в этом мире добавлением к наслаждениям, ожидающим его в мире вечном, и дать себе покой, не пытаясь искать эти наслаждения, дабы получить наслаждения в полной мере там, в мире вечном.
Блага и наслаждения мира этого — прекрасная помощь для того, кто правильно стремится к Аллаху и миру вечному и направил на него всё своё внимание. Но они становятся сквернейшим препятствием для тех, для кого эти блага и наслаждения являются целью и предметом стремлений и кто привязан к ним. И упущение этих благ и наслаждений в этом мире — прекрасная помощь для того, кто стремится к Аллаху и миру вечному, и скверное препятствие для того, кто отворачивается от Аллаха и мира вечного.
Кто получает пользу от мира этого таким образом, чтобы это не уменьшало его долю наслаждения в мире вечном, тот обретёт и наслаждения в этом мире, и наслаждения в мире вечном. А в противном случае он лишится и того, и другого.
Пречист Аллах, Господь миров!
[От грехов следовало бы отказаться, даже] если бы в отказе от грехов и ослушания не было иной пользы, кроме сохранения достоинства, оберегания чести и сохранения положения и имущества, которое Аллах сделал средством к существованию в этом мире и мире вечном, любви творений, разрешённости слов меж-
340 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ду ними, благополучия жизни, отдохновения тела, силы сердца, умиротворения души, блаженства сердца, раскрытия груди, избавления от опасностей, которые исходят от грешников и нечестивцев, уменьшения печали, тревог и грусти, величия души, которое не даёт человеку смиряться с унижением, сохранения света сердца от того, чтобы его потушила тьма ослушания, избавления от того, что грозит нечестивцам и грешникам, облегчения получения удела оттуда, откуда он и не рассчитывает его получить, и облегчения всего того, что недостижимо для заядлых грешников и нечестивцев, облегчения проявлений покорности Аллаху, приобретения знания, получения благой похвалы от людей и частое обращение их к Аллаху с мольбами за него, сладости, которую обретает лик покорного, появления у людей почтительного страха перед ним, обретения их помощи и поддержки, если вдруг кто-то попытается причинить ему вред или поступит с ним несправедливо, и отстаивания ими его чести, когда кто-то злословит о нём, быстрого получения ответа на мольбу, устранения отчуждённости между ним и Аллахом, близости ангелов к нему и отдаления от шайтанов из числа людей и джиннов, состязания людей в служении ему и удовлетворении его потребностей, их стремления снискать его любовь и дружбу, отсутствия страха перед смертью, радости от предстоящей встрече с Ним и прибытия к Нему, ничтожности мира этого для сердца и значимости мира вечного для него, стремления к великой власти и великому преуспеянию в нём, вкушения сладости покорности и сладости веры, обращения носителей Трона и окружающих его ангелов к Аллаху с мольбами за него, радости благородных писцов и их обращения к Аллаху с мольбами за него, увеличения разума, понимания, веры и знания, обретения любви Аллаха, Его благосклонности к нему и Его радо-
Категории людей в том, что касается наслаждений мира этого и мира вечного 341
сти его покаянию — Он воздаёт ему радостью, которая несравнима с радостью, которую доставляет ему ослушание, какой бы она ни была. Это лишь некоторые следствия отказа от ослушания Аллаха в этом мире.
Когда он умирает, ангелы встречают его с радостной вестью от Господа об ожидающем его Рае и о том, что больше он не испытает ни страха, ни печали, и он выйдет из тюрьмы мира этого к одному из садов Рая, в которых он будет наслаждаться до самого Судного дня.
И когда настанет Судный день, люди будут страдать от зноя и обливаться потом, а он пребудет в тени Трона.
А когда люди [после Суда] отправятся [туда, куда каждому из них суждено отправиться], он окажется с правой стороны — то есть среди Его богобоязненных приближённых — и присоединится к Его преуспевшей партии.
«Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью» (сура 57 «Железо», аят 21).
Раздел
Лечение недуга самолюбования
И |
бн Са'д приводит в «Табакат» историю об 'Умаре ибн 'Абду-ль-Азизе, в которой рассказывается о том, что он, произнося проповедь с минбара, боялся для себя самолюбования и прерывал свою речь. И когда он писал что-нибудь и начинал бояться самолюбования, он рвал написанное и говорил: «О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя защиты от зла души своей!»
