Кодый абу юсуф (ум. 182 г.х.)
Сказал имам Ибн Абдуль Хади:
وقصة أبي يوسف مشهورة في استتابته لبشر المريسي لما أنكر أن الله فوق العرش رواها ابن أبي حاتم وغيره
"И история Абу Юсуфа известна, про его требование покаяния у Бишра аль-Мариси, когда тот стал отрицать, что Аллах над Троном. Передал её Ибн Аби Хатим, и другие"
Источник: "Аль-Калям аля мас'аляти аль-истиуа", 53
Упомянул также историю имам ад-Дарими, см. "Ар-Родд аля аль-мариси", 2/664, шейх уль Ислам Ибн Теймия, см. "Маджму аль-фатауа", 5/54, Ибн аль-Каййим, см. "Иджтима аль-джуюш аль-Исламия", 2/222, и другие
2. Также передал от него имам Ибн аль-Каййим такфир тем кто отрицает что Аллах над Троном, см. "Ан-Нуния", 58
Имам Аббад Ибн аль-Аввам (ум. 185 г.х.)
Сказал имам Аббад Ибн аль-Аввам:
قَالَ: كَلَّمْتُ بِشْرًا الْمَرِيسِيَّ وَأَصْحَابَهُ فَرَأَيْتُ آخِرَ كَلَامِهِمْ. . . يَقُولُونَ: لَيْسَ فِي السَّمَاءِ شَيْءٌ، أَرَى وَاللَّهِ أَنْ لَا يُنَاكَحُوا وَلَا يُوَارَثُوا.
"Я говорил с Бишром аль-Мариси и его учениками, и увидел, что конец их слов – то, что они говорят, что нет никого над небесами. Я считаю, что с ними нельзя заключать брак и давать им наследство, клянусь Аллахом!"
Источник: "Иджтима аль-Джуюш аль-Исламия", 2/216
Этот имам – один из больших имамов аль-Васита, известный алим, один из учителей имама Ахмада
Имам Абдур Рахман Ибн Махди (ум. 198 г.х.)
1. Передал Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим в книге "Ар-Родд аля аль Джахмия", от Абдур Рахмана Ибн Махди, что он сказал:
أَصْحَابُ جَهْمٍ يُرِيدُونَ أَنْ يَقُولُوا إنَّ اللَّهَ لَمْ يُكَلِّمْ مُوسَى وَيُرِيدُونَ أَنْ يَقُولُوا: لَيْسَ فِي السَّمَاءِ شَيْءٌ وَإِنَّ اللَّهَ لَيْسَ عَلَى الْعَرْشِ أَرَى أَنْ يُسْتَتَابُوا فَإِنْ تَابُوا وَإِلَّا قُتِلُوا
"Последователи Джахма хотят сказать, что Аллах не говорил с Мусой, и хотят сказать, что нет над небесами ничего, и что Аллах не над Троном. Я считаю, что следует требовать от них таубу, и либо они покаются, либо убиваются"
Источник: "Маджму аль-Фатауа", 5/53
2. Сказал также этот великий имам:
لَيْسَ فِي أَصْحَابِ الْأَهْوَاءِ شَرٌّ مِنْ أَصْحَابِ جَهْمٍ يَدُورُونَ عَلَى أَنْ يَقُولُوا: لَيْسَ فِي السَّمَاءِ شَيْءٌ أَرَى وَاَللَّهِ أَنْ لَا يُنَاكَحُوا وَلَا يوارثوا
" Нет среди приверженцев страстей никого хуже джахмитов! Они ходят вокруг того, чтобы заявить: "Нет над небесами никого". Я считаю, клянусь Аллахом, что с ними недозволенно заключать брак и брать или получать от них наследство"
Источник: "Ас-Сунна" Абдуллаха Ибн Ахмада, 147 с достоверным иснадом
Имам Абдур-Рахман Ибн Махди – великий имам, символ ахли-Сунна, учитель имама аш Шафии и многих других больших имамов. Сказал Али Ибн Мадини: "Если бы с меня потребовали клятву Аллахом перед Каабой, что я абсолютно не видел кого либо, кто был бы более знающим в хадисе, чем Абдур-Рахман Ибн Махди, я бы поклялся". Сказал аз-Захаби: "Абдур-Рахман Ибн Махди, имам, блестящий критик, господин хафизов. Он был имамом, доводом, примером в знании и дейтсвии". Сказал Аш-Шафии: "Я не знаю ему равного в этом искусстве" см. "Ас-Сияр", 9-194
Имам Мухаммад Ибн Идрис Аш-Шафии (ум. 204 г.х.)
Сказал имам аш Шафии в своем труде по акыде:
لله تبارك وتعالى أسماء وصفات جاء بها كتابه وأخبر بها نبيه - صلى الله عليه وسلم - أمته لا يسمع أحداً من خلق الله قامت عليه الحجة أن القرآن نزل به وصح عنه بقول النبي صلى اللهُ عليه وسلم فيما روى عنه العدل فإن خالف ذلك بعد ثبوت الحجة عليه فهو بالله كافر فأما قبل ثبوت الحجة عليه من جهة الخبر فمعذور بالجهل لأن علم ذلك لا يدرك بالعقل ولا بالروية والفكر ونحو ذلك
"Благословенный и Всевышний Аллах обладает именами и качествами, которые содержатся в Его Писании, и о которых Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сообщил своей общине.
И не разрешено противоречить этому никто из творений Аллаха, до которого дошел довод, поскольку Коран был ниспослан с этим, и пришло это от Него достоверно через слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что передали достоверные передатчики.
И если кто-то будет противоречить этому, после того, как до него дойдет довод, то такой станет неверующим в Аллаха.
Что же касается того, если он будет противоречить в этом до дохождения довода посредством шариатского сообщения, то он будет оправдан по своему невежеству, поскольку знание об этих качествах Аллаха не достигается разумом, или рассуждением, или размышлением, и подобным этому
Источник: "Табакат аль Ханабиля", 1/283
И затем имам аш Шафии упомянул ряд Качеств Аллаха, о которых пришли тексты, и которые не постигаются разумом, и не упомянул среди них Возвышенность.
И известно, что Возвышенность Аллаха – знание о нем заложено в фитре человека так, что его невозможно оттолкнуть, ведь каждый из нас обращается с мольбой протягивая ладони вверх, а не вниз, и обращается душой вверх, поэтому, как будто бы мазхаб имама аш Шафии – такфир за отрицание этого атрибута до дохождения довода, а Аллах знает лучше.
Как бы оно ни было с вопросом оправдания, но в любом случае, эти слова имама аш Шафии – ясные слова о том, что отрицание качеств Аллаха является куфром, выводящим из религии, и Возвышенность – одно из самых ясных Качеств Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик, которое утверждено разумом, фитрой, и более чем тысячей далилей из Шариата, как сказал об этом один из больших учеников имама аш Шафии см. "Маджму аль-Фатауа", 5/226