Ан-нуъман ибн мукаррин аль-музайни 3 страница

* * *

Всевышнему Аллаху было угодно ответить на мольбу Зайда. Как только посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал призывать людей к Исламу, Саид Ибн Зайд оказался в числе первых, кто уверовал в религию Аллаха и приняли миссию Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В этом не было ничего удивительного, поскольку Саид воспитывался в доме, где осуждались заблуждения курайшитов, и он рос под влиянием своего отца, который всю свою жизнь непрестанно искал истину... Даже будучи при смерти, он также упорно и настойчиво стремился к ней... Саид не один принял Ислам. Вместе с ним в исламскую веру перешла его жена Фатима, дочь аль-Хаттаба и сестра Умара Ибн аль-Хаттаба. Курайшитский юноша претерпел столько страданий и унижений от своих соотечественников, что этого с лихвой хватило бы, чтобы отвратить его от новой религии. Однако курайшиты не только не смогли заставить его отказаться от своей религии, но, наоборот, он со своей женой обратил в Ислам одного из самых солидных и грозных курайшитов — Умара Ибн аль-Хаттаба. Именно благодаря им он принял исламскую веру. Саид Ибн Амру Ибн Нуфайл всю свою энергию молодости посвятил служению Исламу. Он принял Ислам, когда ему ещё не исполнилось и двадцати лет. Вместе с посланником Аллаха он принял участие во всех военных походах и кампаниях, кроме битвы при Бадре, так как именно в это время он был занят выполнением важного поручения Пророка. Вместе с другими мусульманами Саид участвовал в свержении трона хосроя и сокрушении господства византийского императора. Во всех битвах мусульман, где сражался Саид, он проявлял чудеса стойкости, мужества и отваги. Одним из блестящих подвигов Саида были его действия в битве при Ярмуке. Предоставим же слово самому герою, чтобы он рассказал нам часть из тех событий, которые произошли в этот день. Итак, Саид Ибн Амру Ибн Нуфайл повествует: “В день битвы при Ярмуке нас было что-то около двадцати четырёх тысяч, а выступившая против нас армия византийцев насчитывала сто двадцать тысяч воинов. Подобно громадной горе, армия противника огромной массой наступала на нас, как будто управляемая невидимой рукой. Впереди солдат с распятиями в руках шли епископы, патриархи и священники, громко читая молитвы, а огромная армия повторяла их, что производило впечатление раскатов грома. Когда мусульмане увидели приближение этой огромной силы, то их поразило огромное число врагов, и в сердца закралось чувство страха перед ними. Тогда перед мусульманами встал Абу Убайда Ибн аль-Джаррах и, стремясь вдохновить их на бой, сказал: — О слуги Аллаха! Помогайте Аллаху, и Он придёт к вам на помощь, ниспослав вам стойкость. О слуги Аллаха! Будьте стойкими, ибо стойкость — средство спасения от неверия, и это поможет обрести вам благосклонность Аллаха и избежать позора. Направьте же ваши копья на врага и прикройтесь щитами. Ничего не говорите, кроме поминания Всевышнего и Всемогущего Аллаха в ваших душах, пока я командую вами с позволения Аллаха”. Саид продолжал свой рассказ: “После этого из рядов мусульман вышел один человек и сказал Абу Убайде: — Я твёрдо решил умереть в этот час. Есть ли у тебя что-нибудь, что ты хотел бы передать посланнику Аллаха? Абу Убайда ответил: — Да, передай ему от меня и от всех мусульман наше приветствие и скажи ему: “О, посланник Аллаха! Мы узнали, что обещанное нам нашим Господом есть сущая истина””. Далее Саид рассказывал: “Услышав его слова и увидев, как он выхватывает свой меч из ножен, бросившись навстречу врагам Аллаха, я тут же крепко упёрся коленями в землю. Затем я выставил вперёд своё копьё и пронзил первого вражеского всадника, подскочившего к нам. После этого я ринулся на врага, и Аллах изгнал страх из моего сердца. Мусульмане яростно и отважно атаковали византийцев и героически продолжали сражаться до тех пор, пока Аллах не даровал правоверным победу”.

* * *

После этого Саид Ибн Зайд участвовал в покорении Дамаска. Когда его население подчинилось мусульманам, Абу Убайда Ибн аль-Джаррах назначил Саида наместником в Дамаске, который стал, таким образом, первым мусульманским правителем в нём.

