Золотой ключ» — глубокое руководство по Шести йогам Наропы 5 страница
Если йогин выполняет практику сосредоточения на горловой чакре в вечерних сумерках или на рассвете и всё-таки не в состоянии распознать и удержать сновидения, значит, у него слишком крепкий сон. Чтобы сделать сон более чутким, следует концентрироваться на теменной чакре.
Если, в свою очередь, это приведёт к тому, что вообще не сможешь заснуть или твой сон станет прерывистым, перенеси концентрацию на тигле в тайном месте. В этом случае днём настраивайся, как было сказано выше, и работай с чакрой на конце ратны. Перед сном визуализируй там тёмную каплю, с помощью дыхания сосуда двадцать один раз объедини жизненные энергии и сразу засыпай, не отвлекаясь от созерцания.
Иногда работа с верхними чакрами приводит к тому, что сон становится слишком поверхностным. В этом случае нужно иметь в виду, что ратначакра тоже связана со сном, а значит, сосредоточение на ней может влиять на глубину сна. Необходимо знать, как работать с различными чакрами на закате и на рассвете, чтобы, уравновешивая элементы — то есть бинду в этих чакрах, — научиться управлять сном.
Йога сновидений начинается с развития способности удерживать сновидения, которая означает умение во сне распознавать сновидение как сон, не нарушая потока восприятия. Другими словами, йогин осваивает технику созерцания в процессе сна, сначала погрузившись в медитацию ясного света сна, а потом, когда начинают сниться сны, погружаясь в йогу сновидений.
Цонкапа разъясняет, как преодолевать главные препятствия, поджидающие практикующего на пути освоения этой техники, и рассказывает о главных методах, применяемых на этом пути. Далее он учит побеждать приснившиеся страхи и навязчивые идеи, а затем рассказывает, как можно во сне путешествовать за пределы тела, и так далее.
Йога бардо
В традиции Шести йог Наропы йоги сновидений и бардо обычно объединяются с доктриной иллюзорного тела, по выражению Цонкапы, «исключительно для удобства». Причина этого удобства заключается в том, что у всех трёх — иллюзорного тела, тела сновидений и тела бардо — есть один общий элемент. Все три тела переживаются, когда некоторые или даже все грубые энергии покинули грубое тело и, таким образом, все три возникают на более тонкой физической основе. Кроме того, во всех трёх ситуациях грубые чувственное и концептуальное сознания растворены в более тонком измерении ума. Как следствие, сознание, связанное с каждым из этих трёх тел, в некотором смысле тонкое в сравнении с обычным сознанием наяву.
Цонкапа объясняет взаимодополняющий характер трёх практик иллюзорного тела, осваиваемых в трёх состояниях бардо:
...овладевший мастерством в йоге ясного света засыпания и методом проявления в иллюзорном теле состояния сновидений. Близкое знакомство с этой техникой увеличивает эффективность практики иллюзорного тела наяву, а это, в свою очередь улучшает практику работы с иллюзорным телом в состоянии сна.
Если смерть твоя придёт, прежде чем достигнешь высшего Пробуждения, и ты захочешь применить йогу для достижения Пробуждения в момент смерти, задействуй методы управления жизненными энергиями, чтобы опознать ясный свет умирания, используя те же самые принципы, на которые опирается йога удержания ясного света засыпания. А когда войдёшь в состояние бардо, примени технику, освоенную посредством йоги иллюзорного тела сновидений, и обретёшь тело бардо в виде иллюзорного тела бардо.
Далее Цонкапа устанавливает взаимосвязь между тройками элементов и сопоставляет их с кайями. Ясный свет, переживаемый наяву с помощью тантрической йоги, ясный свет сновидений и ясный свет момента смерти ассоциируются с дхармакайей. А иллюзорное тело, тело сновидений и тело бардо ассоциируются с обеими формами рупакайи: самбхогакайей и нирманакайей.
