О, Аллах! Я прошу у Тебя полезных знаний, благого пропитания и принятых дел».

Эта благодатная мольба идеально подходит именно для того времени, в которое произносил её Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, то есть, в самом начале дня. День – это время деяний, и в этот день у мусульманина может быть только три цели, и нет четвертой: (получить) полезные знания, (добыть) благое пропитание и (совершить) деяния, которые будут приняты. Поэтому будет правильным, если ты свой день начнешь с этой мольбы, сразу после утренней молитвы прочитав: «О, Аллах! Я прошу у Тебя полезных знаний, благого пропитания и принятых дел», а потом начинаешь свой день, уже попросившим у Аллаха помощи и содействия в том, чтобы получить знания, усердствовать в деяниях и добыть пропитание.

Десятое: порицание того, кто не беспокоится о совершении дел

От предшественников, да помилует их Аллах, передаётся огромное множество высказываний с порицанием тех, кто не заботится и не проявляет внимания к делам. Из них: сказал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Знание, согласно которому не поступают подобно кладу, из которого не расходуют на пути Всемогущего и Великого Аллаха»[41].

Был спрошен имам Ахмад о человеке, который записывает хадисы, добавляя всё больше и больше, и он сказал: «Необходимо также, чтобы он совершал деяния (в соответствии с ними) по мере записывания и поиска» Затем имам сказал: «Пути знания подобны путям имущества: когда имущество увеличивается – увеличивается и размер закята с него»[42].

Сказал аль-Хатыб в вышеупомянутой книге (с.20): «Так же как не принесет пользы имущество, кроме как при расходовании с него – не принесет пользы и знание, кроме как при совершении дел в соответствии с ним и соблюдении его обязательных требований. Так пусть же взглянет человек на свою душу и использует её время, ведь, поистине, жить осталось мало, отправление (в вечную жизнь) – близко, путь – опасен, обольщение – одолевает, риск (оказаться в убытке) – велик, требующий отчета – видящий, Аллах, Пречист Он – в засаде (всегда наблюдает за всеми делами Своих рабов), к Нему — возвращение и прибытие:

﴿ فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ ۝ وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ ﴾

«…и кто (в своей жизни) совершил благое (дело) (даже хоть) на вес пылинки, увидит его (в книге своих дел записанным, и возрадуется этому), и кто (в своей жизни) сделал плохое (дело) (даже хоть) на вес пылинки, увидит его» (аз-Зальзаля, 7-8)».

Сказал аль-Хасан аль-Басри, да одарит его Аллах Своей милостью: «Был ниспослан Коран, чтобы совершали деяния в соответствии с ним, а люди сделали деянием его чтение».

Упомянул эти слова Ибн аль-Джаузи в своей книге «Тальбису иблис» (с.137) и сказал: «Т.е. они ограничились лишь его чтением и оставили совершение дел в соответствии с ним».

Сказал человек Ибрахиму ибн Адхаму: «Сказал Аллах, Пречист Он:

﴿ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ ﴾

«Зовите Меня [обращайтесь с мольбой ко Мне], (и) Я отвечу вам [дам то, что вы просите]» (Гъафир, 60) так почему же мы взываем, но не получаем ответа?” Ответил ему Ибрахим: “По причине пяти вещей”. Он спросил: “Каких же?” Ответил (Ибрахим): “Вы узнали об Аллахе, но не отдали Ему Его право, и вы читали Коран, но не стали действовать согласно тому, что есть в нём, и вы сказали: «Мы любим посланника, да благословит его Аллах и приветствует», но оставили его сунну, и вы сказали: «Мы проклинаем[43] иблиса», но подчинились ему, и пятое: вы занялись недостатками людей, а собственными недостатками заниматься не стали”»[44].

Сказал Суфйан ас-Саури: «Да одарит Аллах милостью Абу Хазима[45], сказавшего: “Довольны сегодня люди знанием, оставив деяния”»[46].

Сказал Малик ибн Динар: «Поистине, если раб приобретает знание для совершения деяний, то это усмиряет, успокаивает его, а если приобретает для чего-то иного, то оно добавляет ему распутства или гордости»[47].

Сказал ‘Абду-Ллах ибн аль-Му’таззи: «Знание без дел подобно дереву без плодов».

