Прими от Него веления и повинуйся им в битве
Если он поставит вас на столь опасное место, где на вас будет сконцентрирован неприятельский огонь и будет совершенно отрезано отступление, не бойтесь, но точно исполняйте его веления, ибо в основе их лежит известный план, и в итоге вы восторжествуете. Не подвергайте сомнению ни сами веления, ни их последствия, поскольку они даются более высокой формой разума, чем ваше настоящее сознание, и имеют в виду совершенно особую (и благую) цель. Дух ведет вас к совершенству и, хотя он приносит вам временные неудобства и страдания, в конце концов вы будете в выигрыше. И если только вы сможете понять смысл всего происходящего с вами, вы не будете чувствовать страданий и мучений, как чувствуют их другие, ибо вы осознаете их временность, мимолетность и призрачность и перестанете их чувствовать, понимая, что вас ожидает то великое, что достигается через их посредство.
4. Повинуйся Воину, как если бы не он был полководец, а ты сам, а его веления были выражением твоих сокровенных желаний; ибо Он – поистине ты сам, но бесконечно мудрее и сильнее тебя…
Это наставление является предостережением против ошибочного взгляда на дух как на некое существо, находящееся вне нас, что-то отдельное от нас. Оно напоминает нам, что дух и есть наше истинное «Я», что он – мы сами. Дух мудрее и сильнее нашего обыденного самосознания, и мы можем довериться ему без малейшего колебания.
…Ищи его, дабы в пылу и громе битвы не пройти мимо него: он не признает тебя, пока ты сам не узнаешь его.
Это предостережение стоит того, чтобы его отметить. В пылу битвы мы легко можем забыть, что через нас проявляет свою деятельность истинное «Я»; успех может вскружить нам голову, вызвать сомнение, и мы можем вообразить, что сами (то есть наше низшее «я») совершаем всю эту работу; мы перестаем взирать на дух и таким образом прерываем общение с ним.
Пока вы не признаете духа в себе, он не может проявляться в вас так свободно, как это могло бы быть, если бы вы не отвергали его. Если вы не признаете существования духа, вы не можете ожидать от него ответа на ваши запросы. Водительство духа – удел лишь тех, кто желает и ищет его.
…Если твой крик о помощи коснется слуха его, он начнет бороться в тебе и заполнит глухую пустоту внутри тебя.
Заметьте это обещание и помните, что, как здесь утверждается, дух непрестанно прислушивается к вашему зову о помощи. Когда вы будете разочарованы и впадете в уныние; когда вы будете утомлены и измучены битвой; когда, ранены в бою с врагами, вы будете истекать кровью, – зовите дух на помощь, и его чуткое ухо услышит вас. Тот, кто открывает свою душу духу, уже более не чувствует той мрачной пустоты внутри себя, что так долго угнетала его.
…И когда это совершится, тогда только ты выдержишь битву, спокойный и неутомимый, стоя в стороне и предоставив ему сражаться за тебя.
Тогда вы обретете чувство спокойной удовлетворенности, зная, что воин, ведущий в вас духовную брань, непобедим, и что битва в конце концов будет выиграна вами. Сознающий, что через его личность действует дух, воистину уже приобрел мир превыше всякого разумения.
…И тогда ты не сделаешь ни единого промаха.
Это несомненно верно, потому что всякое действие, всякий шаг, предпринимаемые из сверхличных мотивов, внушаемых духом, есть действие и движение самого духа, который не может делать промахов или ошибаться, каким бы бессмысленным или ошибочным в данное время ни казался нашему рассудку этот образ действия; позднее он будет признан самым лучшим исходом при данных обстоятельствах.
…Но если ты не будешь искать его, если пройдешь мимо, не будет защиты для тебя. Мысль твоя затуманится, сердце потеряет уверенность, и в пыли взметаемого на поле сражения праха чувство и зрение изменят тебе, и ты не различишь друзей от врагов своих.
Разве мы все не переживаем таких явлений, пока мы еще не признаем дух и не доверяемся его водительству? Разве мы не испытывали этого, разве мы не страдали и не горевали, не видя никакого просвета, никакой надежды? Долго мы взывали, стремясь узнать причину всего этого, прося разъяснить нам, что есть истина, где правда и где кривда. И мы не получали никакого ответа до тех пор, пока не сбросили все узы низшего «я» и не дали возможности чистым лучам духа проникнуть в наши души.
…Воин этот – ты сам, но ты – преходящий и подлежишь заблуждениям, а он – вечен и истинен. Он есть вечная истина.
Здесь намечено различие между низшим временным самосознанием и истинным «Я». Здесь вы имеете парадокс вашего низшего и высшего «Я». Подумайте хорошенько над этим, и истина постепенно проникнет в вашу душу, а раз вселившись в нее, она уже никогда более не покинет вас вполне, хотя бы вам и казалось порой, что она совсем померкла.
…Если он раз проник в тебя и стал твоим Воином, никогда уже не покинет он тебя вполне: и в день великого Мира он сольется с тобой воедино.
О чудное обетование! Сознание существования духа в вас, раз приобретенное, не может никогда быть вполне утрачено. Хотя бы вы и усомнились в нем как в чем-то, что не дано вам в обычных чувствах, но в вас все же будет теплиться воспоминание, и, когда наступит крайняя нужда, вы вновь вспомните пережитое и откроете свою душу потоку божественной мудрости и силы.
Когда будут сорваны один за другим все покровы, окутывающие духовное начало, и цветок духа распустится вполне, – когда человек станет более, чем человеком, – тогда личное сознание сольется с сознанием духовным и душа объединится с высшим началом. Это не будет утратой личного самосознания, но, наоборот, приведет к такому расширению границ личности и сознания, о каком ныне едва ли может составить представление даже самый высокий интеллект. Тогда великое знание, могущество и радость, слабое предвкушение которых мы имели в пережитых прежде проблесках духовного озарения, сделаются нашим постоянным состоянием сознания. Тогда мы перейдем из области относительного в царство абсолютного.
Внимай песне жизни.
Примечание, сопровождающее это правило, столь прекрасно, полно правды и поучительно, что мы ничего не можем прибавить к нему как самому лучшему пояснению к этому правилу.