История проникновения и становления

БУДДИЗМА В КИТАЕ

Библиографический редактор

И.А. Поняева

Корректор

Д.Ц. Цыденова.

Лицензия ИД №04488 от 12.04.2001.

Подписано в печать 07.04.2009. Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 17,5.
Уч.-изд. л. 17,52. Тираж 300. Заказ №1261. Цена договорная.

Отпечатано в ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 670031, г. Улан-Удэ,
ул. Терешковой, 1.

[1] Как отмечает Л.Е. Янгутов, «понятие “китайский буддизм” необходимо отличать от понятия “буддизм в Китае”», см.: Л.Е. Янгутов Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. С. 41.

[2] См.: 中国佛教文化论 / 赖永海著. 北京: 中国人民大学出版社, 2007. 334 с. [Лай Юнхай. Китайская буддийская культура].

[3] См.: 中国禅宗思想史略 / 麻天祥著. 北京: 中国人民大学出版社, 2007. 490 с. [Ма Тяньсян. Краткая история идеологии китайской школы Чань]; 中国禅宗思想发展史 / 麻天祥著. 修订版. 武汉: 武汉大学出版社, 2007. 580 с. [Ма Тяньсян. История развития идеологии китайской школы Чань]; 中国禅学思想史 / 洪修平著. 北京: 中国人民大学出版社, 2007. 326 с. [Хун Сюпин. История идеологии китайской Чань]; 中国禅宗史 / 印顺著. 3 版. 南昌: 江西人民出版社, 2007. 324 с. [Инь Шунь. История китайской школы Чань].

[4] См.: 中国佛典翻译史稿 / 王铁钧著. 北京: 中央编译出版社, 2006. 294 с. [Ван Тецзюнь. История переводов буддийской литературы в Китае].

[5] См.: 中国佛教 / 中国佛教协会编. 上海: 东方出版中心, 1996. 4辑. [Китайский буддизм].

[6] См.: Zucher E. The Buddhist conquest of China: the spread and adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Atlantic Highlands, NJ: Humanities Press International, Incorporated, 1973.

[7] См.: Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб. : Андреев и сыновья, 1994. 240 с.

[8] См.: Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск: Наука, 1995. 224 с.; Его же. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. 160 с.

[9] См.: Л.Е. Янгутов. Традиции Праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. 272 с.

[10] См.: С.Ю. Лепехов. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. С. 10.

[11] См.: Л.С. Васильев. История Востока. Т. 1. С. 169-171.

[12] См.: Г.М. Бонгард-Левин. Древнеиндийская цивилизация; С. Радхакришнан. Индийская философия. Т. 1. С. 534-537.

[13] Г.М. Бонгард-Левин. Древнеиндийская цивилизация. С. 144.

[14] См.: Там же. С. 147.

[15] См.: Г.М. Бонгард-Левин. Древняя Индия. История и культура. С. 67-74.

[16] См.: Г.М. Бонгард-Левин, Г.М. Ильин. Индия в древности. С. 214-216.

[17] Цит. по: Дхаммапада / пер. с пали, введ. и коммент. В.Н. Топорова. С. 52. Также см.: Г.М. Бонгард-Левин. Древнеиндийская цивилизация. С. 151.

[18] См.: Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия. С. 139.

[19] См.: 佛学浅释. С. 3. [Су Синсань. Буддийское учение в простом изложении].

[20] См.: В.П. Андросов. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. С. 138-141.

[21] См.: 四分律卷第五十四p0968c19 // 大正新修大藏经. № 1428 [60 цз.]. [Дхармагупта-виная].

[22] См.: 异部宗轮论p0015a20 // 大正新修大藏经. № 2031 [1 цз.]. [Самая бхедопарачана чакра шастра].

[23] См.: 阿毗达磨大毗婆沙论卷第九十九p0510c // 大正新修大藏经. № 1545 [200 цз.]. [Абхидхарма-вибхаша шастра]. О дисциплинарных и доктринальных расхождениях сангхи также см.: В.Г. Лысенко. Ранняя буддийская философия. С. 248-260.

[24] См.: 佛学概论. С. 153. [Хунсюе. Обзор буддийского учения]. Хотя первая праджняпарамитская сутра [Аштасахасрика – праджня-парамита сутра] относится к I в. до н.э. См.: Е.А. Торчинов. Введение в буддологию. С. 49.

[25] См.: В.П. Андросов. Буддизм Нагарджуны. С. 10.

[26] См.: Е.А. Торчинов. Введение в буддологию. С. 64.

