Покажи нам аллаха воочию».
Что хотят те придирчиво относящиеся?
Они хотят увидеть Аллаха, представшего перед ними, своими глазами прямо сейчас. Смогут ли глаза, обладающие ограниченным диапазоном обзора, слабые и немощные увидеть Аллаха воочию? Давайте посмотрим и изучим способность глаза, с чем неверующие увязывают веру увидеть Аллаха воочию. Способен ли глаз разглядеть воздух, с которым соприкасается, и который простирается на многие сотни километров?
Видит ли глаз земное притяжение, которое притягивает к себе все тела?
Способен ли он действительно его увидеть?
Ответ: Нет… нет.
Способен ли глаз разглядеть радиоволны, которые в настоящее время распространяют радиостанции мира, станции беспроволочной связи и телевизионные станции? Так способен ли он разглядеть их?
Ответ: Нет… нет.
Видит ли глаз душу, которая живет в живых и, тем самым, он делает различие между живым и мертвым? Видит ли глаз разум, проводя различие между безумцем и разумным? Способен ли он увидеть это?
Ответ: Нет… нет.
Сможет ли глаз увидеть силы, посредством которых магнит притягивает кусочек железа?
Ответ: Нет… нет.
Сможет ли глаз переносить близкий свет, который направляется на него прожектором или мощной лампой?
Ответ: ...Он не сможет выносить сильного света.
Таким образом, глаз не может видеть множества предметов, расположенных близко к нему, и не воспринимает сильного света, расположенного рядом с ним.
Сможет ли глаз, обладающий ограниченными возможностями, постигнуть предметы, расположенные далеко от него, и переносить сильный свет, находящийся далеко? Давайте проверим!
Может ли правый глаз видеть левый глаз?
Ответ: Нет… нет.
Может ли глаз увидеть все континенты планеты?
Ответ: Нет… нет.
Может ли глаз разглядеть все звезды на небосводе?
Ответ: Нет… нет. Глаз видит лишь немногое. Если на землю падает лунный свет, глаз видит лишь минимум его свечения.
Сказал Всевышний: {Возведи взор в другой раз: опустится взор твой, утомившись и померкнув.}
Сможет ли глаз наблюдать за солнечным диском после полудня?
Ответ: Нет… нет.
Таким образом, глаз человека имеет ограниченные возможности, он не может видеть далеко расположенные от него объекты и детально воспринимать сильные источники света. Он также не может выделять и следить за прекрасными вещами, находящимися поблизости…
Могут ли глаза при их ограниченности видеть Аллаха?
Попробуем разобраться в этом:
Расстояние между нами и солнцем приблизительно 93 миллиона миль. Свет покрывает его за 8 минут, так как скорость света составляет 300000 км в секунду. Свет от ближайшей к нам звезды (не планеты!) достигает земли за период, равный почти 4 годам и пяти месяцам.
Есть звезды, свет от которых доходит до нас за сто лет, от некоторых это время может составить тысячу и миллионы лет, хотя, как уже говорилось, в секунду он проходит 300000 км. Где же расположены эти звезды?
Прочитайте со мной слова Аллаха Великого Всемогущего:
﴿ ﴾
{И клянусь Я местами заката звёзд, ^ а это, поистине, великая клятва, если бы вы только знали!} [114]
Ознакомившись с этим, вам становится понятно, что местонахождение этих звезд, действительно, колоссально далеко.
Эти звезды служат украшением низших небес. Всевышний сказал:
﴿ ﴾
{И Мы украсили нижнее небо светильниками и сделали их средством для поражения шайтанов…}[115]
За этим украшением следуют низшие небеса и её величина, а между ними и вторыми небесами – пространство пустоты. Далее следуют третьи, четвертые, пятые, шестые и седьмые небеса, а за ними кресло Всемилостивого, который над семью небесами.
