Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 41 страница
Этот же хадис приводит Абу Дауд, который сказал:
– Имам Малик сказал: «Если человек, который видит упущения людей в религиозных делах, говорит подобные слова, желая выразить своё сожаление в связи с этим, то я не вижу в этом ничего дурного. Если же он говорит это из тщеславия и презрения по отношению к людям, тогда такие слова следует считать порицаемыми и запретными».
Эти слова, особенно с учётом того, что они принадлежат имаму Малику бин Анасу, да будет доволен им Аллах, являются лучшим и наиболее кратким толкованием приведенного выше хадиса.
1001. Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
– Не говорите: «Как пожелал Аллах и пожелал такой-то», но говорите: «Как пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то»[2408].[2409]
Как указывал аль-Хаттаби и другие улемы, пророк, , учил людей сначала следует упоминать о воле Аллаха Всевышнего, а уж потом – о воле кого-нибудь другого. Передают, что Ибрахиму ан-Наха‘и не нравилось, когда кто-либ говорил: «Прибегаю к зашите Аллаха и к твоей защите», но он разрешал говорить: «Прибегаю к зашите Аллаха, а потом – к твоей защите». Передают также, что он говорил: «Если бы не Аллах, а потом такой-то, я бы сделал это», и не разрешал говорить: «Если бы не Аллах и такой-то…»
Нежелательно говорить: «Нам был послан дождь благоларя такой-то планете», ибо если человек убеждён в том, что дождь посылает какая-нибудь планета, то это является проявлением неверия. Если же человек произносит такие слова, будучи убеждённым в том, что дождь посылает Аллах Всевышний, а вышеупомянутая планета служит только знаком, который указывает на выпадение дождя, неверным он не является. Однако и в этом случае он совершает нечто достойное порицания, поскольку такие слова произносили во времена джахилийи, а также потому, что это свидетельствует о склонности к неверию. Ранее мы уже приводили достоверный хадис, в котором указывается, что желательно говорить в случае выпадения дождя.[2410]
Нежелательно говорить: «Если я поступлю так, то я – иудей (христианин)», или: «Если я поступлю так, то не имею ничего общего с исламом», или произносить другие слова, подобные этим. Дело в том, что если человек скажет так, и в самом деле намереваясь отречься от ислама, он сразу же станет неверным, и на него будут распространяться установления шариата, которые касаются вероотступников. Если же поступать так человек не намерен, то считать неверным его не следует, но он совершит нечто запретное. Это значит, что он должен будет принести покаяние, то есть немедленно отказаться от совершения этого греха, выразить сожаление по этому поводу, принять твёрдое решение никогда не возвращаться к этому впредь, попросить прощения у Аллаха Всевышнего и сказать: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха».
Строго запрещается обращаться к мусульманину со словами «О неверный!»
1002. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:
Если человек скажет своему брату (в исламе): «О неверный!» – это вернётся к одному из них[2411], и если тот[2412] таков, как о нём было сказано, (значит, он заслуживает этого,) в противном же случае (сказанное) вернётся к (тому, кто это сказал).[2413]
1003. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал:
– Если кто-нибудь обратится к человеку и назовёт его неверным или скажет: «Враг Аллаха!» – хотя (этот человек) таковым не является, это обязательно вернётся к (тому, кто произнесёт такие слова).[2414]
Здесь приводится версия Муслима, и об этом же говорится в той версии этого халиса, которую приводит аль-Бухари.
Если мусульманин призовёт проклятие на другого мусульманина и скажет: «О Аллах, лиши его веры!» – он совершит грех. Но станет ли проявлением неверия само по себе произнесение таких слов? Как указывает в своих фетвах кади Хусайн, наши товарищи, к лучшим из которых он принадлежит, придерживались двух мнений на этот счёт. Более верным представляется то мнение, согласно которому проявлением неверия это не является. Доводом в пользу этого могут служить слова Аллаха Всевышнего, Который поведал, что Мусса, , сказал: {Господь наш, уничтожь богатства их[2415] и ожесточи сердца их, чтобы не уверовали они…}[2416] Однако правомерность использования подобных аргументов небесспорна, даже если считать, что для нас является узаконенным то же, что и для членов религиозных общин, которые существовали до нас.
