Благоговейный страх перед шейхами
Суфизм: его последователи относятся к своим шейхам с благоговейным страхом, опасаясь, что они причинят им вред или нашлют на них бедность или болезнь или умертвят их или собьют их с пути Истины или отдадут их во власть джиннам или диким зверям или лишат их успеха и удачи в их работе или торговле и т.д. Точно так же они боятся и обитателей могил, опасаясь, что те наведут на них беду или прогневаются на них или лишат их блага и т.д. Подобных страхов у поклоняющихся могилам не счесть.
Страх этот не имеет причин или обоснований, но он исходит из ложных убеждений последователей суфизма относительно их шейхов, вроде их веры в способность шейха беспрепятственно распоряжаться во Вселенной и в жизни, оживляя мертвых, исцеляя болезни, вызывая дождь, наставляя заблудших на Истинный Путь и вводя в заблуждение тех, кто на верном пути, а также веры в то, что шейхи имеют власть над джинами, дикими зверями, болезнями и могут лишать успеха и удачи, в также веры в то, что шейхи знают Сокровенное, и что они безгрешны и не совершают ошибок, и что они говорят чему-нибудь «Будь!» - и оно сбывается, – и другие ложные убеждения. И если последователи суфизма представляют своих шейхов подобным образом, то вполне естественно, что в их сердцах живет страх перед шейхами не меньший, чем их страх перед Аллахом. Подобный благоговейный страх является поклонением, а обращение поклонения не к Аллаху запрещено.
И главы суфийских тарикатов приложили все возможные усилия для того, чтобы вселить этот страх в сердцах людей из простонародья. И это путем распространения жутких историй, услышав которые, человек не может не ощутить страха, - если только его Иман не защитит его от этого, - и они в этом подобны тем, о ком сказал Всевышний: «Они устрашают тебя теми, которые ниже Него. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника» (Толпы, 36).
Привожу вам здесь несколько подобных историй. В жизнеописании Мухаммада ибн ‘Али аль-Кушейри упоминает ас-Сабаки(?), что один человек вел себя невежливо по отношению к нему и шейх сказал ему: «Я получил весть о твоей гибели трижды», - и он умер через три дня.[167]
Аль-Манави рассказывает, что один человек задал ‘Али ибн ‘Умару аль-Казвини несколько вопросов о правилах аскетизма в суфизме, и тот ответил, но его не устроил ответ, и он стал возражать ему. И в ту же ночь ему приснился кошмар, и некто сказал: «Поистине, причиной этого был аль-Казвини»[168].
И рассказывает аль-Манави в биографии шейха ‘Абдуль-Кадира ибн Мусы аль-Джиляни: «Собрались сто величайших ученых и пришли к нему в Багдад, желая испытать его, и вдруг они увидели вспышку света, исшедшего от него, и свет этот коснулся груди каждого из них и закричали они все разом и разорвали свои одежды и обнажили головы, после чего шейх сел на свой стул и ответил на все их вопросы»[169].
Вот еще одна история из той же серии, рассказанная одним суфием. Шел он однажды, направляясь к суфийскому по имени Абу Йа’за, и нес изюм. И отдал он изюм своему му’аззину и сел рядом с ним, и они стали разговаривать. Му’аззин сказал ему: «Ты бы поговорил с шейхом Абу Йа’за, чтобы он не выставлял людей перед всеми… Человек он невежественный, знанием не обладает, а говорит приходящим к нему: «Ты украл, о такой-то, ты совершил прелюбодеяние, о такой-то, а ты, о такой-то, совершил то-то и то-то», - и упоминает каждому о том, что тот сделал». И вдруг речь его оборвалась. Посетитель говорит: «Я посмотрел на него и увидел, что он не может говорить, и я разговаривал с ним, но он не отвечал мне… И в этот момент подошел шейх Абу Иа’за, держа в руке свой посох и поздоровался со мной…». И шейх подошел к его му’аззину, протянул руку к его горлу и коснулся его, сказав: «Ты прав, сынок, я человек невежественный, нет у меня знания… Кроме того, чему научил меня мой Покровитель!» После чего из горла му’аззина вышел сгусток крови, и он заговорил, и стал повторять: «Приношу Аллаху покаяние!»[170].
С помощью таких вот выдуманных страшных историй последователи суфизма смогли вселить страх в души людей, вплоть до того, что в подобный ширк впали и некоторые факыхи (как говорят), не говоря уже о простых людях.
