И это не означает что Аллах подобен творениям. Нисхождение Всевышнего Аллаха не такое как нисходят творения.
Эти слова для чего мы привели? Для того, чтобы указать на то, что нисхождение Аллаха является действительным действием, которое Аллах совершает действительным образом, а не просто какой-то метафорой, нисходит имеется ввиду то или что то другое. Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу в том смысле, в котором это пришло в арабском языке, в прямом смысле, а не какая-то метафора, и не какой-то переносный смысл. Указывает тебе на это что? Вот эти различные слова в различных риваятах, которые на это действие указывают. И также подтверждается это чем, что в некоторых риваятах пришло "а когда наступает рассвет Всевышний Аллах поднимается".То есть нисходит к ближнему небу в последнюю треть каждой ночи и сказано в хадисе «а когда наступает рассвет, то есть время утреннего намаза, то Он поднимается».А в другом риваяте сказано «И когда начинать светить рассвет, то есть начинает проявляться рассвет, Всевышний Аллах поднимается». Все это указывает на то, что Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу действительным образом, а не просто в переносном смысле. Что касается того, что нисходит к ближнему небу именно Всевышний Аллах, то это тоже невозможно истолковать каким-то иным образом. Довод на это в том, что в различных риваятах этого хадиса пришли слова "Янзилю Роббуна" снисходит наш Господь, "ЯнзилюЛлаху" снисходит Аллах, и т.д. То есть пришли различные слова, которые указывают именно на Всевышнего Аллаха, а не просто нисходит ангел или нисходит приказ Аллаха или что-то подобное. К тому же, в этом хадисе приходит, что Всевышний Аллах после того как нисходит к ближнему небу в последнюю треть ночи говорит: "Кто просит у Меня прощения, Я прощу ему, кто взывает ко Мне, Я отвечу на его мольбу".То есть эти слова не может говорить никто кроме Всевышнего Аллаха. Для чего мы всё это приводим? Чтобы показать два момента. Первое, что истолкование этого хадиса не в прямом его смысле невозможно, как относительно действия, так и относительно объекта, который это действие производит. Как мы сказали действия являются действие действительным, а не просто в переносном смысле, и объект, который спускается именно Всевышний Аллах, а не кто то иной. И всё это подтверждаются прямыми словами, истолкование которых каким-то другим образом невозможно.
Теперь у себя подпишите, что в некоторых риваятах этого хадиса приходит указание на то, что ангел взывает, то есть сказано в хадисе: "Поистине Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу каждую ночь и взывает, то есть обращается зовом, кто просит у Меня прощения, Я прощу". Так вот в некоторых риваятах приходит то, что взывает ангел. Сказано "И Всевышний Аллах приказывает ангелу и ангел обращается зовом к жителям земли".Что касается этих риваятах, то некоторые из них являются достоверными и одно не противоречит другому. Приверженцы Сунны собирают между этими риваятами тем, что перед тем как Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу, сначала ангел обращается зовом к жителям земли, затем Всевышний Аллах после этого обращения нисходит к небу и взывает к людям Сам, и говоря "Кто зовет ко Мне Я отвечу ему, кто попросит у Меня о прощении Я ему прощу".И имам ибн Къайим разъясняет этот момент и говорит: "И это можно понять на примере творений, вместе с тем, что Аллаху принадлежит наивысший, наилучший пример". И продолжает ибн Къайим : «Когда какой то правитель или обладатель власти прибывает в какой то город, перед ним сначала прибывают его подчиненные, которые извещают жителей этого города о том, что прибывает важный человек или важная персона, или какой то правитель, обладатель власти, и затем после этого извещения, объявления, через определенное время прибывает сам правитель». Имам ибн Къайим собирает между этими хадисами таким образом, то что положение Всевышнего Аллаха превыше и более велико нежели положение кого бы то не было из самых великих правителей этого мира, поэтому Его нисхождение к ближнему небу, является делом великим и фактом чрезвычайно важным и Его нисхождение к ближнему небу опережается тем, что сначала взывает к жителям земли ангел, взывая зовом, а затем уже Всевышний Аллах нисходит и обращается к жителям земли Сам лично.
