В. Природа последнего суда
1. Иисус Христос будет Судьей. Павел говорит: «Заклинаю тебя пред Бо-том и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых
1 Lewis Sperry Chafer, Systematic Theology, 7:213—217; автор полагает, что произойдут и другие суды.
и мертвых» (2 Тим. 4:1). Петр говорит, что Иисус Христос «есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10:42, ср.: 17:31; Мф. 25:31—33). Это право быть Судьей всего мира дано Сыну Отцом: «Отец... дал Ему власть про-изводить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:26,27).
2. Перед судом предстанут неверующие. Ясно, что все неверующие пред-станут перед Христом для суда, так как суду подлежат «мертвые, малые и ве-ликие» (Отк. 20:12), а Павел говорит, что «день гнева и откровения праведно-го суда от Бога... воздаст каждому по делам его... тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим. 2:5—7).
Во время этого суда будет определена степень наказания, так как мы чи-таем о том, что мертвые будут подвергнуты суду «каждый по делам своим» (Отк. 20:12,13), и этот суд, в соответствии с тем, что каждый человек совер-шил, должен поэтому заключаться в оценке дел, сотворенных людьми3. Иисус говорит:
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал до-стойное наказания, бит будет меньше... (Лк. 12:47,48).
Когда Иисус говорит Хоразину и Вифсаиде: «Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» (Мф. 11:22; ср. со ст. 24), или что книжники «примут тем большее осуждение» (Лк. 20:47), Он имеет в виду, что в последний день степень наказания будет различной.
Каждое злодеяние будет сохранено в памяти, и в тот день за него будет назначено наказание, потому что даже «за всякое праздное слово, какое ска-жутлюди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Каждое сказанное слово, каждый поступок будут рассмотрены и получат осуждение: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14).
3 Факт, что верующие понесут наказание в соответствии с их делами, не означает, что неверующие могут сделать достаточно добра, чтобы заслужить благоволение Бога или заработать спасение, так как спасение — это дар тем, кто верует в Христа: «Верую-щий в Него не судится, а не веруюший уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18).
О том, что «второго шанса» принять Христа после смерти у людей уже не будет, см. в гл. 40.
Как показывают эти стихи, в Судный день все тайны человеческого сердца будут открыты и явлены всем. Павел говорит о дне, когда «Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа» (Рим. 2:16; ср.: Лк. 8:17). «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, тоуслышится во свете; и что говори-ли на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Лк. 12:2,3, кур-сив мой. — У. Г.).
3. Перед судом предстанут верующие. Павел обращается к христианам: «...Веемы предстанем на суд Христов. <...> ...Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:10,12, курсив мой. — У. Г.). Он также говорит коринфянам: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соот-ветственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10, курсив мой. — У. Г.; ср.: Рим. 2:6—11; Отк. 20:12,15). Крометого, на послед-нем суде (Мф. 25:31—46) Христос отделяет овец от козлов и вознаграждает тех, кто получает Его благословение.
Важно помнить, что на этом суде верующим будут назначены вознаграж-дения различной степени (см. ниже), однако тот факт, что верующие предста-нут пред этим судом, не должен вселять в них страх подвергнуться вечному осуждению. Иисус говорит: «Слушающий слово Мое и верующий в Послав-шего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24, курсив мой. — У. Г.). Здесь «суд» надо понимать как вечное осуждение и смерть, так как он противопоставляется переходу от смерти в жизнь. В день последнего суда, более чем когда-либо, будет важно помнить, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» (Рим. 8:1). Поэтому Судный день изображается как вознаграждение верую-щих и наказание неверующих:
И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мерт-вых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся име-ни Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю (Отк. 11:18).
Будут ли в последний день открыты все слова и дела верующих, а так-же их грехи? Судя по всему, да, поскольку, обращаясь к верующим, Павел говорит о Судном дне, что когда Господь придет, Он «осветит скрытое во мра-ке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5; ср.: Кол. 3:25). Безусловно, это должно быть мотивом для благо-честивой жизни, и Павел говорит именно об этом: «...Ревностно стараем-ся... быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Хрис-тово» (2 Кор. 5:9,10, курсив мой. — У. Г.). Однако это не должно пугать или беспокоить верующих, так как даже выявленные грехи будутявлены как про-щенные грехи, а потому будут служить основанием для прославления Бога за изобилие Его благодати.
Писание также учит, что верующие получат вознаграждение в разной степени. Павел призывает коринфян помнить о том, что они строят церковь на том основании, которое было ей положено, — на Самом Иисусе Христе.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3:12—15, курсив мой. — У. Г.).
Павел также говорит о христианах: «Всем нам должно явиться пред суди-лище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10), вновь подчеркивая, что возна-граждение за содеянное в этой жизни будет разной степени. Также в притче о минах человеку, который приобрел десять мин, было сказано: «Возьми в управ-ление десять городов», атому, кто приобрел пять мин, было сказано: «Ты будь над пятью городами» (Лк. 19:17,19). Во многих других отрывках подразуме-вается или прямо упоминается о том, что на последнем суде верующие будут вознаграждены в различной степени4.
