IV. В Святом Причастии Господь присутствует во всей Своей полноте, и со всей полнотой искупления.
716. Господь присутствует в Святом Причастии во всей полноте, как в отношении Его прославленного человеческого, так и в отношении Божественного, от которого происходит это человеческое; это очевидно из Его собственных слов. Следующие отрывки доказывают, что Его человеческое присутствует в Святом Причастии:
Иисус взял хлеб, преломил и дал его ученикам, говоря: это тело Моё. И взяв чашу, подал её им, говоря: это Моя кровь. Матф. гл. 26; Марк гл. 14; Лука гл. 22.
И у Иоанна:
Я - хлеб жизни. Тот, кто ест этот хлеб, будет жить вечно. Хлеб, который Я дам, это плоть Моя. Истинно, истинно говорю вам: кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, пребывает во Мне, и Я в нём, и живёт вечно. Иоанн 6:51,56.
Эти отрывки с очевидностью утверждают, что Господь присутствует в Святом Причастии Своим прославленным человеческим.
Господь присутствует в Святом Причастии во всей полноте так же и Своим Божественным, от которого происходит человеческое, что ясно из следующего: Он - хлеб, сошедший с небес (Иоанн 6:51). Он сошёл с небес вместе с Божественным, ибо написано:
Слово было у Бога, и Слово было Бог; всё сотворено Им; и Слово стало плотью. Иоанн 1:1,3,14.
Далее, Отец и Он - одно (Иоанн 10:30); всё, что принадлежит Отцу, принадлежит Ему (Иоанн 3:35; 16:15); Он в Отце и Отец в Нём (Иоанн 14:10,11); и так далее. Кроме того, Его Божественное можно отделить от человеческого не более, чем душу от тела. Поэтому, когда мы говорим, что Господь во всей полноте присутствует в Святом Причастии относительно Своего человеческого, это означает, что и Его Божественное, от которого происходит человеческое, присутствует вместе с ним. Итак, поскольку Его плоть означает Божественное добро Его любви, а кровь Его означает Божественную истину Его мудрости, понятно, что Господь в полной мере вездесущ в Святом Причастии как в отношении Божественного, так и в отношении Его прославленного человеческого. Отсюда следует, что Святое Причастие является духовной трапезой.
717. Из только что сказанного следует, что Господне искупление целиком присутствует в Святом Причастии; ибо где Господь присутствует во всей полноте, там и всё Его искупление. Ибо Он относительно Своего человеческого - Искупитель, а значит и само искупление. Не может отсутствовать какая-либо часть искупления там, где Он присутствует во всей полноте. Поэтому всякий, кто достойно приступает к Святому Причастию, становится Его искуплённым. Поскольку искупление подразумевает освобождение от ада, соединение с Господом и спасение (о чём будет сказано далее в этой главе, и рассказывалось более подробно в главе об искуплении), все эти блага предназначаются такому человеку, причём не настолько, насколько этого хочет Господь, ибо Он по Своей Божественной любви хотел бы предназначить человеку всё, а настолько, насколько человек принимает их. Кто принимает их, искуплен в той степени, в которой принимает. Из сказанного ясно, что благотворное влияние Господнего искупления достаётся тому, кто достойно приступает к Святому Причастию.
718. Каждый здравомыслящий человек способен принимать мудрость от Господа, то есть вечно умножать истины, из которых она состоит. Он способен также принимать любовь, то есть приносить вечно плоды добра, из которого состоит любовь. Такое вечное плодоношение добра, или любви, и непрестанное умножение истин, или мудрости, дано ангелам, а также людям, которые становятся ангелами. Поскольку Господь есть сама любовь и сама мудрость, то, следовательно, человек имеет возможность присоединения к Господу, и присоединения Господа к себе, причём вечного. Однако, поскольку человек конечен, Само по Себе Божественное Господа не может присоединиться к нему, а может быть лишь придано ему. Для сравнения, например, солнечный свет не может быть присоединён к глазу, как и звук, передаваемый по воздуху, не может быть присоединён к уху, но можно лишь придать их, для того, чтобы возможны были зрение и слух. Ибо человек не является жизнью в самом себе, как Господь, даже в том, что касается Его человеческого (Иоанн 5:26), а представляет собой вместилище жизни; а Господь - это сама жизнь, которая может быть не присоединена, а лишь придана. Всё это сказано в дополнение, с той целью, чтобы можно было понять разумом, как именно Господь и Его искупление во всей полноте присутствуют в Святом Причастии.
V. Господь присутствует и открывает небеса для тех, кто достойно приступает к Святому Причастию. Он присутствует и с теми, кто приступает к нему недостойно, но им Он не открывает небеса. Следовательно, как крещение является введением в церковь, так и Святое Причастие является введением в небеса.
