Понятие о Церкви Христовой на земле
Пространный Катихизис (9 гл.) говорит, что Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Существует широко распространенное мнение, что это определение Церкви, которое дает свт. Филарет, есть катехизическое определение Церкви. Это мнение ошибочно, поскольку свт. Филарет эти слова в качестве исчерпывающего определения Церкви не рассматривал. В его Катихизисе раскрытию смысла понятия Церкви посвящено целых полторы страницы, что нужно рассматривать как единую попытку представить понятие о Церкви. Что касается вышеприведенного определения, то оно, конечно, как исчерпывающее определение Церкви рассматриваться не может.
По существу, эта формулировка не может считаться определением Церкви даже в ее земном аспекте, в ней дается лишь внешнее описание того, что есть Церковь. Церковь даже в земном аспекте невозможно свести к обществу верующих, потому что при таком определении невозможно уяснить, чем отличается Церковь от других религиозных обществ и организаций, например от церкви ветхозаветной. Господь Иисус Христос, Основатель христианской Церкви, есть Богочеловек и находится в отношении Своей Церкви в совершенно ином положении, чем все прочие основатели религиозных сообществ. Он есть не просто Основатель, но и краеугольный камень (Еф. 2, 19, 29), на котором зиждется все здание Церкви. Сам Господь во дни Своей земной жизни не называл общество Своих учеников Церковью, и само основание Церкви относил к плану будущего: созижду Церковь Мою (Мф. 16, 18). Общество учеников стало Церковью только в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух. Следовательно, чтобы понять, что такое Церковь, нужно говорить о месте и значении Святого Духа в жизни Церкви. Господь Иисус Христос определения Церкви нам не оставил. Говоря о том, что есть Церковь, Он говорил образами. Примеру Спасителя следовали и апостолы, и Отцы Церкви. Перечислим основные библейские образы Церкви:
· виноградной лозы и ее ветвей (Ин. 15, 1-8);
· пастыря и стада (Ин. 10, 1-16);
· строящегося здания (Еф. 2, 19-22);
· дома (1 Тим. 8, 15; Евр. 3, 6);
· брачного союза (Еф. 5, 32). С этим образом связано наименование Церкви невестой Христовой (Еф. 5, 23; 2 Кор. 11, 2);
· евангельские приточные образы: рыболовного невода, виноградника, засеянного поля;
· образ Церкви как града Божия (Евр. 11, 10);
· образ Церкви как матери верующих (Гал. 4, 26). Этот образ требует пояснения. Отцы Церкви дают следующее толкование. Пребывая в единении со Христом, вторым Адамом, Церковь дает бытие восстановленному Им человеческому роду, рождает чад Богу через Христа во Святом Духе, подобно тому как древний Адам через праматерь Еву дал бытие падшему человечеству; Церковь происходит от плоти и костей Христа (Еф. 5, 28-30) (под плотью и костьми имеются в виду крестные страдания Спасителя), как праматерь Ева из ребра Адама;
· образ главы и тела (Еф. 1, 22-23). Когда мы говорим о Церкви как о Теле, то имеем в виду, что в некотором глубинном смысле Церковь есть прославленное и обоженное человечество воскресшего Христа, и все мы, составляющие Церковь, принадлежим к ней в силу нашего участия в жизни этого прославленного человечества, этого тела. А участие наше осуществляется прежде всего через участие в таинстве Евхаристии, через причащение Тела и Крови Христовых. В таком случае можно вновь задаться вопросом: не является ли этот образ исчерпывающим определением Церкви, хотя бы в земном ее аспекте. Конечно, этот образ очень глубоко проникает в сущность Церкви, но есть некоторые моменты, которые заставляют нас воздержаться от того, чтобы рассматривать его в качестве исчерпывающего определения Церкви даже в земном ее аспекте.
Что значит дать определение того или иного предмета? Дать определение – это, прежде всего, достаточно четко очертить границы предмета. По отношению к Церкви определить границы достаточно сложно. По существу, мы подлинно не знаем, где находятся границы Церкви; ни Священное Писание, ни Отцы Церкви с абсолютной точностью этого не определяют. Можно точно указать, где Церковь есть, но не всегда можно указать, где ее нет. Далеко не всегда можно определить, кто принадлежит к Церкви, а кто не принадлежит. Чуть подробнее мы коснемся вопроса о границах Церкви позднее.
Для того чтобы быть членом Церкви, человек должен причащаться Святых Тайн. Но кто может определить, как часто необходимо причащаться, чтобы принадлежать к Церкви. Строго догматически это нигде не определено. Например, человек, который верит в Бога, но 2 или 3 года не был у причастия, является он еще членом Церкви или уже не является? Известны святые, которые причащались очень редко.
Всякий грех отделяет человека от Церкви, но всегда ли возможно указать, где та мера греховности, по достижении которой человек невидимым действием суда Божия отсекается от Церкви. Таким образом, таинственная жизнь Церкви до конца не вмещается ни в какие точные формулировки. Итак, Церковь в ее земном аспекте
1. есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами;
2. это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца;
3. все члены этого общества соединены с Господом как со своим Главой, и в Нем друг с другом, а также с небожителями;
4. общество это одушевляется, живится и освящается Святым Духом.