Этапы социального прогресса.
К.Маркс | У.Ростоу | А.Тофлер | |
1 стадия | В | Б | А |
2 стадия | Г | Д | Е |
3 стадия | И | З | Ж |
4 стадия | К | Л | |
5 стадия | Н | М | |
1 балл за выбор букв (0 баллов при ошибке) + 1 балл за порядок букв(0 баллов при ошибке) | 1 балл за выбор букв (0 баллов при ошибке) + 1 балл за порядок букв(0 баллов при ошибке) | 1 балл за выбор букв (0 баллов при ошибке) + 1 балл за порядок букв(0 баллов при ошибке) |
Важно! Оцениваем выбор букв и порядок букв.
Максимально возможный балл за задание – 6 баллов.
2. Соотнесите названия первобытных религий с их характеристиками:
А) Тотемизм | 1) Вера в духов. |
Б) Анимизм | 2) Вера в происхождение рода от конкретного животного. |
В) Фетишизм | 3) Вера в чудесные свойства вещей (амулетов). |
4) Многобожие. |
Ответ: __А-2, Б-1, В-3
По 1 баллу за каждое совпадение.
Максимально возможный балл за задание – 3 балла.
3. Опираясь на дословный (буквальный) перевод на русский язык терминов, запишите эти термины:
а) Призванный на помощь (лат.) ___Адвокат___________
б) Заботливый, заботящийся (лат.) ___Прокурор (куратор)__
в) Сидящий впереди (лат.) ____Президент________________
г) Положение (лат.)(в социологии) ____Статус__________
д) Власть лучших (греч.) _____Аристократия____________
е) Домоводство (греч.) _______Экономика______________
ж) Любовь к мудрости (греч.) ____Философия___________
з) Дело народа (лат.) ________Республика_______________
и) Любовь к слову (греч.) ______Филология_____________
к) Описание народов (греч.) ____Этнография____________
По 1 баллу за каждый термин.
Максимально возможный балл за задание – 10 баллов.
4. Соотнесите имена философов с биографическими фактами:
1) Сократ | А) казнён по приговору суда |
2) Фома Аквинский | Б) всю жизнь провёл в родном Кёнигсберге |
3) Платон | В) основал Академию |
4) Иммануил Кант | Г) причислен к лику святых |
5) П.Я.Чаадаев | Д) официально признан сумасшедшим |
Ответ: 1)_А__ 2)_Г__ 3)_В__ 4) _Б___ 5) _Д____
По 1 баллу за каждое совпадение.
Максимально возможный балл за задание – 5 баллов.
5. Запишите имена авторов следующих высказываний:
а) «В одну реку нельзя войти дважды.»____Гераклит Эфесский_______
б) «Я знаю только то, что ничего не знаю.» _____Сократ____________
в) «Я мыслю, следовательно – существую!»_____Р.Декарт_____________
г) «Знание – сила!»_____Ф.Бекон______________
д) «Категорический императив»___И.Кант________
По 1 баллу за каждое имя.
Максимально возможный балл за задание – 5 баллов.
6. Распределите термины в таблице опираясь на знания теории Аристотеля о «правильных» и «неправильных» формах государства:
Правильные формы | Неправильные формы |
Монархия ------à | Тирания |
Аристократия------à | Олигархия |
Полития------à | Демократия |
1 шаг Оцениваем выбор терминов по столбцам 1 балл при правильном подборе «правильных» форм (0 баллов за ошибку) | 1 шаг Оцениваем выбор терминов по столбцам 1 балл при правильном подборе «неправильных» форм (0 баллов за ошибку) |
2 шаг Оцениваем совпадения в парах. По 1 баллу за каждое совпадение. |
Важно! Оцениваем выбор терминов по столбцам и совпадение в парах (монархия-тирания; аристократия-олигархия, полития-демократия).
Максимально возможный балл за задание – 5 баллов. (2 балла за подбор по столбцам плюс 3 балла за подбор в парах).
Пример ответа:
Правильные формы | Неправильные формы |
Монархия ------à | Тирания |
Аристократия------à | Олигархия |
Демократия ------à | Полития |
За каждый столбец по 0 баллов. Но ставим 2 балла за две совпавшие пары (монархия-тирания, аристократия-олигархия). | Итоговый балл при данном ответе: 2 балла. |
7. Заполните таблицу:
Государство | Форма правления | Форма государственного устройства |
Россия | Президентская республика. | Федеративное государство (федерация) |
Германия | Парламентская республика. | Федеративное государство (федерация) |
Франция | Президентская республика. | Унитарное государство |
США | Президентскаяреспублика. | Федеративное государство (федерация) |
Великобритания | Парламентская (конституционная) монархия. | Унитарное государство |
Важно! Верным считать ответ с указанием разновидности республики и монархии.