Ахлю-с-Сунна: не боятся этим видом страха никого, кроме Аллаха, поскольку они знают точно, что никто не наставляет на Прямой Путь и не сбивает с него, кроме Аллаха, и не насылает болезнь и не исцеляет от нее никто, кроме Аллаха, и не дарит успех и удачу и не лишает их никто, кроме Аллаха, и не дает жизнь и не забирает ее никто, кроме Аллаха, и не под силу шейху или вали делать что-либо из вышеперечисленного скрытыми методами. Все эти свойства являются божественными (сыфату-ль-улюхиййа), и не может обладать ими никто, кроме Аллаха, и, соответственно, нет причины бояться кого-то, кроме Аллаха, в том, что касается вышеупомянутых дел. И этот вид страха является страхом поклонения, а поклонение, как мы уже не раз упоминали, кому-либо, кроме Аллаха, запрещено.
И для сравнения между различными видами страха и дополнительного разъяснения всего, связанного с ним, мы рассмотрим каждый из этих видов в отдельности:
1. Тот страх, о котором мы уже упомянули, то есть страх перед могилой или покоящимся в ней или идолом и т.д. И причина его - опасение, что они наведут на него беду или недуг или бедность или несчастье или смерть и т.д., когда пожелают. Этот вид страха мы уже рассмотрели и сделали вывод, что он является поклонением, и кто обращает его не к Аллаху, тот совершает ширк, и если он умер, не покаявшись, Аллах не простит его. Именно этот вид страха испытывают суфии по отношению к своим шейхам.
Сказал Всевышний, приказывая своим рабам испытывать подобный страх только перед Ним: «Это всего лишь Шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (Али’Имран, 175).
И сказал Всевышний: «Не бойтесь же людей» (Трапеза, 44). И сказал Он: «Аллах сказал: «Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного бойтесь»» (Пчела, 51).
Написано в «ат-Тайсире»: «Кто придал Аллаху сотоварища, боясь его так же, как Аллаха, тот совершает ширк»[171].
Поистине, этот вид страха чрезвычайно распространен среди людей, и не только в суфийской среде. Это становится понятным, если взглянуть на положение людей. Согласно Шариату, все своды, мавзолеи, памятники и мечети, построенные на могилах суфийских шейхов, в Дагестане, Чечне, Астрахани и других местах следует разрушить, чтобы удержать людей от совершения поездок с целью посещения их и совершения там молитв и ду’а, и от веры в сверхъестественные способности обитателей этих могил… Но мы обнаруживаем, что большинство людей, даже если они не являются последователями суфизма, боятся трогать все эти постройки, из опасения, что их постигнет болезнь или сумасшествие или они лишатся имущества или случится беда с ребенком, и этот страх – его посеяли суфии в душах людей. И его не должно быть в душе верующего мусульманина, твердо придерживающегося убеждений Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а. Наша обязанность - бороться с подобными отвратительными вещами и развеивать эти убеждения, уповая на Аллаха, не боясь упреков упрекающих, и тогда Ислам поднимется и воссияет его солнце.
2. Боязнь упреков – это вид страха приводит к отказу от ухода на Джихад или оставлению слов Истины или оставлению призыва к одобряемому и запрету порицаемого. И к нему относится опасение быть прозванным «ваххабитом», если будешь говорить о вопросах ширка и таухида и о совершении дел согласно Сунне и отказ от нововведений (бид’а), и боязнь укорачивать одежду и отпускать бороду….И это называется трусостью.
И причина этого вида страха – слабость Имана и отсутствие достоверных знаний и глубокой убежденности, и чем больше становится этот страх в душе человека, тем больше его привязанность к земной жизни и отвращение к смерти, и тем больше он боится упреков и порицания.
Этот вид страха не делает человека кяфиром, но он все равно является запретным, поскольку он удерживает человека от исполнения обязанностей - таких, как Джихад, призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого, следование Сунне и избегание нововведений, – и лишает его смелости, которая является одним из самых любимых Аллахом человеческих достоинств.
Сказал Всевышний, упоминая качества верующих: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих» (Трапеза, 54).
От Абу Са’ида (да будет доволен им Аллах): «Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть никто из вас не принижает самого себя». Его спросили: «О посланник Аллаха! Как же может кто-то из нас принижать самого себя? Он ответил: «Попадает он в такие обстоятельства, когда он обязан перед Аллахом сказать свое слово[172], но не делает этого, и в Судный день Аллах (Высок Он и Велик) говорит ему: «Что помешало тебе сказать то, что ты должен был сказать?» Он отвечает: «Страх перед людьми» (Тогда Аллах) говорит: «Поистине, Я более достоин того, чтобы ты боялся Меня!»[173].
Хадис предостерегает от воздержания от исправления порицаемого без серьезной на то причины. Страх же перед людьми не является достаточной причиной и не должен служить поводом для оставления того, что Аллах сделал нашей обязанностью – открытое произнесение слов Истины и опровержение лжи.
