Напоминание женам относительно благого отношения к мужьям
Всевышний Аллах сказал: «Мужчины главенствуют над женщинами, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» (ан-Ниса 4: 34).
Шейх Ибн аль-Джаузи сказал: “Если праведный муж стал порицать жену, то разумная женщина должна проявлять усердие для того, чтобы достичь его довольства и отстраняться от того, что причиняет ему вред. Ведь если женщина станет причинять вред своему мужу или совершать то, что ему не нравится, то это поместит в его сердце тревогу, и может быть так, что при удобном случае, он оставит ее или же заменит ее другой”. См. “Ахкам ан-ниса” 69.
Нет сомнения в том, что муж обязан содержать свою жену, и даже обеспечивать ее отдельным жильем, если она не желает жить с его родными. Имам аль-Касани сказал: “Если муж желает, чтобы его жена жила вместе с ним с его семьей, как его мать, дочь или еще кто, а жена против, то он должен предоставить ей отдельное жилье”. См. «Бадаи’у-ссанаи’» 4/32.
Однако разумная мусульманка должна входить в положение мужа, учитывать его финансовые возможности и не требовать от него сверх того, что он может, ибо зачастую это приводит к ссорам и раздору в семье. Ведь даже Всевышний Аллах разделил обязанности связанные с расходованием между состоятельным и несостоятельным, сказав: «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (ат-Талякъ 65: 7).
Более того, в великом хадисе от Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказано: “Как-то пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнес длинную проповедь, упоминая в ней о вещах связанных с миром будущим и миром этим, и сказал: «Поистине, первым, что погубило сынов Исраиля, было то, что на бедную женщину расходовали из одежды и украшений столько же, сколько и на богатую женщину»”. Ибн Хузайма в “ат-Таухид” 208. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 591.
Так пусть же мусульманка, узнавшая об этом хадисе, не уподобляется иудеям, которых погубило подобное.
От шейхуль-Ислама Ибн Таймии передается, что жена не имеет права требовать от несостоятельного мужа отдельного жилья. См. «аль-Маталиб» 5/122.
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Абу Бакр пришел, чтобы попросить разрешения войти к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он увидел сидевших у его двери людей, ни один из которых не получил разрешения войти. Абу Бакру же было позволено войти, и он вошел. Потом пришел ‘Умар, попросил разрешения войти и тоже получил разрешение на это. Войдя, он увидел опечаленного пророка (мир ему и благословение Аллаха), который молча сидел в окружении своих жен, и сказал себе: “Я непременно скажу что-нибудь, чтобы рассмешить пророка”. Потом он сказал: “О посланник Аллаха, видел бы ты, как я подошел к своей жене Бинт Харидже и дал ей по шее, когда она потребовала у меня средства на содержание”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся и сказал: «Как видишь, мои жены сидят вокруг меня и тоже требуют у меня средства на содержание». Тогда Абу Бакр подошел к ‘Аише, намереваясь ударить ее по шее, а ‘Умар подошел к Хафсе, желая ударить ее, и оба они говорили: “Ты требуешь у посланника Аллаха того, чего у него нет?!” Тут все жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) стали говорить: “Клянемся Аллахом, мы никогда не будем требовать у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) того, чего у него нет!” Муслим 1478.
Также известно, что мусульманка имеет права расходовать свое имущество по своему усмотрению, и что на ее личное имущество не имеет никаких прав ее муж. Однако вместе с этим, разумная и праведная мусульманка советуется со своим мужем относительно того, как она тратит свое имущество и на что его расходует. Ведь подобное лишь склонит сердце мужа сильнее к жене, не говоря уже о том, что это из числа качеств наилучших женщин! Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какая женщина является наилучшей?” Он ответил: «Та, которая радует мужа, когда он смотрит на нее; повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей; и не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует свое имущество». Ахмад 2/251, ан-Насаи 2/72. Достоверность этого хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Обратите внимание на слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует свое имущество».
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не позволено женщине расходовать свое имущество, кроме как с позволения своего мужа». Тамам в “аль-Фауаид” 10/182, ат-Табарани в “аль-Кабир” 22/83, Ибн ‘Асакир в “ат-Тарих” 4/13. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 775, 825.
Шейх аль-Альбани об этом хадисе сказал: “Этот хадис указывает на то, что женщина не должна расходовать свое личное имущество без разрешения мужа. И это является полноценным главенством мужчины над женщиной, как это установил Всевышний Аллах. Однако муж, если он является правдивым мусульманином, не должен злоупотреблять этим положением и ущемлять свою жену, запрещая ей тратить свое имущество на то, в чем нет для них вреда”. См. “ас-Сахиха” 2/406.