Согласно указаниям Корана и единодушному мнению всех мусульман, если неверные вынудят мусульманина произнести слова, несовместимые с верой, это не значит, что его следует считать неверным. Однако поступит ли человек наилучшим образом, если произнесёт такие слова, чтобы спасти себя от казни? На этот счёт наши товарищи высказывали пять разных мнений, правильным же следует считать, что лучше пойти на смерть, но не произносить таких слов. На это указывают достоверные хадисы и известные поступки некоторых сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Другие считают, что предпочтительнее произнести такие слова, чтобы спасти себя от смерти. По мнению третьих, если сохранение жизни человека может принести пользу мусульманам, например, в том случае, когда есть основания надеяться, что он сумеет отомстить врагам, или станет выполнять установления шариата, лучше произнести такие слова, в противном же случае лучше смириться со смертью. Как полагают четвёртые, если человек относится к числу улемов или таких людей, которые служат примером для других, лучше принять смерть, чтобы другие люди не впали в соблазн. И, наконец, по мнению пятых, если человеку угрожают смертью, он должен произнести такие слова, ибо Аллах Всевышний сказал: {…и не ввергайте сами себя в погибель…}[2417], однако подобное мнение является весьма слабым.[2418]
Если мусульманин заставит произнести слова обоих свидетельств неверного, захваченного в плен во время военных действий, ислам такого человека будет действительным,[2419] поскольку в подобных случаях принуждение является правомерным. Если же человек относится к числу находящихся под защитой[2420], то после вынужденного произнесения свидетельств ислам его действительным не будет, поскольку мы взяли на себя обязательство ни к чему не принуждать их, и поэтому принуждение будет неправомерным. Однако некоторые придерживаются слабого мнения, считая, что ислам такого человека будет действительным, поскольку мусульманин принудил его к тому, что соответствует истине.
Не следует считать мусульманином такого неверного, который, рассказывая о чём-либо, без принуждения произнесёт слова обоих свидетельств, например, если он скажет: «Я слышал, как Зайд сказал: “Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха”». Если же неверного призовёт к этому мусульманин, который предложит ему: «Скажи: “Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха”», и тот произнесёт эти слова, он станет мусульманином. Согласно правильному мнению, которого в большинстве своём придерживаются наши товарищи, если неверный произнесёт слова обоих свидетельств не в ходе рассказа и не по принуждению, то он станет мусульманином. Однако некоторые считают, что в подобном случае неверный не станет мусульманином, поскольку существует вероятность, что он передавал слова другого человека.
Мусульманского правителя нельзя именовать преемником или же наместником Аллаха /халифат Аллах/. Обращаясь к правителю, следует называть его халифом, преемником посланника Аллаха, , или повелителем правоверных /амир аль-му‘минин/.
Имам Абу Мухаммад аль-Багави, да помилует его Аллах, пишет в “Шарх ас-сунна”:
– Даже если мусульманский правитель не следует примеру справедливых правителей, нет ничего дурного в том, чтобы называть его повелителем правоверных или халифом, поскольку он правит мусульманами, и они подчиняются ему. Его называют халифом, то есть преемником только потому, что он сменил своего предшественника и занял его место. После Адама и Дауда, да благословит и да приветствует Аллах их обоих, никого не следует называть наместником Аллаха Всевышнего, Который сказал: {Поистине, Я помещу на земле наместника[2421]…}[2422] Аллах Всевышний также сказал: {О Дауд! Поистине, Мы поставили тебя наместником на земле…}[2423]
Передают со слов Ибн Абу Муляйки[2424], что, когда один человек обратился к Абу Бакру ас-Сиддику, да будет доволен им Аллах, сказав: «О наместник Аллаха!» – тот возразил ему: «Я – преемник Мухаммада, , и я доволен этим».
Сообщается, что, когда один человек, обратившийся к ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азизу, да будет доволен им Аллах, сказал: «О наместник Аллаха!» – тот сказал ему в ответ: «Горе тебе, ты слишком далеко хватил! Мать назвала меня ‘Умаром, и если бы ты обратился ко мне по этому имени, я принял бы это. Потом я вырос, и мне дали кунью Абу Хафс, и если бы ты обратился ко мне так, я принял бы это. Потом вы вручили мне власть над вами и стали называть меня повелителем правоверных, и если бы ты назвал меня так, я принял бы это».
В своём труде “Аль-ахкам ас-султанийа” шафиитский факих кади Абу-ль-Хасан аль-Маварди аль-Басри пишет: «Правителя называют халифом ввиду того, что он является преемником посланника Аллаха, , в делах, связанных с управлением его общиной, и поэтому его можно называть либо просто преемником /халифа/, либо преемником посланника Аллаха /халифат расулю-Ллах/».