Второй момент о том, что в некоторых риваятах приходит о том, что Всевышний Аллах приказывает ангелу воззвать и ангел взывает и говорит "кто попросит у Меня прощение, Я прощу ему"то есть обращаясь от своего имени, от имени кого ангела, обращаясь к людям и говорит «кто попросит у Меня прощение, Я прощу ему»,относительно этого пришло два риваята. Так вот у себя запишите что оба этих риваята являются недостоверными, слабыми. В риваяте первого из них, который приходит у ат Табарани в его книге "Ад Дуа" 2 том 844 страница, приходит иснад этого сообщения и в нем человек по имени Али ибн Фадль, который является оставленным передатчиком, то есть хадисы у которого очень слабые, которые не годятся для поддержки, что касается второго риваята, то в его иснаде слабый передатчик Али ибн Зейд ибн Джуд'ан, также в нем есть опасность тадлиса Хасана аль Басри, который передаёт этот хадис от Усмана ибн Аби Асса и Хасан аль Басри известен своим тадлисом и не заявил явно, что он слышал этот хадис от Усмана Ибн Аби Асса, к тому же в некоторых из книгах по биографиям передатчиков, а конкретно в книге Такзибуль Камаль 6 том страница 98, приходит указание о том, что Хасан Аль Басри вообще не слышал хадис от Усмана Ибн Аби Асса. Поэтому получается в итоге, то что в этом хадисе один слабый передатчик и к тому же прерванность. Поэтому оба этих хадиса являются слабыми, оба этих риваята являются слабыми. Подробно разбор этого хадиса приходит в книге "Силь силь Ад Да'ифа" шейха Альбани под номер 1962.
Теперь вопрос о том, что относительно атрибута о нисхождений Всевышнего Аллаха к ближнему небу, у матуридитов и ашаритов есть определенные шубухаты, есть некоторые сомнения, сущность которых необходимо разъяснить и эти сомнения необходимо развеять.
Первое сомнение заключается в том, что они говорят как известно последняя треть ночи присутствует на земле постоянно, то есть если она (последняя треть ночи) сейчас в какой-то местности, затем она заканчивается и наступает рассвет, последняя треть ночи переходит в другую местность, так как солнце постоянно крутиться вокруг земли, соответственно, что делается? Ночь постоянно присутствует на территории земли, они говорят, что получается, что Всевышний Аллах постоянно у ближнего неба, и эта является противоречием, поэтому говорят мы отрицаем атрибут Нузуль, атрибут снисхождения Всевышнего Аллаха к ближнему небу. Так вот, что касается ответа на это сомнение, и сомнение это привел Ибн Хазм а также ФахруДдин Ар-Рази, ответ на это сомнение заключается в чем? В том что "Поистине Всевышний Аллах способен на всякую вещь". Приходит в различных хадисах то, что пророк (алейхи ссоляту ва салям) говорит: Когда раб, то есть человек читает в намазе АльхамдулиЛляхи Роббиль Алямин, Всевышний Аллах отвечает этому рабу и говорит "Восхвалил Меня Мой раб", когда раб говорит Ар Рохьмани Ррохьим (Милостивый, Милосердный) , то Всевышний Аллах говорит: "Восхвалил Меня Мой раб" и т.д. Отсюда что ты понимаешь? Что миллионы совершающих намаз одновременно на земле всем им Всевышний Аллах отвечает этим ответом, вместе с тем, что каждый из них читает суру Фатиха в разное время, но всем им Всевышний Аллах отвечает, почему? Потому что Всевышний не подобен творениям «Нет ничего подобного Ему» и потому что «Он на всякую вещь способен». То же самое мы говорим здесь. Пророк (алейхи соляту ва салям), тот, который лучше нас знает об Всевышнем Аллахе и Аллах отправил его и доверил ему Свое послание людям и доверил ему поведать об Всевышнем Аллахе людям, Пророк (алейхи соляту ва салям), тот, который сообщил нам, что Всевышний Аллах нисходит на ближнею часть неба каждую треть ночи, мы в это верим! А когда нам говорят, как это или это невозможно, то мы говорим "Поистине Всевышний Аллах на каждую вещь мощен".Также как Он слышит различные голоса и отвечает взывающим на этой земле в разное время Всевышний Аллах отвечает всем и не затрудняет Его это, также Всевышнему Аллаху не тяжело нисходить на ближнею часть неба каждую последнюю треть ночи. Даже если мы говорим, что последняя треть ночи присутствует на территории земли постоянно. И второе опровержение на их сомнение, то что подобное возможно даже относительно творений, не говоря уже относительно Всевышнего Аллаха. Приходит в хадисе от Абу Зарра у имама Аль Бухари и Муслима, то что однажды Пророк (алейхи соляту ва салям) спросил Абу Зарра и сказал: «О Абу Зарр знаешь ли ты, что происходит с солнцем когда оно закатывается за горизонт? И Абу Зарр указал на то, что не знает этого и тогда Пророк (алейхи соляту ва салям) сообщил ему, что когда солнце закатывается, оно совершает земной поклон Всевышнему Аллаху под Троном, а затем получает разрешение на новый восход и затем восходит заново». Теперь вопрос, когда происходит на территории земли закат солнца, солнце где находиться? Солнце находиться над другой части земли, так или