Претензии по поводу толкования аята. Первая претензия:Семейство Посланника Аллаха не ограничивается только Фатимой, Али, Хасаном, Хусейном и девятью остальными имамами
Первая претензия:Семейство Посланника Аллаха не ограничивается только Фатимой, Али, Хасаном, Хусейном и девятью остальными имамами. К его семейству относятся также его жены и другие его родственники.
Ответ: К семье, то есть к близким каждого человека, относятся дети, родители, жены, внуки, ближайшие родственники. Это общечеловеческое понятие и Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) не исключение из этого правила. Его жены, дети, внуки и другие ближайшие родственники являются для него его семьей. С этим никто не спорит. Возможно кто-то думает, что шииты считают иначе, но это не так. Для каждого мужчины его жена и дети бесспорно являются семьей. Но совершенно иначе обстоит дело с выражением «ахль аль-бейт Пророка», которое переводят на русский язык, как семейство Пророка, род Пророка, домочадцы Пророка. В исламской традиции к «ахль аль-бейт Пророка», не в значении традиционной семьи, а в значении непорочного и безгрешного пророческого рода (или семейства), относятся лишь дочь Пророка Фатима и двенадцать имамов. Аят «Очищение», используя выражение «ахль аль-бейт», не подразумевает семью в традиционном общечеловеческом смысле этого слова, в нем идет речь о непорочных руководителях человечества, к которым относятся вышеупомянутые лица.
Сказанное выше отчетливо прослеживается в хадисе, который привели в своих сборниках многие суннитские ученые. После того, как Посланник Аллаха накрыл накидкой Али, Фатиму, Хасана и Хусейна и сказал: «Господи, они мое семейство (ахль аль-бейт). Удали от них скверну и очисти их полностью»,Умм Салама, жена Пророка, спросила: «Я с ними?Являюсь ли я из них?»Пророк ответил ей: «Ты на своем месте и ты в благодати».[259] Когда Умм Салама задавала свой вопрос, она не имела в виду, являюсь ли я твоей женой, частью твоей семьи. Нет, она имела в виду, отношусь ли я к тем лицам, о которых говорится в данном аяте. И Пророк отвечает ей отказом, то есть ты, несмотря на то, что являешься моей женой, не относишься к моему семейству в том значении, которое имеет в виду этот божественный аят. Подобный хадис в 5-ом томе своего «Сунана» приводит Байхаки, где Пророк дает точно такой же ответ другой своей супруге – Аише.
Джалалуддин Суюти в «Джами ас-сагыр» приводит следующий хадис: «Находясь на смертной одре, Пророк обратился к Фатиме, своей дочери: «Первым человеком, который присоединится ко мне из моего семейства (ахль аль-бейт), будешь ты, а первой из жен будет Зейнаб».[260]В этом хадисе Посланник Аллаха еще раз четко проводит различие между своими женами и своим семейством (ахль аль-бейт), потому что жены и все остальные родственники это одно, а ахль аль-бейт (семейство, род, домочадцы Пророка) это совершенно другое. Последних избрал сам Всевышний Аллах для того, чтобы они наставляли человечество к вечному счастью после смерти Посланника Аллаха.
В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Зейда ибн Аркама: «Его спросили: «Относится ли жена к ахль аль-бейт?» Он ответил: «Нет, так как возможно такое, что муж даст ей развод и она вернется к своему отцу».[261]
Никогда не было такого, чтобы кто-то из жен Посланника Аллаха или из его родственников относили себя к ахль аль-бейт – пророческому роду. В истории не зафиксировано ни одного подобного случая, когда они заявляли о своей принадлежности к ахль аль-бейт. И напротив, огромное количество исламских хадисов и исторических фактов свидетельствуют о том, что в течение всей своей жизни Посланник Аллаха и каждый из двенадцати имамов напоминали людям, кто на самом деле является семейством Пророка, и какую роль они играют в Исламе и в жизни каждого мусульманина.
Помимо всего сказанного несостоятельность утверждения о том, что жены относятся к семейству Пророка (ахль аль-бейт), отчетливо видна из внешнего смысла самого аята. Данный аят указывает на непорочность и безгрешность семейства Пророка, на их абсолютную внутреннюю чистоту. Будет ли кто-нибудь утверждать, что жены Пророка являются непорочными и безгрешными? Конечно же нет, ведь они такие же обычные люди, как мы с вами. Поэтому никак невозможно подогнать жен Пророка и других его родственников под смысл аята, который несет в себе весть об абсолютной безгрешности.