По 1 баллу за каждую верно заполненную ячейку таблицы.
Максимально возможный балл за задание – 10 баллов.
8. Соотнесите имя политического деятеля с характером его власти (типом лидерства, типом легитимности) Несколько имён могут соответствовать одному типу лидерства:
Имя | Характер власти |
1) И.В.Сталин | А) Традиционный: 3, 7 |
2) Д.А.Медведев | Б) Демократический: 2, 6 |
3) Елизавета II | В) Харизматический: 1, 4, 5 |
4) Александр Македонский | |
5) Наполеон Бонапарт | |
6) Джон Кеннеди | |
7) Иван II Красный |
Ответ:
А-3,7 (1 балл, ошибка – 0 баллов)
Б-2,6 (1 балл, ошибка – 0 баллов)
В-1,4,5 (1 балл, ошибка – 0 баллов)
Максимально возможный балл за задание – 3 балла.
9. Вставьте слова вместо пропусков в текст. Слов больше, чем пропусков. Слово используется только ОДИН раз.
В советское время в сознании учёных-гуманитариев господствовал, поддержанный официальной А)Марксистско-ленинской(1) идеологией, Я) Формационный (2) подход к пониманию исторического процесса. Д) Прогресс (3) человечества представлялся как движение вверх по ступеням лестницы, от примитивных стадий к совершенству. При этом некоторые общества явно лидировали, а другие находились в роли «догоняющих». Это позволяло выстроить оскорбительную для многих культур Е) Иерархию (4) человеческих обществ. В настоящее время заметен явный интерес к Ж) Цивилизационному (5) подходу к развитию человечества. Авторами его признаются: российский мыслитель Л) XIX (6) века З) Н.Я.Данилевский (7), немецкий философ М)XX (8) века Н) О.Шпенглер (9) и английский историк XX века Т) А.Тойнби (10). Сторонники данной теории подчёркивают разнообразие Ф) культур (11), существовавших на планете Земля, приглашают к их детальному изучению, не допуская выстраивания «рейтингов обществ». Огромное внимание уделяется размышлениям об особенностях национального характера, мировоззрения народов, что обозначается термином Х) менталитет (12).
Ответ:1-А, 2-Я, 3-Д, 4-Е, 5-Ж, 6-Л, 7-З, 8-М, 9-Н, 10-Т, 11-Ф, 12-Х.
По 1 баллу за каждое совпадение.
Максимально возможный балл за задание – 12 баллов
10) Найдите ПЯТЬ ошибок в тексте. Подчеркните и пронумеруйте их. После текста запишите правильный вариант предложения (слова, словосочетания).
К мировым религиям относят буддизм, христианство, ислам и иудаизм (1). Раньше других возник ислам(2). Представители всех названных религиозных конфессий проживают в нашей многонациональной стране: татары исповедуют ислам, буряты и калмыки – буддизм, а евреи - иудаизм. Священная книга христиан «Библия» состоит из Ветхого и Нового заветов, при этом 12 Евангелий (3)(повествований о земной жизни Иисуса Христа) входят в Ветхий завет(4). Священная книга мусульман «Коран» состоит из сур, записанных в стихотворной форме, что облегчает восприятие истин Аллаха, переданных через пророка Мухаммеда. Буддизм возник в Китае(5), основателем его является принц Гаутама.
1- иудаизм не мировая, а национальная религия.
2- Ислам возник позже других мировых религий, раньше всех возник буддизм.
3- Канонических Евангелий четыре (от Луки, Матфея, Марка, Иоанна).
4- Евангелия входят в Новый завет.
5- Буддизм возник в Индии.
Важно! Оцениваем как правильно найденную ошибку (по 1 баллу за каждую), так и верный комментарий (исправление) (по 1 баллу за каждое).
Максимально возможный балл за задание – 10 баллов. (5 за найденные ошибки плюс 5 за верные исправления).
При обозначении верных положений текста в качестве ошибочных устанавливается штраф: минус 1 балл до итогового 0 баллов за задание.
Пример: Верно найдено 2 ошибки и они верно прокомментированы (это даёт 4 балла), но 3 оставшихся суждения неверно приняты за ошибки (это штраф 3 балла). Итоговый балл при данном ответе: 1 балл за задание.
______________________________
МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ БАЛЛ ЗА ВСЕ ЗАДАНИЯ: