Произведения И.С.Баха и Л.Маршана
Расписание служений Кафедрального собора
Воскресенье
10:30 Богослужение на финском языке
12:30 Библейский час в церкви
14:00 Воскресная школа
14:00 Богослужение на русском языке
16:00 Репетиция Молодежного хора
Понедельник
11:00 Библейский час
14:00 Общая молитва
18:00 Молодежные собрания, библиотека церкви
19:00 Вечер английского языка
Вторник
13:00 – 19:00 Приёмное время пастора
14:00 Общая молитва
17:00 – 20.00 Репетиция Церковного хора
19:00 Молитвенное служение VESPER
20:00 Конфирмационные занятия
Среда
12.00 Кружок рукоделия
14:00 Общая молитва
16:00 – 18:30 Частная исповедь
Другое время возможно по предварительной
договоренности с пастором
17:00 Молодёжное собрание
19:00 Богослужение на русском языке
Суббота
10:30 – 13.30 Репетиция Церковного хора
15:00 Конфирмационные занятия для тех кто хочет воцерковиться
и больше узнать о Христианстве
18:00 Музыкальное служение, см. Расписание http://vk.com/stmariaconcert, http://stmaria.elci.ru
Уважаемые посетители концертов! Просим вас отключать звук мобильных телефонов и не ходить по церковному залу во время концерта. Музыкальное служение осуществляется на Ваши пожертвования.
Рекомендуемая сумма от 300 руб.
Да благословит Вас Господь!
Санкт-Петербург
Кафедральный собор Святой Марии
Евангелическо-лютеранской
Церкви Ингрии
Сентября 2016 года
Заслуженный артист России
Даниэль Зарецкий
(орган)
В программе
«Бах – Маршан : несостоявшаяся дуэль»
произведения И.С.Баха и Л.Маршана
191186 Санкт-Петербург, ул. Большая Конюшенная 8А
Телефон офиса прихода: (812) 314-44-47
И.С.Бах Piece d’Orgue (фантазия Соль-мажор) BWV 572
Schmücke dich, o liebe Seele BWV 654
Л.Маршан Grand Dialogue
И.С.Бах An Wasserflüssen Babylon BWV 653
Концерт Соль-мажор BWV 592:
Allegro - Grave – Presto
Л.Маршан Из Первой органной книги :
- Fond d’Orgue - Tierce en taille - Basse de Trompette ou de Cromorne - Dialogue
И.С.Бах Прелюдия и фуга си-минор BWV 544
Даниэль Зарецкий окончил Ленинградскую консерваторию по классам органа (народная артистка России профессор Н.И. Оксентян) и фортепиано (заслуженный. артист России профессор Э.В. Базанов), а также аспирантуру Казанской консерватории (народный артист России профессор Р.К.Абдуллин) и Музыкальной Академии им. Сибелиуса в Хельсинки, Финляндия (профессор. К.Юссила).
Выступал почти во всех городах бывшего СССР, где установлены органы. Активно гастролирует практически во всех странах Европы, а также в США, Израиле, Австралии и Южной Америке. Записал 7 компакт-дисков. Член жюри ряда престижных международных конкурсов в России, Польше, Германии, Франции, Испании, Италии, Канаде. С 2011 года – заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории. Многие из учеников Даниэля Зарецкого – лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов.
Луи Маршан в 1717 году прибыл в Дрезден, где своей игрой снискал особое расположение короля Польского и был так удачлив, что король предложил ему службу [с жалованьем] в несколько тысяч талеров. При капелле этого властителя состоял некто Волюмье, французский концертмейстер, который стал смотреть косо на своего соотечественника: то ли он завидовал предстоявшему Маршану благополучию, то ли просто почему-то невзлюбил его. Он расписал Маршана музыкантам капеллы как человека высокомерного, ни в грош не ставящего (с. 170) решительно всех немецких мастеров клавира, и стал с ними советоваться насчет того, как хотя бы немного усмирить гордыню этого голиафа (коль скоро нет возможности удалить его из придворного общества). Когда же [музыканты]стали уверять, что веймарский камерный и придворный органистСебастьян Бах в любой момент в состоянии выступить на равных с французским придворным органистом, а то и превзойти его, Волюмье немедленно написал в Веймар и пригласил господина Баха, чтобы тот безотлагательно явился в Дрезден для состязания со знаменитым господином Маршаном. Бах приехал и — с позволения короля (но так, что Маршан об этом не знал) — был допущен на ближайший концерт при дворе в качестве слушателя. Когда Маршан — в ходе этого концерта — сыграл [на клавесине] какую-то французскую песенку с множеством вариаций, вызвав восторженные аплодисменты присутствующих искусностью своих вариаций, а также чистотой и пламенностью исполнения, Баха, стоявшего как раз возле него, попросили сесть за клавесин. Тот не стал возражать и после непродолжительного (но отмеченного большим мастерством) прелюдирования вдруг заиграл ту самую песенку, которую только что исполнял Маршан, и сделал на нее дюжину собственных искусных вариаций в неслыханной доселе манере. Маршан, который до сих пор не встречал среди органистов себе равных, был вынужден признать несомненное превосходство своего нового соперника, ибо, когда Бах взял на себя смелость пригласить его к дружественному состязанию [в игре] на органе и с этой целью карандашом набросал ему на листке бумаги тему для импровизации, одновременно изъявив готовность импровизировать на тему Маршана (пусть он только соблаговолит ее ему задать), господин Маршан не только не явился в назначенное время к месту состязания, но счел благоразумным удалиться из Дрездена с курьерской почтой. — Мне эту историю рассказал [сам] господин Себастьян Бах (другие рассказывают ее несколько иначе). Но надо сказать, что он всячески отдавал должное искусству французского виртуоза и очень сожалел, что ему не довелось послушать его [игру] на органе.
[Ф. В. Марпург, «Легенды о святых от музыки». — Бреслау, 1786 г. ] (с. 171)
Но есть и другая версия этого события :Бах имел возможность послушать игру Маршана, а Маршан и не предполагал об интриге, а поняв, отказался не из-за боязни к сопернику, а посчитав ниже своего достоинства «соревноваться» с провинциальным немецким музыкантом.