Салама ибн кайс аль-ашджаи

Аль-Фарук [халиф Умар Ибн аль-Хаттаб. — Ред.] бодрствовал всю эту ночь, оберегая покой кварталов Медины, чтобы ничто не нарушало мирный сон её жителей. Обходя дома, рынки и площади города, аль-Фарук перебирал в уме лучших из лучших сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы назначить одного из них командующим армии, отправляющейся в поход для завоевания Ахваза... Наконец его осенило, и он радостно воскликнул: “Я одержу с ним победу... Да, я одержу с ним победу, если на то будет воля Аллаха...” Когда наступило утро, аль-Фарук призвал к себе Саламу Ибн Кайса аль-Ашджаи и сказал ему: “Я назначаю тебя командующим армией, выступающей в поход на Ахваз. Неси же имя Аллаха и сражайся во имя Аллаха с теми, кто не уверовал в Аллаха. Когда вы встретите врагов ваших из числа язычников, то призовите их к Исламу. Если они примут исламскую веру, то тут может быть два варианта. Если они пожелают остаться в своих жилищах и не захотят воевать на вашей стороне против других язычников, то тогда они обязаны выплачивать закят и не будут иметь права на часть добычи. Если же они пожелают сражаться на вашей стороне, то будут иметь такие же права, как и вы, а также выполнять такие же обязанности. Если же они не захотят переходить в исламскую веру, то потребуйте от них выплаты джизьи, а затем оставьте их в покое, защищайте от врагов и не требуйте от них невозможного. Если же они откажутся выплачивать джизью, то сражайтесь с ними, и Аллах будет помогать вам в вашей войне с ними. Если же, укрепившись в своей крепости, они будут требовать от вас принять их капитуляцию на основе “мудрости Аллаха и Его посланника”, то не соглашайтесь на это, ибо неведома вам мудрость Аллаха и Его посланника. Если же они потребуют от вас принять их капитуляцию на условии покровительства Аллаха и Его посланника, то обещайте им покровительство не Аллаха и Его посланника, а именно ваше покровительство... Одержав победу в сражении, не допускайте излишней жестокости, не будьте вероломными, никого не истязайте и не убивайте детей...” Салама ответил: “Слушаюсь и повинуюсь, о вождь правоверных!” Крепко пожав его руки, Умар тепло проводил его в поход и совершил Намаз за его удачу. Он прекрасно осознавал величину и тяжесть задачи, возложенной на плечи Саламы и его воинов. Ахваз представлял собой гористую местность, сильно пересечённую и с труднопроходимыми дорогами. В этом районе, расположенном к востоку от Басры, было много крепостных укреплений и его населяли известные своей стойкостью и отвагой курды. Мусульманам было совершенно необходимо завоевать этот район, либо установить над ним свой контроль, чтобы прикрыть тылы и город Басру от нападения персов и помешать им превратить Ахваз в свой военный плацдарм с целью создания постоянной угрозы миру и безопасности Ирака.

* * *

Во главе своей армии покорителей Салама Ибн Кайс продолжал поход во имя Аллаха. Однако, едва вступив на территорию Ахваза, войска мусульман сразу же начали упорную борьбу с суровыми природными условиями этого края. Воины с трудом пробирались в крутых и скалистых горах, жестоко страдали от дизентерии в обширных и заражённых болотах. Им приходилось и днём и ночью сражаться с полчищами смертельно ядовитых змей и скорпионов. Однако необычайно высокий исламский моральный дух Саламы Ибн Кайса воодушевлял всех его воинов, и любые испытания казались им простыми, а труднопроходимые дороги лёгкими. Время от времени Салама Ибн Кайс обращался к воинам с проникновенными словами, которые глубоко проникали в душу каждого, кто их слышал. По ночам он читал им волшебные в своей прелести аяты Корана, и его Божественный свет изливался на всех воинов, осеняя их своим блеском. В этих Божественных лучах они забывали все тяготы и беды... Точно следуя повелению халифа мусульман, при встрече с жителями Ахваза Салама Ибн Кайс сразу же предложил им принять религию Аллаха. Однако они категорически отказались сделать это. Тогда он призвал их выплатить джизью, но они высокомерно отвергли и это предложение... После этого мусульманам не оставалось ничего другого, кроме как начать против них боевые действия. Как и подобает истинным муджахидам, они начали Джихад во имя Аллаха, стремясь обрести на этом пути Его большую награду...