[27] См.: О.О. Розенберг. Труды по буддизму. С. 183.

[28] См.: Е.А. Торчинов. Введение в буддологию. С. 124-125.

[29] См.: 佛教各宗大义. С. 343-366. [У Синьжу. Великий смысл учения буддийских школ].

[30] Г.М. Бонгард-Левин. Древнеиндийская цивилизация. С. 165.

[31] М.Е. Ермаков. Мир китайского буддизма. С. 131.

[32] См.: 佛学浅释 [Су Синсань. Буддийское учение в простом изложении].

[33] См.: 历代三宝纪卷第一 p0023c21 // 大正新修大藏经. № 2034 [15 цз.]. [Фэй Чанфан. Сведениях о трёх сокровищах и исторических эпохах]; 佛祖统纪卷第三十四 p0328b24 // 大正新修大藏经. № 2035 [54 цз.]. [Чжипань. Хроника о Буддах и патриархах]; 破邪论卷下p0484c08 // 大正新修大藏经. № 2109 [2 цз.]. [Фалинь. Опровержение ложных взглядов].

[34] См.: Древние китайцы в эпоху централизованных империй. С. 125-130.

[35] См.: «魏书. 释老志». [История Вэй]; «史记. 大苑传». [Сыма Цянь. Исторические записки].

[36] См.: «三国志.魏志». [Записи о троецарствии]; «魏书.释老志» [История Вэй]; «世说新语. 文学篇». [Новые слова мирских преданий].

[37] См.: 中国佛教, 第一辑. С. 3. [Китайский буддизм].

[38] См.: 历代三宝纪卷第二 p0032a24 // 大正新修大藏经. № 2034 [15 цз.]. [Фэй Чанфан. Сведениях о трех сокровищах и исторических эпохах].

[39] См.: 中国佛教, 第一辑. С. 5. [Китайский буддизм].

[40] См.: Там же. С. 176.

[41] См.: 弘明集卷第一 p0001c27 // 大正新修大藏经. № 2102 [14 цз.]. [Сэн-ю. Собрание текстов распространяющих свет буддийского учения].

[42] Л.Е. Янгутов. Традиции Праджняпарамиты в Китае. С. 21.

[43] См.: 中国佛典翻译史稿. [Ван Тецзюнь. История переводов буддийской литературы в Китае].

[44] См.: 中国佛教哲学要义. С. 13-16. [Фан Литянь. Основной смысл философии китайского буддизма].

[45] См.: М.Е. Ермаков. Мир китайского буддизма. С. 158.

[46] См.: М.Е. Кравцова. Храмовое строительство в древнем и раннесредневековом Китае: факты и легенды [к социально-политической истории китайского буддизма].

[47] См.: 中华五千年. С. 88-90. [Сюй Литин. Пять тысячелетий Китая].

[48] См.: Л.Е. Янгутов. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. С. 16; А.С. Мартынов. Государственное и этическое в императорском Китае.

[49] См.: История Китая. С. 145.

[50] См.: 中国佛教, 第一辑. [Китайский буддизм].

[51] См.: 佛教各宗大义. С. 11. [У Синьжу. Великий смысл учения буддийских школ].

[52] См.: 佛说大安般守意经 // 大正新修大藏经. № 602 [2 цз.]. [Маха Анапана-сати сутра].

[53] См.: 高僧传卷第一 p0323b10 // 大正新修大藏经. № 2059 [14 цз.]. [Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов].

[54] См.: 历代三宝纪卷第二 p0033a23 // 大正新修大藏经. № 2034 [15 цз.]. [Фэй Чанфан. Сведениях о трёх сокровищах и исторических эпохах].

[55] См.: 中国佛教, 第一辑. С. 6. [Китайский буддизм].

[56] См.: Там же, 第二辑. С. 6.

[57] См.: 高僧传卷第一 p0324b15 // 大正新修大藏经. № 2059 [14 цз.]. [Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов].

[58] О переводе этой сутры подробнее См.: Л.Е. Янгутов. Традиции Праджняпарамиты в Китае. С. 29-34.

[59] См.: 中国佛教, 第二辑. С. 6. [Китайский буддизм].

[60] См.: 高僧传卷第一 p0324b // 大正新修大藏经. № 2059 [14 цз.]. [Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов].

[61] См.: 中国佛教, 第二辑. С. 8. [Китайский буддизм].

[62] См.: 弘明集卷第一 p0001a-0007a // 大正新修大藏经. № 2102 [14 цз.]. [Сэн-ю. Собрание текстов распространяющих свет буддийского учения].