Абу-ль-Хасан аль-Маварди также сказал:
– Улемы расходились во мнениях относительно того, разрешается ли нам говорить “наместник Аллаха”. Некоторые считали это допустимым, поскольку правитель судит людей по законам Аллаха, а также потому, что Аллах Всевышний сказал: {Он – Тот, Кто сделал вас на земле преемниками…}[2425] Однако в большинстве своём улемы воздерживались от использования таких слов и считали тех, кто их произносит, нечестивцами.
По единодушному мнению всех улемов, первым, кого стали называть повелителем правоверных, был ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах.
Что же касается мнения некоторых невежд, которые считали, что первым так стали называть Мусайлиму[2426], то это – явная ошибка и проявление чудовищного невежества, поскольку их утверждения противоречат единодушному мнению улемов.
В своём труде под названием “Аль-исти‘аб фи асма ас-сахаба” имам Абу ‘Умар бин ‘Абд аль-Барр объясняет, почему ‘Умара, да будет доволен им Аллах, стали первым называть повелителем правоверных, и упоминает о том, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, называли преемником посланника Аллаха, .
Правителя строго запрещается называть шахиншахом, поскольку это означает “царь царей” и говорить так можно только Аллаха Всевышнего, слава Ему.
1004. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Поистине, самым презренным пред Аллахом Всевышним является имя человека, именующегося царём царей /малик аль-амляк/».[2427]
В “Книге об именах” мы уже указывали, что Суфйан бин ‘Уйайна сказал: «(Слова) “малик аль-амляк” означают то же, что и “шахиншах”».
Об использовании при обращении к людям слова “господин” /сайид/
Знай, что слово “господин” используется при обращении к тому, кто занимает более высокое положение, чем его соплеменники, например, при обращении к вождю или к человеку, выделяющемуся своими достоинствами среди прочих. Оно может использоваться при обращении к кроткому человеку, который не проявляет свой гнев, а также при обращении к благородному человеку, правителю или мужу. Об использовании этого слова при обращении к достойным людям упоминается во многих достоверных хадисах.
1005. Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я видел, как пророк, , поднялся на минбар, вместе с аль-Хасаном бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал: «Поистине, этот мой сын является сайидом, и может случиться так, что через него Аллах приведёт к примирению две большие группы мусульман»[2428].[2429]
1006. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Люди из племени) бану курайза согласились, чтобы судьбу их решил Са‘д бин Му‘аз[2430], после чего пророк, , послал за Са‘дом, который приехал верхом на осле. Когда он подъехал к мечети, (пророк, ,) велел ансарам: «Встаньте (и подойдите) к своему господину (или: к лучшему из вас)»[2431].[2432]
1007. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен им Аллах, спросил: «О посланник Аллаха, скажи, может ли человек убить постороннего мужчину, если застанет его со своей женой?» – и посланник Аллаха, , сказал: «Послушайте, что говорит ваш господин».[2433]
Что же касается запрета на использование этого слова при обращении, то об этом говорится в хадисе, который приводится ниже.
1008. Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не называйте лицемера “господином”, ибо, поистине, если он будет господином, вы разгневаете этим вашего Всемогущего и Великого Господа»[2434].[2435]
Объединить эти хадисы друг с другом можно следующим образом: использовать слова “Господин”, “О господин мой” или подобные им формы обращения разрешается в тех случаях, когда обращаются к человеку, который превосходит других своим благочестием, или является более знающим или отличается другими достоинствами. Если же человек является нечестивцем или подозревается в том, что он пренебрегает своими религиозными обязанностями, обращаться к нему так нежелательно. Подобные указания в своём труде “Ма‘лим ас-сунан” приводит имам Абу Суляйман аль-Хаттаби.
Нежелательно, чтобы, обращаясь к своему хозяину, невольник говорил “рабби /господин мой/”[2436], – пусть говорит “мой хозяин /сайиди/” или “мой покровитель /мауляйа/”. Хозяину же нежелательно говорить “мой раб /‘абди/” или “моя рабыня /амати/”, и поэтому пусть каждый хозяин говорит “фатайа /мой слуга/”, “фатати /моя служанка/” и “гулями /мой слуга/”.