* * *

Развернулись жесточайшие и кровопролитные сражения, в которых обе стороны проявляли невиданные ранее чудеса героизма и стойкости, примеры которым с трудом можно было найти в истории всех предыдущих войн. В итоге всех этих сражений верующие муджахиды одержали блестящую победу во имя возвышения Слова Аллаха, а враги Аллаха — язычники потерпели сокрушительное поражение.

* * *

Когда боевые действия завершились, Салама Ибн Кайс приступил к дележу трофеев между воинами. Обнаружив среди добычи ценную и редкую драгоценность, Салама счёл, что вождь правоверных обрадуется ей. Поэтому обратившись к воинам, он сказал: — Если эту ценную вещицу поделить между всеми вами, то тогда каждому почти ничего не достанется. Устроит ли вас, если мы отошлём её вождю правоверных? — Да, — ответили воины. Положив драгоценность в ларец, Салама выбрал человека из своего племени бану Ашджаа и приказал ему: — Ты и твой слуга отправляйтесь в Медину, сообщите вождю правоверных о нашей победе, а затем порадуй его этим подарком. О встрече этого человека с Умаром Ибн аль-Хаттабом имеется очень поучительная и назидательная история... Предоставим же слово самому этому человеку, чтобы он рассказал нам её. Итак, этот человек из племени бану Ашджаа поведал следующее: “Прибыв со своим слугой в Басру, на данные нам Саламой Ибн Кайсом средства мы купили двух верховых животных и погрузили на них необходимые на дорогу припасы. После этого мы сразу же отправились в путь. Прибыв в Медину, я начал расспрашивать людей в поисках вождя правоверных. Вскоре я обнаружил его раздающим пищу мусульманам. Подобно пастуху, он стоял, опираясь на свой посох. Заглядывая в миски людей, он командовал своему слуге Ярфаа: — Ярфаа, положи этим людям мясо... Ярфаа, добавь им хлеба... Ярфаа, добавь этим похлёбки... Когда я приблизился к нему, он сказал: “Садись!” Я сел впереди людей, мне подали пищу и я поел. Когда все люди насытились, он сказал: “Ярфаа, собери миски!” Затем он пошёл, а я последовал за ним. Когда вождь правоверных вошёл в свой дом, я попросил разрешения войти, и он позволил мне сделать это. Войдя в дом, он сел на циновку, откинувшись на две кожаные подушки, набитые мягким волокном. Он предложил мне одну из них, и я сел на неё. Повернувшись в сторону занавески за своей спиной, он приказал: “Ум Кульсум, подавай обед!” Я подумал про себя: “Интересно, какую же пищу ест сам вождь правоверных?!” На обед ему подали лепёшку с растительным маслом и солью грубого помола. Обратившись ко мне, он сказал: “Ешь!” Подчинившись, я немного поел. Сам вождь правоверных тоже поел, и хочу сказать, что никогда я не видел, чтобы кто-нибудь был более аккуратным в еде. После еды он приказал, чтобы нас напоили. Когда подали чашу с ячменным напитком, он сказал: “Сначала подайте гостю!” Когда мне поднесли напиток, я взял чашу и немного отпил из неё, обнаружив, что мой домашний напиток лучше и приятнее на вкус. Когда после этого вождь правоверных сам утолил жажду, он произнёс: — Хвала Аллаху, Который накормил нас, и мы насытились; Который напоил нас, и мы утолили жажду. Обратившись к нему, я сказал: — Я прибыл к тебе с посланием, о вождь правоверных. — Откуда? — спросил он. — От Саламы Ибн Кайса, — ответил я. — Приветствую Саламу Ибн Кайса и его посланца... Поведай мне об армии мусульман... — Как тебе будет угодно, о вождь правоверных, — сказал я. — Да восторжествуют они над своими врагами и врагами Аллаха! После этого я сообщил ему о победе и подробно рассказал о положении в армии. — Хвала Аллаху, — сказал он. — Отдающий что-нибудь с лихвой возвращает это, а дарующий что-нибудь получает ещё больше. Затем он спросил: — Проезжал ли ты через Басру? — Да, о вождь правоверных, — ответил я. — Ну и как там мусульмане? — Всё в порядке с помощью Аллаха. — А какие у них там цены? — У них там самые низкие цены. — А как с мясом? Ведь мясо — это всё для арабов, и без него они жить нормально не могут. — Мяса у них там много и всегда есть. Взглянув на ларец, который был со мной, он спросил: — А что это у тебя в руках? Я ответил: “Когда Аллах помог нам одержать победу над нашим врагом, мы собрали всю нашу добычу. И среди всего прочего Салама обнаружил в ней одно украшение. Он сказал тогда воинам: “Если эту вещицу поделить между всеми вами, тогда каждому почти ничего не достанется. Устроит ли вас, если я пошлю её вождю правоверных?” И все согласились с этим”. Затем я пододвинул ему ларец... Открыв ларец и увидев переливающиеся там драгоценные камни красного, жёлтого и зелёного цвета, он вскочил со своего места и, прижав руку к своему боку, швырнул ларец на землю. Всё его содержимое разлетелось во все стороны. Женщины бросились к занавеске, решив, что я хочу убить вождя правоверных. Повернувшись ко мне, он повелел: “Собери всё это...” А своему слуге Ярфаа он приказал: “Бей его, да побольнее!” Я начал собирать всё, что высыпалось из ларца, а Ярфаа в этом время бил меня. Затем он сказал: “Поднимись, нечестивец, а ты, Ярфаа прекрати бить его”. Я попросил вождя правоверных: “Не дашь ли ты мне средство передвижения, чтобы я со слугой смог вернуться в Ахваз. Твой слуга забрал наших животных”. Он сказал: “Ярфаа, дай ему двух верблюдов для него и его слуги из тех, которых отдали в качестве пожертвования”. Затем он приказал мне: — Когда ты используешь этих животных для своего дела, и увидишь, что кто-то нуждается в них больше, чем ты, то отдай их ему. — Да, я так и сделаю, о вождь правоверных. Именно так я и поступлю, если на то будет воля Аллаха, — заверил я его. После этого он продолжил, обращаясь ко мне: — Клянусь Аллахом, если воины разойдутся до того, как между ними разделят эту ценность, то я обязательно позабочусь о том, чтобы с тобой и твоим приятелем случилось страшное бедствие. Я без малейшего промедления отправился в обратный путь, и когда прибыл к Саламе, то воскликнул: — Не было мне благословения Аллаха в том деле, которое ты возложил на меня! Немедленно подели между воинами эти драгоценности, пока меня и тебя не постигла страшная беда. Затем я всё ему подробно рассказал... Салама не сошёл со своего места, пока не поделил всё между воинами.

