Чтение, размышление, действие
Мы убеждены: Чтение Священного Корана является одним из самых лучших богослужений; редкое богослужение сравнится с чтением книги Аллаха. Оно является одним из лучших по той причине, что служит почвой для размышления, которое в свою очередь становится толчком для дальнейшего совершения благих действий. Всевышний Аллах обращается к Своему пророку (да благословит Аллах его и его род): «Простаивай ночь без малого, половину ночи, или чуть меньше того или чуть больше, и читай Коран размеренным чтением».[81]
В другом аяте Он обращается ко всем мусульманам: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас».[82]
Однако следует подчеркнуть, что за чтением Корана обязательно должно следовать размышление над прочитанным, обдумывание смысла аятов. И на основе размышлений над прочитанными строками небесной книги человек должен действовать. «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?»[83]
«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие (и действующие на его основе)?»[84]
«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны».[85]
Таким образом, те люди, которые ограничиваются лишь поверхностным чтением Корана, оставляя размышление над смыслом прочитанного и действие в соответствии с ним, лишают себя величайшего блага и упускают шанс познать истинный смысл божественных аятов.
Бесполезные споры
Мы убеждены: На протяжении всей истории существования исламской религии всегда находились лица, которые различными способами пытались направить умы мусульман в неверное русло, лишить их возможности размышлять и действовать в соответствии с аятами Священного Корана. В истории Ислама было время (в эпоху правления омеядских и аббасидских халифов[86]) когда в исламском обществе вспыхнул спор, предметом которого стал вопрос: Речь Аллаха извечная или сотворенная? Этот спор повлек за собой разделение исламской общины на две группы, которые, попусту тратя свое время, входили друг с другом в бесполезную полемику; нередко подобные споры заканчивались кровопролитием. Но сегодня мы знаем, что данная тема попросту не имеет смысла для трений. Так как, если под речью Аллаха мы будем иметь в виду буквы, листы и текст Корана, то, без сомнений, она является сотворенной. Если же под речью Аллаха мы будем подразумевать знание Им смысла писания, то в этом случае она, также как и знание Всевышнего, будет являться извечной. Однако к огромному сожалению на протяжении многих лет неблагочестивые правители использовали эту тему для насаждения разногласий среди народа. И сегодня недоброжелатели не сидят без дела. Не жалея сил они различными средствами удерживают мусульман от верного постижения смысла аятов Священного Корана, сея между ними расхождение во взглядах.
Верное толкование Корана
Мы убеждены: Смысл, заложенный Всевышним Аллахом в аяты Корана, необходимо понимать исходя из правил и грамматики арабского языка, а также традиций, существовавших во времена жизни Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род). Кроме случаев, когда будут присутствовать умственные или документальные аргументы (например хадисы), которые будут указывать на иной смысл аятов Корана, то есть не на внешний. Однако здесь необходимо заметить, не следует полностью полагаться на сомнительные умственные или документальные аргументы, и не следует толковать аяты священного писания, опираясь лишь на предположения и домыслы.
В качестве примера возьмем следующий аят: «А кто слеп в этом мире, тот будет также слеп в мире загробном».[87] Внешний смысл этого аята указывает на то, что люди, лишенные зрения в этом мире, будут также страдать от слепоты в мире загробном. Но сколько вокруг нас живет благочестивых и чистых людей, которые лишены зрения. Поэтому, в этом случае «слепота» не означает своего словарного значения. Слепота в данном аяте означает внутреннюю слепоту, бездуховность, неумение увидеть божьи знамения. К такому толкованию данного коранического аята нас подтолкнул умственный аргумент.
В другом аяте говорится о недоброжелателях верующих: «Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют».[88] Предельно ясно, что они могут слышать, способны говорить, обладают зрением. Но, так же как и в предыдущем аяте, глухота, немота и слепота являются не внешними, а их внутренними качествами, лишением духовности.
В ряде других аятов Корана следующим образом упоминается о Всевышнем Аллахе: «Обе Его руки простерты»[89], или же Он говорит: «(О Нух), воздвигни ковчег у Нас на глазах».[90] Однако верный смысл этих аятов не заключается в том, что Творец имеет руки или глаза, ибо Он бестелесен. Творец превыше того, чтобы иметь тело и части тела, так как тот, кто имеет тело, подвержен времени и пространству, и, в конце концов, исчезновению. Данные качества никоим образом не сочетаются с Великим Аллахом. Поэтому «руки» в этом случае символизируют божественную силу и могущество, которые объемлют мироздание, а под «глазами» подразумеваются Его знание и осведомленность обо всем происходящем в мире.
Таким образом, мы никогда не оставляем рациональных и документальных доводов, и не признаем толкования, основанного лишь на внешнем смысле аятов. Мы принимаем внешний смысл аятов только тогда, когда рядом не присутствуют вышеупомянутые доводы. В Священном Коране используется подобный стиль изложения (приведение аллегорий) так же, как его используют все поэты и писатели человечества; небесные пророки и небесные писания говорят на языке людей. «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа».[91]