Вывод относительно обязательности Удхия
На основании рассмотренных аргументов становится очевидным, что правильным мнением является то, что совершение праздничного Жертвоприношения (Удхия) не является обязательным, и не совершение его не влечет за собой грех. И самым ясным в этом разногласии является понимание сподвижников, которые не считали его обязательным.
Однако вместе с тем, все ученые единогласны в том, что совершение этого великого обряда является весьма желательным, особенно когда есть для этого возможность, поскольку неизвестно чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда-либо пропускал совершение Удхия, будь он дома или в пути! Ибн ‘Аббас сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пробыл в Медине десять лет, на протяжении которых он совершал Удхия”. Ахмад, ат-Тирмизи. Хадис хороший. См. “Фатхуль-Бари” 13/65, “Тухфатуль-ахуази” 5/96.
И к этому побуждает сам Всевышний и Всемогущий Аллах, сказавший: «И в качестве обряда, предписанного Аллахом, установили Мы для вас принесение в жертву животных. Для вас в этом польза» (Хадж, 36).
Имам аш-Шафи’и говорил: “Удхия Сунна! И мне не нравится ее оставление”. См. “аль-Умм” 2/221.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Удхия на протяжении всей своей жизни, и неизвестно, чтобы он оставлял Удхия хоть раз. И он побуждал к его совершению, и не следует мусульманину, имеющему достаток оставлять его совершение!” См. “аль-Истизкар” 15/163.
И даже шейх Ибн ‘Усаймин, который считал, что правильным является то мнение, что Удхия совершать не обязательно, говорил: “Мнение о том, что Удхия является обязательным лучше, чем то мнение, что оно не обязательно. Однако при условии – наличии достатка”. См. «Шарх аль-мумти’» 7/422.
Может ли совершить Жертвоприношение тот, на ком есть долг?
Нет никакого запрета в том, чтобы человек, на котором есть долг, совершил праздничное Жертвоприношение, несмотря на то, что в некоторых кругах бытует мнение о недозволенности подобного. Является порицаемым совершать Удхия именно тому, от кого кредитор требует возвращение долга, а тот все равно покупает Жертвенное животное. Именно в таком случае это является неправильным, поскольку выплата долга является обязательным (фард), тогда как Жертвоприношение является добровольным благодеянием.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково положение Удхия, если на человеке есть долг с отсрочкой? Или же является необходимым спросить разрешение кредитора на это?»
Шейх ответил: “Я считаю, что человеку, на котором есть долг, не следует совершать Удхия, если только долг не является отсроченным. Например, человек знает, что когда придет срок расплаты, он сможет вернуть долг, поэтому нет проблем ему совершать Удхия. В противном случае пусть копит свой каждый дирхам для возврата долга, ибо долг – вещь серьезная! О братья мои, когда к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приносили умершего, чтобы он совершил над ним молитву-джаназа, он не совершал молитву за должников! Также, когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про смерть шахида, он сказал, что шахада искупляет все грехи, кроме долга! Долг не является незначительной вещью!” См. “аль-Ликъа аш-шахри” № 53, вопрос 24.
Но что касается самого Жертвоприношения, то оно не имеет никакого отношения к наличию долга у человека. Более того, человек имеет право даже специально взять в долг, чтобы совершить Удхия, если знает что сможет сразу же отдать долг, как например, когда получит зарплату в конце месяца, и т.п. Спросили шейхуль-Ислама Ибн Таймию: «Следует ли взять в долг тому, кто не в состоянии совершить Жертвоприношение?» Он ответил: “Если человек будет в состоянии вернуть долг, и взял в долг чтобы совершить Удхия, то это хорошее дело. Однако он не обязан этого делать”. См. “Маджму’уль-фатауа” 26/305.