МУАЗ ИБН ДЖАБАЛЬ

“Муаз Ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено и что запрещено”. (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз Ибн Джабаль вступил в цветущую пору своей юности. Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью. Наряду с этим он отличался приятной внешностью; у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей. Юноша Муаз Ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба Ибн Умайра. В ночь аль-Акабы своей молодой рукой он пожал руку благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присягнул ему на верность... Муаз был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с посланником Аллаха, удостоиться чести присягнуть ему и вписать тем самым в историю одну из самых ярких и блестящих страниц...

* * *

Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Йасриба, как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Йасриба — Амру Ибн аль-Джамух. Амру Ибн аль-Джамух был одним из вождей рода бану Салама и представителем их знати. Как было принято у всех богатых людей, Амру изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола. С величайшей заботой шейх бану Салама ухаживал за своим идолом, украшая его шёлком и умащивая каждое утро благовониями. Как-то ночью под покровом темноты юные сорванцы прокрались к идолу, сняли со своего места, вынесли на задворки домов бану Салама и бросили в помойную яму... Утром проснувшийся шейх обнаружил пропажу своего истукана и долго не мог найти его. Он обыскивал все закоулки, пока не увидел его в помойной яме, зарывшимся лицом в отходы. Шейх воскликнул: “Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью?” Достав из ямы идола, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Затем, обратившись к нему, он сказал истукану: — О Манат, клянусь Аллахом, если бы я знал, кто сотворил такое с тобой, то на всю жизнь опозорил бы его... Когда шейх заснул на следующую ночь, юноши опять пробрались к идолу и сделали то же самое, что и предыдущей ночью. Шейх вновь отправился на поиски своего истукана, пока не обнаружил его в другой помойной яме... Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство. Когда всё повторилось в третий раз, шейх ещё раз достал идола из того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принёс свой меч и, повесив его на идола, сказал: — Клянусь Аллахом, не знаю, кто творит с тобой такое... Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя... А этот меч будет с тобой... Когда шейх заснул, юноши прокрались к истукану и сняли с него меч, висевший на шее. Привязав идола к шее дохлой собаки, они бросили их обоих в выгребную яму. Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашёл его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке. Увидев такое зрелище, шейх сказал на этот раз: — Если бы это было настоящим божеством, то оно никогда бы не валялось вместе с дохлой собакой в выгребной яме. После этого шейх бану Салама принял Ислам, и его вера была истинной.