719. Далее два раздела посвящены тому вопросу, кто достоин принять Святое Причастие, и кто недостоин этого. Ибо если прямое утверждение принято, то известно и обратное ему, как противоположное. Господь присутствует равно с теми, кто достоин и с теми, кто недостоин, потому что Он вездесущ как в небесах, так и в аду, а также в мире, то есть и со злыми, и с добрыми. Но с добрыми, то есть, с возрождёнными, Он присутствует как вообще, так и индивидуально, ибо Господь - в них, и они в Господе, а где Господь, там и небеса. Небеса, кроме того, образуют тело Господа, таким образом, быть в Его теле - значит быть в то же время в небесах.
А с теми, кто недостойно приступает к Святому Причастию, Господь присутствует в общем, но не индивидуально; иначе говоря, Его присутствие внешне, но не внутренне в то же время. Его общее, или внешнее присутствие позволяет человеку быть человеком и наделяет его способностью знать, понимать и говорить рассудительно благодаря разуму. Ибо люди от рождения предназначены к небесам, и поэтому духовны, а не чисто природны, как животные. Они наделены способностью желать и делать то, что их разум может знать, понимать, и о чём они могут разумно говорить. Но если воля избегает истинно разумных, то есть духовных, советов, предлагаемых разумом, то человек становится внешним. Поэтому, с теми, кто только понимает, что истинно и хорошо, Господне присутствие общее, или внешнее. Но с теми, кто при этом желает и делает истинное и доброе, Господь присутствует как вообще, так и индивидуально, то есть, и внутренне, и внешне.
Тех, кто только разумеет и говорит истинное и доброе, можно уподобить неразумным девам, у которых были светильники, но не было масла. Тех же, кто не только разумеет и говорит истинное и доброе, но также желает и делает, - мудрым девам, приглашённым на свадьбу; остальные стоят снаружи и стучат, но их не впустят (Матф. 25:1-12). Отсюда видно, что Господь присутствует и открывает небеса для тех, кто достойно приступает к Святому Причастию, и присутствует с теми, кто делает это недостойно, но для них Он не открывает небеса.
720. Однако не надо думать, что Господь закрывает небеса перед теми, кто приступает к Святому Причастию недостойно. Он не делает этого ни для кого до самого конца жизни в мире. Человек закрывает небеса сам для себя тем, что отказывается от веры и ведёт злую жизнь. Тем не менее человек постоянно содержится в том состоянии, при котором он может покаяться и обратиться. Ибо Господь всё время рядом, и настаивает, чтобы Его приняли; ведь Он говорит:
Стою у двери и стучусь. Если кто услышит голос Мой и откроет дверь, Я войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной. Откр. 3:20.
Поэтому, если человек не открывает дверь, вина лежит на нём самом. После смерти дело обстоит иначе. Небеса тогда закрыты и не могут быть открыты для того, кто до самого конца своей жизни не приступал достойно к Святому Престолу; ибо тогда уже внутреннее его ума неизменно и твёрдо.
721. В главе о крещении показано, что оно является введением в церковь; а сказанное выше, если понято, доказывает, что Святое Причастие является введением в небеса. Эти два таинства, крещение и Святое Причастие, представляют собой как бы двое ворот в вечную жизнь. Крещением каждый Христианин, как через первые ворота, допускается и вводится в учения церкви о другой жизни, почерпнутые из Слова. Все они служат средствами, которыми человек готовится и ведётся в небеса. Вторые ворота - это Святое Причастие. Через них допускают и вводят в небеса тех, которые дали Господу приготовить и вести себя. Других таких всеобщих ворот не существует.
Эти два этапа можно сравнить с князем, рождённым царствовать; сначала он получает знания, необходимые ему, чтобы править; второй этап - это его коронация и царствование. Иначе их можно сравнить с сыном, которому по рождению досталось большое наследство; он прежде изучает и впитывает всё, что необходимо знать для управления имением и богатством; на втором этапе он вступает во владение и управляет наследством. Ещё возможно сравнение со строительством дома и жизнью в нём; а также с тем, как человек воспитывается с детства и до возраста, в котором он способен принимать решения и судить самостоятельно, и с его разумной и духовной жизнью впоследствии. Первый этап непременно должен по порядку предшествовать второму, поскольку второй невозможен без первого. Эти примеры наглядно показывают, что крещение и Святое Причастие являются как бы двумя воротами, через которые человек вводится в вечную жизнь; и между ними есть пространство, которое необходимо преодолеть. Вторые ворота - это цель, у которой лежит награда; ведь победа приходит только за борьбой, а награда - после состязания.