нет. То есть если у нас ночь, над другой части земли день, если у нас день, то над другой части земли ночь, но несмотря на это Пророк ( алейхи соляту ва салям) в этом хадисе Абу Зарра, который приходит у Бухари и Муслима, и достоверность которой не подлежит сомнению, указывает на то, что солнце, когда закатывается после заката совершает земной поклон под Троном Всевышнего Аллаха, то есть совершает этот земной поклон Всевышнему Аллаху, и прежде чем зайти заново над этой территории, сначала просит разрешение на это у Всевышнего Аллаха, когда Всевышний разрешает ему, оно восходит. Если мы последуем логике Ибн Хазма, а также ФахруДдина Ар-Рази получиться то же самое, что невозможно чтобы солнце совершало земной поклон Всевышнему Аллаху под Троном после заката, потому что солнце по их мнению никогда не закатывается, но постоянно находиться над какой то частью земли и постоянно где то восходит, постоянно где то закатывается и постоянно где то восходит, получиться что оно постоянно совершает земной поклон и постоянно получает разрешение на восход, и это является чем? противоречием хадису Пророк (алейхи соляту ва салям). И эти вещи, которые не поддаются разуму людей, но необходимо в них уверовать, по причине того, что Пророк (алейхи соляту ва салям) сообщил нам об этом. И в этом и заключается суть веры человека, "Те, которые верят в скрытое", а если человек начнет рассуждать и взвешивать каждую вещь своим разумом и всё, что не поддаётся его разуму, и он не способен до этого додуматься он будет отвергать, то он не может быть из тех, которые уверовали. Зачем мы привели этот хадис? Для того, чтобы указать, что подобное возможно даже относительно творении, а что ты скажешь относительно Всевышнего Аллаха, Которому не подобно никто и ничто. Эти два момента, которые являются явным опровержением этого сомнения различных философах таких как Ибн Хазма а также Фахрудин Ар Рази и говоря в общем ашаритов и матуридитов. И вот это сомнение, они везде распространяют в своих книгах, где бы они не говорили об этом атрибуте, практически в каждой книге они приводят непременно это сомнение. То есть те книги, в которых пришли после ибн Хазми или после Фахрудин Ар Рази это сомнение часто используется в книгах и оно в их книгах приводиться.
Также из тех сомнении, которые приводят матуридиты и ашариты относительно этого атрибута нисхождения Всевышнего Аллаха к ближнему небу, то что они говорят, если мы скажем что Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу, то получается, что Он смешивается с этим бытьём и входит внутрь небес, или идет через те небеса, через седьмое, шестое, через пятое небо, пока не дойдет до ближнего неба, при этом они говорят в своих книгах, вместе с тем, что эти мухаддисы говорят о том, что седьмое небо больше чем шестое, шестое небо больше чем пятое, то есть каждое небо объемлет то небо, которое ниже него, которое следующее за ним и ближе к земле, и говорит, получается что Всевышний Аллах по их мнению если Он над Троном и Он спускается к ближнему небу, всевышнему Аллаху приходиться уменьшаться в размере, для того, чтобы что сделать? Для того чтобы проникнуть с более большого неба на менее большое небо по размеру. Ясно или нет? Так говорит Фахрудин Ар Рази. Что касается опровержение на это его слово, то оно заключается в том, что всё это является предъявление несправедливой претензий к мухаддисам, потому что никто из мухаддисов такого не говорит. Всевышний Аллах говорит: "И они не оценили Аллаха должной ценой, и земля вся она полностью будет в Его Ладони в Судный день, а все небеса будут скручены Его правой рукой, возвышен Он и преславен от того, что они придают Ему в сотоварищи". В этом аяте Всевышний Аллах указывает на то, что люди не оценили Всевышнего Аллаха должной ценой, те люди, которые не утверждают Всевышнему Аллаху все эти атрибуты, который Он утвердил Себе Сам, или утвердил Ему Его посланник (алейхи соляту ва салям). Или те, которые отрицают, что-то из атрибутов совершенства Всевышнего Аллаха, или те, которые описывают Всевышнего Аллаха какими-то атрибутами недостатка. На всё это приходит указание в этом аяте. В этом аяте указание на то, что небеса и земля ничтожно малы и Всевышний Аллах скрутит небеса Своей правой Рукой и возьмет землю в Свою Ладонь и земля, небеса являются ничтожно малыми объектами и Всевышнему Аллаху ничто не стоит скрутить эти объекты одной Рукой. К тому же пришло в хадисе от ибн Аббаса о том, что он сказал: «Поистине вся земля в Ладони Милостивого, подобно маленькому горчичному зерну в ладони одного из вас». Это говорит о том, что земля на самом деле ничтожно мала размерами. Поэтому когда мы говорим, что Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу, никто не должен от этого представлять, что Всевышний Аллах какой то малый объект, Который проходит по всем небесам и небеса остаются выше Него и Он