* * *

Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, юный Муаз Ибн Джабаль начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников посланника Аллаха. Йазид Ибн Кутайб рассказывал: “Как-то я зашёл в мечеть Хомса и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди. „Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил: “Кто это?” — Муаз Ибн Джабаль, — ответили мне”. Абу Муслим аль-Хаулани рассказывал: “Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия кружка взрослых сподвижников Пророка. Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил своего соседа: — Кто это? — Муаз Ибн Джабаль, — ответил он”. Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз с младых ногтей проходил школу посланника Аллаха, которую блестяще закончил, обильно впитав науку из её первоисточника. Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде. Для характеристики Муаза достаточно привести слова, сказанные в его адрес посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Муаз Ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено, и что запрещено”. Огромная заслуга Муаза пред нацией Мухаммада состоит в том, что он был одним из тех шести людей, которые ещё при жизни посланника Аллаха начали воедино собирать Коран. Поэтому если сподвижники Пророка вели какую-нибудь дискуссию в присутствии Муаза Ибн Джабаля, то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями.

* * *

Благородный Посланники, да благословит его Аллах и приветствует, и его преемники поставили уникальный научный потенциал Муаза на службу Исламу и всем мусульманам. Увидев, как после покорения Мекки курайшиты толпами начали переходить в религию Аллаха, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал, что новые мусульмане крайне нуждаются в выдающемся учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал законоположения Шариата. Поэтому он назначил своим преемником в управлении Меккой Аттаба Ибн Асйада, а его помощником Муаза Ибн Джабаля для обучения людей Корану и религии Аллаха.

* * *

Когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить о их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников, назначив Муаза Ибн Джабаля старшим среди них. Благородный Пророк пошёл даже сам провожать свою миссию истинного пути и света... Он шёл рядом с верховым животным Муаза, тогда как сам Муаз сидел в седле... Пророк так долго шёл рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом... Наконец он обратился к Муазу с напутствием: — О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной... Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы. Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком и любимым Мухаммадом, Муаз разрыдался, а с ним и остальные мусульмане. * Сбылось предсказание благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и с этого часа Муазу уже не было суждено счастье увидеть его живым... Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью до того, как Муаз вернулся из Йемена. Естественно, что Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

* * *

Когда преемником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал Умар Ибн аль-Хаттаб, то он направил Муаза в племя бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной ему задачей, он вернулся к своей жене, накрутив на шею тот же самый подседельник, с которым он отправился в путь из дома. Жена спросила его: “А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким?” — Но рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, — ответил Муаз. Жена воскликнула: . — Тебя считали честнейшим человеком посланник Аллаха и Абу Бакр, а теперь пришёл Умар и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой? Затем она рассказала про это жёнам Умара и пожаловалась им на него. Когда Умару стало известно про это, он вызвал к себе Муаза и спросил его: — Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?! — Вовсе нет, о вождь правоверных, — ответил Муаз. — Я просто не нашёл ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой. Умар рассмеялся и дал ему немного денег, сказав: — Дай ей это, чтобы она успокоилась...

* * *

Во времена правления Умара его наместник в аш-Шаме Йазид Ибн Абу Суфйан направил ему послание, в котором говорилось: “О вождь правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя, о вождь правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их”. Умар призвал к себе пятерых людей, которые ещё при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собирали воедино Коран. Это были: Муаз Ибн Джабаль, Убада Ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу Ибн Кааб и Абу ад-Дарда. Когда они собрались, Умар сказал им: — Ваши братья — жители аш-Шама — попросили меня оказать им помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас. — А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу Ибн Кааб больной человек, так что как раз трое и остаются. Умар сказал: — Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий — в Палестину. Трое сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с повелением аль-Фарука начали свою деятельность с Хомса... Они оставили в нём Убаду Ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз Ибн Джабаль — в Палестину.

* * *

В Палестине Муаз заболел чумой. Обратившись перед смертью к Кибле, он начал декламировать: “Приветствую я смерть, приветствую... И вот пришёл посетитель после долгого отсутствия... И любимый достиг желаемого...” Затем, обратив свой взор к небу, Муаз взмолился: “О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил этот мир, И я жил в нём, чтобы взрастить деревья и проложить реки... Но нестерпим полуденный зной и тяжелы эти часы, И теснятся учёные в религиозных кружках... О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного”. И тихо отошёл невинный дух Муаза, отправившись в далёкий путь, стремясь к Аллаху на Его пути.

Конец формы

Наши рекомендации