И снова, чтобы расширить контекст доктрины бардо, Цонкапа обращается к традиции Гухьясамаджи:
В «Цикле Арья» традиции Гухьясамаджи говорится о том, как переживание четырёх шуньят приводит к появлению ясного света. Это очень похоже на то, как ясный свет смерти вспыхивает после окончательного угасания телесных процессов. Затем с помощью вышеупомянутых четырёх шуньят и восторгов блаженства йогин порождает иллюзорное тело. Это похоже на порождение тела бардо после ясного света смерти. Такое иллюзорное тело становится тонкой самбхогакайей, которая облекается в форму грубой нирманакайи почти так же, как тело бардо рождается в материальной форме.
Далее в «Книге трёх воззрений» приводится превосходный анализ состояния бардо по материалам литературы абхидхармы10, а затем объясняется, как эта теория реализуется в виде йоги в системах ануттарайогатантры.
Как уже объяснялось, в традиции Шести йог говорится о трёх состояниях бардо: наяву, во сне и в момент смерти. Как же нужно практиковать в этих трёх состояниях? Цонкапа не только ставит этот вопрос, но и сам отвечает на него:
...наяву йогин практикует медитации внутреннего огня, чтобы заставить жизненные энергии войти в центральный канал, остаться и угаснуть в нём. Силой такого созерцания вызывается переживание четырёх шуньят, четырёх восторгов и, наконец, сознания ясного света. Это переживание сходно с опытом умирания, когда жизненные энергии и сознания естественным образом покидают тело, входя в центральный канал, а затем вспыхивает ясный свет смерти.
Созерцания, включающие сосредоточение на трёх сознаниях ясного света — ясного света, возникающего посредством йогического усилия наяву, ясного света засыпания и ясного света умирания, — сходятся в том, что процесс угасания жизненных энергий и сознаний в центральном канале подобен естественному умиранию, и требуют от йогина знать и уметь использовать этот процесс для порождения четырёх шуньят и четырёх восторгов блаженства.
Если постиг все три тройки таких процессов, то, применяя эту йогу наяву, заставишь тонкое иллюзорное тело принять форму грубой нирманакайи. А йогу сновидений можно задействовать в промежутке между концом сновидений и пробуждением для того, чтобы тонкую самбхогакайю, порождённую в йоге сновидений, одеть в грубую нирманакайю. Ту же самую технику применяй после окончания ясного света смерти и перед началом бардо, чтобы превратить тело бардо в форму самбхогакайи, а последнюю, в свою очередь, используй, чтобы принять форму грубой нирманакайи.
Этот процесс чрезвычайно сложен для понимания, но не опускай руки и постарайся прояснить и освоить его. Если сможешь проникнуть в суть основных принципов созерцания растворений, сумеешь реализовать и три слияния — ясного света смерти с дхармакайей, тела бардо с самбхогакайей, а тело нового рождения с нирманакайей.
В формальном списке Шести йог доктрина бардо упоминается последней, однако разъясняется вместе с йогой иллюзорного тела в силу «иллюзорной» природы тела бардо. Нужно помнить об этой особенности во время изучения данного раздела, иначе некоторые темы, затронутые в нём, покажутся не вполне понятными, пока не прочтёшь следующую главу о ясном свете, ибо некоторые идеи заимствованы из этой доктрины. А вот когда доктрина бардо стоит на своём месте, последней из Шести йог, то вся картина приобретает логику и завершённость: внутренний огонь — это основание, отправная точка пути; иллюзорное тело и ясный свет — главная часть, вехи пути; перенос ума и переселение сознания — вспомогательные ответвления пути, применяемые в непредвиденных случаях, при неизлечимой болезни или в преклонном возрасте, чтобы полностью избежать бардо; и, наконец, если ничего не помогло, а смерть уже стоит на пороге, — йога бардо как раз к месту.
Йога ясного света
Йога ясного света включает два вида практики: созерцание ясного света наяву и созерцание его во сне.
«Книга трёх воззрений» глубоко исследует варианты применения термина «ясный свет» в различных буддийских писаниях. Нгулчу Дхармабхадра обобщает сущность цонкапинского анализа в своём «Украшении "Книги трёх воззрений"»:
Термин «ясный свет» используется со множеством оттенков: «обычный» и «необычный» ясный свет; «ясный свет как объект» и «ясный свет как субъект»; «ясный свет скрытого значения» и «ясный свет окончательного смысла».