* * *

Во времена омеййадов с Саидом Ибн Зайдом случилась история, о которой потом долгое время вспоминали жители Йасриба. Дочь Увайса Арва заявила, что Саид Ибн Зайд захватил часть её земли и присоединил к своей. Она повсюду начала рассказывать об этом любому встречному мусульманину. Затем Арва направила свою жалобу по этому поводу Марвану Ибн аль-Хакаму и в Медину. Для разбирательства Марван послал к Саиду своих людей. Попав в сложную ситуацию, сподвижник посланника Аллаха сказал: — Они считают, что я её притесняю! Это каким же образом? Я сам слышал слова посланника Аллаха: Тот, кто вероломно присвоит хотя бы пядь земли, в день Воскресения будет окружён со всех сторон семью стенами. О Боже, она говорит, что я поступил с ней несправедливо! Если она лжёт, то пусть ослепнет и упадёт в тот самый колодец, из-за которого она затеяла тяжбу со мной. Ярче моего права только свет, который покажет мусульманам, что я её нисколько не обидел и был справедлив. После этого прошло совсем немного времени, как по долине Акик пронёсся мощный сель, подобного которому люди никогда раньше в этой долине не видели. Этот поток обнажил границу участков, по поводу которой разгорелся спор. Мусульманам стало ясно, что Саид был прав. Едва прошёл месяц после этого, как женщина ослепла. Расхаживая по своей земле, она случайно упала в этот самый колодец. Абдулла Ибн Умар сказал: — Когда мы были мальчиками, то слышали, как один человек сказал другому: “Чтоб Аллах ослепил тебя, как Он ослепил Арву!” Ничего удивительного в этом нет, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Страшитесь мольбы обиженного, так как между ней и Аллахом нет преграды. Иначе каким же образом мог стать обиженный Саид Ибн Зайд одним из десяти проповедников Рая?!

УМАЙР ИБН СААД

(Часть вторая) “Как бы мне хотелось, чтобы у меня были люди, подобные Умайру Ибн Сааду, на помощь которых я мог бы опереться в делах мусульман”. (Умар Ибн аль-Хаттаб) Ранее мы уже познакомились с ярким и прекрасным событием в жизни славного сподвижника посланника Аллаха Умайра Ибн Саада во времена его юности. А теперь давайте познакомимся с другим блестящим и замечательным эпизодом в его жизни, когда Умайр был уже взрослым человеком. Вы убедитесь, что по своему величию и великолепию второе событие нисколько не уступает первому. Жители Хомса всегда проявляли сильное недовольство в отношении своих правителей и много жаловались на них. Всякий раз, как только к ним прибывал новый наместник, они тут же находили в нём недостатки, подсчитывали проступки, ставили об этом в известность халифа мусульман и просили его заменить этого наместника другим, более подходящим для них. В конце концов аль-Фарук решил прислать им в качестве наместника безупречного и лишённого всяких недостатков человека. Подобно тому, как воин тщательно проверяет стрелы в своём колчане, аль-Фарук так же тщательно испытал всех своих соратников и пришёл к выводу, что никто лучше Умайра Ибн Саада не справится с этой задачей. В это время Умайр находился в боевом походе на северо-востоке аш-Шама во главе армии, сражающейся во имя Аллаха. Он освобождал города, сокрушал крепости, подчинял племена и сооружал мечети всюду, где ступала его нога. Несмотря на всё это, вождь правоверных отозвал Умайра и, назначив его наместником Хомса, приказал ему отправиться туда. Умайр подчинился приказу, хотя это ему и не понравилось, так как его любимым делом был Джихад во имя Аллаха.

* * *

Прибыв в Хомс, Умайр созвал людей на соборный Намаз. Закончив его, он обратился к людям. Воздав хвалу Аллаху и возблагодарив Его, Умайр благословил Его пророка Мухаммада, а затем сказал: — О люди! Поистине, Ислам — это прочная цитадель и крепкие врата. Оплот же Ислама — это справедливость, а его врата — это истина. Если же рухнет цитадель и будут сокрушены врата, то будет попрана святость и неприкосновенность этой религии. Но пока силён правитель, Ислам несокрушим. Сила же правителя не заключается в искусстве владения плетью и отрубании голов мечом. Эта сила состоит в справедливом и законном правлении. После этого Умайр приступил к исполнению своих обязанностей в соответствии с изложенным им в своей краткой проповеди основным законом.

* * *

В течение целого года правления в Хомсе Умайра Ибн Саада он не написал ни одного письма вождю правоверных и не направил в мусульманскую казну ни дирхема или динара налогов. Душу Умара начали обуревать сомнения, поскольку он очень сильно опасался за самоуправство своих наместников и вероятность выхода их из-под своей власти. Непогрешимым для него был только посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Умар сказал своему писарю: “Пиши послание Умайру Ибн Сааду, в котором укажи: “Когда ты получишь это послание вождя правоверных, то оставляй Хомс и отправляйся прямо к нему, захватив с собой всю сумму собранных для мусульман налогов””.

