Азан вслед похоронной процессии (джаназа)
Суфизм: его представители читают азан вслед похоронной процессии на пути к могиле, так же, как читают его для совершения намаза.
Ахлю-с-Сунна: считают это нововведением (бид’а) и делом, которое не совершали наши праведные предки. Азан узаконен для сбора людей на намаз и тому подобного, так же, как узаконено чтение азана в ухо новорожденного сразу после рождения, чтобы первым, что он услышал из слов этого мира, были слова Свидетельства (шахады).
Что же касается того, чтобы читать азан вслед погребальным носилкам, когда их несут на кладбище или когда покойного опускают в могилу, то это не относится к религии. Да и как это может относиться к религии, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не делал этого, а также никто из тех, кого мы берем за образец? А то, чего не делал ни Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ни праведные халифы после него, не относится к религии, даже если разум находит это хорошим или не видит в этом беды. Религия не утверждается разумом, но утверждается переданным (аятами, хадисами). Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто внесет в это наше дело то, что к нему не относится, это будет отвергнуто»[712].
И передают от ‘Али его слова: «Если бы религия (основывалась) на разуме, нижняя часть хуффа[713] была бы более достойна протирания (масх), чем верхняя»[714].
113 – Ду’а под саваном (кяфан)
Суфизм: его последователи кладут в могилу умершего, под его саван (кяфан), листок бумаги с написанными на нем аятом или ду’а, положенный в пузырек в надежде, что это принесет пользу умершему, защитив его от наказания или облегчив ему его и т.д.
И некоторые люди сделали это своей профессией, увидев, что это приносит им немалые деньги. Они приобрели для этого ксерокс и размножают эти бумаги для продажи. И каждый, кто верит им и следует за ними в этом, приходит к ним и покупает у них эти бумаги. Так они превратили это в работу, приносящую им богатство, поскольку простые и невежественные люди имеют обыкновение, увидев, что люди делают нечто, повторять за ними. Особенно если это делают те, кому приписывают знания, или дело это имеет отношения к мертвым.
Совершенно очевидно, что люди всегда уважают мертвых, читают за них ду’а, просят для них прощения и делают для них все, что, как они считают, может возвысить их положение в Вечном Мире, очистить их от грехов и облегчить их наказание. И они не скупятся на подобные дела. А другие люди, торгующие своей религией, пользуются этими чувствами людей и внушают им, что это дело приносит огромную пользу и становится причиной прощения им и малых, и великих грехов, возвышает их положение и т.д. И за это они берут с них деньги недозволенным образом.
Ахлю-с-Сунна: считают это дело порицаемым и мерзким, а также отвратительным нововведением.
Как может быть разрешенным класть в могилу умершего листок, на котором написан коранический аят или одно из Прекраснейших Имен Аллаха или ду’а, содержащее в себе нечто подобное, когда тело мертвого вскоре начнет гнить и разлагаться, источая при этом отвратительный запах, невыносимый для человека? Это, клянусь Аллахом, осквернение для Корана и Имен Аллаха и оскорбление для них!
Ученые-факыхи согласны в том, что запрещено писать аяты Корана, или отдельные фразы из него на стенах могилы и могильной плите, поскольку в этом – осквернение Корана и использование его не по назначению. Даже относительно написания имени покойного на могильной плите ученые разошлись во мнении. Некоторые из них сочли это запретным, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в общем запретил писать на них. Упоминается в хадисе Джабира (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил покрывать могилы гипсом и писать на них[715]. А другие разрешили это, поскольку существует необходимость узнавать могилу.
Это если надпись находится сверху могилы, далеко от трупа, и не является аятами Корана или одним из Имен Всевышнего Аллаха или хадисом Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и не превышает необходимый объем…
Что же касается этого, то в запретности его не сомневается никто. Более того, это может привести к куфру, если человек сочтет это дозволенным.
Добавьте к этому, что мы не видим ни одного достойного подражания из числа наших праведных предков, который совершал бы подобные действия. Этого не делал ни Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ни сподвижники, ни заставшее их поколение, ни четыре имама. Интересно, почему же они этого не делали? Может, их умершие не нуждались в этой писанине и в этих пузырьках? Или же пришло к суфиям от Аллаха то, что не приходило к нашим праведным предкам? Или же суфии выдумали и внесли в религию то, на что Аллах не давал никакого дозволения?
Каждому понятно, и это не вызывает сомнения, что любая вещь, касающаяся религии, относится ли она к живым или к мертвым, не утверждается иначе как наличием доказательства (далиль) из Корана и Сунны. И мы спрашиваем, где у суфиев доказательства узаконенности того, что делают они на пользу мертвому?
О, Аллах! Направь шаги наши к Истине, утверди нас на ней и убереги нас от ширка суфиев. О Аллах, амин…