Ссоры и брань до добра не доводятъ. 12 страница
Нонна день и ночь припадала къ Богу, въ посте и со многими слезами просила у Него даровать спасенiе главе ея, неутомимо действовала на мужа, стараясь прiобресть его различными способами: упреками, убежденiями, услугами..., и более всего своею жизнiю и пламенною ревностiю о благочестiи, чемъ всего сильнее склоняется и смягчается сердце, добровольно давая вести себя къ добродетели. Ей надобно было, какъ воде, пробивать камень безпрерывнымъ паденiемъ капли, отъ времени ожидать успеха въ томъ, о чемъ старалась, какъ и оправдало последствiе. Объ этомъ просила она, этого ожидала не столько съ жаромъ юныхъ летъ, сколько съ твердостiю веры. И на осязаемое никто не полагался такъ смело,
КЪ ЖЕНАМЪ, ИМЕЮЩИМЪ ХУДЫХЪ МУЖЕЙ. 179
какъ она на ожидаемое, по опыту зная щедролюбiе Божiе.— Разсудокъ мужа сталъ мало по малу исцеляться, а Господь сталъ его еще привлекать къ себе и сонными виденiями. Разъ мужу Нонны представилось, будто онъ поетъ следующiй стихъ Давида: возвеселихся о рекшихъ мне: въ домъ Господень пойдемъ (Пс. 122, 1).—Съ пенiемъ онъ ощущалъ въ сердце сладость и, вставъ въ радостномъ настроенiи, разсказалъ о виденiи своей супруге. Она же уразумевши, что Самъ Богъ призываетъ мужа къ святой церкви, стала усерднее поучать его христiанской вере и привела его на путь спасенiя. Въ то время по пути въ Никею остановился въ Назiанзине св. Леонтiй, епископъ Кесарiи Каппадокiйскiя. Къ нему блаженная Нонна привела своего мужа и Григорiй былъ крещенъ руками святителя. По принятiю же святого крещенiя, проводилъ столь праведную и богоугодную жизнь, что впоследствiи былъ избранъ на епископскiй престолъ въ томъ же городе Назiанзе (Чет. Мин. янв. 25).
Итакъ, вотъ вамъ помощь, жены несчастныя! Подражайте святой Нонне и, Богъ дастъ, и вы обратите на добрый путь вашихъ мужей. Молитесь пламенно о нихъ Богу; действуйте на нихъ упреками, убежденiями и услугами, показывайте имъ собою примеръ благочестивой жизни, веруйте въ милосердiе Божiе, вооружитесь терпенiемъ и, поверьте, что какъ капля воды безпрерывнымъ паденiемъ пробиваетъ камень, такъ и вы, несомненно, рано или поздно тронете сердца мужей вашихъ и эти сердца обратите къ Господу. Но если бы, при всемъ томъ, вы и не тронули ихъ, то и тутъ ваше не пропадетъ, ибо, черезъ свое, здесь на земле, терпенiе отъ мужей, вы стяжете себе венецъ мученическiй и причтетесь на небе къ лику претерпевшихъ до конца.
180 СПАСЕННАЯ БОГОМЪ.
Спасенная Богомъ.
„Оставить человекь отца своего и матерь „свою и прилепится къ жене, и будутъ два „въ плоть едину".