* * *

Получив послание Умара, Умайр Ибн Саад приготовил котомку с припасами, повесил на плечо миску и сосуд для омовения, взял в руку копьё и, оставив за своей спиной Хомс и территорию этого эмирата, пешком отправился в путь, взяв направление на Медину. Подходя к Медине, Умайр имел вид бледного и измождённого человека с длинными лохматыми волосами, на лице которого в полной мере отразились тяготы нелёгкого пути.

* * *

Когда Умайр вошёл к вождю правоверных Умару Ибн аль-Хаттабу, тот изумился его видом и спросил: — Что случилось с тобой, о Умайр? Умайр ответил: — Ничего со мной не случилось, о вождь правоверных! Хвала Аллаху, я здоров и в полном порядке. Я несу с собой весь мир и тащу его за рога. Умар спросил: — И какой же мир ты несёшь с собой? (Он полагал, что Умайр привёз деньги в мусульманскую казну.) — Со мной моя котомка с провизией, миска для еды, мытья головы и стирки одежды, а также бурдюк для омовения и питьевой воды. Таким образом, о вождь правоверных, весь мир и сводится к этому моему багажу, а в излишестве ни я, ни другие не испытывают нужды. — Ты что, пришёл пешком? — спросил Умар. — Да, о вождь правоверных, — ответил Умайр. — Разве твои подданные в эмирате не дали тебе верховое животное, чтобы ты мог приехать на нём? — спросил Умар. — Нет, сами они мне ничего не дали, а я не стал просить у них, — сказал Умайр. — А где же то, что ты привёз в казну мусульман? — спросил Умар. — А я ничего и не привёз, — сказал Умайр. — Отчего же? — воскликнул Умар. — Когда я прибыл в Хомс, — ответил Умайр, — то собрал самых праведных из его жителей и поручил им сбор причитающихся налогов. Всякий раз, когда они что-нибудь собирали, я советовался с ними по поводу этих средств и тут же распределял их среди тех, кто этого заслуживал из местных жителей. Тут Умар повелел своему писарю: — Возобнови приказ о назначении Умайра наместником Хомса. Умайр воскликнул: — Ни в коем случае! Это как раз то, чего мне совсем не хочется. Я не собираюсь больше быть ни твоим, ни чьим-то ещё после тебя наместником, о вождь правоверных. Затем Умайр попросил у Умара разрешения поселиться в деревне в пригородах Медины, где проживали его родственники, на что Умар дал своё согласие.

* * *

Прошло не так много времени с тех пор, как Умайр отправился в свою деревню, и Умар решил проверить надёжность и правдивость своего соратника. Он сказал одному из своих приближённых по имени аль-Харис: — О Харис, отправляйся к Умайру Ибн Сааду и остановись у него дома в качестве гостя. Если заметишь, что он живёт в достатке, возвращайся, как ни в чём не бывало. Если же увидишь, что он сильно бедствует, то отдай ему эти деньги. И Умар передал аль-Харису кошелёк со ста динарами. * Прибыв в деревню Умайра Ибн Саада, аль-Харис спросил о нём, и люди показали его дом. Встретившись с Умайром, аль-Харис сказал: — Мир тебе и милость Аллаха. — И тебе мир, милость Аллаха и Его благословение, — ответил Умайр. — Откуда ты прибыл? — Из Медины, — ответил аль-Харис. — Ну и как там дела у мусульман? — спросил Умайр. — Всё в порядке, — ответил аль-Харис. — А как поживает вождь правоверных, — спросил Умайр. — В добром здравии, — ответил аль-Харис. — Продолжает ли он наказывать людей? — спросил Умайр. — Да, конечно. Он так побил своего сына за совершённый грех, что тот умер от побоев, — ответил аль-Харис. Умайр воскликнул: — О Аллах, помоги Умару. Я уверен в его сильнейшей любви к Тебе!

* * *

Аль-Харис пробыл в гостях у Умайра Ибн Саада три дня, и каждый день Умайр подавал ему ячменную лепёшку. На третий день один из жителей деревни сказал аль-Харису: “Ты очень обременил Умайра и его родных, поставив их в сложное положение. У них ничего нет, кроме этой лепёшки, которую они отрывают от себя и угощают тебя. Они все голодают и бедствуют. Если ты не возражаешь, то переходи в мой дом, и я тебя охотно приму”.