1009. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Пусть никто из вас не говорит (своему рабу) “Накорми своего господина /рабба-кя/”, (или) “Помоги совершить омовение своему господину”, (или) “Подай воды своему господину”, но пусть (раб) говорит “мой хозяин /сайиди/”, “мой покровитель /мауляйа/”. И пусть никто из вас не говорит “мой раб /‘абди/”, “моя рабыня /амати/”, а (говорит) “фатайа”, “фатати” и “гулями”».[2437]
В одной из версий этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что пророк, , сказал: «…и пусть никто из вас не говорит “рабби”, а говорит “сайиди” или “мауляйа”».
В другой версии этого хадиса, которую также приводит только Муслим, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит “мой раб” или “моя рабыня”, ибо все вы являетесь рабами (Аллаха), и пусть раб не говорит “рабби” – пусть говорит “сайиди”».
В третьей версии этого хадиса, которую также приводит только Муслим, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит “мой раб” или “моя рабыня”, ибо все вы являетесь рабами Аллаха, а все женщины – рабыни Аллаха. Пусть (каждый хозяин) говорит “гулями” и “джарийати /моя служанка/”, “фатайа” и “фатати”».
Улемы указывали, что использовать слово “Рабб” с “алифом” и “лямом”[2438] можно лишь в том случае, когда речь идёт об Аллахе Всевышнем. Если же используется изафетное сочетание[2439], то можно говорить “раббу-ль-маль /хозяин имущества/”, или “раббу-д-дар /хозяин дома/”, или использовать иные подобные словосочетания. Указанием на это служат приводимые ниже хадисы.
1010. Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что как-то раз один человек спросил пророка, , о (том, что следует делать с) найденным имуществом. Посланник Аллаха, & , сказал: «(Сначала) узнай, (кому принадлежит) верёвка, (которой связано) найденное (или: сосуд, в котором находится найденное), а потом объявляй о находке (людям) в течение года, после чего можешь пользоваться этим, однако если (к тебе) придёт хозяин найденного, (тебе следует) отдать находку ему». (Этот человек) спросил: «А (что делать с) заблудившимися верблюдами?» И тогда (пророк, ,) разгневался так, что щёки его покраснели (или: лицо его покраснело), и он сказал: «А что тебе до них, ведь на верблюдах будут бурдюки, и у них имеются копыта?![2440] Они же сами приходят к воде и объедают (листья с) деревьев, так не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин смог сам найти их!»[2441]
1011. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
– Не настанет Час этот до тех пор, пока не умножатся ваши богатства до такой степени, (что вам некуда будет их девать,) а обладатель богатства /раббу-ль-мали/ будет озабочен поисками того, кто принял бы от него милостыню, когда же он станет предлагать её, тот, кому он её предложит, скажет: «Я не нуждаюсь (в ней)».[2442]
В “Сахихе” аль-Бухари сообщается, что как-то раз ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «…хозяин небольшого стада верблюдов и овец /раббу-с-сураймати ва-ль-гунаймати/…», и можно найти много других подобных примеров в известных хадисах.
Известно, что знатоки шариата используют подобные фразы. Улемы указывали, что рабу нежелательно обращаться к своему хозяину со словами “рабби /господин мой/”, поскольку, говоря так, он как бы придаёт сотоварища Аллаху Всевышнему, Который является Единственным Господом. Теперь что касается хадиса, в котором упоминается, что посланник Аллаха, , сказал: «…так не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин /рабб/ смог сам найти их!» – или сообщения о том, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «…хозяин небольшого стада верблюдов”, или иных таких же случаев. Эти выражения использовались ввиду их сходства с вышеупомянутыми словосочетаниями “хозяин имущества” и “хозяин дома”, в использовании которых определённо нет ничего нежелательного. Что же касается приводимых в Коране слов Йусуфа: {Так упомяни обо мне в присутствии твоего господина…}[2443], то на вопрос о том, почему здесь использовано слово “рабб”, есть два ответа:
1. Человек, которому это было сказано, знал, о чём идёт речь, а в случае необходимости говорить так разрешается. Примером может служить другой айат, в котором сообщается, что Муса, , сказал самаритянину: {Так посмотри же на своего бога…}[2444] Это значит: посмотри на того, кого ты избрал для себя богом.
2. Это было узаконено для членов религиозных общин, которые существовали до нас, а действия таких религиозных установлений не могут распространяться на нас лишь тогда, когда в шариате имеются противоречащие им указания, но в данном случае таких указаний нет. Знатоки основ религии расходились во мнениях лишь о том, является ли узаконенным для нас то, что было узаконено для членов прошлых религиозных общин, если шариат не одобряет и не отвергает этого.