Семь небес по отношению к креслу подобны семи дирхемам на щите, как об этом сказано в хадисе. Затем следует великий трон, который величественней, чем кресло. Семь небес и кресло по отношению к трону подобны ожерелью, оказавшемуся в пустыне, как об этом сообщается в благородном хадисе.
Чего хотят неверующие?
Они оговаривают принятие ими веры тем, что им нужно увидеть Аллаха, который располагается на своем троне, глазами, которые не могут видеть даже места рядом, не могут видеть звезды на небосводе, не могут охватить воздух, который окружает нас со всех сторон.
Неверующие хотят увидеть свет, исходящий от Аллаха, но их глаза не способны выносить даже солнечный свет.
﴿ ... ﴾
{Аллах – свет небес и земли…} [116] Нам рассказывали о попытке Моисея, мир ему и молитва, которого вынудил его народ
﴿… … ﴾
{…и говорили: «Покажи нам Аллаха воочию!»} [117] И когда он спросил Господа о том, может ли он видеть его, то Господь, хвала ему, ответил, что он не сможет видеть его. Он оказался перед необходимостью практического опыта для того, чтобы представить доказательства существования Бога для обратившихся к нему с вопросом. Он сказал:
﴿ ﴾
{И когда Муса пришёл к назначенному Нами сроку, и заговорил с ним его Господь, (Муса) сказал: «Господь мой! Покажи мне Себя, чтобы мог я на Тебя посмотреть». (Аллах) сказал: «Ты никак не (можешь) увидеть Меня, но взгляни на гору, и если устоит она на своём месте, тогда ты увидишь Меня». Представ перед горой в полном блеске, Господь его обратил её в прах, а Муса пал, будто поражённый громом, когда же он пришёл в себя, то сказал: «Слава Тебе! Я приношу Тебе покаяние и я – первый из уверовавших!»} [118]
Таким образом, мы видим гору, которая не смогла вынести следов присутствия Аллаха на ней. Как же могут требовать неверные, чтобы своими глазами увидеть Аллаха, не вынося, в то же время, свет прожектора или созерцания солнца непосредственно.
Все это упрямство и невежество… и высокомерие в душах над истиной. Неужели они так и не поняли, что их зрение немощное и слабое, и что они не могут обуславливать свою веру и доверие многими свидетельствами, связанными со своим зрением.
Каждый день преподаватели рассказывают своим студентам о многих вещах, которые те никогда не видели, но они принимают их на веру… Подобное наблюдается и с врачами, инженерами, специалистами других отраслей. Неверующие доверяют тому, что они говорят, не оговаривая этого необходимостью собственного взгляда и наблюдения.
Возможно, для того, чтобы проследить, чему верят неверующие, возьмем пример теплоты. Теплота и ее частицы не видны, однако они могут растопить лед. Сомнений же в этом не возникает. Объяснение этому кроется в том, что мы знакомимся с результатом воздействия тепла на лед, он – расплавился.
Радиоволны создают звук, который мы слышим в радиоприемнике. Человек неверующий не смог охватить зрением ни эфирного пространства, ни радиоволны, однако он сталкивается со следствием воздействия каждого. Он поверил в их существование, ведь этого ему достаточно и для того, чтобы поверить в Бога. И так происходит всегда, когда он познает новые истины.
1. Познание соответствующих истин происходит через тех, к кому питают полное доверие, а они – посланники, да будут с ними молитвы Аллаха и мир. Тот последний из них, кем Аллах завершил посланнические миссии, был Мухаммад, да благословит Аллах его, его род, и да приветствует, – после того, как он подтвердил доказательствами свою миссию и представил аргументы своего пророчества.
