Хадис 382. «Совершал ли утренний (Ад-Духа) намаз? Она ответила: «Нет, только если он возвращался из поездки».

Передают, что у ‘Аиши спросили: «Совершал ли Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, утренний намаз?» Она ответила: «Нет, только если он возвращался из поездки». Этот хадис передал Муслим.

Комментарий:

Из хадиса следует, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал утренний намаз регулярно. Однако не все ученые понимали данное сообщение так, и их мнения относительно законности утреннего намаза разделились. Ибн аль-Каййим упомянул четыре различных мнения по данному вопросу.

Первое - утренний намаз является желательным предписанием. Данное суждение опирается на многочисленные сообщения о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сам совершал утренний намаз и призывал поступать так других. Некоторые из этих сообщений мы уже привели в комментарии к предыдущему хадису. Аль-Хаким сказал: «Я встречался с рядом знатоков хадисов и авторитетных ученых, и они предпочитали совершать утренний намаз из четырех рак‘атов, потому что достоверные сообщения по этому поводу не вызывают сомнения. Я тоже придерживаюсь этого мнения и призхываю поступать так, руководствуясь дошедшими до нас преданиями и следуя путем знатоков хадисов».

Второе - утренний намаз не следует совершать. Это суждение опирается на хадис, рассказанный Ахмадом и аль-Бухари, о том, что Муваррик аль-‘Иджли спросил Ибн ‘Умара: «Совершаешь ли ты утренний намаз?» Он ответил: «Нет». Тот спросил: «А совершал ли его ‘Умар?» Он ответил: «Нет». Тот спросил: «А Абу Бакр?» Он ответил: «Нет». Тот спросил: «А Пророк, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответил: «Нет, не думаю».

‘Али ибн аль-Мадини передал со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Абу Бакры, что его отец увидел людей, которые совершали утренний намаз. Он сказал: «Вы совершаете намаз, которого не совершали ни Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни большинство его сподвижников».

Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и Малик передал в “аль-Муватте” слова ‘Аиши: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не совершал намаз утром, но я поступаю так. Бывало, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал поступок, который нравился ему, опасаясь того, что люди станут совершать его, и он будет вменен им в обязанность»

Некоторые ученые даже считали такой намаз новшеством. Ибн Баттал передали со слов Муджахида, что однажды он вместе с ‘Урвой ибн аз-Зубейром пришел в мечеть. Ибн ‘Умар сидел возле комнаты ‘Аиши, а люди в мечети совершали утренний намаз. Мы спросили его об этом, и он ответил: «Новшество». Он также сказал: «Хорошее новшество». Похожий хадис передал Ибн Абу Шейба, а Ибн Хаджар назвал цепочку его рассказчиков достоверной. ‘Абд ар-Раззак передал со слов Салима ибн ‘Абдуллаха, что его отец Ибн ‘Умар сказал: «Никто не совершал утренний намаз, пока не был убит ‘Усман. Но люди не придумывали ничего более приятного для меня, чем этот намаз». Цепочка рассказчиков сообщения достоверна.

Третье - утренний намаз следует совершать время от времени. Согласно одному из сообщений, так считал имам Ахмад. Это мнение опирается на рассказ ‘Аиши о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал его, возвращаясь из поездки. В другом предании, рассказанном со слов Абу Са‘ида, говорится: «Иногда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал утренний намаз так, что мы говорили: “Он вообще не пропускает его”. Иногда же он пропускал его так, что мы говорили: “Он вообще не совершает его”». Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим. Ат-Табари передал со слов ‘Икримы, что Ибн ‘Аббас совершал утренний намаз один день, но пропускал его в течение десяти дней. Он же передал со слов ‘Абдуллаха ибн Динара, что Ибн ‘Умар не совершал утренний намаз, но поступал так, когда посещал мечеть Куба, а это происходило каждую субботу. Он же передал слова Мансура: «Им не нравилось совершать утренний намаз так же регулярно, как обязательные намазы, и поэтому они совершали его иногда». Он же передал слова Са‘ида ибн Джубейра: «Поистине, иногда я не совершаю утренний намаз, хотя хочу сделать это, потому что не хочу считать его своей обязанностью». Масрук же сказал: «Мы читали Коран в мечети, а когда Ибн Мас‘уд вставал, мы поднимались на ноги и совершали утренний намаз. Когда об этом стало известно Ибн Мас‘уду, он сказал: “Почему вы обременяете рабов Аллаха совершением того, чего Он не возлагал на них?! Если вы непременно хотите совершать его, то делайте это в своих домах”. Абу Миджлаз совершал утренний намаз у себя дома”».

Четвертое - утренний намаз совершается по какой-либо причине. Это суждение подтверждается целым рядом хадисов о том, когда именно совершал данный намаз Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Одним из них является обсуждаемый нами хадис ‘Аиши о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал утренний намаз, возвращаясь из похода.

Существуют предания о том, что он поступил так после завоевания Мекки. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Умм Хани, что в день победы над Меккой Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил восемь рак‘атов, и это было утром.

Известно, что правители и военачальники после очередного боевого успеха совершали “намаз победы”. Ат-Табари в “ат-Тарихе” передал со слов Ша‘би, что Халид ибн аль-Валид после завоевания аль-Хиры совершил намаз победы из восьми рак‘атов, произнеся приветствие лишь после последнего из них.

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Махмуда ибн ар-Раби‘, что ‘Итбан ибн Малик аль-Ансари рассказывал: «Я руководил намазом своих соплеменников из бану салим. Однажды я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О Посланник Аллаха, мое зрение ослабло, а селевые потоки отделяют меня от мечети. Поэтому мне хотелось бы, чтобы ты пришел ко мне домой и помолился там, а я устрою там место для моления». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я сделаю это, если будет угодно Аллаху!» ‘Итбан сказал: «На следующее утро, когда взошло солнце, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел ко мне вместе с Абу Бакром. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, попросил разрешения войти, и я пригласил его в дом. Войдя, он не стал садиться и спросил: «Где именно мне помолиться?» ‘Итбан сказал: «И я показал ему одно место в своем доме, после чего Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встал там, a мы выстроились за ним. Когда же он завершил намаз словами приветствия, мы повторили это вместе с ним». В данном случае Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил утренний намаз для того, чтобы устроить место моления в доме одного из своих сподвижников.

Ибн аль-Каййим считал, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не совершал утренний намаз без особой причины. Он заповедал совершать его своим сподвижникам, вдохновлял на это и порой поступал так для того, чтобы возместить пропущенный ночной намаз. При этом он опирался на слова Аллаха: «Он - Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (25:62). Ибн ‘Аббас, аль-Хасан аль-Басри и Катада, комментируя этот аят, сказали: «Они сменяют друг друга, чтобы тот, кто не сумел сделать что-либо в одну часть дня, восполнил это в другую». Помимо того, Шакик рассказывал, что однажды к ‘Умару ибн аль-Хаттабу пришел мужчина и сказал: «Я пропустил ночной намаз». Он сказал ему: «Восполни то, что пропустил ночью, днем, потому что Великий и Могучий Аллах чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить». См. «Зад аль-Ма‘ад», т. 1, с. 330-348.

Из всех перечисленных мнений, самым сильным нам представляется первое, что мы уже разъяснили в комментарии к предыдущему хадису. Пророческий призыв совершать утренний намаз имеет общий смысл и не ограничивается лишь теми случаями, когда для этого есть особая причина. Хадисы по этому поводу достоверны, и частные случаи из жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не являются убедительным основанием для того, чтобы отказываться от очевидного смысла целого ряда ясных сообщений. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Наши рекомендации