Учение в притчах о Царстве Божием
Оставаясь на некоторое время в Капернауме, Христос любил выходить к берегу Галилейского озера и там, на просторе, учил народ о Царстве Божием. Чтобы всем было слышно, Господь иногда всходил на пригорок или садился в лодку и, отплыв недалеко от берега, оттуда говорил народу. А многочисленные толпы слушателей стояли или сидели на берегу или на пригорках, внимая Его Божественному слову.
В один из таких дней к Нему на берег собралось такое множество народа, что Он вынужден был сесть в лодку и с нее поучать жаждущих Его спасительного слова.
Но проповедь Иисуса Христа о Царстве Небесном не всем была доступна. Если даже Никодим и многие духовные руководители еврейского народа с трудом воспринимали учение Спасителя о Царстве Божием, то что можно было сказать о простом народе. Вот почему Свои поучения к народу Господь излагал большей частью в особой иносказательной (притчевой) форме. Эта иносказательная форма выражения мыслей помогала простому народу легко запоминать услышанное, чтобы потом вдуматься в его смысл.
Так на Иисусе Христе исполнились слова Давида, который говорил в песнопениях своих: «Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности» (Пс. 77, 2).
12. 1. Притча о сеятеле
Мф. 13, 1-23; Мк. 4, 1-20; Лк. 8, 5-15
Царство Божие созидается прежде всего в человеческой душе. Оно, как зерно, прорастает в сердце человека. Поэтому для пробуждения души и ее духовного роста необходима евангельская проповедь. Но Слово Божие для своего прорастания находит различные условия в человеческих сердцах. Поверхностное восприятие Истины, враждебные обстоятельства, ложный стыд, погоня за временными идеалами, окаменение сердец - все это препятствует росту Царства Божия «внутри человека». Эту истину Господь раскрыл народу в притче о сеятеле.
Обращаясь к слушателям, Он сказал: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».
В этом иносказании семя означает слово о Царстве Божием. Сеятель ¾ Христос. Почва, на которую падает семя, ¾ души человеческие, их ум, сердце, внимание, воля. Но как почва бывает разная, так и сердца человеческие различно воспринимают слова о Царстве Божием.
Сам Господь раскрывал ученикам смысл этой притчи следующим образом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».
12. 2. Притча о зерне горчичном
Мф. 13, 31-32; Мк. 4, 30-33
Царство Божие должно охватить все человечество, и Христос сеет зерна этого единства. Он создает Церковь Свою, которая должна быть в человечестве духовной силой, постепенно приближающей его к Вселенскому Царствию Божию. Она начала с малого, но охватит всю Вселенную. В нее должны войти все народы.
«Царство Небесное, ¾ говорит Господь, ¾ подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».
В этой притче под горчичным зерном надо понимать учение Христово; под «своим полем» ¾ души человеческие, а огромное дерево означает Церковь Христову. При этом надо заметить, что евангельское горчичное растение не является тем однолетним злаком, который растет у нас; это южное многолетнее растение, достигающее больших размеров.
12. 3. Притча о закваске
Мф. 13, 33
«Царство Небесное, ¾ продолжает Господь, ¾ подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все».
Эта притча Господня по внешней своей форме настолько проста, что была доступна для понимания каждой хозяйке дома, каждой простой, даже неграмотной женщине. Но при всей ее простоте, в ней заключается глубокий духовный смысл. Закваска здесь означает Слово Божие, а тесто – душа человеческая.
Благодатное слово о Царствии Божием, запав в сердце человека, не только рождает его для духовной жизни, но и изменяет все его внутреннее существо, делает его новым человеком. Преображая отдельного человека, Слово Божие своей благодатной силой преображает целые народы, все человечество. Этот духовный процесс возрождения человека можно сравнить с дрожжами, которые кладут в тесто, чтобы испечь хлеб. Хотя дрожжей кладут очень мало, а муки бывает много, тем не менее дрожжи, вследствие своей живой природы, совершенно изменяют муку и воду и превращают их в хлебное тесто.