Такъ начинается семья. Оставившiй отца и мать и взявшiй себе подругу жизни, самъ становится отцомъ семьи, а его жена—матерью семьи. Является новая семья. Если эта семья живетъ по слову Божiю, то трудно найти более трогательную картину, более возвышенное зрелище. Мужъ — глава семьи. Онъ работаетъ и трудомъ своимъ кормитъ семью. Жена — его постоянная помощница: то разделяетъ она труды своего мужа, то занята детьми. И мужъ и жена прилагаютъ постоянную и неусыпную заботу о томъ, чтобы воспитать детей въ страхе Божiемъ, внушать имъ то, что требуетъ святая церковь, сделать изъ нихъ добрыхъ и полезныхъ гражданъ. Это — величайшая и важнейшая, это святейшая обязанность семьи, ея долгъ предъ Богомъ и Царемъ. Достигнуть этого можно прежде всего и лучше всего, разумеется, собственнымъ примеромъ. Ничто такъ не действуетъ на детей, какъ примеръ ихъ родителей. Видя, что отецъ и мать ежедневно молятся Богу, посещаютъ Храмъ Божiй, ведутъ честную и трезвую жизнь, трудятся, между собою живутъ мирно, — видя все это, и дети научаются добру. Съ первыхъ летъ жизни они привыкаютъ къ мысли, что „безъ Бога ни до порога", что похвальная жизнь только честная и трезвая, что трудъ въ жизни необходимъ, что миръ и согласiе—счастiе жизни. Но мы сказали, что мужъ работаетъ и кормитъ свою семью. Эта работа отнимаетъ у него много времени и часто не позволяетъ ему заниматься великимъ деломъ воспитанiя детей. Кто же занимается имъ? Жена, мать, на которой лежитъ и весь домъ. Нередко приходится слышать отъ мужей: „я — работаю,—а жена что? Разве
СПАСЕННАЯ БОГОМЪ. 181
работа въ доме, на одномъ месте?" О, какъ неразумно такое сужденiе! Сколько въ немъ необдуманности, сколько греха! Нетъ важнее, нетъ труднее, нетъ и священнее работы, какъ воспитывать детей. А какъ трудна эта работа! За неудачную работу каждый отвечаетъ, но ответъ ответу рознь: не одно—потерять лишнюю плату, и отвечать передъ Богомъ и Царемъ. А разве тотъ, кто не воспиталъ хорошо детей, не несетъ самой страшной ответственности предъ Богомъ и Царемъ? Дети не знаютъ Бога, дети вышли безполезными и даже вредными людьми,— кто виноватъ? Тотъ, кто ихъ воспитывалъ. Пусть же не допускаютъ мужья неразумнаго сужденiя, пусть помнятъ, какъ велика и священна работа ихъ женъ—матерей семьи, пусть ценятъ эту работу и съ благодарностью смотрятъ на нее.
Съ другой стороны, слышатся и неразумныя сужденiя женщинъ: „Я — несчастная, должна всю свою жизнь возиться дома съ детьми!" И грехъ, и стыдъ допускать такiя мысли. Кому много дается, отъ того много и требуется, и только одно неразумiе заставляетъ женщинъ думать, что имъ мало дается. Какъ мало? Въ ихъ рукахъ—судьба детей. Выростутъ дети, будутъ верующими и добрыми людьми, кто похвалится тогда темъ, что хорошо воспиталъ ихъ? Кому дети скажутъ свое спасибо? Не матери ли прежде всего? О, какъ велико, какъ священно дело матерей! И пусть помнятъ онъ, что Господь не обиделъ ихъ, давъ имъ прежде всего вести домъ, воспитывать детей; пусть знаютъ, что ихъ обязанности не только не меньше обязанности мужей, но выше и священнее. Въ этомъ сознанiи онъ найдутъ и утешенiе, и поддержку, и силы для своего почтеннаго труда.
Итакъ, премудрый Творецъ никого не обиделъ, никому не далъ больше или меньше: назначивъ мужчине въ поте лица добывать хлебъ и быть кормильцемъ семьи, Онъ и женщине далъ великiй и важный трудъ — вести семью по пути Божiю, чтобы труды и кормильца не про-
182 СПАСЕННАЯ БОГОМЪ.
падали даромъ, чтобы сделанное имъ пошло въ прокъ. Несправедливы и греховны жалобы, — нужны дружныя и согласныя усилiя, нужна совместная работа. И где такая работа—тамъ миръ и согласiе, тамъ счастiе, тамъ благодать. И нетъ большей радости, какъ видеть такую семью!
Но человекъ, по слабости своей, часто сбивается съ пути истиннаго и нарушаетъ правила доброй и богоугодной жизни. Въ семью часто входятъ раздоры, и, вместо рая, въ ней видится целый адъ. Не дай Богъ никому быть членомъ такой семьи! Но что делать, когда совершилось попущенiе, когда дiавольскiя козни взяли верхъ?
Наше слово къ женщинамъ. Не предавайтесь въ такихъ случаяхъ отчаянiю. Помните, что Господь поставившiй васъ у великаго дела семейнаго, защититъ васъ отъ всехъ обидъ и притесненiй и вразумитъ техъ, кто наноситъ вамъ обиды. Только молитесь Ему и Его Пречистой Матери, твердо памятуя, что никакое горе ваше не сравняется съ горемъ Божiей Матери, сердце Которой оружiе прошло, когда Она видела страданiя Сына Своего на Галгофе. И, испытавъ Сама тяжкiя страданiя, Богоматерь является всегда заступницей за всехъ обижаемыхъ и притесняемыхъ, если они съ верой къ Ней обращаются. И если вы, женщины, неся обязанности по дому, чисты совестью, то не бойтесь несправедливыхъ притесненiй мужей: смело и съ полной верой молитесь Пресвятой Богородице, и Она защититъ васъ, вразумитъ обижающихъ васъ и пошлетъ миръ въ сердца, встревоженныя кознями врага рода человеческаго. Чтобы подтвердить сказанное и больше убедить васъ въ томъ, что Пречистая Дева—постоянная заступница за обижаемыхъ, мы разскажемъ здесь подробно объ одномъ великомъ чуде, совершенномъ Божiей Матерью, дивно заступившеюся за неправедно обидимую жену 1). Разскажемъ, однако, не для женъ только: да ура-
1)О чуде этомъ изложено въ книге 1792 года: „Руно Орошенное". Изъ пересказовъ известенъ С. К. „Сказанiе о заступленiи Матери Божiей за неправедно обидимую жену". Кiевъ, 1895 г.