Вторая претензия:Если рассмотреть 33-ий аят суры «Сонмы» полностью, то мы увидим, что до и после вышеупомянутого отрывка говорится о женах Посланника Аллаха. Обращение к женам Пророка начинается еще с 28-ого аята. Каким же образом отрывок: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о семейство (Пророка), и очистить вас полностью»может относиться не к женам Пророка, а к другим лицам?
Ответ: Во-первых, как уже было сказано ранее, многочисленные и достоверные хадисы свидетельствуют о том, что данный отрывок 33-ого аята относится не к женам Пророка, а к Али, Фатиме, Хасану, Хусейну и к остальным девяти имамам. На это указывает также тот факт, что в данном отрывке идет речь об абсолютной непорочности и непогрешимости, которые присущи вышеупомянутым лицам, и которые отсутствуют у жен Пророка и у остальных людей.
Во-вторых, начиная с 28-ого аята суры «Сонмы» и заканчивая 34-ым аятом этой суры, обращение к женам Пророка идет во множественном числе женского рода. А в том отрывке, который мы рассматриваем, обращение идет во множественном числе мужского рода. Таким образом, в полном соответствии с грамматикой арабского языка, обращение здесь относится не к женам Посланника Аллаха, а относится к ахль аль-бейт. Следует заметить, что в некоторых суннитских сборниках существуют хадисы, указывающие на то, что к семейству Пророка, о котором говорится в данном отрывке аята, относятся одни лишь жены Пророка и никто другой. Данные хадисы находятся в вопиющем противоречии с внешним смыслом самого аята. Потому что, как уже было сказано, обращение в данном отрывке идет во множественном числе мужского рода, и это обращение никак не может быть отнесено к женам. Принимать эти хадисы за правду можно было бы в том случае, если обращение в рассматриваемом нами аяте использовалось во множественном числе женского рода. Поэтому, говорят шиитские исследователи, все подобные хадисы являются более поздними измышлениями.
В-третьих, в Коране имеются аяты, в которых в основной смысловой текст вставлены фразы, не относящиеся к предыдущей и последующей темам. В качестве примера можно привести данный аят. Или же 3-ий аят суры «Трапеза», в котором рассматривается тема запрещенной пищи, но между предложениями вставлен аят о том, что Ислам в день Гадир Хум стал совершенной религией.
Третья претензия:Если утверждения шиитов верные, и в соответствии с данным аятом имамы из семейства Пророка являются безгрешными и непорочными, так как с них была удалена скверна (риджс), то получается, что с каждого, с кого была удалена скверна, также является непорочным. В 11-ом аяте суры «Добыча» сказано: «Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить c вас скверну сатаны, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы».Согласно комментариям к Корану этот аят был ниспослан перед битвой при Бадре, и в нем говорится о воинах-мусульманах, которых было более трехсот человек. Получается, что если с них удалена скверна, то все они являются непорочными и безгрешными.
Ответ: Для того чтобы ответить на данную критику необходимо вновь обратиться к грамматике арабского языка – языка, на котором ниспослан Священный Коран. Между значением слова «скверна», которое употреблено в 33-ем аяте суры «Сонмы», и словом «скверна», использованном в 11-ом аяте суры «Добыча» существует огромная разница. Ибо в суре «Сонмы» это слово употребляется с арабским артиклем «аль-джинсия», и поэтому слово «скверна» охватывает здесь абсолютно все виды внешней и внутренней скверны, к которым относятся многобожие, нечестие, грех, сомнения, ошибки и так далее. А в суре «Добыча» слово «скверна» используется без этого артикля и означает один лишь определенный вид скверны. Обратившись к толкованиям Корана, несложно узнать, какой именно вид скверны был удален с воинов перед битвой Бадр. В ночь перед битвой Всевышний Аллах послал воинам-мусульманам сон, чтобы те отдохнули и не печалились в бессоннице перед предстоящей битвой. С некоторыми из мусульман во время сна произошла поллюция, и наутро они обнаружили себя в состоянии ритуальной оскверненности. Милостивый Аллах ниспослал с неба воду, дабы воины совершили большое и малое ритуальные омовения, и очистили себя от скверны сатаны. Поэтому в суре «Добыча» не идет речь о непорочности и непогрешимости, в то время как в рассматриваемом нами отрывке 33-его аята суры «Сонмы» они являются основной темой аята.
13. Аят «Обладатели власти»
Аятом «Обладатели власти» называют 59-ый аят суры «Женщины», в котором сказано: «О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас».