В этой классификации выражение «ясный свет как объект» относится к шуньяте всех явлений, понимаемой как свобода от двух пределов — материализма и нигилизма. Термин «ясный свет как субъект» относится к уму того, кто познает этот объект. Такое употребление является общепринятым в хинаяне и махаяне, а также во всех четырёх классах мантраяны. Поэтому говорят ещё о «ясном свете общего смысла».
«Необычный ясный свет» — это особый термин, употребляющийся в ануттарайогатантре. Он означает ясный свет как субъект, где «субъектом» является вместерождённое великое блаженство, сосредоточенное на восприятии ясного света как объекта, то есть шуньяты, как природы явлений.
Такое использование термина «ясный свет как субъект» в ануттарайогатантре включает в себя три разновидности ясного света, связанных с понятиями основы, пути и плода. «Ясный свет как основа» относится к естественному ясному свету сна и смерти и переживается даже обычными существами, хотя и не опознаётся ими. Термин «ясный свет пути» охватывает «косвенный ясный свет» и «прямой ясный свет». Поскольку этот ясный свет пути способны переживать только хорошо обученные йогины, то его ещё называют «скрытый ясный свет».
«Косвенный ясный свет» далее опять-таки подразделяется на «косвенный» и «прямой». Что касается «прямого ясного света», то различают «прямой ясный свет четвёртой стадии» и «прямой ясный свет пятой стадии». И наконец, «ясный свет окончательного смысла» относится к тому сознанию ясного света, которое переживается на стадии юганаддхи, или великого единства. Поскольку это состояние великого единства имеет два уровня — в обучении и за пределами обучения, — этот «ясный свет» также бывает двух типов, соответствующих этим уровням духовной реализации.
В порождении переживания этого «прямого ясного света» состоит основное назначение ануттарайогатантры. Косвенный ясный свет есть не более чем средство достижения прямого ясного света. «Нечистое иллюзорное тело» служит причиной переживания косвенного ясного света, а чистое иллюзорное тело — прямого ясного света. Это переживание легче всего порождается через созерцание внутреннего огня в сердечной чакре.
Начнём разбираться в классификации Нгулчу Дхармабхадры с терминов «обычный» и «необычный». В его терминологии «обычный ясный свет» относится к тому, что понимается под выражением «ясный свет» в писаниях общей махаяны и во всех четырёх классах тантр тайной ваджраяны. Проще говоря, он один и тот же во всех колесницах. «Необычный ясный свет» — это ясный свет, о котором говорится исключительно в текстах ануттарайогатантры.
Как объясняет Нгулчу, «необычный ясный свет», о котором идёт речь в ануттарайогатантре, относится к аспекту сознания, воспринимающему шуньяту, то есть это «ясный свет как субъект». «Ясный свет как объект» означает саму шуньяту как объект восприятия этого сознания. Цонкапа в «Книге трёх воззрений» указывает, что это «необычное сознание ясного света» — иначе называемое «ясный свет как субъект» — вызывается через практику йоги внутреннего огня, вследствие которой происходит растворение махабхут, порождаются восторги блаженства и, в конце концов, возникает ум ясного света. Йогин опознаёт этот ум ясного света блаженства, удерживает его и направляет на созерцание шуньяты.
Нгулчу упоминает термин «ясный свет как основа, путь и плод». «Ясным светом основы» равно обладают все живые существа от высших до низших и от самых порочных до самых пробуждённых включительно. Ясный свет пути, — это «ясный свет основы», каким он предстаёт в сознании практикующего с помощью тантрической йоги. Поскольку он скрыт от восприятия обычных живых существ, а доступен только обученным йогинам, то его называют «скрытым ясным светом».
«Ясный свет пути», то есть переживаемый посредством применения тантрической йоги, имеет много уровней реализации. Два главных уровня известны как «косвенный» и «прямой». Оба они, в свою очередь, подразделяются на «косвенный» и «прямой» согласно тому способу, с помощью которого различные фазы йоги иллюзорного тела интегрируются в йогу ясного света. «Косвенный» переживается на третьей из пяти стадий, ведущих к полному Пробуждению, на которой йогин достигает состояния арьи. «Прямой» переживается на пятой стадии — известной как юганаддха, или «великое единство», — которая является стадией окончательного Пробуждения. Как утверждает Нгулчу, это «великое единство» также имеет две ступени, а значит, существуют и два связанных с ними уровня переживания сознания ясного света.