[63] 弘明集卷第一 p0002a11, 12 // 大正新修大藏经. № 2102 [14 цз.]. [Сэн-ю. Собрание текстов распространяющих свет буддийского учения]; см.: Л.Е. Янгутов. Трактат «Лихолунь» как источник по истории Китайского буддизма.

[64] Там же. p0005b27.

[65] Там же. p0007a22.

[66] См.: 中国佛教, 第二辑. С. 9-10. [Китайский буддизм].

[67] См.: Там же. 第一辑. С. 11.

[68] См.: 中华五千年. С. 105-110. [Сюй Литин. Пять тысячелетий Китая].

[69] См.: 高僧传卷第一 p0326c // 大正新修大藏经. № 2059 [14 цз.]. [Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов].

[70] См.: Там же. p0327а.

[71] См.: М.Е. Кравцова. История культуры Китая. С. 105-108.

[72] См.: 佛祖统纪卷第二 p0142c14 // 大正新修大藏经. № 2035 [54 цз.]. [Чжипань. Хроника о Буддах и патриархах]; 破邪论卷上 p0478b06 // 大正新修大藏经. № 2109 [2 цз.]. [Фа Линь. Опровержение ложных взглядов].

[73] Аналогичную дату [1028 г. до н.э.] приводит и Л.Е. Янгутов на основе анализа «Гуанхунминцзи» [广弘明集]. См.: Л.Е. Янгутов. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. С. 13-14.

[74] См.: 老子化胡经 p1267b11 // 大正新修大藏经. № 2139. [Канон о просвещении иноземцев Лао-цзы].

[75] См.: 高僧传卷第一 p0327b21 // 大正新修大藏经. № 2059 [14 цз.]. [Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов].

[76] См.: 中国佛教文化论. [Лай Юнхай. Китайская буддийская культура].

[77] См.: А.Д. Зельницкий. Концепция единства «трёх учений» как основа позднесредневекового религиозного синкретизма в Китае.

[78] См.: 辩正论卷第三 p0502c // 大正新修大藏经. № 2110 [8 цз.]. [Фа Линь. Диспуты об истине].

[79] Л.Е. Янгутов. Китайский буддизм : тексты, исследования, словарь. С. 16.

[80] См.: 辩正论卷第三 p0503а // 大正新修大藏经. № 2110 [8 цз.]. [Фа Линь. Диспуты об истине].

[81] Л.Е. Янгутов переводит понятие гэ-и как стандартизованный смысл, означающий «метод приведения смысла [значения] к определенному стандарту», и отмечает, что «метод «гэ-и» по сути своей представлял собой не столько метод перевода буддийских текстов с использованием даосской терминологии, … сколько метод постижения этих текстов на базе традиционного китайского [в первую очередь – даосского] мировосприятия». См.: Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. С. 40.

[82] См.: Там же.

[83] См.: 中国佛教, 第一辑. С. 20. [Китайский буддизм].

[84] См.: 出三藏记集序卷第八 p0052b23 и далее // 大正新修大藏经. № 2145 [15 цз.]. [Сэн-ю. Собрание сведений о переводах Трипитаки]. Также см.: Введение в буддизм. С. 275-279.

[85] См.: 中国佛教, 第二辑. С. 23. [Китайский буддизм].

[86] См.: Там же. 第一辑. С. 25. Также см.: Л.Е. Янгутов. Традиции Праджняпарамиты в Китае. С. 76-84.

[87] См.: 高僧传卷第二 p0332c20 // 大正新修大藏经. № 2059 [14 цз.]. [Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов].

[88] См.: 佛教哲学. С. 26. [Фань Литянь. Буддийская философия].

[89] 宝藏论 p0143b // 大正新修大藏经. № 1857 [1 цз.]. [Сэнчжао. Трактат о сокровищах Трипитаки].

[90] 道德经, 1. [Дао Дэ Цзин].

[91] О биографии и религиозной деятельности Хуэй-юаня См.: М.Е. Ермаков. Мир китайского буддизма. С. 188-222.

[92] См.: 弘明集卷第十二 p0079b12 и далее // 大正新修大藏经. № 2102 [14 цз.] [Сэн-ю. Собрание текстов распространяющих свет буддийского учения].

[93] См.: Там же. p0083c02 и далее.

[94] См.: 弘明集卷第五 p0029c – p0032b // 大正新修大藏经. № 2102 [14 цз.] [Сэн-ю. Собрание текстов распространяющих свет буддийского учения].