СПАСЕННАЯ БОГОМЪ. 183
зумеютъ и мужья, что обижаемыя имеютъ защиту и да устыдятся обидъ, которыя наносятъ они по своему неразумiю и непониманiю, и да поймутъ, въ чемъ ихъ и всей семьи счастiе.
Дело было давно. Жили молодые супруги. Были они и не простого происхожденiя, и на бедность не могли пожаловаться. Жизнь ихъ проходила тихо, мирно, спокойно. Мужъ любилъ свою жену, которая платила ему темъ же. Добрая, кроткая, послушная, набожная жена дни и ночи проводила въ молитве. Не желала и не просила она многаго: она молила Царицу Небесную о томъ, чтобы ея любимый мужъ не изменился, чтобы то счастье, какое получила она, не было у нея отнято, чтобы покой и миръ семьи не нарушался. Иные желаютъ многаго, но тутъ было самое скромное желанiе. Благочестивая женщина, она какъ бы такъ говорила: „Господи! Ты далъ мне все, что нужно для покойной жизни; не отыми же даннаго Тобой"! А чтобы быть достойной сохранить полученное, молодая женщина не изменяла своего образа жизни, не уставала въ молитве, не допускала нарушенiя заповедей Божiихъ, следила за мужемъ и всячески заботилась о томъ, чтобы быть достойной пока еще добраго, ласковаго и любящаго мужа.
Время, однако, шло. Врагъ рода человеческаго, „искый кого поглотити", всегда завистливый, противящiйся счастiю людей и радующiйся греху, — врагъ этотъ позавидовалъ молодой семье и поспешилъ бросить въ тихiй земной рай семя раздора. Мужъ сталъ сбиваться съ добраго пути, на который сталъ и по которому шелъ. Добрая, кроткая, смирная жена ему перестала нравиться, а съ нею перестала привлекать его и тихая семейная жизнь. Вотъ онъ оставляетъ свой домъ и проводитъ дни и ночи въ бражничаньи, кутежахъ, попойкахъ и съ такими же недостойными людьми, какъ и самъ. За пьянствомъ является развратъ и мужъ отдается ему, ища въ немъ наслажденiй. Дома онъ уже не беседуетъ съ женой, какъ прежде: вместо
184СПАСЕННАЯ БОГОМЪ.
тихой дружеской беседы, стали слышаться попреки, брань. Земной рай превратился въ адъ, видя который могъ радоваться и радовался дiаволъ, но какъ страдала бедная, ни въ чемъ неповинная жена!
Выше мы сказали, что супруги не могли пожаловаться на бедность. Но богатство легко проживается. Пока человекъ ведетъ скромную жизнь, трудится, не расточительствуетъ, до техъ поръ и богатство его сохраняется; а станетъ лениться, начнетъ предаваться разсеянному образу жизни, и богатство не сохранится. Такъ случилось и теперь. Едва молодой супругъ началъ оставлять домъ, сталъ отдаваться кутежамъ, пересталъ смотреть за всемъ, его богатство стало заметно убавляться. Мало-по-малу наступило и разоренiе. Не было уже прежнихъ удачъ, и все, что ни начиналъ онъ делать для приращенiя богатства, оканчивалось неудачами. Да и можно ли было ожидать успеха, когда глазъ хозяина направлялся теперь не туда, куда нужно? Деньги шли на кутежи, а прибытка не было. Другой бы опомнился, раскаялся, снова взялся за дело, но сбившiйся съ пути и попавшiй во власть дiавола не въ силахъ уже былъ вернуться назадъ. Мало того: онъ дерзнулъ даже обвинять жену въ томъ, въ чемъ самъ былъ виноватъ! Часто люди свою вину взваливаютъ на другихъ, не желая сознаться въ ней. И нашъ злосчастный мужъ поступилъ также. Онъ сталъ теперь осыпать укорами несчастную жену: виновата—молъ—она и въ разоренiи, и въ томъ, что не имела приданаго, и въ томъ, что не сберегла богатства. Словомъ: все, что могъ придумать безпутный, потерянный человекъ, — все придумывалъ мужъ для обвиненiя нелюбимой жены.