2. Следы деятельности Создателя увидятся в созданиях его, которые наполняют землю и небеса. Не может быть так, чтобы мудрость, проявляющаяся во всем бытии не имела своего Мудрейшего, создавшего ее, нет знания без Всеведущего, нет опыта без Сведующего, нет чудесных образов без Создателя чудесных образов… Но из-за упрямства, невежества и высокомерия ﴿ ... ﴾
{Они, по своему злочестию и высокомерию, отрицали их, тогда как в душе своей считали их достоверными.}[119]
О подобных им Аллах говорит:
﴿ ﴾
{Так заставили Мы (неверие) проникнуть в сердца грешных. ^ Не уверуют они, пока не увидят мучительное наказание».} [120]
Предложения и условия
Существует группа упрямцев из числа неверующих, которые не рассматривали доказательства, представленные Аллахом поклоняющимся ему, содержащиеся в его созданиях. И он послал для этого своих посланников. Но упрямцы не только не двигались по верному пути, но и высокомерно обращались с тем, кто их создал из презренной воды.
Они стали считать, что они достигли сами по себе такого уровня, что смогли предлагать Аллаху представить определенные доказательства. Причем они должны были приниматься ими. Они стали выступать с предложениями и оговаривать условиями свою веру. И если бы Аллах ответил на эти условия, то они бы усилили свои претензии. В этом случае земной и небесный порядок пришел бы в негодность, поскольку выдвинутые условия заставили бы Аллаха поменять ночь на день. Другой бы из тех, кто предъявляет претензии, выдвинул условие сделать из женщин мужчин, а третий потребовал бы от Аллаха устранить его соперника и поженить его то на одной, то на другой. Некто предлагает Аллаху сделать из земли небеса, а еще один просит, чтобы Господь возвел его в пророки, и правда у Аллаха, который говорил:
﴿ ﴾
{А если бы истина соответствовала их желаниям, пришли бы в негодность небеса, земля и их (обитатели).} [121]
Аллаха, хвала ему, невежды не заставят ошибиться. Он представил для людей доказательства, дал разъяснения и аргументы. Он наделил людей слухом, зрением и разумом, которые приносят правоверным пользу. Неверующие невежды страстно хотят создать неприятности, и любое доказательство оставляется ими для Господа.
Сказал Всевышний:
﴿ ﴾
{А доводы спорящих о (религии) Аллаха после того, как Ему был дан ответ[122], окажутся неубедительными пред Господом их, и (обрушится) на них гнев (Аллаха), и (уготовано) им суровое наказание».} [123]
Несколько образов для предлагающих и ставящих условия. Так их описывает для нас Благородный Коран.
Евреи сказали Моисею:
﴿ ﴾
{И (вспомните, как) сказали вы: «О Муса, мы ни за что не поверим тебе, пока не увидим Аллаха воочию!» И поразила вас молния, когда вы смотрели. ^ Потом Мы воскресили вас после того, как вы умерли, чтобы вы стали благодарить.} [124]
Неверующие члены племени Курейш обратились к посланнику Аллаха, :
﴿ ﴾
{И они говорят: «Мы ни за что не уверуем в тебя, пока не заставишь ты воду забить для нас из земли; ^ или пока не будет у тебя сада с пальмами и виноградом, и не заставишь ты течь среди (этого сада полноводные) реки; ^ или пока не заставишь ты небо обрушиваться на нас кусками, как утверждал ты; или пока не приведёшь ты Аллаха и ангелов, ( чтобы могли мы увидеть их) пред (собой); ^ или пока не будет у тебя дома, украшенного золотом; или пока не поднимешься ты к небу, но и (после этого) ни за что не поверим мы в твоё вознесение, пока не ниспошлёшь ты нам Писание, которое мы стали бы читать!» Скажи: «Преславен Аллах, Господь мой! Разве не являюсь я только человеком и посланником?»}[125]
Одни евреи Медины советовали другим выдвинуть одно из условий.