Ступени всех уровней, по которым поднимаются практикующие тантристы, проявляя стадии реализации иллюзорного тела и ясного света, основаны на применении йоги внутреннего огня. Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что внутренний огонь есть «основание», а йоги иллюзорного тела и ясного света — «главный путь».
Мы уже убедились, что реализация этих двух элементов — иллюзорного тела и ясного света — развита В их тесной взаимосвязи. Динамика данного процесса, как неоднократно упоминает Цонкапа в своём трактате, подробно разъясняется в традиции «Пяти стадий» тантрического цикла Гухьясамаджи. Дже Шераб Гьяцо в «Заметках о Книге трёх воззрений» советует:
Необходимо серьёзно проштудировать наставления Цонкапы, чтобы заложить надёжные предпосылки к реализации. Особенно эти три его работы по тантре — «Книга трёх воззрений», «Ясный светоч "Пяти стадий"» и «Совершенный трон» — надо изучать как единое троекнижие в их взаимосвязи и взаимодополнении. Вот тогда можно достичь истинного знания. Это особенно важно для обретения глубокого понимания всех тонкостей учений об иллюзорном теле и ясном свете.
Цонкапа разделяет практику йоги ясного света, изложенную в Шести йогах Наропы, на две части: созерцание наяву и созерцание во сне.
Основу практики йоги ясного света наяву составляет применение йоги внутреннего огня с целью собрать жизненные энергии в центральном канале, удержать и растворить их там, вызывая таяние капель и порождая восторги и переживание четырёх шуньят. Растворение махабхут сопровождается знаками от миража и далее до ясного света. Йогин соединяет экстаз переживания ясного света с созерцанием шуньяты, а затем удерживает ясный свет. Цонкапа описывает это следующим образом:
Хорошенько сосредоточься... заставляя энергии из боковых каналов расана и лапана войти, остаться и угаснуть в центральном канале, вызывая переживание четырёх шуньят и порождая удивительное сознание ясного света пути. Когда этот произошло, опознай этот ум великого вместерождённого блаженства и удерживай его.
Это созерцание напоминает метод, который Эванс-Вентц и Дава-Самдуп включили в свою книгу «Тибетская йога и тайные учения»11 под названием «йога долгого ХУМ». Эта йога состоит в растворении практикующим йогином мира и его обитателей в свете, а затем — в самаясаттве, то есть в себе самом. Самаясаттва растворяется в мантрическом сердечном слоге ХУМ, который есть джнянасаттва, символ абсолютной природы ума йогина. Слог, в свою очередь, растворяется снизу вверх, после чего остаётся лишь ясный свет. Растворение ХУМ сопровождается процессом угасания и сопутствующими видениями, начиная с миража и кончая ясным светом. Когда возникает переживание великого блаженства ясного света, следует объединить его с созерцанием шуньяты. Как видим, «краткий А» (или атунг) доктрины внутреннего огня и «долгий ХУМ» ясного света в чём-то похожи.
Созерцание ясного света во сне несколько сложнее, чем его созерцание наяву, и, также как йога сновидений, задействует работу с различными чакрами с целью точной настройки параметров сна, чтобы они полностью отвечали требованиям данной йоги.
Принцип, лежащий в основе доктрины ясного света сна, в «Книге трёх воззрений» описан следующим образом:
Вообще говоря, бинду, которое вызывает переживание состояния глубокого сна, обычно пребывает в сердечной чакре. Если сосредоточиться на нём, можно вызвать удивительное переживание ясного света сна. Но даже если не созерцать бинду, жизненные энергии сами собой собираются в нём, когда ты засыпаешь. Получается, что если наяву ты развиваешь умение втягивать жизненные энергии в центральный канал, а во время засыпания применяешь вышеописанные медитации, выполняя визуализацию слогов в сердечной чакре, то тебе будет совсем легко втянуть энергии в центральный канал через сердце...
Как уже было сказано, доктрины иллюзорного тела и ясного света, опирающиеся на применение внутреннего огня, составляют основу пути; таким образом, именно они являются главными средствами достижения Пробуждения. Цонкапа указывает, что способ взаимодействия этих доктрин с наибольшей ясностью излагается в учениях Гухьясамаджи из «Цикла Арьи», а потому за получением дальнейших наставлений по этому вопросу следует обращаться к этой работе как к первоисточнику.
