Постановление относительно ответа на приветствие неверующего.
Вопрос: “Обязательно ли отвечать на приветствие неверующего, и грешит ли тот, кто не сделает этого?”
Ответ: “Ответ на приветствие неверующего является обязательным действием. Всевышний Аллах сказал: “Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым…” (Св. Коран, сура 4:86).
Именно так следует понимать этот аят, а Аллах знает лучше. Он сказал: “Когда вас приветствуют…”. Всевышний не сказал “когда вы приветствуете друг друга” или же “когда вас приветствуют ваши братья”, Он сказал: “Когда вас приветствуют…”, поэтому ответ на приветствие является обязательным.
В таком случае возникает вопрос — нужно ли отвечать, если приветствующий скажет “здравствуйте” или “добро пожаловать”? Из коранического аята вытекает, что ответ на эти приветствия является обязательным, т.к. все эти фразы считаются приветствием (тахийя) с точки зрения обычаев людей, хотя и существует лучшее приветствие — “ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху”. Т.к. такие приветствия, как “здравствуй”, “добро пожаловать” или “дай Аллах вам долгую жизнь” вошли в обычаи людей и стали считаться приветствиями, в этом случае обязательно отвечать на них, как на то указывает Коран.
Правильно ли говорить вместо “Ассаляму алейкум” “Салам алейкум”, опустив начальные две буквы “алиф” и “лям” в слове “салям”?
Вопрос: “Мы уже поговорили о приветствии “ас-салям” и хотелось бы узнать про положение некоторых приветствий, основой которых является слово “ас-салям”. Некоторые вместо того, чтобы сказать “ассаляму алейкум”, опускают начальные буквы “алиф” и “лям” и говорят “салямун алейкум”, или же при ответе вместо “ва алейкум ассалям” говорят “салям ва рахматуллах”. Можно ли так делать?”
Ответ: “Нет ничего плохого в том, чтобы сказать “салямун алейкум”, т.е. поставить слово “салям” в неопределенную форму (т.е. без определенного артикля «алиф лям» в начале), однако выражение “ассаляму алейкум” лучше. Также нет проблем ответить на приветствие словами “салям ва рахматуЛлахи ва баракатух”, если под этим подразумевается “ва алейкум ассалям”. Разрешается в предложениях опускать как подлежащее, так и сказуемое.
Ибрахим (мир ему и благословение) ответил на приветствие ангелов, сказав «салям» (без “алифа” и “ляма” на начале). Он опустил сказуемое “алейкум” и сказал: “салям”, подразумевая “алейкум салям”.
9. Можно ли, зайдя в пустой дом, сказать: “Мир нам и праведным рабам Аллаха”?
Вопрос: “Если кто-либо зайдет в дом, в котором никого нет, может ли он сказать: “Мир нам и праведным рабам Аллаха”, и есть ли на это достоверный довод?”
Ответ: “Я не знаю об этом. Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей” (Св. Коран, сура 24:27).
Однако, я не знаю, можно ли говорить что-либо, если в доме никого нет”.
Приветствовать знаком.
Вопрос: “Можно ли приветствовать знаком, к примеру, поднятием руки?”
Ответ: “Человеку не дозволено приветствовать только знаком, т.к. Пророк (мир ему и благословение) запретил это. Однако, если человек, с которым здороваются, находится далеко, или если он глухой, то можно соединить эти два действия — поприветствовать вслух и знаком. Но нельзя посылать только знаки. В данном случае возможны три ситуации:
1. Приветствовать только знаком — это запрещено.
2. Здороваться вслух — это разрешено. Более того, это и является основой в приветствии.
3. Приветствовать одновременно и словами, и посылая знаки. Данное действие разрешается только если на то есть причина. К примеру, тот, кого приветствуют, находится далеко или же он не слышит. В таком случае можно воспользоваться как словами, так и знаками.
Что же касается приветствия, которое просят передать кому-либо со словами: “Передай от меня салям такому-то”, то если ты пообещал, ответив: “Да, с дозволения Аллаха, передам”, тогда ты обязан сделать это. Однако, если тебя попросят передать кому-либо салям, и ты скажешь: «Передам, с дозволения Аллаха, если только не забуду», то эта оговорка защитит тебя от греха. В противном случае, как сказали ученые, если кто-то обязался передать салям, то он обязан сделать это.
Спрашивающий: «Многие люди у нас обещают передать салям, но иногда забывают сделать это».
Шейх Усаймин: “Салям им всем”.
Приветствие нововведенца.
Вопрос: “Можно ли здороваться с нововведенцем?”
Ответ: “Если он из тех, кто призывает к своему нововведению, и в бойкоте ему есть польза, то не следует с ним здороваться. Если же в бойкоте ему нет пользы, то здоровайся с ним. Если этот нововведенец из тех, кто в случае твоего бойкота начнет враждовать с тобой и настраивать людей против тебя, то твой бойкот не принесет пользы. Однако, если в его бойкотировании будет польза, как, например, если нововведенца будет бойкотировать знатный человек, имеющий вес в своем обществе, и это приведет к тому, что нововведенец начнет беспокоиться, тогда можно его бойкотировать. Это общее правило в данном вопросе: “Каждого грешника, грех которого не является неверием, дозволено бойкотировать, только если в этом будет польза”.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да помилует его Аллах)
Источник: “Лика аль-баб аль-мафтух” (145).