Нилова Пустынь Акимов Елизавета
Крест, концы которого состоят как бы из трех полукруглых листочков, иногда с шишечкой на каждом из них, называется “трилистником”.
Эта форма чаще других употребляется для изготовления напрестольных крестов. Кроме того, трилистные кресты встречаются в русских гербах. Из “Российского гербовника” известно, что русский трилистный крест, стоящий на опрокинутом полумесяце, изображался на гербе Тифлисской губернии. Золотые кресты “трилистники” входили в гербы и некоторых других городов: Троицка Пензенской губернии, Чернигова, города Спасска Тамбовской губернии.
Крест четырехконечный каплевидный
Крест каплевидный — издавна одна из любимых и распространенных у христиан форм креста. Кровью своей окропил Спаситель крестное древо, навеки придав кресту Его силу. Капли крови искупившего нас Господа символизируют круглые капли в полудужьях четырех концов каплевидного креста.
Существовали наперстные кресты этой формы и кресты нагрудные. Часто употреблялся каплевидный крест для украшения богослужебных книг. В Российской государственной библиотеке хранится греческое Евангелие XI века, титул которого украшен тонко исполненным каплевидным крестом.
Крест якоре образный (морской)
Образ Морского креста основывается на древнейшей традиции Церкви: водная стихия и весь связанный с нею круг понятий с первых веков использовался для символического раскрытия учения о Спасении. Жизнь — это бушующее море, а Царствие Небесное — тихое пристанище и невод, захватывающий «рыб всякого рода» (Мф. 13, 47). Переплыть житейское море можно только на церковном корабле. При этом, по словам ап. Павла, христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18–19). Слова апостола стали основанием для изображений креста наподобие якоря. Именно эта символическая традиция отразилась на форме Морского креста, который вместе с подвижным навершием-ушком также напоминает якорь.
Крест виноградная лоза
Крест, прорастающий побегами виноградной лозы, – древнейший литургический символ христианской церкви. "Я есмь лоза, - говорил Иисус Христос Своим ученикам, - а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин. 15, 5), "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин. 15,1).
На Тайной Вечере, последней трапезе с учениками, Господь, благословив хлеб и виноградное вино, подал их апостолам со словами «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28). Так было установлено Таинство причащения, или по-гречески - Евхаристии. С тех пор во всех христианских храмах специальным образом подготовленные и освященные хлеб и виноградное вино благословляются и предлагаются Богу с просьбой, чтобы Дух Святой сошел на них и сделал хлеб – Телом Христа, а виноградное вино – Его Кровью. Под видом хлеба и вина христиане причащаются Телу и Крови Христа.
Каждый человек, считающий себя христианином, должен принимать участие в Таинстве причащения. Это является исполнением воли Божией о человеке. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54), - говорил Христос. «Господь, по неизреченной любви Своей к нам, спас нас Собою, заменив наши казни Своею казнью, заменив наше оскверненное достоинство Своим святейшим достоинством; по этой же неизреченной любви, в чудных порядке и системе, установленных этою любовью, Он призывает нас в теснейшее единение с Собою причащением Святых Тайн как в вернейшее, как в необходимое условие нашего спасения», - наставляет святитель Игнатий Брянчанинов.
Быть христианином - это означает принять в себя все те Дары, которые Христос принес людям. Христос - не проповедник, который пришел рассказать несколько притч, поучить и снова уйти. Христос - Спаситель. Он ищет каждого человека, чтобы спасти, защитить, и то спасение, которое Он несет, проходит через Его Жертвенный Крест. Крест Христов, произрастающий виноградной лозой, - это мистический образ главного Таинства Церкви, святой Евхаристии.
Крест четырехконечный «Кельтский» или «Новгородский»
Акимов Федоров Елизавета
Простая лаконичная форма соединяет в себе два символа Бога: крест и круг. Крест знаменует Иисуса Христа, Бога, воплотившегося и распятого за грехи людей, круг - Бога сущего на Небесах, безначального и бесконечного. Часто такие кресты называют «кельтскими» или «новгородскими», так как кресты подобной формы были принесены на Русь кельтами, задолго до русских принявшими христианство. Древнейший из сохранившихся «круглых» крестов находится в Ирландии. Он был создан в VIII веке, через четыре века после крещения ирландцев св. Патриком, и называется крестом святого Ионы. Древнейший русский крест такой формы был найден в новгородской земле, в селе Боровичи.
Русский северный крест
Нательный крест простой четырехконечной формы с расширяющимися концами вертикальной балки. Такая форма типична для деревянных крестов, широко распространенных в XVII–XVIII вв. на Русском севере.
Русский север издревле имеет богатые традиции православия и тернистого пути несения православной веры. Суровый, малопригодный для жизни климат и простой быт сформировали данную форму крестов, характерную для этого края. Простота и лаконизм, с одной стороны и мощный эмоциональный образ с другой, вот характерные особенности для коллекции «Русский север»
Крест с чуть расширяющимися концами вертикальной балки, такое формообразование характерно для деревянных и каменных крестов. Четырехконечная форма креста святыми отцами Церкви с древних времен осмыслялась как символ сотворенного Богом мира. Широкое распространение они получили в XVII–XVIII вв. на Русском Севере.
Греческий крест
Крест выполнен в традиционной для Православной Церкви форме четырехлистника.
Четыре закругленные балки образуют равносторонний «греческий» крест, символизирующий гармонию соединенного во Христе четырехчастного мира. Древнейший византийский нательный крест подобной формы датируется X веком.
Крест четырехконечный, равносторонний, есть знамение Креста Господня, догматически означающее, что ко Кресту Христову равно призываются все концы вселенной, четыре стороны света.