Казанская икона Божией Матери.
Центральный алтарь монастырского храма посвящён Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Первый список с неё был утрачен во время революции. Долгое время длились поиски достойной замены. Нужная икона была найдена в собрании одного из московских коллекционеров и перенесена в Томск в ноябре 2004 года.
Обретение этого образа важно и потому, что Казанская икона Богородицы всегда воспринималась как Заступница Земли Русской: ей неоднократно благословлялось русское воинство для победы над внешним врагом. Так, в Смутное время,22 октября 1612 года (4 ноября по н.ст.), собранное по призыву свт. Гермогена, находившегося в плену в Москве, русское ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободили Москву от поляков. С 1649 года этот день стал государственным праздником, и отмечался в течение трёх столетий вплоть до 1917 года. В 2004 году праздник вновь получил статус государственного.
Икона расположена в большом окладе, который также является иконой, называемой «Похвала Богородицы». На ней изображены пророки, держащие свитки с пророчествами и символические предметы – ветхозаветные прообразы, предуказывающие служение Девы Марии – рождение от Неё Бога Слова для спасения человеческого рода.
5. Ковчег с мощами 20 святых, содержащий мощи святых, прославившихся всеми видами христианского благочестия и живших на протяжении всей истории Христианской Церкви, от I до XX вв., среди которых Предтеча Господень Иоанн, прав. Лазарь Четверодневный, сщмч. Игнатий Богоносец, вмчц. Евфимия Всехвальная, свтт. Филарет и Иннокентий Московские, прпп. Иов Почаевский и Нил Столобенский, блжж. Василий Христа ради юродивый и Матрона Московская.
6. Ковчег с мощами 12 Оптинских старцев. Эти мощи были переданы Богородице-Алексеевскому монастырю одним из насельников Свято-Введенской Оптиной пустыни, который начинал свой иноческий путь послушником Томского монастыря, а затем в Оптине принял монашеский постриг.
7. Икона Святой Живоначальной Троицы. От этой иконы Великим Постом 2004 года было явлено чудо мироточения. Первые признаки появились в Лазареву субботу: из глаз всех трёх ангелов стекало шесть струек маслянистой жидкости (стекла тогда не было). Через несколько дней, накануне Благовещения, когда очевидным стал сверхъестественный характер этого явления, о мироточении было объявлено с амвона. На протяжении следующих трёх дней, до Страстной Пятницы, когда мироточение прекратилось, люди сплошным потоком шли к этой иконе.
История праздника
О рождении Христа рассказывается в Евангелии (Мф. 2, 1-12). Ещё до рождения Христа об этом событии Деве Марии было предвозвещено Архангелом Гавриилом (этот праздник называется Благовещением).
Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчинённой ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.
Иосиф и Дева Мария происходили из рода царя Давида и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.
Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними ангел Божий, и свет Господень осиял их.
Пастухи испугались, но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других ангелов. Они славили Бога и пели: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь».
Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов.
Ещё Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далёкой страны с востока пришли в Иерусалим волхвы.
Волхвами или мудрецами назывались учёные люди. Они занимались наблюдением и изучением звёзд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии – Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение – на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.
В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: «где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.
Ирод собрал к себе всех священников и книжников, то есть людей изучавших книги священного писания, и спросил их; «где должно родиться Христу?» Они ответили: «в Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея».
Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдёте Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему». На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.
Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.
Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Его Матерью. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну (драгоценное, благовонное масло).
Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани, или подати), ладан – как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну – как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).
После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю. Эти волхвы впоследствии стали христианами, и их память празднуется св. Церковью в день Рождества Христова.