12. 4. Притчи о сокровище и о купце, ищущем драгоценную жемчужину
Мф. 13, 44-46
Царствие Божие есть самое великое духовное сокровище, драгоценней которого нет ничего на свете. Все ценности, все идеалы человечества – ничто в сравнении с Царством Божиим. Для его приобретения не нужно жалеть никаких земных сокровищ. Необходимо употребить все свои силы, таланты, чтобы только достигнуть Царства, обещанного нам Богом. Борьба за него есть самая священная борьба.
Его надо искать, как скрытый на поле клад. Когда человек неожиданно находит сокровище, его сердце наполняется такой радостью, о которой даже опасно говорить вслух, так как ее могут отнять. Лучше тогда продать все имение свое и купить поле с кладом, чтобы найденное сокровище оставалось бесспорным.
Царство Божие искать надо так, как ищет купец драгоценную жемчужину, которая прекраснее и несравненно дороже всех других жемчужин мира. Когда купец находит такую жемчужину, он продает все свои сокровища, чтобы только приобрести ее.
Под жемчугом в этой притче можно понимать различные учения и идеалы человечества. Купец – это человек, ищущий ценных для жизни идей. Быть может, он нашел их много, но когда услышал слово о Царстве Небесном, понял, что все человеческие учения, которые он с такой жаждой искал и усваивал раньше, ¾ ничто в сравнении с Божественным Евангельским откровением.
12. 5. Притча о пшенице и плевелах
Мф. 13, 24-30; 36-43
Царство Божие распространяется по всему миру, оно растет, как пшеница, посеянная в поле. Каждое отдельное зерно и каждый колос есть как бы гражданин Царства Божия. Но среди пшеницы растут и плевелы: лебеда и другие сорные травы, которые заглушают рост хлебного злака. Откуда же взялись эти плевелы? Кто их посеял? «Когда... люди спали, ¾ сказал Христос, ¾ пришел враг его (Сея-теля) и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда же взошла зелень и пока-зался плод, тогда явились и плевелы». Рабы хозяина хотели удалить эти сорняки из пшеницы, но домовладыка сказал им: «Чтобы не выдергали вы вместе с плеве-лами и пшеницу, оставьте расти и то, и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и сожгите их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Этой притчей Господь говорил народу, что Царство Божие на земле только еще растет, строится в душах человеческих, но что в мире рядом с добром одновременно растет и зло. Злой дух духовно усыпляет человечество и стремится построить в сердцах людей свое сатанинское царство. Однако наступит время, когда по повелению Сына Человеческого, Праведного Судьи, зло будет изъято из мира и уничтожено. Это и будет конец века.
Такими и многими другими притчами Христос поучал народ в Капернауме на берегу озера.
Укрощение бури
Мф. 8, 23-27; Мк. 4, 35-41; Лк. 8, 22-25
Окончив проповедь, Господь с апостолами сел в лодку и направился через все озеро в Гадаринскую землю.
Была ночь. Утомленный долгой проповедью, Христос уснул на корме. В это время на озере поднялась сильная буря. Вода заливала лодку, и бывшие рыбаки, выбившись из сил, пришли в отчаяние. Они бросили весла, разбудили Христа и начали Его умолять: «Наставник! Наставник! погибаем... Господи! спаси нас, погибаем...» В ответ они услышали спокойные слова Спасителя: «Что вы так боязливы, маловерные? Неужели вы думаете, что Мессия пришел для того, чтобы погибнуть вместе с вами в водах Галилейского озера?». Затем Господь стал на корму лодки и властным голосом, который был сильнее бури, запретил ветру и сказал морю: «Умолкни, перестань!» По слову Христа волны и ветер тотчас утихли, и настала полная тишина.
Это было первое испытание веры апостолов – и они оказались маловерными. Подобно этому Господь испытывает и всех христиан, плывущих по «бурному житейскому морю» на корабле Церкви Христовой.
Итак, после укрощения грозных стихий природы, которые, казалось, готовы были поглотить не только учеников Христовых, но и Самого Господа, лодка благополучно пристала к восточному скалистому и пустынному берегу страны Гадаринской.