Итак, наконец мы подошли к двум последним из Шести йог Наропы, которые относятся к «вспомогательным ответвлениям пути». Это практики переноса ума и переселения сознания.
Йога переноса ума
Предпосылка, лежащая в основе йоги переноса ума, состоит в том, что предсмертное состояние тела и ума полностью определяет дальнейшее развитие процесса умирания и вхождения в бардо. Это, в свою очередь, влияет как на сценарий пребывания в бардо, так и на следующее за ним новое рождение.
В сутраяне и в мантраяне используются разные методы применения медитации в этом состоянии12. Метод, включённый в систему Шести йог, взят из ануттарайогатантры. Его суть состоит в том, чтобы в течение жизни с помощью йогической практики подготовить «канал смерти», а при наступлении смертного часа выскользнуть из тела через этот выход и перенести своё сознание в желаемое новое рождение — либо вознестись в Чистые земли будд, либо родиться тантрическим йогином в мире людей. Этот «канал смерти» можно наладить с помощью йогической практики, особенно если достиг мастерства в йогах внутреннего огня, иллюзорного тела и ясного света. Но особо тянуть не надо: как гласит «Книга трёх воззрений», чтобы подготовить канал смерти, «занимайся сейчас, пока болезнь тебя не подкосила», пока ты в полном расцвете сил.
Цонкапа рассказывает, что в различных сутрах и тантрах существует невероятное множество методов вознесения сознания; немало их и в самой ануттарайогатантре:
По этому вопросу имеется множество учений устной традиции. Те, что известны как «вознесение сознания с помощью четырёх методов», а также линия передачи вознесения сознания традиции Нгог (тиб. Ngog), подробнейшим образом описывают медитации, связанные с переносом. Однако в Шести йогах Наропы большинство лам передаёт наставления по переносу ума, основанные только на устной передаче.
Саму практику он описывает следующим образом:
В устной традиции говорится, что сперва надо представлять себя в виде божества мандалы и заставить жизненные энергии слиться в поцелуе либо в тайной, либо в пупочной чакре. Затем представь красный слог атунг в пупочной чакре, тёмно-синий ХУМ — в сердечной чакре, а белый КША — в теменном отверстии.
Затем снизу поддай жизненными энергиями по атунгу в пупочной чакре, как по мячику. Он подскочит и ударит слог ХУМ в сердце. Тот, в свою очередь, ударит по слогу КША в темени. Затем созерцай обратный процесс: ХУМ опускается в сердечную чакру, а атунг занимает своё место в пупочной чакре.
Иногда созерцают, что во время восходящего движения атунг растворяется в слоге ХУМ, а тот — в КША, но вышеизложенный подход эффективнее.
Упражняйся в этой практике, пока не появятся признаки достижения результата. К ним относятся небольшой волдырь или даже гематома на темени, ощущение зуда или пульсации и так далее.
Таким способом раскрывается канал смерти, и, когда наступит «время выполнить вознесение», то есть смертный час, йогин применяет ту же практику, которую использовал при подготовке канала смерти, и сознательно покидает тело.
Цонкапа цитирует «Ваджрадака-тантру» (санскр. yajradakatantra), в которой говорится:
Наведи порядок в обители.
Только как следует очистив её,
Выполняй вознесение сознания,
Иначе толку не будет.
Он объясняет, что слово «обитель» означает человеческое тело, «дом», внутри которого обитает наше сознание, а далее пишет: «Приступать к йогам вознесения, сперва не очистив тело с помощью вышеописанной йоги внутреннего огня, — только зря терять время». То есть опять, теперь уже для очистки канала смерти, здесь используется энергия, возникающая из созерцания внутреннего огня.
Цонкапа очень кратко останавливается на доктрине переселения сознания, ибо, по его словам, подробно описал эту технику в другом месте13.