3. Третий вид страха – страх перед наказанием могилы и наказанием в Огне, и страх перед наказанием, которое Аллах обещал неверным и нечестивцам. Это вид страха является обязательным и необходимым, и он – из свойств, которыми обладают благочестивые, и Аллах восхваляет тех, в чьих душах подобный страх есть, во многих аятах Своей Книги. Сказал Всевышний: «И которые трепещут перед мучениями от своего Господа, ведь мучения от их Господа небезопасны» (Ступени, 27-28). И сказал Всевышний: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (Человек, 7).
И сказал Он: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (Вырывающие, 40-41).
4. Страх естественный – как страх перед врагом, сидящим в засаде, или перед нападающим зверем, или как страх за ребенка, что он утонет в реке, или с ним случится что-то еще. Этот страх – от него не свободен никто и каждый из нас хоть раз испытывал его, потому что он – врожденный, и не были избавлены от него даже пророки. Сказал Всевышний Аллах о Мусе (мир ему): «Он покинул город, оглядываясь со страхом, и сказал: «Господи! Спаси меня от несправедливых людей!»» (Рассказы, 21).
Он также сказал о Йа’кубе (мир ему): «Он сказал: «Мне грустно от того, что вы уведете его. Я боюсь, что волк растерзает его, когда вы оставите его без присмотра»» (Йусуф, 13).
И сказал он об Ибрахиме (мир ему): «Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: «Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Люта»» (Худ, 70).
К этому виду страха относятся опасение человека, что правительство посадит его в тюрьму или задержит, и страх, испытываемый, когда человек слышит о военных укрепления врага и его силе, большом количестве его людей и оружия. За этот вид страха никто не достоин порицания, даже если мы и признаем, что не будь его, было бы лучше, но он не должен становиться причиной отказа от исполнения обязанности – как Джихад, призыв к религии Аллаха, произнесения слов Истины и т.д. В подобном случае человек должен преодолеть свой страх и не поддаваться ему, а предпринимать необходимые действия, после чего уповать на Аллаха, говоря: «Достаточно мне Аллаха, и прекрасный Он Покровитель!».
Говорит Всевышний Аллах, хваля тех из Своих рабов, которые свободны от подобного страха: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и прекрасный Он Покровитель!»»(Али’Имран, 173).
И сказал Всевышний о Мусе (мир ему): «О Муса! Не бойся, ибо предо Мною не боятся посланники» (Муравей, 10).
Поистине, мы не должны бояться укреплений врага и его сплоченности и большой численности, потому что действия врага не предоставляют для нас опасности, поскольку если мы будем твердо придерживаться Истины, Аллах возьмет их на Себя. Но действительную опасность для нас предоставляют наши грехи, ошибки и ослушание Аллаха. И именно на это обратил внимание предводителя войска мусульман Са’да ибн Абу Ваккаса ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах). Он написал ему, посылая его для завоевания земли персов, и среди написанного им было: «… Поистине, я приказываю тебе и бойцам, которые с тобой, оставаться богобоязненными, что бы ни случилось, ибо богобоязненность - лучшее оружие против врага, и самая действенная из козней на войне. И я приказываю тебе и бойцам, которые с тобой, строжайшим образом воздерживаться от ослушания Аллаха, потому что грехи для бойцов хуже врага и поистине, мусульмане одерживают победу по причине ослушания Аллаха их врагами, и если бы не это, не было бы у них силы, потому что численность наша не равна их численности, и вооружение наше уступает их вооружению. А если мы впадем в ослушание и грехи, у них будет превосходство над нами в силе, и если мы не победим их нашим благородством и достоинством, то мы уж точно не одолеем их нашей силой… И не говорите: «Враг наш хуже нас и нечестивее, и поэтому никогда не одолеет нас…». Если мы начнем совершать дурные поступки, то вполне может быть, что одолеет нас народ, который хуже нас, как одолели в свое время кяфиры – огнепоклонники сыновей Израилевых, когда умножились грехи их и ослушание…»[174].
Из вышеупомянутого мы можем заключить, что первый вид страха – благоговейный страх, - является поклонением, и он присутствует в суфизме, последователи которого пытаются вселить его в души мюридов и простых людей, а народы, жившие до нас, пытались испугать подобным образом своих пророков. Сказали ‘адиты своему пророку Худу (мир ему): «Мы лишь можем сказать, что один из наших богов причинил тебе зло»(Худ, 54). Ибн Кясир в своем тафсире говорит: «Они говорят: «Мы убеждены, что некоторые их наших богов навели на тебя помешательство и слабоумие, потому что ты сам отказался поклоняться им и запрещаешь другим делать это…»[175].