Что же жена? Она кротко переносила страданiя, какъ посланное Господомъ испытанiе. Горячая молитва ея не прекращалась. О чемъ молилась она? Не о возвращенiи богатства, которое тленно, нетъ: несчастная женщина молилась о возвращенiи ей прежняго мира, спокойствiя, любви мужа. Вотъ чего желала она, о чемъ молилась, чего про-
СПАСЕННАЯ БОГОМЪ. 185
сила у Бога, просила неусыпно, молилась ежеминутно, проводя въ молитве все время отсутствiя мужа. Она не получала просимаго: мужъ ея продолжалъ безпутствовать; но продолжала молиться, твердо помня слова Христа: „просите и дастся вамъ". Иной человекъ и после усердной молитвы приходитъ въ отчаянiе, говоря: я молился, но Богъ не хочетъ слышать мою молитву! И оставляетъ молиться. Такая молитва не угодна Богу. Не можетъ человекъ знать, когда угодно Богу дать просимое молящемуся, но онъ, человекъ, долженъ помнить, что никогда молитва, если она горяча и искренна, не останется неуслышанной; поэтому онъ долженъ продолжать и продолжать молиться, храня въ душе веру въ то, что моленiе его будетъ услышано, что по вере его будетъ ему будетъ позже или раньше. Такъ и поступала благочестивая женщина, о которой идетъ речь.
Радовавшiйся успеху своему, дiаволъ задумалъ нечто еще худшее. Въ то время, когда мужъ сиделъ въ притоне пьянства, не решаясь идти въ опротивевшiй ему домъ, подошелъ къ нему какой-то человекъ и сделалъ странное, неожиданное и лукавое предложенiе: „отдай мне свою жену"! сказалъ онъ: „ведь, все равно ты ея не любишь, и я тебе за это дамъ то, что ты потерялъ и о чемъ такъ жалеешь, именно—твое богатство: черезъ самое короткое время ты снова станешь богатъ". Мужъ не понималъ просьбы и, конечно, не подозревалъ, кто предъ нимъ стоить... Онъ только интересовался однимъ; действительно ли незнакомецъ говоритъ правду? Действительно ли онъ, обедневшiй мужъ, можетъ вновь получить богатство? Но речи искусителя убедили его: ведь, жены онъ не любитъ, часто посылаетъ ее „къ дiаволу" (это преступная манера ругаться,—какъ умело пользуется ею дiаволъ!), а тутъ предстоитъ и отъ жены избавиться, и богатство получить... Мало того незнакомецъ предлагаетъ даже раньше отдать богатство, лишь бы сделано было условiе, по которому онъ отдастъ свою жену после. Только одно без-
186 СПАСЕННАЯ БОГОМЪ.
путство можетъ довести человека до того, чтобы принять подобное предложенiе, не догадываясь кто можетъ сделать его. Но предающiйся разврату и пьянству и есть тотъ безпутный, который въ дiаволе видитъ добраго советника, а истинно добраго советника не распознаетъ. Такъ и мужъ любовно отнесся къ предложенiю незнакомца. Правда, въ душе его шевельнулось какъ-будто чувство жалости къ жене, но это чувство не взяло перевеса надъ желанiемъ получить богатство; правда, онъ утешалъ себя той мыслью, что незнакомецъ шутитъ и условiя не исполнитъ; но была въ душе и другая надежда, что богатство вернется.
Условiе было подписано. На другой день, по этому условiю, мужъ и незнакомецъ должны были отправиться въ лесъ, чтобы тамъ откопать кладъ, который и получить мужъ. Такъ и сделали. Когда вскопали въ лесу землю, глазамъ безпутнаго мужа представилось необычайное зрелище; въ земле хранилось несметное количество золота, драгоценныхъ камней! Вотъ то, чемъ дiаволъ прельщаетъ человека...
Мужъ получилъ богатство, котораго желалъ. Онъ зажилъ иначе: уплатилъ долги, его проданныя земли, дома,—все возвратилось вдругъ. Какою ценою куплено оно? Объ этомъ несчастный и спросить себя боялся: ценою преступнаго дела... По условiю, ровно черезъ два месяца после полученiя богатства, онъ долженъ былъ привести свою жену въ лесъ, и передать ее незнакомцу на томъ самомъ месте, на которомъ получилъ богатство...
