Глава 4. Наша старая греховная природа мертва
Я вел занятие о нашей новой сущности во Христе, когда Дирк заерзал на стуле и громко рассмеялся. Он сидел примерно в пятом ряду. Я пытался не замечать его и продолжал занятие, но он выражал свои чувства все громче и несдержанней. В конце концов, я подошел к нему и сказал: “Похоже, вам очень весело. В чем дело?”.
“Я вдруг кое-что понял, — ответил он. — Я был алкоголиком в другой жизни!”. Я тут же понял, что он имел в виду. Дирк только что осознал, что, входя в Землю Благодати, мы обретаем качественно новую сущность и оставляем старую позади. До встречи со Христом он был алкоголиком, однако по обретении спасения его старая сущность была отсечена и он обрел качественно новую сущность.
Стоял первый день пребывания в новой земле, когда Господь обратился к Иисусу Навину со словами: “Сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз”. (Нав. 5:2). Прошло сорок лет, в течение которых ни один мужчина в Израиле не был обрезан. Вопрос стоял серьезно, учитывая то значение, которое всегда придавалось обрезанию среди евреев. Обрезание было символом Божия завета со Своим народом. Впервые Он сказал об обрезании и Своем завете Аврааму: “Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами” (Быт. 17:11). Обрезанный еврей так подтверждал веру в своего Бога завета. В Новом Завете об Израиле иногда говорится, как об “обрезанных”. Со времени Божия повеления Аврааму израильские мужчины всегда были обрезаны. Однако за все то время, что Израиль странствовал в пустыне, никто из них не был обрезан. Они оставались людьми завета Божия, но не вели себя подобающе.
Кем мы были раньше
До того, как человек становится христианином, у него вполне определенная природа. Это греховная природа, унаследованная им как членом Адамова рода. Когда Адам согрешил в саду Эдемском, он умер для Бога и внезапно обнаружил, что его природе свойственно грешить. Во мгновение ока все человечество умерло для Бога вследствие выбора, сделанного Адамом. “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и с грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12). Мы все были рождены духовно мертвыми, поскольку, когда Адам духовно умер в Эдемском саду, мы были в нем. Следовательно, все, что было истинно по отношению к нему, стало истинным по отношению к нам. “Преступлением одного подверглись смерти многие” (Рим. 5:15). Каждый человек, рожденный в этом мире, имеет греховную природу, поскольку мы рождены в семье Адама.
В Еф. 2:3 говорится, что перед тем, как стать христианами, “мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов и были по природе чадами гнева, как и прочие” (выделено автором). Человек, убежденный, что перед тем как стать христианином, он был не так уж плох, льстит себе. В действительности сама его природа оскорбительна для Бога. Библия учит, что пока у человека не произойдет рождение свыше, он остается нечестивым (Рим. 5:6), грешником (Рим. 5:8, 19), врагом Божиим (Рим. 5:10), духовно мертвым (Рим. 5:12) и проклятым (Рим. 5:18). До обретения спасения каждый человек жил “по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления” (Еф. 2:2). Неверующий, который думает, что он сам собою хорош, ошибается, сравнивая себя с другими людьми вместо того, чтобы обратиться к совершенно праведному характеру Божию. Если мы сравниваем гниющие трупы, то нет особой разницы, неделю или месяц тело уже было мертво. Существенно то, что этот человек мертв. Все неверующие духовно мертвы и не соответствуют Божиим нормам праведности (см. Рим. 3:23). Грешить свойственно самой природе человека, приходящего в этот мир. Никого не нужно учить грешить. Библия учит, что нечестивые заблуждаются от утробы матери. Они рождаются, говоря ложь (см. Пс. 57:4).
Я помню, как впервые увидел пример проявления этой истины, делающий очевидным, что все мы рождены с греховной природой. Это было примерно через шесть недель после того, как мы забрали своего первенца домой из роддома. Мы играли с ним в гостиной и он был в прекрасном настроении. Он смеялся и улыбался, явно радуясь вниманию своих родителей. Спустя некоторое время настала пора укладывать его спать. “Как ты относишься к тому, чтобы позволить ему спать сегодня в кроватке в его комнате?” — спросила меня Мелани. До сих пор он всегда спал в нашей спальне.
“Мне кажется, это неплохая мысль”, — ответил я. Мы вдвоем направились в спальню малыша и Мелани ласково положила его в детскую кроватку. Она наклонилась и поцеловала его в щечку, затем я сделал то же самое. Он нежно ворковал и улыбался нам, когда мы выходили из комнаты. “Какой ангелочек!” — думал я.
Стоило нам вернуться в гостиную и присесть на диван, как мы услышали жуткий вопль, донесшийся из детской. “О нет! — подумал я. — Он, должно быть, подтянулся и выпал из кроватки!”. Мы с Мелани вскочили. Было очевидно — наш драгоценный маленький шестинедельный мальчик попал в беду.“Может быть, его головка застряла между прутьями кроватки, и он задыхается! — думал я, пока мы бежали в его комнату. — Я надеюсь, он не истекает кровью!”
Мы вскочили в детскую, бросились к кроватке и посмотрели на малыша. Он тут же прекратил крик, взглянул на нас, улыбнулся и нежным голоском произнес: “А-а-а”. “Он просто хочет, чтоб его взяли на руки”, — сказала Мелани.
“Маленький лжец! — засмеялся я. — Он кричал словно его режут только для того, чтобы мы прибежали и взяли его на руки”.
Вы можете возразить, что шестинедельный ребенок не может придумать такую низменную стратегию, и я соглашусь. Я не считаю всерьез, что он грешил в тот день. Я просто хочу показать: никого не надо учить поступать плохо. Мы вырастили четырех детей и каждый из них в то или иное время освоил навыки лжи. Я никогда не учил их этому. И хотя я в шутку говорил их матери, что они унаследовали это от родни с ее стороны, в действительности эту внутренне присущую нам способность они получили от Адама (через меня). Так же, как и я, мои дети родились, зная, как грешить, поскольку были рождены с греховной природой.