Из рассказа монаха Аббона, очевидца штурма норманнами (данами) Парижа в 887 г.
Кровь твоя (Париж), пролита этими варварами, приплывшими на 700 парусных кораблях и прочих маленьких ладьях, многочисленных до того, что нельзя их и счесть; народ называет их барками. Поверхность глубоких вод Сены до того покрыта ими, что ее волны исчезли под их судами на пространстве более 2 миль...
Едва занялась заря, как вождь (данов) повел свое войско на битву. Все они бросаются со своих кораблей, бегут к башне, колеблют ее жестоко до основания учащенными ударами и осыпают градом стрел. Город оглашается криками, жители торопятся со всех сторон, мосты дрожат под их шагами, все бежит и стремится на защиту башни. Между ними отличаются своим мужеством граф Парижский Эд, брат его Роберт и граф Рагнар... Первый, победоносный Эд, не испытавший поражения ни в одном бою, воодушевляет своих и поддерживает их истощенные силы. Он ходит беспрестанно по башне и поражает врага. А враг старается покачнуть башню при помощи подкопов. Но Эд льет на осаждающих масло, перемешанное с воском и горохом; масло льется на них огненным ручьем, пожирает, жжет и палит волосы на голове данов. Многие из них погибли, а другие ищут спасения в волнах реки.
Вопросы
1. У англосаксов большой любовью пользовались всевозможные загадки. Как это сказалось на педагогическом методе Алкуина?
2. Чем отличается описание Карла Великого у Эйнгарда и у санкт-галленского монаха? Причины этих различии?
3. Что в рассказе санкт-галленского монаха выглядит правдоподобным, а что, скорее, похоже на вsдумку?
4. В чем видит Флор Аионский печальные следствия раздела империи?
5. Какое будущее ожидало потомков упомянутого в отрывке графа Парижского ?
Святы ли иконы
Провозглашение Карлом Великим Франкской империи было немалой дерзостью. Ведь единственным государем, который имел право на императорский титул, был ромейский василевс. Но Византия переживала тогда трудные времена и не могла всерьез воспротивиться намерениям Карла. Извне на Ромейскую державу наступали арабы. Внутри империю сотрясали распри между иконоборцами и иконопочитателями.
Греческий огонь
Во второй половине VII в. византийцы навсегда теряют Сирию, Палестину, Египет и северную Африку, уступив их мусульманам. Теперь арабы постоянно вторгаются в малоазийские провинции империи, атакуют они и островные владения византийцев в Средиземном море. Остановить арабов удается только василевсу Льву III Исавру (717— 741). Лев Исавр был незнатного происхождения, но славился как искусный полководец. Не успел он взойти на престол, как арабы осадили Константинополь с моря и суши. Византийцы разгромили арабский флот, применив очень мощное оружие — греческий огонь.
Греческий огонь — горючая жидкость, которая под давлением выбрасывалась из особых трубок на корабли неприятеля. Аппараты, метавшие греческий огонь, устанавливались на византийских судах. В использовании греческого огня были хитрости и тайны, которые византийцам долгое время удавалось оберегать от врагов, мечтавших овладеть этим страшным оружием. Даже захватывая византийские корабли, снаряженные греческим огнем, враги не умели применять его в сражениях.
В итоге решительных действий Льва Исавра на море, а также благодаря партизанской войне, начатой византийцами против арабов в Малой Азии, мусульмане вынуждены были отступить. Арабы долго не могли оправиться от понесенного поражения. Победы Льва Исавра отвели опасность исламского завоевания, нависшую над Малой Азией.
Иконоборчество
В правление Льва III Исавра среди византийских христиан возобладало учение, которое отвергало почитание святых икон — иконоборчество.
Иконоборческие идеи существовали в христианстве издавна. Иконоборцы утверждали, что поклонение иконам равноценно поклонению идолам, а не Богу. Бог есть дух, а не тело, изобразить дух (в противоположность телу) невозможно. Знаменитый богослов Иоанн Дамаскин выразил мнение иконопочитателей. Он писал, что между Богом и иконой. Его изображающей, есть тайная действенная связь. Созерцая икону,человек приобщается к этой связи, почитание иконы приближает человека к Богу.
Богоматерь с двумя ангелами. Мозаика (IX в.)
В 726 г. Лев Исавр открыто поддержал иконоборцев, присоединились к ним как многие знатные, так и простые люди. Однако большая часть народа, особенно монахи, не приняли иконоборчества. Население Византии раскололось на два враждующих лагеря. Политические группировки стали использовать споры об иконах в борьбе против своих соперников. Византийское общество наполнилось бесплодными раздорами, почитатели икон подверглись гонениям. Смутное время длилось более столетия. Только в 843 г. императрица Феодора восстановила иконопочитание. Византия вышла из этих раздоров значительно ослабленной. Как раз в разгар иконоборческих смут и была провозглашена на Западе империя франков.
Македонская династия
Новое усиление Византии связано с императорами Македонской династии. Основатель династии — император Василий I (867—886).