Какъ сонъ, прошли два эти месяца. Нужно было исполнить условiе. Мужъ взялъ жену и, не сказавъ ей въ чемъ дело, пошелъ съ нею. Предчувствiе говорило несчастной женщине, что мужъ затеваетъ что-то недоброе; но всегда кроткая и послушная, могла ли она ослушаться и теперь того, кого, попрежнему, продолжала любить? И она безропотно пошла за супругомъ. Только по дороге, городомъ, она стала просить своего мужа позволить ей
СПАСЕННАЯ БОГОМЪ. 187
зайти въ храмъ помолиться Богу. Отказать жене въ просьбе мужъ не решился, но самъ не зашелъ въ храмъ: совесть не позволила ему идти молиться передъ совершенiемъ столь постыднаго дела.
И вотъ несчастная жена въ храме. Она упала предъ иконой Божiей Матери, и изъ устъ ея полилась горячая молитва къ Заступнице рода христiанскаго. Она молила Пречистую Деву защитить ее, молила съ усердiемъ и слезами, молила, какъ только можетъ молить глубоко верующая, искренно чувствовавшая и много страдавшая душа. Мужъ стоялъ на улице, ожидая жену, но жена забыла о муже: она вся поглощена была молитвой; она думала только о той, предъ иконой которой теперь простерлась. Слабая женщина впала въ какое-то забытье; сонъ смежилъ ея глаза. Мужъ продолжалъ ожидать. Имъ овладевало уже недовольство. Появись теперь жена, онъ набросится на нее, станетъ бранить, не постесняется и темъ, что замедлила она въ церкви. И смотритъ онъ на церковную паперть, и съ нетерпенiемъ ожидаетъ выхода жены изъ церкви. Но вотъ она появилась. Лицо ея покрыто. У мужа не поворачивается языкъ, чтобы бранить жену за промедленiе. Они идутъ, идутъ...
Вышли за городъ. Подошли къ условленному месту. Явился незнакомецъ. Мужъ передалъ ему свою жену, получилъ условiе, уничтожилъ его. Незнакомецъ подошелъ къ жене.
„А, усердная молитвенница! Теперь ты въ моей власти!" злорадно сказалъ онъ, напоминая то, что жена постоянно молилась и молитвами ограждала себя отъ дiавола. И онъ дерзко схватилъ ее за руку...
Но тутъ случилось нечто необычайное...
Незнакомецъ вдругъ почувствовалъ опаленiе, какъ бы отъ прикосновенiя къ огню. Изъ устъ его раздался страшный крикъ испуга. Покрывало, бывшее на головъ женщины, открылось. Передъ пораженными мужемъ и незнакомцемъ стояла совсемъ не та несчастная женщина относительно
188СПАСЕННАЯ БОГОМЪ.
которой они заключили сделку. Ея величественный, полный гнева, взоръ падалъ на незнакомца, который не имелъ силы защитить себя отъ этого неотразимаго взора и, какъ отъ ослепляющаго блеска молнiй, закрывалъ свои глаза рукой. Его отчаянный возгласъ разъяснилъ, кто былъ передъ ними.
„Матерь Iисуса!" кричалъ незнакомецъ: „кто призвалъ Ее? Зачемъ Она здесь? Можетъ ли быть Она подъ моею властiю? Я сторговалъ жену этого негодяя, которая досаждаетъ мне своимъ благочестiемъ. Могъ ли я думать, что вместо нея прiйдетъ сюда Матерь Христа?
Вотъ Кто стоялъ передъ незнакомцемъ и мужемъ! Вотъ Кто явился на защиту неправедно обиженной женщины!
Мгновенiе—и предъ мужемъ новое чудо: пораженный взорами Богоматери, незнакомецъ обезсилелъ, упалъ на землю и вдругъ исчезъ. Невидима стала и Пречистая Дева.
