Смой с себя кровь и молись»[3]
Обязательные условия молитвы
Молитве должны предшествовать определенные условия, которые должны быть соблюдены молящимся человеком. При отсутствии одного из этих условий молитва считается не правильной, и эти условия следующие:
Знание о наступлении времени молитвы
Здесь достаточно иметь перевешивающее предположение. Тот, кто удостоверился о наступлении времени молитвы, либо предположил это, то ему дозволено молиться, независимо от того выяснил ли он это сославшись на убеждение, либо по призыву надежного муаззина, либо путем приложения личных усилий, либо посредством научных технологий.
2. Наличие малого/вудуъ/ и большого омовения/гъусль/
Аллах говорит в Коране:
﴿ يأيها الذين آمنوا إذا قمتم إلى الصلاة فاغسلوا وجوهكم ، وأيديكم إلى المرافق ، وامسحوا برؤوسكم وأرجلكم إلى الكعبين ، وإن كنتم جنبا فاطهروا ﴾
«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток. А если вы не чисты, то очищайтесь». Сура «аль-Маида», 5:6.
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ لا يقبل الله صلاة بغير طهور ، ولا صدقة من غلول ﴾ رواه الجماعة إلا البخاري .
«Аллах не примет молитву без омовения и милостыню из того, что было украдено из добычи[1]». Этот хадис передали Муслим 224, Абу Дауд 59, ат-Тирмизи 1, ан-Насаи 1/87, Ибн Маджах 271.
Чистота тела, одежды и места выстаивания молитвы
Все это должно быть свободно от физических нечистот в меру возможности. Если невозможно удалить их, то можно молиться с этим и позже не нужно повторять молитву. Что же касается чистоты тела, то Анас передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
﴿ تنزهوا من البول ، فإن عامة عذاب القبر منه ﴾ رواه الدار قطني وحسنه .
«Очищайте себя от мочи, так как большинство наказаний в могиле получают из-за этого». Этот хадис передал ад-Дара Къутни 469, который назвал его хорошим[2].
Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
﴿ كنت رجلا مذاء فأمرت رجلا أن يسأل النبي صلى الله عليه وسلم لمكان ابنته ، فسأل فقال : ﴿ توضأ واغسل ذكرك ﴾ ﴾ رواه البخاري وغيره .
«Я страдал от простатита и попросил одного человека спросить пророка об этом (поскольку я стеснялся спросить его об этом, из-за моего родства с ним через его дочь). Он спросил его и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Совершай омовение и обмывай свои половые органы”».Этот хадис передали аль-Бухари132, Муслим 303, Абу Дауд 206, ан-Насаи 1/97, 1/111, 1/214, ат-Тирмизи 114, Ибн Маджах 504.
Также передают от ‘Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщине с хроническим кровотечением:
﴿ اغسلي الدم عنك وصلي ﴾ .
Смой с себя кровь и молись»[3].
Что же касается чистоты одежды, то Всевышний Аллах говорит:
﴿ وثيابك فطهر﴾
«И одежды твои очисти!» Сура «аль-Муддассир», 74:4.