﴿ … ﴾
{И некоторые из людей Писания говорят: «Веруйте в то, что ниспослано тем, кто уверовал, утром, и отвергайте это в конце дня, чтобы отреклись они. ^ И верьте только тому, кто следует вашей религии». Скажи: «Правильным является только руковод-ство Аллаха».} [126]
Зависть и распутство подтолкнули иудеев к отрицанию доказательств, которые представил Аллах в руках посланника, который не был иудеем. И эта группа людей, несмотря на изменения времени и места, занимает определенную позицию в отношении посланников Аллаха.
﴿ ﴾
{И таким же образом поместили Мы в каждом селении грешников предводителями, чтобы они ухищрялись в них, однако ухищряются они только против самих себя, не чувствуя этого. ^ Когда же приходит к ним знамение, они говорят: «Мы не уверуем, пока не будет даровано нам то же, что было даровано посланнику Аллаха!» Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание. Постигнет тех, кто грешил, унижение пред Аллахом и мучительное наказание за то, в чём они ухищрялись. ^ Кого Аллах пожелает вести правильным путём, облегчает Он для сердца его принятие ислама, а кого желает сбить с пути, тому сдавливает и сжимает грудь[127], будто поднимается он на небо. Так Аллах подвергает наказанию тех, кто не верует.} [128]
И эти вожди греховности всегда и везде сеют подозрения для того, чтобы обманом отвлечь людей от правильного пути их Господа. Они обставляют условиями, которые свидетельствуют об их высокомерии в отношении истины. И вдруг они начинают требовать, чтобы к каждому из них относились так, как относился Аллах к своему пророку и посланнику
﴿... ... ﴾
{Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание.} [129]
Этим высокомерным – позор и пренебрежение. Что касается тех, кого Аллах поставил на истинный путь, и кто возлюбил истину, то Аллах открыл его сердце и освободил его для познания Ислама и одарил его знанием. А если Аллах узнал, что кто-либо не поверил и не встал на верный путь, для того он распахнул двери блужданий, как это подтверждено Аллахом Всевышним: ﴿ ﴾
{А тем, которые встали на прямой путь, Он добавил (Своих) наставлений и даровал им их благочестие.}[130] И сказал Всевышний: ﴿… ﴾
{А когда отклонились они (от прямого пути), Аллах отвратил сердца их, а Аллах не выводит на правильный путь людей нечестивых.} [131]
Свидетельство заблуждения – бегство из сообщества Ислама, неприязнь, которую испытывает человек, когда к нему обращаются с наставлением и напоминанием о вере Аллаха. Усиливается стеснение в его груди, пока не достигнет критического положения. Его неприязнь к Исламу уподобится дыханию тех, кто летит в небеса на своих самолетах, и чем выше они поднимаются, тем труднее им становится дышать. Они находят для себя один выход – использовать аппараты, позволяющие облегчить выход из этого сложного положения. Не является ли самым достоверным доказательством Аллаха этот пример и те, которые он представляет.
Тот, кто хочет верного пути, раскроет грудь для Ислама и будет вести поиск подтверждения веры. Он предостережет себя от сомнений живущих в грехе и высокомерии. Ему следует искать движущихся по пути веры для того, чтобы они стали его попутчиками и чтобы они все вместе достигли конца этого верного пути. И вот они оказались перед раем
﴿ ﴾
{…раю, равному по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных.} [132]
Те, кто хочет достичь рая, должны пойти по пути веры. Ступайте по нему…
Вам нужно, чтобы вы дружили с верующими, ибо они послужат помощью вам на пути вашем. Они предостерегут от того, чтобы не попасть на путь движения к огню, и от тех, кто избрали для себя путь в ад. Вы будете среди раскаивающихся.
﴿ ﴾
{В тот День, когда станет кусать (себе) руки несправедливый, восклицая: «О если бы избрал я путь вместе с посланником! ^ О горе мне! О если бы не брал я себе в друзья такого-то! ^ Он увёл меня от Поминания[133] после того, как оно пришло ко мне!» Шайтан (всегда) оставляет человека без помощи.}[134]
Это путь веры… Путь науки и познания… Это возможность заработать высшие ступени в раю.