Можно себе представить, что чувствовалъ теперь мужъ, бывшiй свидетелемъ всего происшедшаго. Охваченный страхомъ, онъ стоялъ какъ окаменелый. Въ уме его быстро пронеслось все, что онъ делалъ, что сделалъ, что хотелъ сделать, и горькое раскаянiе, соединенное со стыдомъ, явилось вместо недавней дерзости. О, чтобы далъ онъ теперь, чтобы только вернуть прошлое! Зачемъ онъ допустилъ все это? Какую пользу извлекъ изъ всего этого? Какъ не догадался онъ, что это былъ за незнакомецъ? Какъ не сообразилъ, что такiя действiя и речи, какiя онъ слышалъ и виделъ отъ незнакомца, свойственны только дiаволу и людямъ, кои попали во власть дiавола? Неужели онъ не виделъ кротости и смиренiя жены, ея благочестiя, ея усердныхъ молитвъ? А если виделъ, то какъ могъ не знать, что и на самаго слабаго человека, но вооруженнаго такимъ неодолимымъ оружiемъ, какое было у его жены, нельзя нападать? Все это, конечно, пришло теперь въ голову мужу, вразумленному дивнымъ чудомъ Богоматери, и только
СПАСЕННАЯ БОГОМЪ. 189
теперь постигъ онъ всю глубину совершенной имъ мерзости, все постыдство поступковъ. При мысли о жене, онъ чувствовалъ себя теперь низкимъ и недостойнымъ. Та, которую онъ гналъ, преследовалъ, бранилъ, хотелъ сбыть съ рукъ дiаволу,—та женщина явилась теперь передъ нимъ недосягаемой по ея величiю, иначе Пречистая Дева не заступилась бы за нее.
Но возвратимся въ городъ къ храму. Какъ бы проклятый Богомъ и людьми, какъ бы отверженный всеми, шелъ мужъ обратно. А жена его продолжала находиться въ храме въ томъ же забытьи сна, на полу, омоченномъ ея слезами. Проходила ночь. Отперли церковь и нашли женщину. Разбуженная, она поспешила изъ храма къ мужу. Ея поразительное смиренiе и тутъ сказалось во всей силе: она дрожала при мысли, что осмелилась нарушить приказанiе мужа и замедлила. Встречаетъ она мужа и бросается къ нему съ мольбой о прощенiи. Она спешитъ поведать ему причины промедленiя, сама не знаетъ, какъ все случилось, какъ пришла въ забытье, какъ заперли церковь, въ которой и пробыла она всю ночь. Но вместо грознаго выговора, брани и криковъ, слышитъ она отъ мужа слова кротости, раскаянiя и мольбы о прощенiи. Онъ, заставлявшiй ее всю жизнь плакать, теперь рыдалъ передъ ней; онъ, не хотевшiй и слышать ея просьбъ о прощенiи того, въ чемъ она и не виновата, самъ вымаливалъ у нея прощенiе. Благочестивая женщина чувствовала, что произошло что-то необычайное, но что именно?
И мужъ поведалъ ей обо всемъ случившемся. И супруги, примиренные, счастливые больше, чемъ когда-либо, вошли въ храмъ и тамъ принесли горячую благодарственную молитву Пресвятой Богородице за Ея дивное заступленiе и вразумленiе.
Супруги роздали все богатство нищимъ и зажили новою жизнью—жизнью, полной труда, счастiя, взаимной любви и преданности.
190О СУПРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТИ.
Такъ Пресвятая Дева защитила неправедно обиженную жену, такъ она вразумила и неправедно обижавшаго мужа. Да послужитъ же этотъ разсказъ о дивномъ чуде Богоматери утешенiемъ и наставленiемъ для женъ и мужей. Пусть помнятъ жены, что благочестiе ихъ, любовь къ мужу, кротость и смиренiе не остаются не вознагражденными: пусть не боятся оне огорченiй, ибо есть у нихъ заступница усердная—Матерь Бога Вышняго, къ Ней же да и обращаются непрестанно! Пусть помнятъ и мужья, какъ надо дорожить хорошими женами, какъ надо ценить ихъ качество, какъ опасно оскорблять слабыхъ и невинныхъ, всегда имеющихъ такую защиту въ лице Богоматери, съ которой не сравнится никакая защита человеческая.
О супружеской верности.