[95] См.: Там же.

[96] См.: 中国哲学史. С. 228-232. [История китайской философии].

[97] См.: 中国佛教, 第二辑. С. 48-49. [Китайский буддизм].

[98] См.: Там же. С. 50.

[99] См.: 高僧传卷第二 p0335c12-13 // 大正新修大藏经. № 2059 [14 цз.]. [Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов].

[100] См.: 中国佛教, 第二辑. С. 63. [Китайский буддизм].

[101] См.: 中华五千年. С. 114. [Сюй Литин. Пять тысячелетий Китая].

[102] См.: 中国佛教, 第一辑. С. 30-31. [Китайский буддизм].

[103] «Чистое мясо» – это мясо, приготовленное в соответствие с тремя правилами: человек не видел, как убивают животное; человек не слышал, как убивают животное; человек не сомневается, что животное убили не ради него.

[104] См.: 六祖大师法宝坛经 p0351c25 и далее // 大正新修大藏经. № 2008 [1 цз.]. [Сутра помоста шестого патриарха].

[105] См.: 道德经, §38. [Дао Дэ Цзин].

[106] См.: 中华五千年. С. 115. [Сюй Литин. Пять тысячелетий Китая].

[107] [是以形存则神存。形谢则神灭也] См.: 弘明集卷第九 p0055a // 大正新修大藏经. № 2102 [14 цз.]. [Сэн-ю. Собрание текстов распространяющих свет буддийского учения].

[108] См.: Там же. 卷第九, 十.

[109] См.: 中国佛教, 第一辑. С. 31-32. [Китайский буддизм].

[110] См.: Там же. С. 33.

[111] См.: 中华五千年. С. 113. [Сюй Литин. Пять тысячелетий Китая].

[112] См.: 中国佛教, 第一辑. С. 43. [Китайский буддизм].

[113] См.: Там же. С. 44.

[114] См.: Там же. С. 45-46.

[115] См.: С.Ю. Лепехов. Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации. С. 8.

[116] См.: 中国佛教, 第一辑. С. 33-37, 46-50. [Китайский буддизм]. Также см.: Л.Е. Янгутов. Традиции Праджняпарамиты в Китае. С. 94-116.

[117] См.: 辩正论卷第三 p0509b // 大正新修大藏经. № 2110 [8 цз.]. [Фалинь. Диспуты об истине].

[118] См.: Там же, 卷第三 p0509c.

[119] См.: 中国佛教, 第一辑. С. 55. [Китайский буддизм].

[120] См.: Там же. С. 57.

[121] См.: 大正新修大藏经. № 2146. [Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё].

[122] См.: Там же. № 2147 .

[123] См.: Там же. № 2034.

[124] См.: Л.Е. Янгутов. Философское учение школы Хуаянь.

[125] См.: Л.Е. Янгутов. Традиции Праджняпарамиты в Китае. С. 109-110.

[126] См.: Там же. С. 106.

[127] См.: 中国佛教, 第一辑. С. 62. [Китайский буддизм].

[128] См.: Там же. С. 64.

[129] См.: 中国佛教, 第二辑. С. 125. [Китайский буддизм].

[130] См.: 大正新修大藏经. № 220. [Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё].

[131] Существует версия, что этот трактат был создан в Китае.

[132] См.: Введение в буддизм. С. 293-297.

[133] См.: 中国佛教, 第二辑. С. 160. [Китайский буддизм]. Хотя в других источниках приводятся другие цифры.

[134] См.: Там же. С. 216.

[135] См.: 开元释教录卷第一 p0477a // 大正新修大藏经. № 2154 [20 цз.]. [Каталог буддизма эпохи Кай-юань].

[136] См.: 中国佛教, 第二辑. С. 117. [Китайский буддизм].

[137] См.: Там же. 第一辑. С. 63.

[138] См.: Религии Китая: хрестоматия. С. 307.

[139] И.С. Гуревич, И.Т. Зограф. Хрестоматия по истории китайского языка III-XV вв.

[140] См.: М.В. Крюков, Хуан Шу-ин. Древнекитайский язык.

[141] См.: 中学生文言文阅读辞海. [Хрестоматийный словарь Вэньян для школьников].

[142] Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. С. 35.

[143] См.: 佛学概论. С. 139. [Хунсюе. Обзор буддийского учения].

[144] См.: Там же. С. 140.

[145] См.: 佛教. 小辞典. С. 473. [Буддизм. Малый словарь].

[146] См.: Там же. С. 474-475.

