Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям»
Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(В своё время) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, привели пленных[52], среди которых была одна женщина, искавшая (кого-то), и когда она находила среди пленных какого-нибудь ребёнка, то брала его, прижимала к себе и кормила грудью.[53] (Увидев это), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (нас):
« أَتُرَوْنَ هذِهِ طَارِحَةً وَلَدَهَا فِي النَّارِ وَهِي تَقْدِرُ عَلى أَنْ لَا تَطْرَحَه»
“Как вы думаете, (способна ли) эта(женщина)бросить в огонь своего ребёнка?”
Мы сказали: “Клянёмся Аллахом, нет!” Тогда он сказал: «فَوَاللهِ للهُ أَرْحَمُ بِعِبَادِهِ مِنْ هذِهِ بِوَلَدِهَا»
“А Аллах жалеет Своих рабов больше, чем эта (женщина жалеет)своего ребёнка![54]”(Аль-Бухари; Муслим)
Всевышний Аллах говорит:
﴿قَدْ نَرَى تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَآءِ فَلَنُوَلِّيَنَّكَ قِبْلَةً تَرْضَاهَا فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ شَطْرَهُ وَإِنَّ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَـابَ لَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ وَمَا اللَّهُ بِغَـافِلٍ عَمَّا يَعْمَلُونَ ﴾
(144) Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону. Воистину, те,
Которым даровано Писание, знают, что такова истина от их Господа.
Аллах не пребывает в неведении относительно того, что они совершают.
Али ибн Аби Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал:
«Первая отмена (закона) в Коране это Кыбла (направление в молитве). Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) переселился в Медину, он всё ещё продолжал молиться в сторону Иерусалима, чем были очень польщены мединские иудеи.
Так продолжалось шестнадцать месяцев, но пророк всё же любил Кыблу пророка Ибрахима (Каабу). Он часто смотрел на небо и взывал в мольбе, пока Аллах не ниспослал:
﴿قَدْ نَرَى تَقَلُّبَ وَجْهِكَ فِي السَّمَآءِ﴾Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу. (2:144)
до слов:﴿فَوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ شَطْرَهُ﴾ Обращайте ваши лица в ее сторону. (2:144)
Иудеи были встревожены такой переменой и сказали:«Что заставило их изменить Кыблу (направление в молитве)?» Тогда Аллах ниспослал: ﴿قُل لّلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ﴾
Скажи: «Аллаху принадлежат восток и запад».А также:
(وَمَا جَعَلْنَا الْقِبْلَةَ الَّتِى كُنتَ عَلَيْهَآ إِلاَّ لِنَعْلَمَ مَن يَتَّبِعُ الرَّسُولَ مِمَّن يَنقَلِبُ عَلَى عَقِبَيْهِ)
Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде,
только для того,чтобы отличить тех, кто последует за Посланником,
от тех, кто поворачивается вспять. (2:143)
Аль-Хаким передаёт, что Али ибн Аби Талиб сообщил по поводу:
Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети
– направься. Также считали Абу аль-Алия, Икрима, Муджахид, Саид ибн Джубайр,
Катада, ар-Раби’ ибн Анас и др.
Слово Аллаха: ﴿وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ شَطْرَهُ﴾
Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону
Аллах повелевает мусульманам обращаться в сторону Каабы в любой точке земного шара – на востоке или на западе, на юге или на севере. Исключением является разве что
добровольная молитва в путешествии. В этом случае можно молиться в любом направлении, также дозволительно молиться в любом направлении во время битвы. Тот же, кто не может определить направление Киблы, должен постараться самостоятельно определить
направление, если же он допустил ошибку в определении направления,
то Аллах не возлагает на душу то, что она не может понести.
Некоторые маликиты(последователи правовой школы (мазхаба)имама Малика) ,
основываясь на этом аяте, считают, что молящийся должен смотреть впереди себя,
а не на место земного поклона. Также считает Шафии, Ахмад и Абу Ханифа. Маликиты считают, что если молящийся станет смотреть на место земного поклона, то будет вынужден немного согнуться, и тем самым не сможет выполнить условие молитвы «Кыям» (смиренное стояние).Некоторые учёные считают, что молящийся должен смотреть себе на грудь.
Аллах сказал: ﴿وَإِنَّ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَـابَ لَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّهِمْ﴾
Воистину, те, которым даровано Писание, знают, что такова истина от их Господа.
Следовательно иудеи, которые не признали ваше направление в сторону Каабы и то,
что вы отвернулись от Иерусалима, знают, что Аллах направит тебя к Каабе. Ведь описание посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его Уммы подробно приведено в их книгах их пророками. Обладатели Писания знают, что Аллах даровал
этой Умме совершенный Закон (Шариат) и достоинство, но они скрывают это
между собой из-за зависти, ненависти, упрямства и неверия.
Поэтому Всевышний Аллах предостерегает их: ﴿وَمَا اللَّهُ بِغَـفِلٍ عَمَّا يَعْمَلُونَ﴾