Василий родился в бедной крестьянской семье в Македонии. В детстве Василий был уведен в плен болгарами и долгое время жил у них невольником. Позже, уже взрослым человеком, он возвратился в Византию и стал одним из конюхов императора. Благодаря необыкновенной физической силе Василий обратил на себя внимание при дворе. Могущественные покровители помогли бывшему конюху обрести высшие должности. Василий был решительным и прозорливым человеком. Император Михаил III стал опасаться Василия и завидовать его уму. Однажды он послал убийц, чтобы покончить с Василием. Однако покушение не удалось, Василий сверг Михаила III и стал василевсом.
Император и императрица перед Христом. Мозаика (X в.)
Василий I, сам захвативший власть силой, постарался ввести новый порядок в престолонаследии: отныне трон переходил исключительно к членам правящей династии; потомки Василия властвовали в Византии свыше полутора столетий. Василевсам Македонской династии пришлось вести бесконечные войны на границах империи. Ромеи уже не думали о завоеваниях, они лишь оборонялись от вторжений воинственных соседей: в Малой Азии и на Средиземном море их главными противниками оставались арабы, а на севере — болгары, угрожавшие самой столице. Огромную территорию Византии могло защитить только многочисленное и хорошо вооруженное войско. Содержание большой наемной армии было не по средствам изрядно опустевшей византийской казне, и солдат в ромейское войско набирали из крестьян, покупавших себе коня и вооружение на собственные деньги. Поэтому василевсы старались особыми законами защитить права и имущество свободного крестьянства, нередко страдавшего от притеснений богатых землевладельцев и государственных чиновников.
Византия к началу XI в.
Василевсы, укрепляя централизованную власть, успешно препятствовали распаду государства на независимые княжества. В отличие от Западной и Восточной Европы Византия избежала раздробленности.
Византия к началу XI в.
Византийская дипломатия
Без помощи хитроумной дипломатии византийцам вряд ли удалось бы отбиться от своих врагов. В Византии существовало особое ведомство «иностранных дел», в котором служили профессиональные дипломаты — василики, и переводчики со всевозможных языков.
Византийский посол, прибыв к иностранному государю, первым делом предъявлял верительную грамоту, подтверждавшую его полномочия. В начавшихся переговорах дипломат не смел преступить пределы полученных им на родине инструкций: превышение полномочий жестоко каралось. И если в ходе переговоров неожиданно выяснялись какие-то новые обстоятельства, то ромейскому посланнику надлежало через особых курьеров срочно связаться для совета с Константинполем. Привезенный дипломатом договор обретал силу только после ратификации (подтверждения) его василевсом. Послам предписывалось проявлять при чужеземном дворе неизменную приветливость и щедрость, восхищаться местными обычаями, но так, чтобы не уронить своего достоинства и не принизить тем самым империю ромеев. Эти и другие правила посольского дела, введенные византийцами, прочно вошли в практику многих европейских дворов и применяются также в современной дипломатии.
Византийская дипломатия достигла наибольших успехов на северных границах империи, в южно-русских степях, через которые стремились к Дунаю кочевые варварские народы. Заключая союзы с варварами, подкупая их, ссоря между собой, византийские дипломаты уберегали империю от разрушительных вторжений аваров и хазар, венгров и печенегов, русов и болгар.
Вопросы
1. Почему арабы так легко завоевали Сирию и Египет, но не смогли отнять у Византии Малую Азию?
2. В чем идеи иконоборцев напоминают установления мусульман?
3. Почему потребовались особые законы для защиты крестьян, к чему стремились богатые землевладельцы и знать в своих отношениях с крестьянством?
4. Подумайте, почему византийская дипломатия достигла наибольших успехов среди варварских народов на северной границе империи, а не в мусульманской Азии или в Западной Европе?
Из «Истории» Никифора, патриарха Константинополя о преследовании иконопочитателей при Льве III
Говорят, что император (Лев III), услышав о землетрясении и извержении вулкана на одном из островов недалеко от Крита, счел это свидетельством Божиего гнева и старался угадать, какова же причина этого. Поэтому-то он и восстал против благочестия и святых икон, замышляя их низвержение, ибо полагал по невежеству, что будто бы от водружения икон и от поклонения им произошло страшное знамение. И начал он учить народ собственным догматам. Многие, впрочем, горько оплакивали оскорбление церкви. Именно поэтому жители Эллады и Кикладских островов, отвергая неблагочестие, ополчились на императора. Собрав многочисленный флот, они поставили над собою императором некоего человека по имени Косьма и прибыли к царственному городу. Жители города, сразившиеся с ними, подожгли многие из кораблей вокруг Косьмы. Видя поражение, (мятежники) побежали к (своему) императору. Один из его архонтов, по имени Агаллиан, увидев это и отчаявшись в собственном спасении, предал себя вместе с войском (морской) пучине. Косьма же и другой (мятежник), Стефан, были схвачены и обезглавлены...