Сообщается, что Джабир ибн Самура рассказывал, что он слышал, как один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Можно ли мне молиться в той же одежде, в которой я совершил половой акт со своей женой?» Он сказал:
﴿ نعم إلا أن ترى فيه شيئا فتغسله ﴾ رواه أحمد وابن ماجة بسند رجاله ثقات
«Да, но если ты увидишь на ней что-нибудь, то ты должен смыть это». Этот хадис передали Ахмад 5/97 и Ибн Маджах 542 и его рассказчики заслуживают доверия.[4]
Сообщается, что Му’авийа сказал:
﴿ قلت لام حبيبة : هل كان النبي صلى الله عليه وسلم يصلي في الثوب الذي يجامع فيه ؟ قالت : نعم إذا لم يكن فيه أذى ﴾ رواه أحمد وأصحاب السنن ، إلا الترمذي
«Я спросил у Умм Хабибы: “Совершал ли молитву пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в той же одежде, в которую он был одет при совершении полового акта?” Она сказала: “Да, если на ней не было никаких пятен”». Этот хадис передали Ахмад 6/426, Абу Дауд 366, ан-Насаи 1/154, Ибн Маджах 540.[5]
Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах:
﴿ أنه صلى الله عليه وسلم صلى فخلع نعليه فخلع الناس نعالهم ، فلما انصرف قال : ( لم خلعتم ) ؟ قالوا رأيناك خلعت فخلعنا ، فقال : ( إن جبريل أتاني فأخبرني أن بهما خبثا فإذا جاء أحدكم المسجد فليقلب نعليه ولينظر فيهما فإن رأى خبثا فليمسحه بالارض ثم ليصل فيهما ﴾﴾ رواه أحمد وأبو داود والحاكم وابن حبان وابن خزيمة وصححه
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снял свою обувь, и люди стоявшие за ним сделали тоже самое. Закончив молитву, он спросил:
“Почему вы сняли обувь?” Они сказали: “Мы увидели, что ты снял свою (обувь) и поэтому мы сняли свою”. Он сказал: “Джибрил явился ко мне и сообщил, что на них были нечистоты. Когда кто-нибудь из вас приходит в мечеть, пусть осмотрит подошву своей обуви, а если найдет на ней какую-то нечистоту, пусть вытирает её землю и затем молится в ней”». Этот хадис передали Ахмад 3/20, 92, Абу Дауд 650, Ибн Хиббан 2185, Ибн Хузайма 786, который подтвердил его достоверность, аль-Байхакъи 2/431, ад-Дарими, 1/320, ат-Тахави, 1/294, аль-Хаким 1/260. Также его передал ат-Тайалиси в своем «Муснаде» 2154. Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима» и с ним согласился аз-Захаби.[6]
В этом хадисе есть доказательство того, что, если кто-то войдет в мечеть (в обуви) не зная или забыв о том, что на ней есть (следы) нечистот и внезапно вспомнит об этом во время молитвы, то ему следует попробовать удалить их и продолжить молитву и он не обязан повторять молитву позже.
Что же касается чистоты места молитвы, то в хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится:
«Один бедуин стал и помочился в мечети и люди вскочили, чтобы схватить его, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановил их и сказал:
﴿ دعوه وأريقوا على بوله سجلا من ماء ، أو ذنوبا من ماء ، فإنما بعثتم ميسرين ولم تبعثوا معسرين ﴾ رواه الجماعة إلا مسلما .
«Оставьте его и налейте ведро воды на то место, куда он помочился. Воистину, вы посланы, чтобы облегчать, а не создавать трудности». Этот хадис передали аль-Бухари 220, Муслим 284, Абу Дауд 380, ат-Тирмизи 147, ан-Насаи 3/14, Ибн Маджах 528.
Аш-Шаукани - после того как выявил, что приводимые доводы противоречивы - сказал: «Если тебя устраивают те доводы и их содержимое, которые мы привели тебе, то знай, что они не допускают проявления небрежности в вопросе об обязательности чистоты одежды. Тот, кто совершает молитву, имея нечистоты на одежде, относится к числу тех, кто упускает одно из обязательных действий молитвы, либо его молитва является ложной – в ней как бы отсутствует условие подлинности молитвы и только.
В «ар-Раудат ан-Надиййа» сказано: «Большинство ученых считает, что три вещи обязательно должны быть чистыми: тело, одежда и место молитвы. Некоторые считают, что это является условием полноценности молитвы, а другие говорят, что это является только Сунной, но правильное заключается в том, что это является обязательным. Тот, кто намеренно молится в нечистой одежде, оставляет одно из обязательных условий (молитвы), но его молитва при этом является действительной».
4. Прикрытие ‘аурата[7]
Аллах говорит в Коране:
﴿ يا بني آدم خذوا زينتكم عند كل مسجد ﴾
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети».Сура «аль-А’раф», 7:31.
Слово «украшения» здесь означает покрытие ‘аурата. Значением слова «мечеть», является «молитва». Следовательно, это означает: «Прикройте свой ‘аурат для каждой молитвы».
Сообщается, что Салама ибн аль-Аква’ сказал:
«Я сказал: “O посланник Аллаха, могу ли я молиться в длинной рубахе?” Он сказал:
﴿ نعم زرره ولو بشوكة ﴾ رواه البخاري في تاريخ وغيره .
“Да, но застёгивай её хотя бы одной пуговицей”». Этот хадис передал аль-Бухари в своем «Тарихе» и другие мухаддисы[8].