Также он сказал: «Знание лицемера (аль-мунафикъ) проявляется (лишь) в его словах, а знание верующего (аль-Муъмин) проявляется на его делах».

Сказал Ма’руф аль-Курхи: «Если Аллах желает рабу блага, то открывает для него врата деяний и зарывает для него врата споров, а если же Аллах желает для раба зла, то открывает для него врата споров и закрывает врата деяний».

Услышав некоторых людей, занимающихся спорами, аль-Хасан сказал: «Это народ, которому наскучило поклонение, стало легким для них слово, уменьшилась их набожность и они стали препираться»[48].

Сказал Бишр ибн-уль-Харис: «Знание – благо для того, кто действует по нему, а тому, кто не совершает деяний в соответствии с ним, оно обернется вредом».

Сказал Суфйан ибн ‘Уйайна: «Если знание не приносит пользы, то вредит тебе».

Сказал аль-Хатыб: «Т.е. если оно не приносит пользы человеку тем, что он совершает дела в соответствии с ним, то оно принесет ему вред тем, что станет доводом против него»[49].

И из того прекрасного, что передается на эту тему – слова Суфйана, да одарит его Аллах Своей милостью. Спросили его: «Что тебе больше нравится: приобретение знаний или совершение деяний?» Он ответил: «Поистине, знания нужны для совершения деяний, так не оставляй же знания из-за деяний, и не оставляй совершение деяний из-за приобретения знаний»[50].

И я завершу нашу тему великим, красноречивым и полезным наставлением, оставляющим (в сердце) след, которое написал аль-Хатыб аль-Багъдади, да одарит его Аллах Своей милостью, в книге «Икътида-уль-‘Ильм-иль-‘Амаль» (с.18).

Говорит он, да одарит его Аллах Своей милостью: «Поистине, я заповедую тебе, о, требующий знания, (иметь) искреннее намерение при приобретении знаний. Заставляй свою душу совершать то, чего они от тебя требуют. Воистину, знания – это дерево, а деяния – плоды. Не считается знающим (áлим) тот, кто не совершает деяний на основе своих знаний. Не привыкай делать что-то, пока ты отчужден от знаний и (также) не привыкай изучать что-то до тех пор, пока ты не воплотишь знание на практике. Объединяй между ними двумя, даже если твоя доля в них мала. Нет никого слабее ученого, которого люди оставили из-за испорченности его пути, и (нет никого слабее) невежды, которого люди избрали (для себя примером) вместе с его невежеством, обольстившись его поклонением. Лучший исход обретет тот, кто взял немного из этого, и немного из того, если Аллах окажет ему такую милость и одарит Своего раба таким благом.

А что касается распущенности и пренебрежительности, любви к медлительности и постоянному отдыху, предпочтения безделья и покоя, склонности к безмятежности и изобилию (мирского) – то все это приводит к печальным последствиям. Конец подобного будет плохим. Знание постигается для того, чтобы воплотить его в делах подобно тому, как дела совершаются для того, чтобы обрести спасение. Если в делах не воплощается знание, оно превращается для обладателя знания в тяжелую ношу. Упаси нас Аллах от знания, которое может превратиться в бремя, стать причиной унижения и железными оковами на шее своего обладателя». Закончились слова аль-Хатыба аль-Багъдади, да одарит его Аллах Своей милостью.

На этом завершим наш разговор на эту тему. Просим Всемогущего и Великого Аллаха, чтобы он сделал то, что мы услышали, доводом за нас, а не против нас. Да принесет Аллах нам пользу посредством того, чему мы обучились, и научит нас тому, что принесет нам пользу. Да прибавит Он нам знаний и исправит для нас все наши деяния.

Пречист Ты, о, Аллах! Я свидетельствую, что нет истинного бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе покаяние.

Да благословит Аллах, приветствует и облагодетельствует раба Аллаха и Его Посланника, нашего Пророка Мухаммада, а также его род и всех сподвижников.

[1] Среди передатчиков хадиса есть неназванный (мубхам), однако, у этого хадиса есть другая поддерживающая версия, переданная от Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, в книге «ад-Ду’а» ат-Табарани (670). Исходя из этого, назвал хадис хорошим аль-Хафиз ибн Хаджар в «Натаидж-уль-Афкар» (2/315), а аль-Альбани назвал достоверным в «Сахих Ибн Маджах».