Йога переселения сознания
Большинство комментариев, написанных за последние три-четыре столетия по Шести йогам, не причисляют к ним переселение сознания, или дронгджуг (тиб. grong jug). Обычно этой практике уделяется отдельная строчка, максимум абзац, в конце объяснения йоги переноса ума. На её место ставится либо йога кармамудры, либо йога сновидений, возведённые до статуса одной из Шести йог, чтобы число их осталось неизменным. Смысл её удаления состоит в том, что официально эта доктрина больше не практикуется, а если и практикуется, то в строжайшем секрете. Обычно объясняется, что передача этой практики угасла вместе с загадочной смертью сына Марпы по имени Дарма Доде, последнего держателя этой линии передачи.
Конечно, практика переноса сознания в свежий труп выглядит весьма экзотично. Освоение самой техники начинается с попыток оживления мертвых тел небольших животных. После такой тренировки йогин может перейти к работе с настоящим материалом — с человеческим трупом. Цонкапа подробно описывает, как правильно размещать мертвеца на мандале перед собой и какой медитацией всё это сопровождать. Для выполнения истинной, а не тренировочной практики тантрист достаёт на кладбище свежий труп, приносит его домой, усаживает со скрещенными ногами на стол, садится с ним лицом к лицу и пересаживает своё сознание в мёртвое тело, оживляя его. После этого йогин сжигает своё старое тело и, как ни в чём не бывало, продолжает старые дела в новом теле. Зачем всё это нужно? Цонкапа отвечает:
Причины для применения переселения сознания в другую обитель могут быть самыми разными. Например, йогин может обнаружить, что он не в состоянии осуществить великие деяния на благо всего мира в силу определённых физических недостатков, и захотеть обрести более подходящее тело. Возможно также, что тяжелое заболевание мешает ему приносить благо себе и другим. В этом случае также стоит сменить своё изношенное тело на более подходящее. Кроме того, к поиску более молодой «обители» может побудить немощь состарившегося тела.
Несмотря на то что подобные аргументы производят впечатление искусственности, а данная практика вполне справедливо включается в Шесть йог только как вторичная или вообще как дань традиции, эта тема вызывала огромный интерес в Индии и Тибете XI столетия. Например, рассказывают, что когда сын Марпы, получивший передачу метода переселения сознания, на всем скаку свалился с коня и был уже при смерти, он успел переместить своё сознание в тело голубя и улетел в Индию. Там голубь приземлился на грудь мёртвого мальчика, который лежал на дровах погребального костра. Сын Марпы перенёс своё сознание из своего временного пристанища в труп ребёнка. Голубь упал замертво, а мальчик ожил, сел и открыл глаза. Он стал известен под именем Типупа, или Голубь-махасиддха. Спустя поколение Миларепа послал одного из своих учеников, Речунгпу, в Индию учиться у Типупы.
Биографии индийских махасиддхов и йогинов этого периода пестрят подобными байками. Эта традиция была подхвачена в Тибете, особенно ранними ламами школы кагью. Йогины запросто пересаживались в тела гусей, лисиц и других животных, погружая своё человеческое тело в состояние анабиоза, а позже с такой же лёгкостью возвращались назад, покидая заимствованное тело и «надевая» старые скандхи. Говорят, что Марпа несколько раз демонстрировал этот фокус своим ученикам.
Конечно, в те дни было несравнимо легче со свежими трупами для практики. Ведь сжигали только зажиточных. Рядом с большинством городов и селений было полно кладбищ, куда свозили и оставляли мёртвых в виде подношения диким зверям и стервятникам, как последнее деяние дана-парамиты, поэтому у йогинов всегда было из чего выбрать подходящее тело.
Эти кладбища были излюбленным местом созерцаний индийских махасиддхов. Частенько они располагались на границе джунглей, кишащих дикими зверями, от тигров до шакалов, которые денно и нощно рыскали в поисках зазевавшегося тантриста себе в пищу. Как правило, город был недалеко, что обеспечивало постоянное пополнение в виде всё новых трупов. Считается, что одновременное присутсвие разлагающихся трупов и терзающих их голодных хищников как нельзя лучше располагает к тантричесКой медитации.
Молва гласит, что сначала было две доктрины переселения сознания: одна — для переноса сознания в труп, а другая — для переноса в живое сущеество. Именно вторая из них так испугала тантристов своими возможными последствиями, что владение ею, как полагают, стало причиной таинственной смерти сына Марпы14 и уходу этой линии передачи в подполье.