* * *

После этого аль-Харис достал кошелёк с динарами и вручил деньги Умайру. —Что это? — воскликнул Умайр. Аль-Харис сказал: — Эти деньги послал тебе вождь правоверных. — Верни их ему, — сказал Умайр. — Передай ему привет и скажи, что Умайр в них не нуждается. Тут в дело вмешалась жена Умайра, которая слышала разговор своего мужа с гостем. — Возьми эти деньги, о Умайр! — воскликнула она. — Если ты нуждаешься в них, то потрать их. Если же они тебе не нужны, то израсходуй их по прямому назначению, так как здесь много нуждающихся. Услышав эти слова, аль-Харис сунул динары в руки Умайра и поспешно удалился. Взяв деньги, Умайр разложил их по маленьким кошелькам и начал каждый день раздавать их нуждающимся, в первую очередь сиротам павших в походах воинов.

* * *

Когда аль-Харис вернулся в Медину, Умар спросил его: — Ну, что ты видел, о Харис? — Большую нужду, о вождь правоверных, — ответил аль-Харис. — Отдал ли ты ему динары? — спросил Умар. — Да, о вождь правоверных, — ответил аль-Харис. — А что он сделал с ними? — спросил Умар. — Не знаю, — сказал аль-Харис. — Я не думаю, что он возьмёт себе хотя бы один дирхем из этих денег. Аль-Фарук направил Умайру письмо, в котором написал: “Если ты получишь это моё письмо, то не выпускай его из рук, пока не прибудешь ко мне”.

* * *

Умайр Ибн Саад направился в Медину и по прибытии предстал перед вождём правоверных. Умар поздоровался с ним и горячо поприветствовал его, усадив рядом с собой. Затем Умар спросил: — Ну, что же ты сделал с динарами, о Умайр? — А какое тебе до них теперь дело, о Умар, если ты отдал их мне? — воскликнул Умайр. — Я твёрдо решил, что ты обязан сообщить мне, что ты с ними сделал, — сказал Умар. — Я сберёг их для себя, чтобы они принесли мне пользу в тот день, когда уже не помогут ни богатства, ни люди.., — сказал Умайр. Глаза Умара наполнились слезами, и он сказал: — Свидетельствую, что ты из тех людей, которые всегда стремятся оказать помощь другим, даже если и сами испытывают сильную нужду. Затем он повелел одарить Умайра продовольствием в размерах полной поклажи одного верблюда и двумя комплектами одежды. Умайр сказал: — В продовольствии у нас нет нужды, о вождь правоверных. Я оставил у родственников две меры ячменя, а до тех пор, пока мы съедим его, Всемогущий Аллах ниспошлёт нам пропитание. Ну а одежду я возьму для жены. Её одеяние настолько стало ветхим, что она ходит почти обнажённая.

* * *

Вскоре после этой встречи аль-Фарука (Умара) со своим соратником Аллах позволил Умайру Ибн Сааду присоединиться к Его любимому Пророку Мухаммаду Ибн Абдулле после долгого периода страстного стремления Умайра встретиться с ним. С чистой душой и уверенным шагом Умайр ушёл по пути Будущей жизни, не отягощённый никакими мирскими тяготами и не изнемогая под грузом земных забот. Он ушёл из этой жизни, неся с собой его свет, его наставление, набожность и благочестие... Когда до аль-Фарука дошла весть о кончине Умайра, глубокая грусть появилась на его лице, а сердце преисполнилось скорбью. Он сказал: “Как бы мне хотелось, чтобы у меня были люди, подобные Умайру Ибн Сааду, на помощь которых я мог бы опереться в делах мусульман”. * Да будет Аллах доволен Умайром Ибн Саадом, и да упокоит Он его... Умайр был уникальным образцом среди всех людей.., прилежным и успевающим учеником в школе Мухаммада Ибн Абдуллы, да благословит его Аллах и приветствует.

АБДУРРАХМАН ИБН АУФ

“Да благословит тебя Аллах за то, что ты дал, Да благословит тебя Аллах за то, что ты не отдал”. (Из призыва Посланника, да благословит его Аллах и приветствует) Он был одним из тех восьми первых, которые приняли исламскую веру... Он был одним из десяти, возвестивших о Рае... Он был также одним из шестерых членов совета в день избрания халифа после аль-Фарука... Он был среди молодёжи Медины, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сплачивал там ряды мусульман... В доисламскую эпоху его имя было Абд Амру. Когда же он принял исламскую веру, благородный посланник Аллаха назвал его Абдуррахманом (слугой Милостивого) Таков Абдуррахман Ибн Ауф, да будет Аллах доволен им, и да упокоит Он его.