[2] Ахмад (5/196), Абу Дауд (3641), Ат-Тирмизи (2682), Ибн Маджах (223), Ибн Хиббан (88). Сказал аль-Альбани в «Сахих-ут-Таргъиб уа-т-Тархиб» (1/17): «Хадис хороший в силу существования других подкрепляющих (ли-гъайрих)».

[3] Аль-Альбани в «Сахих-ут-Таргъиб» (83) назвал сообщение хорошим.

[4] Аль-Бухари (71, 3116, 7312) Муслим (1037) от Му’ауии, да будет доволен им Аллах.

[5] «Мифтаху Дар-ис-Са’ада» (1/65).

[6] Ат-Тирмизи (2417) сказав, что это хороший, достоверный хадис. [В другой версии сказано: «…о пяти (вещах): (1) о его жизни, как он её провёл; (2) о его молодости, как он её использовал; о его имуществе, (3) как он его приобретал и (4) на что расходовал; (5) и что он делал из того, что он знал!» См.: ат-Тирмизи (2416), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (1874), Абу Йа’ля (2/254). Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См.: «Сахих-ут-Таргъиб ва-т-Тархиб» (128), «ас-Сильсилят-ус-Сахиха» (946)] – Здесь и далее в квадратных скобках комментарии переводчика.

[7] Абу-д-Дарду звали ‘Уваймир ибн Зайд ибн Къайс аль-Ансари. См.: «ас-Сияр» (2/335).

[8] Это сообщение передал аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (1852). Шейх аль-Альбани назвал сообщение достоверным в силу существования других, подкрепляющих его сообщений. См. «Сахих-ут-Таргъиб уа-т-Тархиб» (129).

[9] [См.: «Мадаридж-ус-Саликин»]

[10] Привел имам аль-Бухари в своём «ас-Сахихе» (1/110 — вместе с «аль-Фатх») в форме «му’аллякъ» в главе: «Страх верующего того, что его деяния станут тщетными, а он даже не почувствует этого».

[11] Ат-Тирмизи (3175). [Также его передали: Ахмад (6/159 и 205), Ибн Джарир (18/26), аль-Багъауи в своём тафсире (6/25), аль-Хаким (2/393-394), назвав иснад достоверным. Аз-Захаби согласился с ним в этом. Аль-Альбани назвал достоверным. См.: «ас-Сильсилят-ус-Сахиха» (1/255)].

[12] Привёл Ибн Аби Хатим в своём тафсире (1/233). См.: «Тафсир Ибн Касир» (1/253-254).

[13] Аль-Бухари (3267), Муслим (2989).

[14] Ахмад (3/120), Шейх аль-Альбани назвал достоверным. См.: «Ас-Сахиха» (291). [Этот хадис также приводят Абу Йа’ля (4069), Ибн Хиббан (52) и др. Имам аль-Багъауи в «Шарх-ус-Сунна» назвал хадис хорошим.]

[15] Передал имам Ахмад в книге «аз-Зухд» (1358).

[16] См.: «Маджму’-уль-Фатауа» (14/307).

[17] Аль-Бухари (5673), Муслим (2816). [Полная версия, приводимая имамом аль-Бухари, звучит так: Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Никого не спасут дела его». (Люди) спросили: «И даже тебя, о, посланник Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «И даже меня, если только Аллах не окажет мне (Свою) милость (, а поэтому) придерживайтесь правильного (т.е. умеренности в делах), и приближайтесь (проявляя постоянство в делах), и (занимайтесь делами поклонения) утром, вечером и (некоторое время) ночью (незадолго о рассвета) — так мало-помалу вы достигнете (цели)»].

[18] [Сыффин − селение в Ираке, где в 657 г. произошло известное сражение]

[19] Аль-Бухари (5362), Муслим (2727).

[20] Муслим (722).

[21] Аль-Бухари (1178).

[22] ‘Умар ибн Абу Саляма был сыном жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах.

[23] Аль-Бухари (5376), Муслим (2022).

