Евтихианство — другое обозначение монофизитской ереси; название про-изошло от имени монаха Евтихия, жившего в V в.
Евхаристия— другое понятие, обозначающее Вечерю Господню (от греч. ευχαριστία, «благодарение»).
Единение с Христом— выражение, объединяющее несколько различных ви-дов отношений между верующими и Христом, благодаря которым христиане пользуются всеми благами спасения. Эти отношения основаны на том, что мы пребываем во Христе, а Христос — в нас, а также на том, что мы подобны Христу и едины с ним.
Единородный Сын— перевод греческого слова μονογενής (Ин. 3:16 и др.), что означает «единственный». Ариане используют это слово для отрицания боже-ственности Христа, но остальные христианские церкви истолковывают это поня-тие как указание на предвечное родство Отца и Сына (см. также арианство).
Единство — учение, согласно которому Бог неделим, хотя в отдельные мо-менты мы наблюдаем преобладание тех или иных Его атрибутов.
Единство ипостасей— соединение божественной и человеческой природы Христа в одной личности (от греч. слова ϋπόστασις, «сущность»).
Единство церкви— мера способности церкви противодействовать разногла-сиям среди истинных христиан.
Единый, простой н вечный акт— понятие, обозначающее свойство Божьего знания, благодаря которому Он всегда полностью осведомлен обо всем, и Его знание никогда не изменяется и не возрастает (см. знание).
ex nihilo — латинское выражение («из ничего»), указывающее на то, что Бог создал вселенную, не используя какие-либо существовавшие ранее материалы.
ex opere operate — латинское выражение, означающее «совершенным действи-ем». В католицизме это выражение используется для указания на то, что тайн-ства (напр., крещение) действуют в силу фактического совершения ритуала, не-зависимо от субъективной веры его участников.
Епнскоп— понятие (перевод греч. слова επίσκοπος), используемое в Новом Завете, наряду с понятиями «пастор», «надзиратель» и «староста», для обозначе-ния высшей руководящей должности в поместной церкви. Кроме того, это поня-тие обозначает священника, которому подчиняются несколько церквей в епис-копальной форме церковного управления.
Епископальное правление— иерархическая форма церковного управления, характеризующаяся подчинением нескольких церквей одному епископу (от греч. επίσκοπος, «надзиратель»).
Естественный отбор — содержащаяся в эволюционной теории идея, соглас-но которой живые организмы, наиболее приспособленные к окружающей среде, выживают и размножаются, тогда как остальные погибают (иногда эту концеп-цию называют выживанием наиболее приспособленных).
Жертва— смерть Христа на кресте, рассматриваемая как принятое Им на Себя наказание, которое заслужили мы.
Завет — неизменный, установленный свыше правовой договор между Богом и человеком, предусматривающий условия их отношений.
Завет благодати — установленное Богом после грехопадения Адама правовое соглашение между Богом и человеком, на основании которого человек может быть спасен. Несмотря на то что на протяжении истории спасения отдельные поло-жения этого завета изменялись, важнейшее условие, предполагающее веру в Хри-ста как Спасителя, оставалось неизменным.
Завет дел— правовое соглашение между Богом и Адамом и Евой, заключен-ное в Эдемском саду, по которому пользование благословениями завета зависело от послушания, или «дел», Адама и Евы.
Завет искупления— соглашение между членами Троицы, по которому каж-дый из Них обязуется исполнить Свою роль в осуществлении спасения людей.
Законы природы — связанные с обсуждением чудес любые «законы природы» или свойства естественного порядка вещей, которые рассматриваются некоторы-ми людьми как действующие независимо от Бога.
Заместительное искупление— дело, совершенное Христом, Который Своей жизнью и смертью занял наше место, чтобы заработать наше спасение.
Западная церковь— наименование Римско-католической церкви после того, как в 1054 г. от нее отделилась Восточная (Православная) церковь. Позднее Запад-ная церковь раскололась на два направления — протестантское и католическое.
Знамение— библейское определение чуда (перевод евр.טפפ и греч. σημεϊον), точный смысл которого заключается в указании на нечто, стоящее за видимым явлением, особенно на присутствие и могущество Бога.
Знание— учение, согласно которому Бог полностью познает Себя, а также все существующие и возможные вещи одним простым и вечным актом.
Зрелый креационизм— теория «молодости» творения, согласно которой тво-рение с самого начала имело вид «древнего». Это воззрение называют также тео-рией «идеального времени», так как провозглашаемая в ней видимость древнос-ти земли не имеет никакого отношения к реальному времени.
Избрание— решение Бога спасти некоторых людей, которое Он принял за-долго до творения не на основании предвидения их заслуг, а только по Своей доброй воле.
Иерархическое правление— то же, что и епископальная форма церковного управления, в которой право принимать окончательные решения не принадле-жит поместной церкви.
imago Dei — латинское выражение, означающее образ Божий.
Имена Бога— различные определения Бога, встречающиеся в Писании.
Имманентность— внутренне присущее свойство, пребывание в себе. Это по-нятие используется в богословии применительно к причастности Бога к творе-нию.
Интеллектуальные атрибуты— аспекты характера Бога, охватывающие Его разум и присущий Ему ход мышления.
Искажение ролей — представление о том, что Бог, наказывая Адама и Еву после грехопадения, не поручил им новые роли или функции, а только привнес в их прежние роли боль и страдание.
Искупление— работа, проделанная Христом в жизни и смерти, чтобы заслу-жить наше спасение.
ICBI — International Council on Biblical Inerrancy (Международный комитет непогрешимости Библии). В 1978 г. эта организация выпустила в свет «Чикаг-скую декларацию о непогрешимости Библии», в которой дала четкое определе-ние непогрешимости, разделяемое большинством протестантов.
Исполнение Святым Духом— явление, происходящее после обращения, ког-да на верующего нисходит Святой Дух. Разнообразные последствия этого явле-ния включают еще большую любовь к Богу, еще более решительную победу над грехом, возрастание сил, необходимых для служения, а иногда и получение ду-ховных даров.
Истинность— учение, согласно которому Бог — это истинный Бог, а Его зна-ние и слова истинны и являют собой высшее мерило истины.
Исторический премилленаризм — представление о том, что Христос возвра-тится на землю после периода великих испытаний и установит тысячелетнее цар-ство. При этом умершие верующие будут воскрешены, а верующие, которые бу-дут живы, получат прославленные воскрешенные тела, и все они будут править с Христом в течение тысячи лет.
Историческое богословие— историческое исследование подходов к тем или иным богословским проблемам, которыми занимались христиане различных эпох.
История спасения— совокупность событий на протяжении истории, с помо-щью которых Бог осуществлял замысел спасения Своего народа (см. спасение).
Исцеление— дар Святого Духа, позволяющий возвращать здоровье и пред-вещающий полное освобождение от физической немощи, купленное для нас Христом смертью и воскресением.
Кальвинизм— богословская традиция, названная в честь французского ре-форматора Жана Кальвина (1509—1564). В кальвинизме подчеркивается верхов-ная власть Бога над всеми вещами, человеческая неспособность творить духов-ное благо перед Богом и слава Бога как высшая цель всего, что происходит.
Канон— книги, входящие в состав Библии (от греч. κανών, «измерительная трость», «стандарт»).
Канонические— сохранившиеся книги, обладающие божественным автори-тетом и потому включенные в канон Писания как записанные подлинные Божьи слова.