Участие женщины в коллективной молитве

Женщины принимали участие в коллективной молитве и присутствовали при совершении Пророком утренней молитвы (фаджр), молились вместе с ним при затмении (кусуф), участвовали в погребальной молитве (джаназа) (Муслим), в и'тикафе (1) (Бухари), в паломничестве. Посланник Аллаха предостерегал мусульман, чтобы они не запрещали рабыням Аллаха (посещать) мечети Аллаха (Бухари).

1 - И'тикаф – вид поклонения, при котором человек уединяется в мечети на определенное время и не выходит из нее кроме как по необходимости. Цель соблюдения этого ритуала – интенсивное поклонение, осознание собственных проступков, раскаяние за совершенные грехи, духовное возвышение. – Прим. ред.

Участие женщины в торжествах

Женщина принимала участие и в свадебных празднествах. Со слов Сахля, да будет доволен им Аллах, дошел такой хадис: "Когда Абу Асъяд Ас-Са'иди праздновал свадьбу, он позвал Пророка и его сподвижников, а готовила и подавала им пищу не кто иная как Умм Асъяд" (Бухари и Муслим). Помимо этого, женщина принимала участие в праздновании исламских праздников, была зрительницей во время игр (см. хадис от 'Аиши – ред.), а также участвовала во всех видах общественной деятельности, которыми занимались мужчины. И, кроме того, женщина ухаживала за больными, особенно – на поле битвы. Так, одна из жен сподвижников, Умм Аль-’Аля, ухаживала за больным ‘Усманом ибн Маз'уном до самой его смерти (Бухари).

Интимная жизнь

Интимная связь – одно из жизненных удовольствий и в этом мире, и в грядущем "Обольстительна для людей страстная привязанность к женщинам, к сынам…" (Сура 3, аят 14)

И она хороша и дозволена, и человек вознаграждается за то, что в нее вступает, покуда он только не преступает пределов того, что предначертано шариатом. Всевышний сказал: "Ваши жены нива для вас, ходите на вашу ниву, как пожелаете…" (Сура 2, аят 223)

И далее:"(Другое)из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и милость между вами. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют". (Сура 30, аят 21)

Душевный и телесный покой – первейшая из основ семейной жизни. Этот покой является прямым и очевидным следствием привязанности, удовлетворенности и любви, которые каждый из супругов обретает во взаимной близости и верности друг другу и которые придают совершенный вид их человеческой природе, служат основой для рождения подобных им существ и помогают преодолеть величайшее врожденное смятение в сердце и уме человека, без чего душа не может обрести ни покоя, ни полного комфорта. (1)

Ислам не ведет войны против естественных мотивов человеческого поведения и не считает их грязными. Он лишь стремится упорядочить и очистить их, возвысить их над уровнем животных инстинктов, чтобы они стали той осью, вокруг которой выстраиваются многие психические и социальные нормы. Что касается прелюбодеяния, особенно распутства, то оно лишает естественную человеческую наклонность всяческого духовного трепета и возвышенных чувств, а также освобождает эту наклонность от всех тех нравственных норм, которые человечество накопило за свою долгую историю, оставляя ее во всей ее наготе, грубости и грязи, свойственной животному, и делая ее даже более грубой, чем у животного. (2)

Здоровые души отвергают прелюбодеяние, осознают его порочность и избегают его. Со слов Абу Имамы передан следующий хадис: "Пришел как-то один юноша к Пророку и сказал ему: «О Посланник Аллаха! Разреши мне прелюбодейство». Люди закричали и осудили его слова. Однако Посланник Аллаха приблизил его к себе и сказал ему: «Потерпишь ли ты его в отношении своей матери?» Тот ответил: «Нет!» Посланник Аллаха сказал: «Так же и люди не потерпят его в отношении своих матерей. Потерпишь ли ты его в отношении своей сестры?» Тот ответил: «Нет!» Посланник Аллаха сказал: "Так же и люди не потерпят его в отношении своих сестер. Потерпишь ли ты его в отношении своей дочери?» Тот ответил: «Нет!» Посланник Аллаха сказал: «Так же и люди не потерпят его в отношении своих дочерей»".Таким образом, Посланник Аллаха обсудил эту проблему с юношей со всей откровенностью и ясностью и затем вознес за него вдохновенную молитву, наполненную глубоким смыслом: "О Боже! Очисти его сердце, и обереги его половые органы, и потупи его взор".
А юноша сказал: "Клянусь Аллахом, после этого я уже больше не внимал ничему подобному".

