Памятование о доброте наших матерей
Переживание внутренней умиротворенности, которое само по себе — существенное достижение, тем не менее не является основной целью медитации на равностность или ее основным достоинством. Если мы научимся относиться к окружающим непредвзято, то сможем по достоинству оценить ту доброту, что все без исключения живые существа проявляли к нам в прошлом. Вооружившись таким пониманием, мы сможем побороть в себе все формы себялюбия, включая и то, что толкает нас на путь индивидуального освобождения от сансары.
Когда мы видим нашу мать или вспоминаем о ней (или об ином человеке, который проявлял о нас необычайную заботу), мы мгновенно и непроизвольно осознаем, кто она для нас, и сердце наше наполняется сильным чувством. Освоив медитацию на равностность и обретя некоторое понимание непрерывности перерождений, мы научимся так же относиться и ко всем существам. Каждый из живущих в прошлом был нашей матерью и, выступая в этой роли, был необычайно добр к нам.
Лучший способ продвинуться в развитии бодхичитты — это прежде всего должным образом оценить доброту нашей матери в этой жизни. Ее самоотверженная забота о нас началась уже тогда, когда она еще носила нас под сердцем. С великим самоотречением она сносила многие лишения и следовала строгой дисциплине, дабы оградить нас от опасностей и неудобств. Она внимательно следила за тем, что ест и пьет, как передвигается и какую одежду носит.
Хотя наше рождение принесло ей массу боли и неудобств, та трогательная забота, которую она проявляла о нас, от этого нисколько не уменьшилась. Пока мы были в младенческом возрасте, она заботилась о нас двадцать четыре часа в сутки, делая все, что в ее силах, чтобы защитить нас от опасностей. Мы все время плакали и пачкали пеленки, чем еще больше отягощали ее ношу, однако она каждый раз терпеливо утешала нас, мыла и кормила. Даже за едой она только и думала, что о нашем благополучии, и самый лакомый кусочек на своей тарелке она зачастую отдавала нам. Сегодня мы не заботимся о себе и с толикой любви и преданности, на которые была способна она.
Когда мы взрослели, ее мысли обращались к нашему будущему. Больше всего она мечтала о том, чтобы мы достигли в жизни успеха и были счастливы. Она неустанно заботилась о нашем образовании и зачастую сама учила нас азам чтения и правописания. На самом деле многими своими жизненными навыками мы обязаны именно ее заботе и вниманию. Мы же, со свойственной нам близорукостью, возомнили теперь, что все наши силы и способности — наши собственные достижения. Мы думаем: «Всего, что я имею, я добился сам». Но, положа руку на сердце, оставь наша мать нас без присмотра в младенческом возрасте хотя бы на день, мы не только не смогли бы сейчас самостоятельно функционировать, но вряд ли бы остались в живых! И по сей день, когда мы сталкиваемся с проблемами, она нередко является тем единственным человеком, на чью бескорыстную, безусловную и неограниченную поддержку мы всегда можем рассчитывать.
Кроме того, наша мать, как правило, является и нашим основным поклонником и почитателем. Она радуется каждому нашему успеху, зачастую преувеличивая наши достижения. Желая нам славы и признания, она готова порой и солгать, лишь бы возвысить нас в глазах окружающих. Говоря короче, наша мать сделала для нас в жизни очень много добра, и подавляющее большинство ее поступков были совершенно бескорыстны. От кого еще нам ожидать подобной самозабвенной преданности?
Обратив свой взгляд и на прошлые жизни, мы поймем, что она уже не первый раз выступает в роли нашей любящей матери. Множество раз в различных мирах сансары она заботилась о нас не менее самоотверженно. Случалось, например, что она была наседкой, а мы — ее цыпленком. Тогда она часами согревала гнездо и добывала для нас корм. Хотя обычно и считается, что курица — довольно трусливое существо, если ей казалось, что нам угрожает малейшая опасность, она была готова, не раздумывая, отдать за нас жизнь. Нашу медитацию на доброту материнской любви можно расширить и усилить, включив в нее множество аналогичных примеров из жизни животных. Затем нам следует придать ей новый импульс, осознав, что в одном из бесчисленных прошлых воплощений каждое живое существо было нашей любящей матерью и заботилось о нас ничуть не меньше той женщины, что родила нас в нынешней жизни.
Живые существа были добры к нам, не только выступая в роли наших матерей, но и во многих других отношениях.
Если мы вспомним все события минувшего дня и отметим все ситуации, доставившие нам удовольствие, мы не найдем среди них и одной, которая бы не зависела в той или иной степени от окружающих. Каждая тарелка съеденной нами еды — плод труда фермеров, перевозчиков, упаковщиков и торговцев. Не стоит забывать и обо всех тех крошечных существах, что лишились жизни в ходе посева и сбора урожая, который впоследствии попал к нам на стол. Если мы найдем время на то, чтобы хорошенько обдумать эту тему, то убедимся, что наша жизнь тесно переплетена с жизнью всех остальных существ, населяющих эту планету.
Своей способностью к практике Дхармы и постижению природы реальности мы также обязаны милосердию других существ. Все наши достижения — от обретения драгоценного человеческого рождения и возможности мудро им распорядиться до порождения отречения, бодхичитты и правильного воззрения о пустоте — зависят от других. Почему это так? Каждое из этих достижений — плод той благой кармы, что накопили мы сами, и той, что создали многие просветленные существа, учившие духовному пути Дхармы. И та, и другая карма была накоплена в зависимости от других живых существ. Например, достижение буддой состояния полного просветления проистекает главным образом из порождения им бодхичитты. Бодхичитта, в свою очередь, зависит от любви и сострадания к живым существам — плодов медитации на равностность. Итак, на каждом этапе своего духовного пути будущий будда опирается на других живых существ. Они даруют ему возможность практиковать даяние, терпение и прочие совершенства, и поэтому именно от них напрямую зависят все его последующие достижения.