Цонкапа упоминает две разновидности практики дронг-джуг: это, во-первых, переселение своего сознания в свежий труп и, во-вторых, освобождение и предоставление собственного тела тому, кто в нём нуждается, с помощью переселения его сознания в своё тело. Цонкапа почти ничего не рассказывает об этой второй практике, ибо, как он говорит: «Такому методу публично не учат».
Требования к тантристу, практикующему эти вспомогательные йоги, описываются следующим образом:
Все три практики— перенос ума, переселение сознания в труп, а также из другого тела в своё собственное — требуют от йогина умения перекрывать поток энергий посредством размещения во вратах тела мантрических слогов, а также очищать врата с помощью использования техники дыхания сосуда для втягивания жизненных энергий в центральный канал. Кроме того, здесь необходимо умение с помощью йоги внутреннего огня контролировать красный элемент, символизируемый атунгом в пупочной чакре, и использовать его для порождения сознания, которое «едет верхом» на тонких энергиях, представленных слогом ХУМ в сердечной чакре.
Предельно ясно и подробно изложив ключевые принципы традиции Шести йог Наропы, Цонкапа завершает свой трактат кратким выводом о том, как всё это претворяется в опыт Пробуждения:
После того как достигнута стадия юганаддхи обучения, практикующий продолжает созерцание ясного света, с помощью которого полностью избавляется от предрасположенности к ошибочному состоянию цепляния за двойственность. И тогда в момент окончательного проявления дхармакайи иллюзорное тело йогина стадии юганаддхи обучения полностью преображается и становится иллюзорным телом юганаддхи вне обучения. Теперь это иллюзорное тело останется с ним до тех пор, пока существует сансара.
На этой ступени ясный свет как объект (то есть шуньята), обладающий двумя чистыми качествами, становится несоставной дхармакайей. Ясный свет как субъект (то есть ум, воспринимающий шуньяту) становится тем, что называют джнянадхармакайей, или махасукхакайей.
Опорой этого состояния дхармакайи является рупакая, созданная из самых тонких уровней энергии и сознания формообразующего аспекта бытия. Это и есть самбхогакайя...
Такое иллюзорное тело стадии юганаддхи трансформируется в нирманакайю, способную порождать бесчисленные проявления.
В заключительных строках своего трактата Цонкапа вспоминает раннюю линию передачи, перечисляет литературные первоисточники, связанные с традицией Шести йог, а также уточняет, когда, зачем и для кого он сочинил этот текст.
МОЛИТВА СЕДЬМОГО ДАЛАЙ-ЛАМЫ К УЧИТЕЛЯМ ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ ШЕСТИ ЙОГ НАРОПЫ
Большинство далай-лам получали и практиковали «Шесть йог Наро». Второй Далай-лама (род. 1475) даже сочинил на эту тему два трактата, один из которых описывал эту традицию в целом, а другой был посвящен рассмотрению основных её медитативных приёмов. Третий Далай-лама (род. 1543) посвятил много работ мандале пяти божеств Херуки Чакрасамвары, принадлежащей традиции индийского махасиддха Дильбупы, или Гхантапады, которая в наши дни чаще всего используется для практики стадии зарождения теми, кто следует по пути Шести йог.
Седьмой Далай-лама (род. 1708) получил три разные передачи Шести йог Наропы от своего старшего наставника по имени Тризур Нгаванг Чокден (тиб. 'Khrid zur ngag dbang mchog Idan). После того как пожилой гуру дал третью и последнюю передачу Шести йог юному Седьмому Далай-ламе, своему ученику и преемнику, он поручил последнему сочинить молитву к Учителям линии передачи. Седьмой Далай-лама, всегда готовый разродиться виршами, не преминул тут же сделать это. В своё время я включил эту краткую полупоэму-полумолитву в свою книгу Selected Works of Dalai Lama VII: Songs of Spiritual Change (Snow Lion Publications, 1982), а здесь привожу её с незначительными изменениями.
Текст состоит из трёх частей: первая представляет собой хвалебный гимн Учителям линии передачи, вторая содержит молитву, призывающую успех в практике Шести йог, а третья — благопожелания.