Мужчина есть мужчина, и его склонность к женщине естественна, – так как же ему исправить и усмирить свой инстинкт? Сказал Избранный (3): "Коль одному из вас понравилась женщина, и она запала в его сердце, то пусть он устремится к жене своей и сблизится с ней, и это отвратит то, что в его душе" (Передано пятью имамами, кроме Бухари).

Посланник Аллаха пошел по тому пути, который обеспечивает правильное половое воспитание и сдержанность в сексуальном поведении, гарантирующие психическое здоровье и мужчинам, и женщинам.

Посланник Аллаха являл собой пример совершенного человека во все периоды своей жизни, – когда он был мужем одной женщины или имел нескольких жен, соблюдал предельное воздержание или жил полноценной жизнью со своими женами. Прежде чем научиться правильно понимать отношение Посланника Аллаха к вопросам сексуальной жизни, необходимо исправить наше общее представление о ней.

Шариат побуждает женщину к тому, чтобы она выполняла свои обязанности по отношению к своему мужу. Со слов Абу Хурайры дошел следующий хадис: "Посланник Аллаха сказал: «Коль позовет мужчина жену в свою постель, а та откажется прийти, то ангелы будут проклинать ее, пока не наступит утро»" (Бухари и Муслим).

Шариат побуждает и мужчину к тому, чтобы он выполнял свои обязанности по отношению к своей жене. Со слов 'Абдуллаха ибн 'Амра дошел такой хадис: "Отец женил меня на знатной женщине. Он заботился о своей невестке и спрашивал ее о муже ее. Она же говорила: «Хорош муж из мужей! Не помял нам постели и не откинул полога с тех пор, как мы пришли нему» (т.е. не сблизился с ней). А когда это затянулось, рассказал он об этом Пророку. А тот сказал: «О 'Абдуллах, как насчет того, о чем меня известили, что ты держишь пост днем, а ночью выстаиваешь молитву?» Я сказал: «Да, это так, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Так не делай (так), – а держи пост, (но) и прерывай его, выстаивай, (но) и спи, ведь, воистину, и у тела твоего есть на тебя право, и, воистину, у глаз твоих на тебя право, и, воистину, у жены твоей на тебя право»" (Бухари).

Ислам побуждает жену и мужа заботиться о своей внешности друг для друга, также начинать общение с совместной игры и смеха. Посланник Аллаха сказал: "А неужто ты не желаешь девушку, с которой заигрываешь, и она отвечает тебе игрой, и с которой смеешься, и она отвечает тебе смехом" (Бухари).

В той обстановке строгости, которая насаждалась в религиозной среде, исламское учение устами Пророка призывало мусульман к простоте в отношениях со своими женами и получению дозволенного удовольствия. Оно также призывало их развеять тот ореол тайны и тьмы, который окутывал все, так или иначе связанное с вопросами сексуальности.

Ислам рассматривает половое влечение так же, как и всякую жизненную энергию в человеке, которого Аллах создал для того, чтобы он работал, наделил его душу чувствами и мыслями, которые уравновешивают всплески его физической энергии в гармонии и равновесии, как это происходит и во всех прочих жизненных проявлениях. Аллах устроил для него и приготовил в своем богооткровенном предначертании те указания и законы, которые помогут ему наилучшим и наичистейшим образом достичь своих целей, как и предписывает Ислам поступать во всяком деле (4).