﴿ ﴾
{Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, кто уверовал, и кому даровано знание…}[135]
Хвала Аллаху - Господину миров.
Содержание
кто привел тебя в этот мир - 3 -
кому мы принадлежим - 6 -
почему он создал нас - 8 -
пропавшие ли мы - 11 -
что ожидать в области забвения - 18 -
свет, развеивающий тьму - 22 -
луч, который ведет за собой ученых - 28 -
приближение дня страшного суда - 32 -
жизнь и ее суть - 34 -
область потусторонней жизни - 35 -
вера, как способ действия для достижения победы и спасения - 37 -
знание – путь веры - 38 -
опасность подражания в вере - 39 -
вера – путь счастья - 41 -
цивилизация в тупике (и нет иного выхода из него, кроме как через веру) - 42 -
тот, кто все дал, создал и наставил на верный путь - 47 -
путь веры - 50 -
знай, что нет бога, кроме аллаха - 52 -
те, кто как животные, но ведь они пребывают в заблуждении Ошибка! Закладка не определена.
Засвидетельствовали Аллах, а также ангелы и обладающие знанием, что нет бога, кроме Него, Вершителя справедливости - 59 -
«разъясним знамения для людей думающих» - 62 -
практические шаги - 83 -
вера увеличивается поклонением - 86 -
злостность неверующих - 86 -
предложения и условия - 93 -
[1] ‘‘Румы”, 20.
[2] Это значит: что обмануло тебя настолько, что ты позволяешь себе не подчиняться Ему?
[3] То есть, придал тебе наилучшую форму.
[4] “Раскалывание”, 6 – 8.
[5] То есть, без участия Творца.
[6] То есть, или сами они создали себя?
[7] ‘‘Гора’’, 25.
[8] ‘‘Румы’’, 54.
[9] ‘‘Преграды’’, 194.
[10] ‘‘Преграды’’, 54.
[11] ‘‘Мухаммад’’, 12.
[12] ‘‘Ночное путешествие’’, 70.
[13] ‘‘Худ’’, 118 - 119.
[14] ‘‘Толпы’’, 7.
[15] ‘‘Худ’’, 118 - 119.
[16] ‘‘Пчёлы’’ 64.
[17] ‘‘Заря’’, 27 - 30.
[18] ‘‘Украшения’’, 69 - 71.
[19] ‘‘Женщины’’, 78.
[20] Имеется в виду, что умирающий осознает истинность того, о чём говорили все пророки.
[21] ‘‘Каф’’, 19.
[22] ‘‘Аль-Джум‘а’’, 8.
[23] ‘‘Землетрясение’’, 1 - 4.
[24] То есть, предопределил судьбы всего и указал людям верный и неверный путь.
[25] ‘‘Высочайший’’, 2 - 3.
[26] ‘‘Та ха’’, 50.
[27] ‘‘Трапеза’’, 15 - 16.
[28] ‘‘Создатель’’, 24.
[29] ‘‘Женщины’’, 165.
[30] ‘‘Муравьи’’, 84.
[31] ‘‘Саба’’, 6.
[32] То есть, после того, как люди подчинились велению Аллаха и признали Его религию.
[33] ‘‘Совет’’, 16.
[34] Уильям Фридрих Вильгельм (1738-1822 гг.) – английский ученый-астроном, основоположник звездной астрономии, построил первую модель Галактики, открыл Уран (1781г.).
[35] Вюрц Шарль Адольф (1817-1884 гг.) – французский химик-органик. Синтезировал многие органические соединения, гликоли, аминокислоты и т.п.
[36] См. Книгу " Посланник ", , Саида Хауи, "Таухид для школ ", книгу " Научные взгляды в Коране ".
[37] См. книгу «Почему мы приняли ислам», а также книгу «Мужчины и женщины, принимайте ислам».