И если так обстоит дело с личным имуществом жены, то имущество мужа тем более нельзя расходовать без его ведома. Да, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если женщина израсходует что-либо из заработка мужа без его веления, то ему достанется половина награды». аль-Бухари 5360.
Однако то, что женщина делает какое-то садакъа без веления мужа, не указывает на то, что он не знает об этом или не давал общего согласия на подобное. Имам ан-Науауи сказал: “Это не исключает наличие предшествовавшего одобрения мужа”. См. “Шарх Муслим” 7/111.
Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время проповеди в год прощального Хаджа сказал: «Женщина не расходует ничего из дома ее мужа, кроме как с разрешения мужа!» Его спросили: «О посланник Аллаха, и даже еду?» Он ответил: «Это лучшее из нашего имущества»”. Абу Дауд 3565, ат-Тирмизи 2/354. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 935.
По этой причине следует испрашивать разрешения мужа на расходование его имущества, будь это на личные расходы, или желание сделать садакъа и т.п. Однако, если муж богатый и при этом скупой, то жена может брать без его ведома с его имущества столько, сколько будет нужно ей и ее детям. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, - на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка согласно обычаю»”. аль-Бухари 5364, Муслим 1714.
Также разумная и мудрая мусульманка стремится выполнять работу по дому, содержать все в чистоте, угождая тем самым мужу. И пусть она не говорит, что некоторые ученые считали ухаживание за мужем и домашнюю работу не обязательной для нее! Ведь этот вопрос зачастую также становится причиной ссор и разлада в семье. Со слов Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несет ответственность за свою паству! Правитель является пастырем для своих подданных. Мужчина является пастырем для своей семьи. И женщина является пастырем в доме своего мужа и несет ответственность за свою паству и за его детей. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству!» аль-Бухари 5200, 7138.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждая душа из сынов Адама является господином. Мужчина является господином в своей семье, а женщина является госпожой в ее доме». Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-яуми уа-ллейля» 388. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4546.
Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Аз-Зубейр женился на мне, не имея ни имущества, ни рабов – ничего, кроме своего коня и куска земли. Я кормила его коня сеном, заботилась и ухаживала за ним. А еще я молола овсяные семена для теста, приносила воду и месила тесто для хлеба. Я не умела хорошо печь хлеб, и поэтому для нас пекли хлеб соседки из числа ансаров. Они были заслуживающими доверия женщинами”. Муслим 2182.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Ученые разногласили во мнении: должна ли супруга оказывать мужу такие услуги, как уборка дома, приготовление пищи и напитков, выпечка хлеба, измельчение зерен, приготовление пищи для всех, кто зависим от мужа, приготовление корма для его домашних животных ‑ например, для верховых животных, и т.п. Некоторые ученые говорят: «Жена не обязана этим заниматься». Однако это утверждение ложное! Также ложно утверждение тех, кто полагает, что муж не обязан общаться со своей супругой и вступать с ней в близость! Сожительство мужа с супругой без интимной близости между ними не соответствует требованиям шариата. Другое мнение, и оно правильное, что супруга обязана выполнять эти обязанности. Ведь муж является господином для нее согласно Писанию Аллаха, а супруга «трудится ради супруга» согласно Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Некоторые говорили: «Обязанности супруги должны быть легкими», а другие говорили: «Объем ее обязанностей должен соответствовать требованиям обычая». Это и есть верное мнение. Жена служит мужу согласно тому, как это делает подобная ей подобному ее мужу в соответствии с обычаем. И круг этих обязанностей бывает разным и зависит от обстоятельств. Обязанности при кочевом образе жизни отличаются от обязанностей при оседлом образе жизни, а работа, выполняемая физически крепкой женщиной, не будет равна работе, выполняемой женщиной физически слабой”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/234‑235.
Шейх аль-Альбани сказал: “Слова некоторых: «Заключение никаха дает право наслаждаться женой, а не эксплуатировать ее», являются отвергаемыми! Ведь жена также пользуется услугами мужа для удовлетворения своих плотских желаний, и с этой точки зрения муж и жена абсолютно равны друг перед другом. Вместе с тем, известно, что Аллах Всевышний, возложил на мужчину целый ряд других, более существенных обязанностей, как расходы, связанные с содержанием супруги, ее обеспечение одеждой и кровом. И будет справедливым признать, что в обмен за это женщина также должна иметь перед супругом определенные обязанности, а это служить ему. Более того, как сообщалось ранее, согласно установлению Корана мужчина стоит над женщиной. Но если женщина не будет выполнять свои обязанности по дому, их будет вынужден выполнять ее муж, и тогда получится, что женщина стоит над мужчиной, а не наоборот, что в корне противоречит установлению аята Корана. Таким образом, женщина обязана служить своему мужчине, что и требовалось доказать”. См. “Адабу-ззифаф” 288.