находиться внутри небе. Всё это не содержится в этом хадисе, но пророк (алейхи соляту ва салям) говорит: "Нисходит Наш Господь к ближнем небесам" не говорит в ближние небеса, внутрь ближних небес, но говорит к ближнем небесам, и если ты поймешь Величие Всевышнего Аллаха, то тебе не составит труда понять, что значит Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу. То есть Всевышнему Аллаху принадлежит Наивысший пример. Если у тебя в руках горчичное зерно и про тебя скажут, что ты снизошел к поверхности этого горчичного зерна, что это означает? Означает ли это, что ты снизошел так, что пошел внутрь этого горчичного зерна, соприкасался с этим горчичным зерном и тому подобное. Всё это этого не означает! А что ты скажешь о Всевышнем Аллахе, Величие Которого не сравнимо и не сравнено с этими объектами, которые окружают нас как небеса и земля и все небеса будут скручены правой Рукой Всевышнего Аллаха в Судный день. Теперь ясно что значит Всевышний Аллах нисходит к ближнему небу. То есть это не означает, что Всевышний Аллах проникает в эти творения и проходит по ним и что -о из творений остаётся выше Него и т.д. Почему этого не означает? Потому что мы утверждаем Всевышнему Аллаху постоянный Его атрибут, атрибут Его сущности- Возвышенность Всевышнего Аллаха над творениями, и Всевышний Аллах всегда возвышен над творениями, в любом случаи, нисходит Он к ближнему небу или нисходит в последнюю треть ночи или в другое время, Всевышний Аллах всегда Возвышен над творениями и это является Его постоянным атрибутом, атрибутом Его сущности. Вместе с тем, что мы говорим, Он нисходит к ближнему небу Своей сущностью, но это не означает, что Он совершает какое-то передвижение по всем этим небесам, проходит сквозь этих небес и тому подобное. Потому что Всевышний Аллах гораздо более велик нежели эти небеса и эти ничтожно малые объекты. Поэтому Всевышний Аллах говорит: "Преславен Твой Господь, Господь Величия от того, чем они Его описывают и мир посланникам (которые описали Всевышнего Аллаха теми атрибутами, которые Его необходимо описать) ". И что касается этих несправедливых, то Всевышний Аллах Возвышен от того, чем они Его описывают. И сказал Всевышний: "Нет ничего подобного Ему, и Он является Слышащим, Видящим".
И второе их опровержение на их сомнение заключается в том, что это возможно понять даже на уровне творений, а что ты скажешь на уровне Творца, Всевышнего Аллаха. Как это понять на уровне творений? Возьмем в пример дух человека. Как известно дух человека поднимается к небесам, в то время когда человек спит, но вместе с этим этот дух присутствует в теле человека. Посмотри как этот дух проходит такие огромные расстояния и поднимается к высоким небесам и проходит через различные небеса, но вместе с этим основа его находиться и остаётся в теле человека. Поэтому когда человек, если будешь будить его, то он просыпается, то есть не является мертвым. Какая разница между двумя состояниями человека? Человек мертвый и человек спящий. В том, что когда он спит, то дух покидает его тело, но основа этого духа продолжает оставаться в связи с телом и этот дух совершает путешествие во время сна человека и отправляется в различные части этого бытья, но вместе с этим его основа остаётся в теле человека. И если это возможно даже относительно таких творений, что ты скажешь о возможности этого относительно Величайшего Творца Всевышнего Аллаха. Это то, что касается разъяснений тех шубухатов или тех сомнений, основных сомнений, которые приводятся в книгах матуридитов и ашаритов. Разъяснили из этих сомнений, сомнения относительно последней треть ночи, то, что она всегда присутствует на земле, также вот это последнее сомнение, также сомнение о том, что тот который взывает и Тот Который нисходит к ближнему небу на самом деле не Всевышний Аллаха а на самом деле ангел. И разъяснили сомнения о том, что этот атрибут установлен лишь в хадисах ахад и не установлен в хадисах мутаватир. Вот эти вот 4 сомнения, которые необходимо было разъяснить, которые касаются непосредственно этого атрибута ан Нузуль. Что касается остальных сомнений, которые относятся в общем к атрибутам аль Ихтиярия, то все они уже были разъяснены на прошлых основополагающих уроках. Поэтому как мы говорили, разъяснение этих частных атрибутов совершаются уже легким образом вкратце для того, чтобы понять те сомнения, которые присутствуют у этих людей относительно этих атрибутов в частности. На этом с позволения Всевышнего Аллаха и по Его Милости закончим этот цикл уроков относительно опровержения на матуридитов и им подобных заблудших течений из ашаритов, не говоря уже из джахмитов и мутазилитов. И просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он принес пользу этими записями в первую очередь нам, а также тем, которые прослушивают их и постараются внять этим урокам и понять их суть и понять смысл этих записей.