* * *

Абдуррахман Ибн Ауф принял исламскую веру до того, как благородный посланник Аллаха вошёл в дом аль-Аркама, и двумя днями позже того, как Ислам принял Правдивейший Абу Бакр. Подобно всем первым мусульманам, Абдуррахман претерпел такие же тяжкие испытания. Однако, как и они, он выстоял, был твёрдым и правдивым в вере. Как и многие другие мусульмане, спасая свою веру, он переселился в Эфиопию. Когда посланнику Аллаха и его сподвижникам было разрешено Аллахом переселиться в Медину, Абдуррахман был в авангарде тех, кто переселился во имя Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Когда посланник Аллаха начал братание мухаджиров с ансарами, он побратал Абдуррахмана с Саадом Ибн ар-Рабиа аль-Ансари. Саад сказал своему брату Абдуррахману Ибн Ауфу: “О брат мой! Я самый крупный собственник в Медине, и у меня есть два сада. Кроме того, я женат на двух женщинах. Выбери сам из этих двух садов один, который тебе приглянется, и я уступлю его тебе, а также выбирай одну из моих жён, которая нравится тебе больше, чтобы я развёлся с ней, и ты смог бы взять её”. Абдуррахман ответил своему брату аль-Ансари: “Да благословит Аллах тебя, твоих близких и твоё имущество... Но мне хотелось бы, чтобы ты показал мне, где здесь базар...” Саад показал Абдуррахману базар, и он начал торговать там, покупать и продавать товар, извлекать доходы и копить средства. Очень скоро Абдуррахман собрал необходимые средства для махра, женился, а затем пришёл к посланнику Аллаха, распространяя вокруг себя ароматы благовоний... — Что с тобой? — удивлённо воскликнул Пророк. — Я женился, — ответил Абдуррахман. Посланник Аллаха спросил: — А какой махр ты выделил своей жене? — Я дал ей один нават золота, — ответил Абдуррахман. — И обязательно устрой угощение, подав хотя бы одного барашка, и да благословит тебя Аллах в твоём имуществе... — сказал посланник Аллаха. “Ко мне пришло так много людей, что мне даже показалось, — стоит поднять любой камень, как я найду под ним золото или серебро”, — рассказывал Абдуррахман.

* * *

В битве при Бадре Абдуррахман Ибн Ауф геройски сражался во имя Аллаха и в бою убил врага Аллаха Умайра Ибн Усмана Ибн Кааба ат-Таймийу. В битве при Ухуде Абдуррахман проявил твёрдость, когда дрогнули воины, и сохранял стойкость, когда потерпевшие поражение начали отступать. Когда он вышел из боя, на его теле насчитывалось более двадцати ран, некоторые из которых были настолько серьёзны и велики, что в них свободно входила рука. Наряду со всеми этими подвигами Джихад Абдуррахмана Ибн Ауфа на поле боя не шёл ни в какое сравнение с его Джихадом в пожертвовании своим имуществом. Однажды, намереваясь снарядить отряд для проведения военного похода, посланник Аллаха обратился к своим сподвижникам со следующими словами: “Делайте ваши пожертвования, так как я намереваюсь отправить военную экспедицию”. Абдуррахман Ибн Ауф помчался домой, затем быстро вернулся и сказал: “О посланник Аллаха! У меня есть четыре тысячи, из которых две я ссудил моему Владыке, а две оставил моим детям”. Услышав это, посланник Аллаха воскликнул: Да благословит тебя Аллах за то, что ты дал... Да благословит тебя Аллах за то, что ты не отдал...

* * *

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял решение совершить военный поход на Табук, а это был последний в его жизни поход, он испытывал большую нужду как в средствах, так и воинах. Византийская армия была очень многочисленной, а Медину именно в этот год поразила сильнейшая засуха. Войскам предстоял длительный и тяжёлый переход, продовольствия было мало, а нехватка верховых животных была такой острой, что когда к Пророку пришла группа верующих с настоятельной просьбой взять их в поход, он был вынужден отказать им, поскольку им не хватало верховых животных. Со слезами на глазах и очень опечаленные, эти люди удалились, сетуя на невозможность сделать свой вклад в общее дело. Этих людей назвали “плаксами”, а силы, участвующие в походе, — “армией тяжёлого положения”. В такой ситуации посланник Аллаха повелел своим сподвижникам делать пожертвования во имя Аллаха, указав, что это доброе дело будет зачтено Аллахом. Все мусульмане как один бросились исполнять призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Среди первых жертвующих был Абдуррахман Ибн Ауф, который сделал свой вклад в размере 200 унций золота. По этому поводу Умар Ибн аль-Хаттаб сказал посланнику Аллаха: “То, что делает Абдуррахман, является грехом. Он же совсем ничего не оставил своим родным и близким”. Посланник Аллаха спросил: — Оставил ли ты, о Абдуррахман, что-нибудь своим близким? Он ответил: — Да... я оставил им нечто большее и лучшее из того, что я потратил. — Это сколько же? — спросил посланник Аллаха. — Это всё обещанное Аллахом и посланником Его пропитание, добро и награду, — ответил Абдуррахман.