Шейх аль-Альбани также сказал: “То, что было упомянуто относительно обязательности женщины служить своему мужу, не противоречит желательности мужчине помочь женщине в работе по дому, если у него найдется для этого свободное время и силы. Напротив, такое поведение мужчины из числа хорошего взаимоотношения между супругами. По этой причине госпожа ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Бывало, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) помогал своей семье в домашних делах. Но когда наступало время молитвы, он шел молиться”. Этот хадис приводят аль-Бухари (2/129, 9/418) и ат-Тирмизи (3/314), который назвал хадис достоверным. А в другой версии в сборнике «аш-Шамаиль» сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был обычным человеком, он чистил одежду, доил козу и ухаживал за собой”. См. “Адабу-ззифаф” 291.
Также праведная и мудрая мусульманка должна торопиться исполнять веления мужа, не оттягивая это без веской причины. Шейх Ибн ‘Усаймин в «Шарх аль-мумти’» говорил: “Является запретным медлить в том, чем обязан каждый из супругов в отношении друг друга. То есть медлить, откладывать, оттягивать, запаздывать с этим. И об этом слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Отсрочка богатого с выплатой долга является несправедливостью». аль-Бухари 2287. И если богатый, обеспеченный человек медлит с выплатой долга, то это является несправедливостью. Поэтому является запретным медлить с выдачей того, что по праву принадлежит другому человеку. И если, к примеру, жена скажет мужу, что ей нужна одежда, а он ответит: «Ин ша-Аллах», после чего проходят дни, а он не приносит ей ничего, тогда как жена его нуждается в этой одежде, то это запрещено, и будет грехом для него. Он обязан удовлетворить ее потребность. Конечно же, он не обязан каждый раз, как будет заходить на рынок, покупать ей одежду, если даже она будет требовать от него этого, то он не обязан выполнять ее требования, так как в желаниях женщин нет границ. Однако та вещь, в которой она будет действительно нуждаться, он должен спешить дать ей это и не откладывать. Если же один из супругов вовсе отказывается от того, чем он обязан перед другим, то это еще более греховно и запретно, так как если само по себе откладывание является запретным, то полный отказ, запрещен тем более. Также запрещено давать что-либо с неприязнью, порицанием, как например, если он принесет ей то, в чем она нуждается и просит у него, а он даст ей это с грубостью и упреками, это тоже является запретным. И какое бы дело не входило в его обязанности, запрещено попрекать этим. Передается в хадисе от Абу Зарра (да будет доволен им Аллаха), что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Три категории людей, с которыми не заговорит Аллах и не посмотрит на них и не оправдает их в Судный День, и для них мучительное наказание. Это волочащий свою одежду; попрекающий других тем, что он им сделал из благого; и сбывающий товар ложными клятвами».Муслим 106. То же самое относится и к жене. Ей запрещено медлить с совершением того, чем она обязана мужу. И если он велит ей что-то, чем она обязана перед ним, то не дозволено ей медлить с этим. Передается в достоверном хадисе от посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха): «Если муж позовет свою жену (к совокуплению), а она откажет ему, то ее будут проклинать ангелы до самого утра». аль-Бухари 3237, Муслим 1436. Да убережет Аллах от этого. Так же как и мужу, ей запрещено давать ему то, чем она ему обязана, показывая при этом неприязнь, как если она даст ему что-то с мрачным лицом, нахмурившись и показывая недовольство. И если человек будет испытан тем, что у него будет такая жена, то он увещевает ее, если не поможет, то отстраняется от нее, если не поможет и это, то побивает ее до тех пор, пока она не исправится, как это сказал Всевышний Аллах:«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них»(ан-Ниса 4: 34). Поэтому ему следует увещевать ее, давать наставления, поправлять ее. Ведь при наличии благого намерения Аллах облегчает дела”.
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Женщине следует знать, что она у своего мужа подобна невольнице, так пусть она не распоряжается в отношении себя и имущества мужа, кроме как с его дозволения. Пусть отдает его праву предпочтение перед собой и своими родственниками. Пусть будет готова к тому, что он пожелает насладиться ею, предпринимая все причины для чистоты. Пусть не превозносится перед ним из-за своей красоты и не упрекает его по причине какого-либо дефекта, если в нем есть что-то такое”. См. “Ахкам ан-ниса” 73.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: “Некоторые ученые говорили: «Обязательным является для женщины: всегда стесняться своего мужа; опускать свой взор перед ним; повиноваться его велению; молчать, когда он говорит; вставать к нему, когда он возвращается домой; и избегать всего, что его гневит»”. См. “аз-Зауаджир” 2/340.