Супружество установлено Господомъ для счастiя жизни нашей, чтобы мужъ и жена были неизменными и верными помощниками другъ другу, заботились о благоустроенiи своего дома, о воспитанiи и счастiи своихъ детей, другъ друга подкрепляли и утешали въ скорбныхъ обстоятельствах, а радости жизни возвышали и упрочивали теплотою и нежностiю любви. Посему для супруговъ требуется полное согласiе, основанное единственно на внутреннемъ ихъ единомыслiи и отнюдь не на какихъ-нибудь внешнихъ житейскихъ разсчетахъ и преимуществахъ, какъ напр., на богатстве, красоте или связяхъ. Такой внешнiй союзъ супруговъ ненадеженъ: богатство скоро преходяще, красота быстро увядаетъ и вообще все человеческiе разсчеты рушатся самымъ неожиданнымъ образомъ. Не смотря на то, къ величайшему прискорбiю, особенно въ нынешнее время обыкновенное явленiе жизни, что бракъ устрояется по разсчету. Отъ того самыя печальныя последствiя про-
О СУПРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТИ. 191
исходятъ для семейной жизни. Легкомысленное вступленiе въ бракъ обыкновенно оканчивается быстро совершающимися прихотливыми и незаконными разводами. Если же и не происходитъ подобныхъ разводовъ и супруги продолжаютъ жить вместе, то что это за жизнь безъ теплоты, сердечной любви и внутренней ихъ связи между собою? Постоянныя домашнiя непрiятности, раздоры, взаимныя укоризны и въ конце концовъ измена супружеской верности—вотъ плоды своекорыстнаго отношенiя къ браку. Не то бываетъ, когда въ супружескомъ союзе любовь и верность неизменно пребываютъ и ими сопровождаются и оживотворяются все дела и предпрiятiя семейныя. При супружеской любви и верности легче переносятся невзгоды житейскiя, ослабляются скорби, нужды и печаль. Крепко связанные союзомъ любви супруги другъ друга поддерживаютъ, утешаютъ и такимъ образомъ, благодушно перенося дни несчастiй, благостiю Божiею приводятся къ счастливой перемене жизни. Помощь Божiя добродетельнымъ супругамъ, какъ награда за ихъ верное храненiе супружескаго союза, нередко, самымъ поразительнымъ образомъ является. Вотъ, напр., какой примеръ приводится въ сказанiяхъ отеческихъ.
Одинъ купецъ благочестивой и добродетельной жизни отправилъ на корабль товаръ въ Африку. Во время пути застигла буря, корабль потонулъ и купецъ потерялъ все свое имущество. Возвратившись домой ни съ чемъ, онъ впалъ въ руки немилосердыхъ заимодавцевъ и за долги посаженъ былъ въ темницу. Въ такомъ несчастномъ положенiи единственною подпорою и утешенiемъ его была жена. Она своими рукоделiями добывала насущное пропитанiе и неразлучно пребывала съ мужемъ въ темнице. Въ одно время, когда она тамъ обедала съ мужемъ, пришелъ богатый человекъ, чтобы подать милостыню узникамъ. Увидевъ молодую, красивую женщину онъ выразилъ къ ней особенное состраданiе и позвалъ ее къ себе въ домъ. Бедная женщина не думала, что богачемъ руково-
192 о супружеской верности.
дитъ страсть, она ожидала получить отъ него вспомоще-ствованiе. Богачъ действительно обещалъ все сделать для освобожденiя узника изъ темницы, соглашался уплатить за него весь долгъ, но съ условiемъ, если она вступитъ съ нимъ въ преступную связь. Добродетельная женщина отвечала, что она предъ алтаремъ Господнимъ клятвенно обещалась въ верности мужу и уже теперь она, по апостольской заповеди, не владеетъ своимъ теломъ, но мужъ (1 Кф. 7, 9). Пойду спрошу мужа своего и дамъ ответъ. Богачъ надеялся, что узникъ пожертвуетъ чистотою брачнаго союза, вынужденный своимъ бедственнымъ положенiемъ. Но когда жена передала мужу, то онъ решительно отказался купить свою свободу преступленiемъ и решился въ надежде на помощь Божiю ждать перемены своей судьбы. И эта помощь неожиданно къ нимъ пришла. По соседству съ ними былъ заключенъ разбойникъ, осужденный на смерть. Онъ слышалъ черезъ перегородку разговоръ добродетельныхъ супруговъ, тронутъ былъ нежностiю ихъ любви и верностiю въ супружестве, решился ихъ осчастливить. Онъ нашелъ случай и возможность передать добрымъ людямъ, что у него въ одномъ месте скрыто множество награбленнаго имущества, которое теперь трудно определить, кому принадлежитъ, если объявить о немъ судьямъ, они имъ воспользуются. Лучше пусть достанется добрымъ людямъ. Подите и возьмите его. При семь разбойникъ подробно объяснилъ место зарытаго сокровища. Разбойникъ былъ казненъ, а добродетельные супруги воспользовались найденнымъ сокровищемъ, уплатили долги и продолжали вести мирную жизнь, возсылая благодаренiе Господу, такъ неожиданно имъ помогшему избавиться отъ бедственнаго положенiя. Аминь.