* * *

Мусульманская армия выступила в поход на Табук... В этом походе Аллах удостоил Абдуррахмана Ибн Ауфа такой чести, какой не был удостоин ни один из мусульман. Однажды пришло время Намаза, а посланника Аллаха не было. Тогда Абдуррахман Ибн Ауф собрал мусульман и, заняв место имама, начал сам руководить общим Намазом. Едва закончился первый ракат, как к молящимся присоединился посланник Аллаха. Следуя за действиям Абдуррахмана Ибн Ауфа, он встал в ряды молящихся и отмолился за его спиной... Разве может быть что-нибудь более почётнее и достойнее, чем быть имамом у вождя всех людей и имама пророков Мухаммада Ибн Абдуллы, да благословит его Аллах и приветствует?

* * *

Когда посланник Аллаха скончался, да благословит его Аллах и приветствует, то Абдуррахман Ибн Ауф стал защитником интересов матерей правоверных (жён Пророка) и их опекуном. Он ходатайствовал о их нуждах, сопровождал их в поездках и паломничестве, покрывая их паланкины зелёными балдахинами и показывая им различные интересующие их достопримечательности. Благодаря таким похвальным качествам своего характера и беззаветному доверию ему со стороны матерей правоверных, Абдуррахман Ибн Ауф мог гордиться и восхищаться собой. Благотворительность Абдуррахмана Ибн Ауфа в отношении мусульман и матерей правоверных достигла такой степени, что он продал принадлежавшую ему землю за сорок тысяч динаров и полностью разделил эти деньги между людьми племени Зухра, а также бедными мусульманами и мухаджирами. Деньги получили также все жёны Пророка, и когда мать правоверных Аиша получила причитающуюся ей долю, то воскликнула: “Кто же послал эти деньги?” Когда же ей ответили, что это сделал Абдуррахман Ибн Ауф, то Аиша сказала: “А ведь посланник Аллаха говорил: Никто не проявит к вам жалости после меня, кроме стойких”.

* * *

Призыв посланника Аллаха к Всевышнему ниспослать благословение Абдуррахману Ибн Ауфу и держать его под Своей сенью сопутствовал ему в течение всей жизни. Абдуррахман стал богатейшим и самым зажиточным из сподвижников посланника Аллаха. Его торговля росла и приумножалась, а караваны, принадлежавшие Абдуррахману, непрерывно уходили из Медины и прибывали в неё, доставляя её жителям пшеницу, муку, масло, одежды, посуду, благовония, а также всё необходимое. Из Медины караваны Абдуррахмана вывозили излишки лучшей продукции, производимой там.

* * *

Однажды в Медину прибыл очередной караван Абдуррахмана Ибн Ауфа, в котором было семьсот вьючных животных... Да, именно так. Там было семьсот вьючных животных, которые привезли продовольствие, а также другие товары, необходимые людям. Как только караван вступил на территорию Медины, земля вздрогнула сильнейшим образом, а в её недрах раздался сильный шум и рокот. Аиша воскликнула: “Что означают эти толчки и шум?” Ей сказали: “Это караван Абдуррахмана Ибн Ауфа, в котором семьсот верблюдов привезли пшеницу, муку и другое продовольствие”. Аиша, да будет доволен ею Аллах, воскликнула: — Да будет благословение Аллаха в том, чем Он наградил его в этом мире, и да будет награда его более великой в ином мире. Я слышала, как посланник Аллаха говорил: Наградой Абдуррахману Ибн Ауфу будет то, что он попадёт в Рай”.

* * *

Ещё до того, как верблюды каравана опустились на землю, гонец передал Абдуррахману Ибн Ауфу слова матери правоверных, содержащие радостную весть о том, что он попадёт в Рай. Едва его ушей достигло это счастливое известие, как он, окрылённый, помчался к Аише и сразу же спросил её: “О мать правоверных, неужели ты слышала это от самого посланника Аллаха?!” — Да, — ответила она. Абдуррахмана обуяла радость, и он воскликнул: “О если бы я мог, то вошёл бы в Рай и стоя... Я торжественно свидетельствую, о мать правоверных, что весь этот караван со всем грузом, вьюками и поклажей я жертвую во имя Аллаха”.