Данный аят недвусмысленно приказывает мусульманам повиноваться обладателям власти, коими являются безгрешные имамы из пророческого рода. Эта истина вытекает как из небольшого рассмотрения смысла самого аята, так и из многочисленных хадисов, упомянутых в трудах ученых обоих исламских направлений.
Шиитские богословы говорят, что повиновение бывает двух видов:
1. Абсолютное повиновение.Такое повиновение есть повиновение Аллаху и Его Посланнику, когда верующий следует любому предписанию и приказу повелителя, в данном случае Господа миров. Абсолютное повиновение не допускает сомнений и не оставляет места для малейших проявлений ослушания. Таким образом, абсолютное повиновение это безоговорочное и беспрекословное подчинение.
2. Ограниченное повиновение.Например, подчинение детей своим родителям, жены своему мужу или подчиненного начальству. В этом случае повиновение и подчинение должны соблюдаться до тех пор, пока приказы вышестоящего не противоречат предписаниям Господа. Если, например, родители принуждают своих детей к совершению деяний, противоречащих исламской религии, то они не должны повиноваться родителям.
После этого небольшого вступления необходимо разобрать, какой из двух видов повиновения подразумевается в данном аяте. Абсолютное или ограниченное? Даже беглого взгляда на внешний смысл аята достаточно для того, чтобы понять, что повиновение, упомянутое в данном аяте, является абсолютным. Повиновение обладателям власти соотнесено здесь к повиновению Аллаху и Посланнику, значит, повиновение обладателям власти должно быть точно таким же, как повиновение Аллаху и Посланнику, то есть абсолютным, безоговорочным и беспрекословным. В аяте заключен смысл, что повиновение Аллаху – это повиновение Посланнику и обладателям власти. Повиновение Посланнику – это повиновение Аллаху и обладателям власти. Повиновение обладателям власти – это повиновение Аллаху и Посланнику. Все три структуры безгрешны, безошибочны, и никогда и ни в чем не противоречат друг другу. Никогда двенадцать имамов ни в чем не противоречили предписаниям Аллаха и Посланника Аллаха, ибо они являются хранителями религии и наставниками на истинный путь.
Авторы всех шиитских толкований Корана и многих сборников хадисов указывают на то, что под обладателями власти в данном аяте подразумеваются безгрешные имамы из рода Пророка Ислама. Об этом же говорится в ряде трудов суннитских ученых.
В 1-ом томе толкования Корана Аййаши передается от Имама Бакира (да будет мир с ним), что данный аят был ниспослан в связи с Али и остальными имамами из пророческого рода. В «Аль-Кафи» от Имама Бакира передается следующий хадис: «Всевышний Аллах избрал нас и повелел всем верующим повиноваться нам до судного дня».[262]
В одном из суннитских хадисов сказано, что после ниспослания 59-ого аята суры «Женщины» некоторые из сподвижников спросили Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род): «Мы познали Аллаха и Посланника, но кто является обладателями власти?» Пророк ответил им: «Они мои наместники и руководители мусульман после меня. Первый из них Али ибн Аби Талиб, потом Хасан, потом Хусейн. После него Али ибн Хусейн, затем Мухаммад ибн Али. Затем Джафар ибн Мухаммад, Муса ибн Джафар, Али ибн Муса, Мухаммад ибн Али, Али ибн Мухаммад, Хасан ибн Али. После него Махди, тот, имя которого подобно моему имени. Воистину, двенадцатый из моего рода будет сокрыт. Он будет пребывать в сокрытии до тех пор, пока не наступит время, когда от Ислама не останется ничего, кроме названия, и от Корана ничего, кроме названия. В это время Всевышний и Всеблагой Аллах разрешит ему выйти из сокрытия, и посредством него оживит Ислам».[263]
Имам Хасан (да будет мир с ним) говорил в своей проповеди: «Повинуйтесь нам, ибо повиновение нам обязательно, оно является повиновением Аллаху и Его Посланнику. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас».[264]
Хаким Хаскани, суннитский ученый, передает следующий хадис: «Пророк сказал: «Моими наместниками являются те, повиновение которым обязательно так же, как повиновение Аллаху и мне. Аллах сказал об этом: «О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас». Затем Пророк обратился к Али: «Ты являешься первым из них».[265]
Имам Рида (да будет мир с ним), комментируя данный аят, сказал: «Обладатели власти – это потомки Али и Фатимы».[266]