О БОЖIЕМЪ НАКАЗАНIИ ЗА СУПРУЖЕСКУЮ НЕВЕРНОСТЬ. 193
О Божiемъ наказанiи за супружескую неверность.
(Изъ житiя св. мучен. Гурiя, Самона и Авива 15 ноября).
Въ житiи св. мучениковъ Гурiя, Самона и Авива приводится печальный примеръ нарушенiя супружеской верности, достойно наказаннаго отъ Господа, при чемъ показывается, что Самъ Господь есть защитникъ невинно обижаемыхъ. Такъ повествуется въ житiи. Одинъ изъ воиновъ, служившихъ въ греческомъ войске, по происхожденiю Готфъ, во время постоя въ городе Едессе, где почивали мощи означенныхъ мучениковъ, вступилъ въ бракъ съ девицею Евфимiею, сиротою, не имевшею отца. Мать ея вдова долго не соглашалась выдать свою дочь за человека чужестраннаго и неизвестнаго, но по неотступной просьбе его, будучи обманута его лицемерными уверенiями въ любви къ избранной имъ невесте, согласилась. Между темъ, у сего безчестнаго человека на родине была жена и дети. Евфимiя после брака уже сделалась беременною, когда вышло повеленiе распустить войско, и мужъ ея долженъ былъ возвратиться на родину. Какъ ни прискорбно было матери разставаться съ своею единородною дочерью, но, свято, чтя благословенный Богомъ союзъ супружескiй, она согласилась ее отпустить. Для успокоенiя же своего и для супружескаго счастiя дочери благочестивая мать молитвенно поручила ее заступничеству св. мучениковъ Гурiя, Самона и Авива, привела своего затя къ ихъ мощамъ и взяла съ него клятву, что онъ сохранить любовь къ ея дочери въ нелицемерной верности и не сделаетъ ей никакого зла. Но зять ея, давши такую клятву, самымъ преступнымъ образомъ нарушилъ ее. При возвращенiи на родину, желая скрыть свой новый незаконный бракъ при существованiи прежняго, онъ решился выдать свою вторую жену за рабыню, пле-
194О БОЖIЕМЪ НАКАЗАНIИ ЗА СУПРУЖЕСКУЮ НЕВЕРНОСТЬ.
ницу. Подъ угрозою смерти онъ запретилъ ей объявлять себя его венчанною супругою, снялъ съ нея хорошiя одежды и оделъ въ худыя нищенскiя. Много оскорбленiй и побоевъ перенесла потомъ Евфимiя въ доме своего мужа, принужденная жить подъ видомъ рабыни. Особенно она подвергалась злобе своей госпожи после того, какъ у нея родился сынъ, похожiй на мужа. Злая госпожа отравила новорожденнаго, но и сама вскоре умерла скоропостижно. Евфимiя, признанная виновницею этой смерти, какъ рабыня, съ которою въ то время могли поступать — какъ угодно господамъ, была заключена въ гробу-пещере вместе съ смердящимъ трупомъ своей госпожи и должна была погибнуть ужасною смертiю. Въ такомъ положенiи Евфимiя вознесла пламенную молитву къ Господу и свв. мученикамъ Гурiю, Самону и Авиву, коимъ она была поручена матерью при отправленiи въ чужую сторону. Св. мученики своимъ явленiемъ утешили страдалицу. Евфимiя впала въ сладостный сонъ и внезапно перенесена была невидимою силою на родину, во храмъ свв. мучениковъ. Скоро все узнали о несчастной судьбе ея и о чудесномъ спасенiи и прославили Господа и угодниковъ Его. Ничего не зная о такомъ спасенiи, Готфъ, по обязанностямъ службы, опять прибылъ въ Едессъ и здесь былъ уличенъ въ своемъ безчестномъ поступке, за что и былъ казненъ по распоряженiю военоначальника. Казнь вполне заслуженная и по суду человеческому который ради сохраненiя общественной безопасности долженъ былъ преследовать подобныхъ нарушителей брака, какъ виновниковъ безчестiя и гибели лицъ невинныхъ и юныхъ. Но что значить строгость суда человеческаго подъ тяжестiю суда Божественнаго за нарушенiе союза супружескаго, какъ установленiя Божественнаго? Сказано въ Слове Божiемъ, что „ни блудники, ни прелюбодеи царствiя Божiя не наследуютъ" (1 Кф. 6, 9). Если же они будутъ лишены этого царствiя то куда же пойдутъ они, какъ не въ адъ, въ место вечныхъ мученiй? Между темъ, какъ легкомысленно многiе въ наше