* * *

После этого прекрасного и сияющего дня, когда Абдуррахману Ибн Ауфу пришла добрая весть о том, что ему суждено попасть в Рай, усилилось и возросло его стремление расходовать средства во имя Аллаха и делать пожертвования. Абдуррахман начал направо и налево, негласно и открыто, делать большие пожертвования. Вначале он пожертвовал сорок тысяч дирхемов серебром, а затем сорок тысяч динаров золотом. Его следующий взнос составил двести унций золота. Кроме того, Абдуррахман предоставил 500 коней для отряда муджахидов, а затем ещё 1500 верховых животных для другого отряда. Находясь при смерти, Абдуррахман Ибн Ауф отпустил на свободу большое число своих рабов. Наряду с этим, он завещал каждому из оставшихся в живых участников битвы при Бадре 400 динаров золотом. И каждый из этих ста бойцов получил эту сумму. Большая сумма была также завещана каждой из матерей правоверных. Мать правоверных Аиша часто вспоминала Абдуррахмана с мольбой: “Да напоит его Аллах из Салсабила”. И после всего этого то, что он оставил своим прямым наследникам, составляло несметное богатство... Его наследство включало тысячу верблюдов, сто коней и три тысячи овец. Каждая из четырёх жён Абдуррахмана получила причитающуюся ей долю наследства в размере восьмидесяти тысяч. Оставшегося после него золота и серебра было так много, что делившие его между собой наследники устали рубить слитки топорами. Всё это богатство пришло к Абдуррахману благодаря тому, что посланник Аллаха воззвал к Всевышнему, испрашивая благословения Всевышнего для имущества Абдуррахмана.

* * *

Однако эти богатства не испортили и не изменили Абдуррахмана Ибн Ауфа. Когда люди видели его среди своих рабов, то по своему внешнему виду он ничем не выделялся среди них. Как-то в один из дней Абдуррахману принесли пищу, когда он постился. Он посмотрел на этого человека, а затем вымолвил: — Погиб Мусаб Ибн Умайр, который был лучше меня, а мы нашли ему такой саван, который закрывал голову, но открывал ноги, или же закрывал ноги, но открывал голову. Аллах сделал для нас такой мир, какой сделал... Истинно, боюсь я, что уже скоро воздаётся нам должное... Затем он начал рыдать, расстроившись до такой степени, что почувствовал отвращение к пище. Вечное блаженство Абдуррахману Ибн Ауфу и тысяча великих радостей... Радостную весть о Рае ему принёс наиправдивейший Мухаммад Ибн Абдулла, да благословит его Аллах и приветствует. Погребальные носилки с телом Абдуррахмана к его последнему прибежищу нёс дядя посланника Аллаха Саад Ибн Абу Ваккас. Намаз над ним совершил Зу ан-Нурайн Усман Ибн Аффан, а в последний путь провожал вождь правоверных Али Ибн Абу Талиб, который сказал: “Ты достиг и познал чистоту этой жизни, избежав любой лжи. Да ниспошлёт Аллах тебе Свою милость”.

