Французский историк Филипп де Коммин (XV в.) об убийстве герцога Бургундского в 1419 г.

(Герцог) договорился встретиться с королем (Автор называет королем дофина Карла, правившего тогда от имени своего безумного отца.) в Монтеро, при впадении Йонны, там был построен мост и барьеры. А посреди барьера сделали маленькую калитку, закрывавшуюся с обеих сторон, через которую можно было пройти с одной стороны на другую, если бы того пожелали и те и другие. Таким образом, король был с одной стороны моста, а герцог Жан — с другой, оба в сопровождении большого числа военных, особенно герцог. Они начали на мосту беседовать, причем в том месте, где они стояли, с герцогом было три или четыре человека. Когда беседа началась, герцог Бургундский или был приглашен, или сам пожелал засвидетельствовать почтение королю, но он открыл калитку, которую открыли и с другой стороны, и прошел с этими тремя. Его тут же и убили, как и тех, что были с ним, и из-за этого, как известно, случилось позднее немало бед.

Филипп де Коммин о добыче, найденной швейцарцами в лагере Карла Смелого

Добыча, оставшаяся после битвы, изрядно обогатила нищих швейцарцев, которые по невежеству сначала даже не знали цену доставшегося им в руки имущества. Один из самых прекрасных и богатых шатров в мире был разрезан на куски. Некоторые продавали серебряные блюда и чаши по два больших блана за штуку, полагая, что это олово.

Большой бриллиант герцога — один из самых крупных в христианском мире, с подвешенной жемчужиной — был поднят одним швейцарцем, положен в сумку и брошен под повозку; впоследствии он за ним вернулся и предложил его одному священнику за флорин, а этот его отослал своим сеньорам и получил от них три франка. Еше они заполучили три одинаковых камушка, называемых Тремя братьями, другой большой камень, именуемый Корзинкой, и еще один, который называется Фламандским камнем и является одним из самых крупных и самых красивых, какие только известны, а также бессчетное количество других ценностей, которые и научили их понимать, чего стоят деньги. А одержанные победы, уважение, кое им выказал впоследствии (французский) король, и блага, коими он их наделил, позволили им безмерно обогатиться.

Вопросы

1. Почему Вильгельм Телль, о котором даже неизвестна, жил ли он вообще, стал национальным героем Швейцарии, символом этой страны?

2. Для чего вообще понадобилось лично встречаться дофину и герцогу, если они так боялись друг друга, что собирались разговаривать через запертую калитку?

3. Бургундская добыча, согласно Филиппу де Коммину, научила швейцарцев понимать, «чего стоят деньги». Как, собственно, они могли не знать этого раньше?

Гибель империи ромеев

Неожиданное исчезновение молодого Бургундского герцогства потрясло современников. Что же говорить о впечатлении, которое произвело на всю Европу крушение тысячелетней Византии.

Только успели византийцы изгнать из Константинополя крестоносцев, как вновь очутились перед лицом смертельной опасности, теперь уже с востока.

Угроза опять с востока

В XIII в. в Малую Азию переселилось множество кочевых тюрок, среди которых больше было язычников (шаманистов), чем мусульман. Эти тюрки бежали из Центральной Азии, спасаясь от опустошительной) монгольского нашествия. Освоившись на византийско-сельджукской границе, кочевники-варвары стали создавать маленькие, но очень воинственные княжества — эмираты, враждовавшие как между собой, так и с византийцами.

Сыны Османа

Самым удачливым среди тюркских эмиратов оказалось Османское государство, названное так по имени предка правивших там эмиров. Турки-османы (Название «тюрки» более общее и относится ко всем народам, говорящим на тюркских языках. «Турками» называют только тюркское население Османского государства, а также его преемницы — современной Турции.) не только быстро покорили почти все мусульманские княжества в Малой Азии, но, переправившись в Европу, стали захватывать на Балканах один город за другим.


Византийский книжник. Рисунок (XV в.)

Наши рекомендации