[147] Режим доступа: http://www.fodian.net

[148] См.: Н.В. Абаев. Концепция «просветления» в «Махаяна-шраддхотпада-шастре». С. 24-25.

[149] См.: Трактат о пробуждении веры в Махаяну. С. 3.

[150] См.: 大乘起信论 // 大正新修大藏经. № 1666 [1 цз.]. [Трактат о пробуждении веры в Махаяну].

[151] См.: 阿毗达磨俱舍论 // 大正新修大藏经. № 1558 [30 цз.]. [Абхидхарма-вибхаша шастра]; также см.: Классическая буддийская философия. С. 28-29.

[152] На основе: 1) 佛教各宗大义. [У Синьжу. Великий смысл учения буддийских школ] ; 2) 中国佛教. [Китайский буддизм] ; 3) 佛学浅释. [Су Синсань. Буддийское учение в простом изложении].

[153] См.: 成实论 // 大正新修大藏经. № 1646 [16 цз.]. [Трактат о постижении истины].

[154] Номера текстов указаны по大正新修大藏经. [Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё].

[155] 百法明门论, 五蕴论, 显扬圣教论, 摄大乘论, 杂集论, 辨中边论, 唯识二十论, 唯识三十颂, 大乘庄严经论, 分别瑜伽论.

[156] См.: 佛学浅释. С. 2. [Су Синсань. Буддийское учение в простом изложении].

[157] См.: 佛学概论. С. 5. [Хунсюе. Обзор буддийского учения].

[158] См.: Там же.

[159] Подробно о проблеме датировки нирваны Будды см.: В.П. Андросов Будда Шакьямуни и индийский буддизм. С. 460-465.

[160] Даты из жизни Шакьямуни даны по中国佛教诸神. [Ма Шутянь. Все божества китайского буддизма].

[161] См.: 佛学浅释. С. 2. [Су Синсань. Буддийское учение в простом изложении].

[162] Сутра великого освобождения [Махапариниббана сутта], 5, 62.

[163] См.: 佛学入门手册. С. 3. [Основы буддийского учения].

[164] См.: 历代三宝纪卷第一 p0024a08 // 大正新修大藏经. № 2034 [15 цз.]. [Фэй Чанфан. Сведениях о трех сокровищах и исторических эпохах].

[165] 佛教哲学. С. 5. [Фань Литянь. Буддийская философия].

[166] См.: 大乘本生心地观经卷第二 p0299b // 大正新修大藏经. № 0159 [8 цз.]. [Сутра Махаяны созерцания изначального сознания].

[167] См.: 佛教哲学. С. 6. [Фань Литянь. Буддийская философия].

[168] См.: Там же. С. 6.

[169] См.: 佛学概论. [Хунсюе. Обзор буддийского учения].

[170] См.: Там же. С. 18.

[171] См.: 佛学浅释. С. 4-8. [Су Синсань. Буддийское учение в простом изложении].

[172] Сутра запуска колеса дхармы [Дхамма-чакка-паваттана-сутта].

[173] См.: 六祖大师法宝坛经 p0348a // 大正新修大藏经. № 2008 [1 цз.]. [Сутра помоста шестого патриарха].

[174] См.: Там же. p0349a.

[175] См.: 佛学浅释. [Су Синсань. Буддийское учение в простом изложении].

[176] См.: Сутта запуска колеса дхаммы [Дхамма-чакка-паваттана-сутта].

[177] См.: 大智度论卷第十八 p0191b // 大正新修大藏经. № 1509 [100 цз.]. [Нагарджуна. Маха праджня-парамита шастра].

[178] См.: Вопросы Милинды [Милиндапаньха]. С. 97.

[179] Об этимологии слова парамита см.: С.Ю. Лепехов. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. С. 99.

[180] См.: 大乘起信论p0581c // 大正新修大藏经. № 1666 [1 цз.]. [Трактат о пробуждении веры в Махаяну].

[181] См.: 佛法要义. С. 21-26. [Чэнь Яньчжу. Основной смысл буддизма].

[182] 四十二章经 / 迦叶摩腾共法兰译 // 大正新修大藏经. № 0784 [1 цз.].

[183] 六祖大师法宝坛经 // 大正新修大藏经. № 2008 [1 цз.].

[184] 南宗顿教最上大乘摩诃般若波罗蜜经六祖惠能大师于韶州大梵寺施法坛经.

[185] 六祖坛经.

[186] 六祖大师法宝坛经曹溪原本.

[187] 六祖大师法宝坛经.

Наши рекомендации