[38] В комментариях указывается, что здесь подразумеваются опередившие других по рождению и смерти и отставшие; опередившие других в принятии ислама и отставшие. Известны и другие толкования.
[39] ‘‘Аль-Хиджр’’, 23 - 25.
[40] ‘‘Скот’’, 94.
[41] Речь идёт о тех, кто хранит память о своих грехах и не забывает приносить за них покаяние.
[42] ‘‘Каф’’, 31 - 35.
[43] Под увещевателем подразумевается либо пророк, , либо седина.
[44] ‘‘Создатель’’, 36 - 37.
[45] То есть, в наступлении Дня воскрсения.
[46] ‘‘Коленопреклонённые’’, 32.
[47] ‘‘Мухаммад’’, 19.
[48] ‘‘Гром’’, 19.
[49] Здесь имеются в виду арабы-многобожники, иудеи или люди вообще.
[50] ‘‘Корова’’, 170.
[51] ‘‘Гром’’, 19.
[52] ‘‘Хаджж’’, 11.
[53] ‘‘Трапеза’’, 116.
[54] Он принес с собой это законодательство от Господа своего. Представляется невозможным, чтобы не обладавший грамотностью человек в ту эпоху смог изложить законодательство, которое превосходит все прочие, как заявил сам же Штирль.
[55] ‘‘Семейство ‘Имрана’’, 193.
[56] ‘‘Гром’’, 4.
[57] ‘‘Свет’’, 45.
[58] ‘‘Создатель’’, 41.
[59] ‘‘Высочайший’’, 1 - 3.
[60] ‘‘Та ха’’, 50.
[61] ‘‘Человек’’, 2 - 5.
[62] ‘‘Пчёлы’’, 78.
[63] ‘‘Ночное путешествие’’, 36.
[64] ‘‘Воскресение’’, 14 - 15.
[65] ‘‘Скот’’, 46.
[66] ‘‘Корова’’, 239.
[67] ‘‘Корова’’, 32.
[68] ‘‘Мухаммад’’, 19.
[69] ‘‘Гром’’, 19.
[70] ‘‘Хадж’’, 71.
[71] ‘‘Скот’’, 119.
[72] ‘‘Скот’’, 148.
[73] ‘‘Преграды’’, 179.
[74] ‘‘Власть’’, 10 - 11.
[75] ‘‘Сгусток’’, 5.
[76] ‘‘Мухаммад’’, 19.
[77] ‘‘Гром’’, 19.
[78] То есть, для того, чтобы завершить оказание вам Моей милости.
[79] ‘‘Корова’’, 151.
[80] ‘‘Ночное путешествие’’, 36.
[81] ‘‘Румы’’, 59.
[82] ‘‘Семейство ‘Имрана’’, 18.
[83] ‘‘Семейство ‘Имрана’’, 190 - 191.
[84] Имеется в виду пророк, .
[85] Имеется в виду Джабраил, мир ему.
[86] Имеются в виду либо ангелы, либо иные существа.
[87] Имеется в виду, что пророк ,, видел величайшее из знамений Аллаха в ночь вознесения /ми‘радж/.
[88] ‘‘Звезда’’, 11 - 18.
[89] То есть, для того, чтобы завершить оказание вам Моей милости.
[90] ‘‘Корова’’, 151.
[91] ‘‘Развод’’, 12.
[92] ‘‘Саба’’, 3.
[93] Имеются в виду чудеса, совершавшиеся посланниками Аллаха, и законы, которые они с собой приносили.
[94] ‘‘Железо’’, 25.
[95] Под этим термином понимаются страны арабского Востока – т.е. азиатской части арабского мира.
[96] Магриб – страны арабского Запада – страны, расположенные в Северной Африке.
[97] ‘‘Корова’’, 99.
[98] ‘‘Корова’’, 186.
[99] ‘‘Муравьи’’, 62.