Ислам не только сделал интимную жизнь дозволенной, но и включил ее в число благих дел, которые будут вознаграждены щедрым воздаянием, как это следует из слов Пророка: "И в лоне жен ваших – милостыня (садакъа)”.Они (сподвижники) сказали: "О Посланник Аллаха, неужто каждый из нас, удовлетворяя свою похоть, получит за это награду?" Пророк сказал: "А как по-вашему, коль уложил бы он ее в запрещенном, разве не было бы на нем греха?" Они сказали: "Конечно!" Он сказал: "А коль он уложит ее в разрешенном, то будет ему и вознаграждение" (Муслим и Ахмад).

Чистоплотная интимная жизнь – не имеет ничего общего с недозволенными отношениями (харам), когда используются наряды, представляющие все тело женщины в соблазнительном и возбуждающем виде.

Или же с низкопробным кино, которое призывает к греху и демонстрируется в самых распущенных странах в открытую среди бела дня без каких-либо ограничений, проистекающих из элементарной нравственности, чувства ответственности перед семьей, нацией и будущими поколениями.

Или с увеселительными заведениями и мраком ночи, где девушка снимает все с себя, а юноша, в голову которому ударил хмель, блуждает вокруг, потеряв контроль над собой.

Или с радио и телевидением, в которых программы с сексуальным привкусом составляют более 80% вещания.

Или с прессой, которая изощряется в доведении всего этого до читателя. Для нее самая важная задача – чтобы женщина пошла в увеселительное заведение или на улицу и отбросила прочь все ценности и принципы.

Или же с наркотиками, алкоголем и СПИДом…

Или с низкопробной и бесстыдной литературой…

Или с бесстыдными связями и порочными увлечениями…

Все это – не имеет ничего общего с теми чистоплотными законными отношениями, к которым призывает Ислам…

"О дети Адама! Мы ниспослали вам одежды, чтоб ими вы свою срамную наготу прикрыли, и(Мы послали вам)прекрасные наряды. Но благочестие есть лучшая из всех одежд". (Сура 7, аят 26)

"О люди! Благоговейте пред Аллахом, Кто сотворил вас из одной души и от нее же сотворил ей пару. От них обеих Он рассеял(по земле)в великом множестве мужчин и женщин. Благоговейте пред Аллахом, с Чьим именем вы предъявляете друг к другу спрос, и чтите (ваших матерей)утробы, (в которых вас они носили), – поистине, Аллах – над вами страж!" (Сура 4, аят 1)

Эти порочные увлечения могут оказаться в итоге опаснее, чем атомное оружие, или, как говорит историк Арнольд Тойнби, могут привести к гибели цивилизаций.

1 - Мухаммад Рашид Рида. Права женщины в Исламе. – С. 28.

2 - Мустафа 'Абдуль-Уахид. Ислам и проблема сексуальности. – С. 49.

3 - Эпитет "избранный" (араб. мустафа) относится к пророку Мухаммаду. — Прим. ред.

4 - Д-р Ахмад Аль-Абьяд. В целях достижения гуманной и успешной половой жизни. – С. 20.

Современная женщина

Таким образом, Ислам освободил женщину от всех оков и дал ей право на труд и созидание во всех областях, доступных женщине того времени. Современная мусульманская женщина найдет для себя еще больше направлений деятельности, больше различных обязанностей, которые она могла бы на себя взять в деле общественного созидания.

• Среди ее обязанностей – сотрудничество с мужчиной в деле создания добродетельной семьи.

• Среди ее обязанностей – обретение профессиональной квалификации в современных науках, в особенности в тех, в которых женщина нуждается сама, таких как медицина и педагогика.

• Среди ее обязанностей – труд для удовлетворения своих личных, семейных и общественных потребностей.

Поскольку женщина является одной из двух составных частей общества, она так же, как и мужчина, должна принимать участие во всех видах общественной и политической жизни и проникнуть в смысл, заложенный в завет Пророка: "Не удалятся следы раба Божьего (1) до тех пор, пока не будет он спрошен: о жизни своей – на что он ее потратил, о своих знаниях – где он их претворил, о своем имуществе – где он его приобрел и на что потратил, и о своем теле – где он его износил" (Ат-Тирмизи).

1 - Т.е. в Судный день он будет стоять перед Богом до тех пор, пока не ответит за все свои дела. – Прим. ред.

Наши рекомендации