Имам ибн аль-каййим аль-джаузия.

Утверждение аль-Истикрар как тафсира аль-Истиуа.

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

Это краткая работа посвященная тому, в чем сеют шубухаты некоторые современники, а именно: что «истакарра» - «Утвердился» является одним из законных у ахли-Сунна тафсиров атрибута «Аль-Истиуа».

Они же заявляют, что это чуть ли не таджсим, и что нельзя быть убежденным относительно Аллаха что Он утвердился и это не подобает Всевышнему Аллаху!

В этой работе мы приведем саляфов кто ясно сказал об этом и иджма ученых на законность такого толкования.

Муджахид Ибн Джабр (ум. 103 г.х.)

Сказал Муджахид в тафсире «аль-Истиуа»: «Истакарра (утвердился», см. «Мухтасар ас-сауаик аль-мурсаля», 1/502

Абдуллах Ибн аль-Мубарак (ум. 181 г.х.) и последовавшие за ним многие ученые.

Сказал имам ахли-Сунна, Абу Амр ат-Таляманки: «Сказал Абдуллах Ибн аль-Мубарак и множество ученых кто последовали за ним - аль-истива на Троне смысл этого - истакарра (утвердился), и это слово Ибн Кутейбы". см. "Шарх хадис ан Нузуль, 390.

Имам Ибн Кутейба ад-Динури (ум. 271 г.х.)

Сказал имам Ибн Кутейба: «Слова Всевышнего Аллаха: «Милостивый истива на Троне» - то есть, истакарра (утвердился)». Источник: «Тауиль мухталяф аль-Хадис», 1/271.

Имам Абу Ахмад аль-Кассаб аль-Караджи аш Шафии (ум. 360 г.х.) и иджма всех ученых его времени.

Сказал имам аль-Кассаб аш Шафии в «Аль-Акыда аль-Кадирия»:

«Был наш Господь Один, не было ничего вместе с ним, не было места охватывающего Его. Он создал все Мощью Своей, создал Трон, не потому что нуждался в нем, а затем Он возвывысился (Истава) над Троном "Иставаа истикрарин" (Истива со смыслом Истикрар -утверждение), как пожелал и соизволил, но не истикрара рахатин (но этот его истикрар не был истикраром раха - отдыха), как отдыхают творения».
Источник: "АЛь-Улюв", 1/239, « Дар'у ат-тааруд бейна аль акль уа ан накль», 3/229, см. "Ас-Сауаик аль-Мурсаля", 4-1228.

Скажу: собрались на этой акыде все величайшие ученые ахли-Сунна того времени, и приказывали требовать покаяние и казнить всякого кто ей противоречил!

Сказал Ибн Касир описывая события 433 года хиджры: «И в этом году была прочитана "аль-Акыда аль-Кодирия", которую составил халиф аль-Кодир, и были собраны подписи ученых и аскетов на ней, что это – акыда мусульман, и кто противоречит ей – стал фасиком и неверным. И первым, кто подписал это, был шейх Абу аль-Хасан Али Ибн Умар аль-Кизвини, затем подписали ее после него ученые». Источник: «Аль-бидая уа ан нихая», 14/349.

Имам Ибн Абдуль Барр аль-Андалуси (ум. 463 г.х.)

Сказал имам Ибн Абдуль Барр разьясняя аль-Истиуа:

«И аль-Истиуа – это аль-Истикрар (утверждение) в возвышенности». Источник: «Ат-Тамхид», 7/131.

Имам ахли-Сунна, Абу аль-Хасан аль-Караджи аш-Шафии (ум. 533 г.х.)

Сказал имам Абу Хасан аль-Караджи:

«И раз утвердилось, что толкование сподвижников приемлемо, то толкование Ибн Аббаса будет первее к принятию и следованию, истинно, он море знаний, и самый знающий о толковании среди сподвижников, и раз достоверно от него тауиль аль-истиуа как аль-истикрар, то мы будем веровать в это, и быть убежденным в истинности этого, и мы знаем из аль-истикрар то же, что знаем из аль-истиуа, и скажем, что это не утверждение которое сопровождается усталостью и путаницей, однако оно – как пожелал Аллах, и как именно оно произошло – неизвестно, и Иман в это – обязателен, точно также, как мы говорим и об аль-Истиуа». Источник: «Баян тальбис аль-Джахмия», 6/403.

Шейх уль Ислам Ибн Теймия

Передает шейх уль Ислам Ибн Теймия во многих местах слова имамов о толковании аль-Истива как аль-Истикрар, аргументируя ими, и никак не заявляя об их ошибочности см. «аль-Фатауа», 5/519, «Баян Тальбис аль-Джахмия», 6/401, 8/403, «Шарх хадис ан-нузуль», 390-391, и др.

Имам Ибн аль-Каййим аль-Джаузия.

Передал имам Ибн аль Каййим от саляфов имамов ахли-Сунна в своей касыде ан-Нуния такой тафсир, и упомянул, что это их единогласное мнение и он был принят среди них без порицания

Вот его строки:

هذا وسادس عشرها إجماع أهـ ... ـل العلم أعني حجة الأزمان

من كل صاحب سنة شهدت له ... أهل الحديث وعسكر القرآن

لا عبرة بمخالف لهم ولو ... كانوا عديد الشاء والبعران

إن الذي فوق السماوات العلى ... والعرش وهو مباين الأكوان

هو ربنا سبحانه وبحمده ... حقا على العرش استوى الرحمن

فاسمع لذا أقوالهم واشهد عليـ ... ـهم بعدها بالكفر والإيمان

اقرأ تفاسير الأئمة ذاكري الإسـ ... ـناد فهي هداية الحيران

وانظر إلى قول ابن عباس بتفسـ ... ـير استوى إن كنت ذا عرفان

وانظر إلى أصحابه من بعده ... كمجاهد ومقاتل حبران

وانظر إلى الكلبي أيضا والذي ... قد قاله من غير ما نكران

وكذا رفيع التابعي أجلهم ... ذاك الرياحي العظيم الشان

كم صاحب ألقى إليه علمه ... فلذاك ما اختلفت عليه اثنان

فليهن من قد سبه إذ لم يوا ... فق قوله تحريف ذي البهتان

فلهم عبارات عليها أربع ... قد حصلت للفارس الطعان

وهي استقر وقد علا وكذلك ار ... تقع الذي ما فيه من نكران

وكذاك قد صعد الذي هو أربع ... وأبو عبيدة صاحب الشيباني

يختار هذا القول في تفسيره ... درى من الجهمي بالقرآن

Не переводим ввиду некоторой сложности верного отображения смысла на русском, но суть, что имам Ибн аль-Каййим передает тафсир аль-истиуа как истакарра от Ибн Аббаса, Муджахида, Кальби, Мукатиля, и одно из выражений всех имамов, принятое среди них без порицания и являющееся их единогласным мнением. См. «Ан Нуния», 1/87.

Имамы ханбалитов.

Сказал аль Шахразури аль-Курди аш Шафии передавая слово ханбалитов:

«..Сказали они: мы утверждаем для Всевышнего аль-истикрар на внешнем смысле над Троном..». Источник: «Гайятуль амани», 2/122.

Наши рекомендации