[24] [Аят № 255 из суры № 2 «аль-Бакъара»]

[25] [Этот хадис передали ан-Насаи в «‘Амал-юль-Йауми ва-ль-Лейля» (100), ат-Табарани в «Му’джам-уль-Кабир» (7532) и «Му’джам аль-Аусат» (8068) и Ибн Хиббан (2/261). Хафизы аль-Мунзири, ад-Димьяты, ас-Суюты и шейх Ахмад Шакир подтвердили достоверность хадиса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См.: «Сахих-уль-Джами’-ус-сагъир» (6464), «Сахих-ут-Таргъиб ва-т-Тархиб» (1595).]

[26] См.: «Зад-уль-Ма’ад» (1/285).

[27] [В этом сборнике более двадцати восьми тысяч хадисов]

[28] [См.: «Ас-Сийар» (11/213), Ибн аль-Джаузи в «Манакъиб-уль-имам Ахмад» (с.232)]

[29] Аль-Бухари (6647), Муслим (1646).

[30] Аль-Бухари (4617), Муслим (1980).

[31] Муслим (2090).

[32] Привел Ибн ‘Асакир в «Замм ман лям йа’маль би ‘ильмих» (с.38).

[33] Передал Ибн ‘Абдуль-Барр в «Джами’ байан-иль-‘Ильм» (1/709).

[34] Передал аль-Хатыб в «Аль-Икътида» (16, 17).

[35] Передал аль-Хатыб в «Аль-Икътида» (97).

[36] См.: «Джами’ байан-иль-‘Ильм» (1236).

[37] Передали ат-Табарани в «Аль-Му’джам-уль-Кабир» (12/271), Ибн Хузайма (1405), Ибн Хиббан (2099). [См. также: «Сахих-ут-Таргъиб уа-т-тархиб» (417)].

[38] Аль-Бухари (657), Муслим (651).

[39] Передал его Абу Ну’айм в «Аль-Хилья», а аль-Альбани, да одарит его Аллах Своей милостью, посчитал достоверным его цепочку передатчиков (иснад). См.: «Хильйат-уль-Аулийаъ» (7/207), «ас-Сильсилят-ус-Сахиха» (1566).

[40] [Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во время утренней молитвы в пятницу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно читал “Алиф. Лям. Мим. Ниспослание…” (Сура № 32 «ас-Саджда») и “Прошёл ли для человека…” (Сура № 76 «аль-Инсан»)» См.: аль-Бухари (891)]

[41] Передал аль-Хатыб в «аль-Икътида» (12). Сказал аль-Альбани: «Его цепочка передатчиков (иснад) – маукъуф (т.е. доходит до сподвижника) и в ней нет проблем (ля баъса бих)».

[42] Там же (с.148).

[43] [Аллах проклял Иблиса и мусульмане должны быть убеждены в том, что он — проклятый, однако, мы не занимаемся руганью, поношением и произнесением проклятий в его адрес, т.к. всё это не приносит пользы, а, наоборот, радует шайтана и помогает ему в одолении человека. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не ругайте шайтана, а прибегайте к Аллаху за защитой от его зла». аль-Мухлис (9/196) ад-Дайлями (4/148), Тамам в «аль-Фауаид» (1/122). Аль-Альбани назвал достоверным. См.: «ас-Сильсилят-ус-Сахиха» (2422). Необходимо, как указал на это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для избавления от шайтана и его наущений либо помянуть Аллаха, либо сказать: «би-сми-Ллях», либо обратиться к Нему за защитой от побиваемого. Это будет полезнее для человека и ненавистнее для шайтана. См.: «Зад-уль-Ма’ад» (2/355)]

[44] См.: «Джами’ байан-иль-‘Ильм» (1220).

[45] Это Саляма ибн Динар аль-А’радж, который был усердно поклоняющимся (‘Абид) и достойным доверия (ас-Сикъа).

[46] Передал имам Ахмад в «аль-‘Иляль» (2659).

[47] Передал аль-Хатыб в «аль-Икътида» (31, 32, 33). Сказал аль-Альбани: «Его цепочка передатчиков (иснад) – маукъуф (т.е. доходит до сподвижника) и в ней нет проблем (ля баъса бих)».

[48] См.: «Фадлю ‘ильми-с-саляф» (стр.37).

[49] Все эти сообщения приводятся в книге аль-Хатыба «Икътида-уль-‘Ильм-иль-‘Амаль».

[50] Передал Абу Ну’айм в «аль-Хильйа» (7/12).

Наши рекомендации