[100] Возможно, думающий задумается о том, что счастье бывает тогда, когда имеется избыток богатств и материальные блага, но нет сомнения в том, что это второстепенные причины для того, чтобы считать жизнь счастливой. Основные причины – это вера, согласие с волей Аллаха, уверенность в будущем и жизнь под сенью высокой исламской нравственности вместе с другими. Услады этой жизни – лишь второстепенные причины для достижения счастья, поскольку страны, которые достигли преуспевания и множества благ, пребывают в несчастье и нужде. Многие из их граждан прибегают к самоубийству для того, чтобы покончить с жизненными трудностями и, тем самым, спасти себя. Такая же участь ожидает и тех мусульман, кто отклонился от верного пути в настоящее время.
[101] То есть, мусульманами.
[102] ‘‘Свет’’, 55.
[103] ‘‘Мухаммад’’, 24.
[104] Именно Коран призывает неверящих в него к практическому опыту. Всевышний говорит:
﴿﴾
{А если есть у вас сомнения относительно (истинности) того, что Мы ниспослали рабу Нашему, то приведите (хотя бы одну) суру, подобную (любой суре Корана), и обратитесь с мольбой к вашим свидетелям помимо Аллаха, коль вы правдивы. ^ Если же вы не сделаете (этого) - а вам никогда (этого) не сделать, - то бойтесь уготованного для неверных огня, топливом для которого послужат люди и камни.} ‘‘Корова’’, 23 - 24.
Особенности Корана, которые без труда узнают люди – это не проходящая новизна, он не ветшает, сколько бы его не повторял язык… Может ли быть так, чтобы, сколько бы люди не говорили, они не уставали, несмотря на многократность повтора? Ответ ясен – люди так не могут…
Коран имеет множество особенностей и отличительных черт, которые не присущи людям. В прошлом, неверующие из числа курейшитов, а они больше других стремились к тому, чтобы опровергнуть посланника Аллаха, . Они только тогда обрели веру, когда нашли в Коране чудеса. И этот опыт продолжает наблюдаться и сейчас перед нами, подтверждая и указывая на то, что Коран происходит от Аллаха, хвала ему.
[105] ‘‘Йусуф’’, 108.
[106] ‘‘Скот’’, 104.
[107] Имеются в виду Писания иудеев и христиан.
[108] ‘‘Скот’’, 105.
[109] Имеется в виду крайняя степень пренебрежения велениями Аллаха, что является следствием невежества.
[110] ‘‘Пещера’’, 28 - 30.
[111] Здесь имеются в виду арабы-многобожники, иудеи или люди вообще.
[112] ‘‘Корова’’, 170.
[113] ‘‘Трапеза’’, 2.
[114] ‘‘Воскресение’’, 75 - 76.
[115] ‘‘Власть’’, 5.
[116] ‘‘Свет’’, 35.
[117] ‘‘Женщины’’, 153.
[118] ‘‘Преграды’’, 143.
[119] “Муравьи”,.14.
[120] ‘‘Поэты’’, 200 - 201.
[121] ‘‘Верующие’’, 71.
[122] То есть, после того, как люди подчинились велению Аллаха и признали Его религию.
[123] ‘‘Совет’’, 16.
[124] ‘‘Корова’’, 55 - 56.
[125] ‘‘Ночное путешествие’’, 90 - 93.
[126] ‘‘Семейство ‘Имрана’’, 72 - 73.
[127] То есть, этот человек станет чувствовать отвращение к исламу.
[128] ‘‘Скот’’, 123 - 125.
[129] ‘‘Скот’’, 124.
[130] ‘‘Мухаммад’’, 17.
[131] ‘‘Ряды’’, 5.
[132] ‘‘Семейство ‘Имрана’’, 133.
[133] Имеется в виду Коран.
[134] ‘‘Различение’’, 27 - 29 .
[135] ‘‘Препирательство’’, 11.