О запретности поношения ветра
В главе под названием “Что желательно говорить, если поднимется сильный ветер”[2445] мы уже приводили два хадиса, в которых указывалось на запретность поношения ветра и указывалось, что желательно говорить в таких случаях, когда поднимается сильный ветер.
Нежелательно также поносить горячку.
1012. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха, , зашёл к Умм ас-Са’иб (или: Умм аль-Мусаййаб) спросил (её): «Почему ты дрожишь, о Умм ас-Са’иб (или: Умм аль-Мусаййаб)?» Она ответила: «(Из-за) горячки, да не благословит её Аллах!» (На это пророк, ,) сказал: «Не поноси горячку, ибо, поистине, она удаляет грехи сынов Адама подобно кузнечному меху, удаляющему окалину из железа!»[2446]
О запретности поношения петуха
1013. Передают со слов Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не поносите петуха, ведь это он будит (вас) для молитвы!»[2447]
О том, что запретно взывать к Аллаху так, как это было принято делать во времена джахилийи
1014. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не относятся к нам люди, бьющие себя по щекам, разрывающие на себе рубахи[2448] и взывающие к Аллаху так, как это делалось во времена джахилийи[2449]!»[2450]
В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «…или разрывающие на себе рубахи, или взывающие к Аллаху так, как это делалось во времена джахилийи!»
Нежелательно называть мухаррам сафаром,[2451] поскольку это относится к числу обычаев джахилийи.[2452]
Запрещается обращаться к Аллаху с мольбами о прощении за тех, кто умер неверным. Аллах Всевышний сказал: {Не подобает пророку и тем, кто уверовал, просить прощения для многобожников после того, как им стало ясно, что те станут обитатели огня, даже если они и являются их родственниками}.[2453] Указанием на это являются также некоторые хадисы и единодушное мнение всех членов мусульманской общины.
Запрещается поносить мусульманина в случае отсутствия такой причины, которая по шариату является основанием для того, чтобы считать поношение допустимым.
1015. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Маc‘уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним (свидетельствует о) неверии»[2454].[2455]
1016. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Что бы ни говорили два человека, которые поносят друг друга, (бремя греха за это понесёт) тот из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит[2456]».[2457]
Достойно порицания то, что, обращаясь к своим противникам во время тяжбы, люди нередко называют их ослами, козлами или собаками. Это отвратительно по двум причинам: во-первых, такие слова являются ложью, а во-вторых, они причиняют обиду другому человеку. Если же в подобных обстоятельствах кто-нибудь назовёт своего противника несправедливым, это можно считать простительным в силу самой сути тяжбы. Кроме того, в большинстве случаев это соответствует действительности, поскольку мало кто из людей не проявляет несправедливости по отношению к самому себе или к другим людям.
Как указывает ан-Наххас, по мнению некоторых улемов, нежелательно говорить: «Не было со мной ни одного создания, кроме Аллаха», поскольку форма этой фразы делает её отвратительной. Исключение предполагает непрерывность изложения, но в данном случае это невозможно, поскольку на самом деле тот, кто говорит так, вкладывает в свои слова следующий смысл: «Не было со мной ни одного создания, но Аллах был со мной», что соответствует смыслу слов Аллаха Всевышнего: {Он – с вами, где бы вы ни были…}[2458] Таким образом, следует говорить: «Не было со мной никого, кроме Аллаха Всевышнего, слава Ему».
Как указывает ан-Наххас, один из наших праведных предшественников считал, что постящемуся нежелательно говорить: «Клянусь правом печати, наложенной на мои уста», приводя в качестве довода указание на то, что печати наложены на уста неверных, однако такой довод является спорным. В данном случае более подходящим доводом послужило бы указание на то, что запретно клясться чем бы то ни было, кроме Аллаха Всевышнего, о чём, если пожелает Аллах, речь пойдёт ниже. Следовательно, произносить такие слова запретно по указанной нами причине и ввиду того, что в подобном случае человек без всякой необходимости во всеуслышание заявляет о том, что соблюдает пост, а Аллах знает об этом лучше.
О том, что двоим собеседникам запрещается перешёптываться в присутствии третьего
1017. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если вас будет трое, пусть двое не перешёптываются в присутствии третьего, пока не присоединитесь к (другим) людям, ибо это огорчит его».[2459]
1018. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Если (людей) будет трое, пусть двое не перешёптываются в присутствии третьего».[2460]