ДЖААФАР ИБН АБУ ТАЛИБ

“Я увидел Джаафара в Раю с крыльями, обагрёнными кровью...” (Священный хадис) В роду Абд Манафа было пять мужчин, чрезвычайно похожих на посланника Аллаха. Это сходство было настолько поразительным, что люди со слабым зрением часто путали Пророка с этими мужчинами. Не сомневаюсь, что тебе, о мой читатель, хотелось бы узнать, кто же были эти пятеро, так похожие на пророка Аллаха. Давайте же познакомимся с ними поближе. Вот эти люди: Абу Суфйан Ибн аль-Харис Ибн Абдель Мутталиб, который был сыном дяди посланника Аллаха и его молочным братом. Вторым был Кусам Ибн аль-Аббас Ибн Абдель Мутталиб, также сын дяди Пророка. Третьим был дед имама аш-Шафии ас-Саиб Ибн Убайд Ибн Абд Йазид Ибн Хашим. Четвёртым был аль-Хасан Ибн Али, сын дочери посланника Аллаха и его внук. Пятым же был Джаафар Ибн Абу Талиб, брат вождя правоверных Али Ибн Абу Талиба. Так давай же, о мой читатель, я поведаю тебе о некоторых ярких событиях в жизни Джаафара. Несмотря на свою знатность в племени курайшитов и высокое положение среди них, Абу Талиб был бедным и многодетным человеком. Положение ёще больше ухудшилось из-за сильнейшей засухи, постигшей курайшитов в тот год. Посевы погибли, произошёл падёж скота, и люди были вынуждены глодать высохшие кости. Среди хашимитов самыми богатыми людьми в то время были Мухаммад Ибн Абдулла и его дядя аль-Аббас. Как-то Мухаммад сказал аль-Аббасу: “О дядя! У твоего брата Абу Талиба большая семья, а из-за засухи и отсутствия дождей начался голод среди людей. Давай поедем к нему и немного облегчим его существование: я возьму одного из его сыновей, а ты другого, и выкормим их. Тем самым мы уменьшим количество ртов в его семье”. Аль-Аббас сказал: “Ты призвал к добру и настоял на благотворительности”. Затем они отправились к Абу Талибу и, придя к нему, сказали: “Мы хотим немного облегчить твоё тяжкое бремя содержания такой большой семьи и уменьшить беду, постигшую людей”. Абу-Талиб сказал им: “Если вы оставите мне Акила, то делайте, как считаете нужным...” Мухаммад взял в свою семью Али, а аль-Аббас Джаафара. Когда Али жил у Мухаммада, Аллах ниспослал ему истинную и праведную религию, и он стал первым юношей, уверовавшим в Ислам. Джаафар продолжал жить в доме своего дяди аль-Аббаса, пока не возмужал, принял исламскую веру и стал самостоятельным человеком. С самого начала Джаафар Ибн Абу Талиб и его жена Асма, дочь Умайса, стали искренними приверженцами светлого пути истины. Они приняли исламскую веру у Правдивого ещё до того, как посланник Аллаха вступил в дом аль-Аркама. Хашимитский юноша и его молодая жена сполна испытали на себе, как и все первые мусульмане, гонения и преследования со стороны курайшитов. Однако они стойко перенесли все обиды, поскольку твёрдо знали, что путь в Рай тернист, мучителен и чрезвычайно сложен. Но особенно отравляло их существование, а также жизнь их братьев в Аллахе то, что курайшиты не позволяли им совершать религиозные обряды Ислама и наслаждаться истинным поклонением, следя буквально за каждым их шагом. В подобной ситуации Джаафар Ибн Абу Талиб попросил у посланника Аллаха позволения переселиться вместе с женой и группой сподвижников в Эфиопию. Пророк разрешил им сделать это, хотя ему было грустно расставаться с ними. Разумеется, Джаафару было очень нелегко убеждать чистых и невинных людей покинуть свою родину, обжитые дома, где прошли их детство и юность, единственная вина которых состояла в том, что они сказали: “Наш Господь — Аллах”. Вместе с тем, у Пророка не было силы и могущества, чтобы уберечь людей от козней курайшитов. * Во главе с Джаафаром Ибн Абу Талибом первые мусульманские переселенцы прибыли на землю Эфиопии, где и обосновались под опекой и защитой справедливого и праведного эфиопского негуса. Впервые с тех пор, как эти люди приняли Ислам, они обрели чувство безопасности и испытали наслаждение истинного поклонения, когда никто и ничто не омрачало чистоту их подлинного счастья. Как только курайшитам стало известно, что группа мусульман переселилась в Эфиопию, царь которой гарантировал защиту их религии и свободу вероисповедания, они начали вынашивать планы убийства мусульман или их насилъного возвращения с целью посадить в тюрьму. Но давайте дадим здесь слово Умм Саламе, чтобы она всё рассказала сама, будучи очевидцем этих событий. Итак, Умм Салама, которая стала одной из жён Пророка, рассказала следующее: “Вступив на землю Эфиопии, мы обрели добрых соседей и подлинную безопасность для нашей религии. Мы смогли свободно поклоняться Господу нашему, Всевышнему Аллаху, не опасаясь вреда со стороны кого бы то ни было или чьих-то злых высказываний. Когда об этом стало известно курайшитам, они задумали недоброе против нас и послали к негусу двух своих сильных людей: Амру Ибн аль-Аса и Абдаллу Ибн Абу Рабиа. Вместе с ними курайшиты направили богатые дары для негуса и его епископов из того, чем славилась земля Хиджаза. При этом посланцам было сказано, чтобы они одарили каждого епископа, прежде чем начнут обсуждать наш вопрос с царём Эфиопии”. По прибытии в Эфиопию посланцы курайшитов встретились с епископами и одарили каждого из них, никого не забыв. При этом каждому епископу было сказано следующее: “На земле царя Эфиопии поселилась группа наших юных глупцов, отвергнувших религию своих отцов и дедов, а также внёсших раскол в свою нацию. Когда мы скажем об этом царю, подскажите ему, чтобы он выдал их нам, ничего не спрашивая об их религии. Вожди их народа хорошо знают их и осведомлены об их вероубеждении. — Да... — ответили епископы. Умм Салама продолжала свой рассказ: “Для Амру и его компаньона не было ничего ненавистнее и неприятнее, чем видеть, как негус приглашает кого-нибудь из нас и выслушивает его”.

Наши рекомендации