Знай, что когда раб Аллаха начинает говорить или приступает к совершению какого-либо действия, стремясь к довольству Аллаха, полагаясь на милость Аллаха и Его поддержку и содействие, и понимая, что [если у него получится осуществить задуманное, то] только благодаря Аллаху, а не благодаря ему самому, его знанию, мышлению, сообразительности и силе. Всё это он осуществляет только благодаря Тому, Кто наделил его языком, сердцем, глазами и ушами, ибо Тот, Кто даровал ему всё это, наделил его и возможностью произнести эти слова или осуществить данное действие. Если человек постоянно помнит об этом и видит это сердцем своим, то ему не грозит самолюбование, основой которого является чрезмерное внимание к собственной персоне и забвение милости, содействия и помощи Господа.
Лечение недуга самолюбования 343
Если же это90 ускользает от внимания человека, то душа его восстаёт и начинает претендовать [на то, на что у неё нет права], и появляется самолюбование, из-за которого его слова и дела становятся тщетными. А иногда Всевышний мешает человеку завершить начатое, и это оказывается милостью для него, дабы он не забывал о милости и содействии Аллаха. А в некоторых случаях ему всё-таки удаётся довести задуманное до конца, однако его труды не приносят плодов, а если и приносят, то плод получается слабым и совсем не таким, каким должен был быть. А бывает, что совершённое приносит человеку больше вреда, чем пользы и влечёт за собой разные скверные последствия, — в зависимости от того, в какой степени он проигнорировал содействие и милость Аллаха и был убеждён в том, что эти слова и действия — его личная заслуга.
Всевышний Аллах делает благими слова и дела Своего раба и увеличивает плоды, приносимые ими, либо, напротив, делает их скверными и лишает его этих плодов. И нет ничего более губительного для дел, чем самолюбование.
Если Аллах желает рабу Своему блага, Он помогает ему увидеть Его милость, содействие и помощь ему во всём, что он говорит и делает, дабы у него не возникало самолюбования. А затем Он помогает ему увидеть собственные упущения в совершённом им деле и осознать, что он недоволен этим делом для Господа и он раскаивается перед Ним, просит прощения [за свою нерадивость] и стыдится просить награды. Если же Всевышний не покажет Своему рабу всё это, то это остаётся сокрытым от него, и, совершая какое-нибудь дело, он видит в нём
90 То есть тот факт, что человеку удаётся осуществить желаемое только благодаря содействию и помощи Всевышнего.
344 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
лишь себя, причём видит оком совершенства и довольства, и совершённое им дело не удостаивается принятия, довольства и любви.
Знающий совершает дела свои ради Аллаха, видя в совершаемом им деле Его милость, дарованное Им благо и содействие, извиняется перед Ним [за сделанные упущения] и стыдится, потому что не совершил это дело должным образом. А невежественный совершает что-то, как ему заблагорассудится, и замечает при этом лишь собственные заслуги и попрекает своими деяниями Господа своего, будучи доволен ими. Это — одно положение, а то — совсем другое.
Раздел
Чтобы достичь желаемого, необходимо
отказаться от привычек, преодолеть
препятствия и избавиться от привязанностей
Ч |
тобы достичь желаемого, необходимо отказаться от привычек и преодолеть препятствия.
Привычки — склонность к бездействию и отдыху, а также все те обычаи и положения, которые сделались привычными для людей и которые они превратили в непреложный закон — более того, они возвысили эти обычаи даже над Шариатом и осуждают не соблюдающего эти обычаи больше, чем не соблюдающего ясные и однозначные предписания Шариата, а порой доходит до того, что они обвиняют такого человека в неверии, приверженности нововведениям и заблуждении и наказывают его за несоблюдение этих обычаев и отказываются ради них от следования Сунне. Они приравнивают разных людей к Посланнику, и демонстрируют лояльность или враждебность ради них. Они считают одобряемым то, что согласуется с этими положениями и обычаями, а порицаемым — то, что противоречит им.
Эти обычаи и положения завладели множеством потомков Адама — правителями, предводителями, фа-кыхами, суфиями, бедняками и простыми людьми. В соответствии с этим воспитывались дети и выросли взрослые. Эти обычаи превратились в сунны. Более того, для приверженцев этих обычаев они важнее настоящих
346 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
сунн. Но тот, кто придерживается их, будет задержан, и тот, кто неуклонно следует им, не сможет достичь желаемого. Эта беда распространилась повсеместно, и ради этих обычаев люди предают забвению Коран и Сунну. Кто ждёт от них помощи, того Аллах оставит без помощи, а кто следует этим обычаям вместо Корана и Сунны Его Посланника, от того Аллах не примет.