Однако мы должны остерегаться неверного понимания: хотя на небесах и будут существовать вознаграждения различной степени, радость каждого че-ловека будет полной и совершенной на вечные времена. Если вы не согласны с этим, значит ваше восприятие счастья основано на предположении, что сча-стье зависит от того, чем мы обладаем, или от того статуса или власти, кото-рыми мы наделены. На самом же деле, наше подлинное счастье состоит в на-слаждении Богом и в радости по поводу того статуса и признания, которые Он даровал нам. Становится очевидным, насколько безумно утверждать, что вполне счастливы на небесах будут только те, кто будет щедро вознагражден, когда мы осознаем, что, каким бы щедрым ни было полученное нами возна-граждение, всегда будут люди, получившие вознаграждение еще большее или наделенные более значительным статусом или властью, например, апостолы, небесные создания, Иисус Христос и Сам Бог. Поэтому, если для того, чтобы быть счастливым, необходимо достичь самого возвышенного положения, то на небесах никто не был бы счастлив, кроме Бога, а это, безусловно, не так. Кроме того, те, кто получает наибольшее вознаграждение и почет на небесах, кто ближе всего к престолу Божьему, наслаждаются не своим статусом, а при-вилегией пасть пред престолом Божьим и поклониться Ему (Отк. 4:10,11).
4 См. также: Дан. 12:2; Мф. 6:20,21; 19:21; Лк. 6:22,23; 12:18-21,32,42-48; 14:13,14; 1 Кор. 2:8; 9:18; 13:3; 15:19,29-32,58; Гал. 6:9,10; Еф. 6:7,8; Кол. 3:23,24; 1 Тим. 6:18; Евр. 10:34,35; 11:10,14-16,26,35; 1 Пет. 1:4; 2 Ин. 8; Отк. 11:18; 22:12; ср. также: Мф. 5:46; 6:2-6,16-18,24; Лк. 6:35.
В духовном и моральном плане для нас было бы большим благом четкое осознание этого ясного новозаветного учения о степени вознаграждения на небесах. Оно должно побудить нас не к соревнованию друг с другом, а к обо-дрению и поддержке друг друга, так как все мы можем сделать наше возна-граждение на небесах еще большим, ведь Бог может неограниченно благослов-лять всех нас, и все мы — члены друг другу (ср.: 1 Кор. 12:26,27). Мы могли бы внимательнее относиться к призыву автора Послания к Евреям: «Будем вни-мательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:24,25, курсив мой. — У. Г.). Кроме того, в нашей собственной жизни искреннее стрем-ление к будущему вознаграждению на небесах может побудить нас более пол-но трудиться ради Господа, чем бы мы ни занимались, велико это дело или мало, платят нам за него или нет. Это стремление также может побудить нас искать Его одобрения, а не богатства или успеха. Это стремление побуждает нас трудиться ради созидания Церкви на едином основании — Иисусе Хрис-те(1 Кор. 3:10-15).
4. Перед судом предстанут ангелы. Петр говорит, что Бог связал согре-шивших ангелов узами адского мрака и «предал блюсти на суд для наказа-ния» (2 Пет. 2:4), а Иуда говорит, что Бог соблюдает падших ангелов «на суд великого дня» (Иуд. 6). Это означает, что, по крайней мере, падшие ангелы, или бесы, также предстанут перед судом в последний день.
Писание прямо не говорит, что служение праведных ангелов также будет подвергнуто оценке, однако, возможно, это подразумевается в следующем утверждении Павла: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6:3). Возможно, здесь имеются в виду также и праведные ангелы, так как в контек-сте нет никакого указания на то, что Павел говорит о бесах или падших анге-лах, а слово «ангел» без дальнейшего определения в Новом Завете нормативно обозначает праведных ангелов. Однако текст недостаточно ясен, чтобы точно сказать, о чем идет речь.
5. Мы будем помогать на суде. Поразительный аспект новозаветного уче-ния заключается в том, что мы (верующие) будем принимать участие в про-цессе суда. Павел говорит:
Разве не знаете, что святые будут судить мир! Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? (1 Кор. 6:2,3, курсив мой. — У. Г.).
Можно, конечно, сказать, что данный отрывок означает лишь то, что мы будем присутствовать при вынесения приговора Христом и одобрим его. Но, похоже, такое утверждение плохо согласуется с контекстом, где Павел при-зывает коринфян улаживать самим возникающие между ними разногласия, а не выносить их на суд неверующих. Здесь же он говорит: «Неужели нет меж-ду вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями сво-ими? Но брат с братом судится, и притом пред неверными» (1 Кор. 6:5,6). Суд, о котором идет речь, требует тщательного обдумывания всех обстоятельств и мудрого решения. А это означает, что подобные качества потребуются нам во время суда над ангелами и над миром.
То же самое можно сказать и по поводу Отк. 20; Иоанн говорит, что он видел престолы и «сидящих на них, которым дано было судить» (Отк. 20:4, курсив мой. — У. Г.). Хотя в тексте и не поясняется, кто именно сидел на этих престолах, но о них говорится во множественном числе, и это показывает, что не все аспекты суда Христос оставляет за Собой. И в самом деле, Он говорит Своим двенадцати ученикам: «Вы, последовавшие за Мною, — в пакибы-тии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28; ср.: Лк. 22:30). И в ходе всей истории спасения Бог иногда давал право судить человеческим властям — Моисею и его помощникам, судьям израилевым, ко-торых Бог поставил, мудрым царям, таким, как Давид и Соломон, граждан-ским властям многих народов (см.: Рим. 13:1—7; 1 Пет. 2:13,14) или тем, кто наделен властью в церкви — властью управлять и надзирать за исполнением церковной дисциплины.