Памятуя о милосердии просветленных существ, указующих нам истинный путь к пресечению страданий, и о том, насколько эта их способность, в свою очередь, зависит от доброты всех без исключения живых существ, мы утратим всякие основания на то, чтобы испытывать к кому-либо гнев. Разве мы можем ненавидеть даже самого нашего заклятого врага, если он играет столь важную роль в обретении нами как временного, так и абсолютного счастья? Всякое наше удовольствие, будь то в прошлом, настоящем или будущем, зависит в том числе и от него. Таким образом, даже если теперь он вредит нам, нам следует испытывать к нему великое сострадание. Это существо, однажды бывшее нашей матерью, и без того достаточно страдает от своих омрачений, и нам не стоит усугублять его страдания своим гневом. Сострадание становится наивысшей добродетелью Махаяны лишь тогда, когда оно охватывает всех без исключения живых существ. Без толку ожидать появления в нас бодхичит-ты, если мы желаем освободить от страданий лишь немногих избранных.
Обретя достаточно стабильности и понимания, чтобы даже в злейшем враге видеть кладезь драгоценностей, который нужно лелеять и оберегать, мы избавимся от изрядного количества заблуждений. Ненависть и гнев, способные в одно мгновение поглотить зоны благой кармы, не найдут благоприятной почвы в уме, который неустанно памятует о доброте матерей — живых существ. Однако единственный способ проверить, насколько истинны эти учения — это попробовать осуществить их на практике. Нам может потребоваться долгое время на то, чтобы научиться воспринимать каждое живое существо как любящую мать, но даже задолго до этого достижения мы начнем испытывать глубокую внутреннюю удовлетворенность и покой. Если в нашем уме происходят такие перемены, мы можем быть уверены, что идем по верному пути.
Помощь живым существам
Осознав, насколько добры к нам были другие живые существа, мы должны задуматься о том, как наилучшим образом отблагодарить их за эту доброту. Давать им пропитание и одежду весьма полезно, и, если это нам под силу, мы должны заниматься подобной благотворительностью. Не стоит пренебрегать никакими средствами оказания помощи другим. В то лее самое время важно понимать, что даяние материальных вещей не способно устранить корень их страданий. В лучшем случае оно может принести лишь временное облегчение. Если мы действительно хотим отблагодарить живых существ за их бесконечную доброту, нам следует сде-
лать это путем оказания внутренней, духовной помощи. Только такой метод способен принести им благодать подлинного, непреходящего счастья и покоя.
Однако мы не сможем помочь другим до тех пор, пока сами не очистим свое сознание от наиболее грубых омрачений. Величайшим препятствием для порождения у нас желания приносить пользу живым существам является глубоко укоренившийся в нас эгоизм. Поэтому, если мы искренне стремимся помочь окружающим, мы должны постараться полностью избавиться от своего эгоцентризма.
У нас нет ни малейшей причины на то, чтобы ставить свои интересы превыше интересов других, возомнив, что мы важнее всех на свете. В глубинном тантрическом тексте Гуру-пуджа сказано:
Все существа стремятся избежать малейшего страданья,
И им всегда недостает блаженства.
Различья в этом нет меж мной и остальными.
Молю, благослови меня сорадоваться счастью ближних!
Несмотря на то что никто не желает боли и все без исключения существа хотят обрести счастье, мы ведем себя так, словно только наше благополучие имеет значение в этом мире. С безначальных времен мы заботились лишь о себе, и чего этим добились? Уж никак не головокружительных высот духовного развития. Это себялюбие вело нас лишь к агрессивным и корыстным действиям, и мы до сих пор вынуждены испытывать их вредоносные кармические последствия. Поэтому было бы разумнее всего воспользоваться той редкой возможностью, что дарована нам этим драгоценным человеческим рождением и учением Дхармы, и начать, наконец, заботиться о других.
В Гуру-пудже подчеркивается важность замены нашего себялюбия на бескорыстную заботу о других:
Сравнив достоинства радения о ближних Будды
С изъянами своекорыстия юнца, что только о себе печется,
Благослови меня постичь различие между ними
И стать способным заменять себя другими.
Заботиться лишь о себе — дорога в пропасть,
Заботиться о матерях — исток всего благого.
Благослови, чтобы ядром моих духовных практик стала
Возвышенная йога на других себя обмена.
В результате практики обмена себя на других у нас начнет расти беспокойство об участи живых существ. Памятуя о том, как добры они были к нам в пропадом, мы исполнимся решимости сделать все возможное, чтобы облегчить их страдания. Когда наши чувства любви и сострадания к другим окрепнут, ничто не сможет сделать нас более счастливыми, чем сорадование их благополучию, и более несчастными, чем их мучения. Каждую свою радость мы будем стремиться разделить с теми, кто менее удачлив. Видя, как другие испытывают боль, мы будем молиться о том, чтобы принять на себя бремя их страданий. Если мы действительно способны поделиться своим счастьем с другими или избавить их от боли — замечательно, но даже если это и не в наших силах, само стремление к этому оставляет в нашем сознании множество положительных отпечатков. Созрев, эти семена в один прекрасный день подарят нам способность дарить живым существам безграничное счастье и радость. Об этом говорил и Шантидева:
Тот добрый человек, что пожелал избавить
От боли головной всех страждущих существ,
Безмерную заслугу обретает
Своими намереньями благими.
Но несравненно больше добродетель
Того, кто вознамерился пресечь
Неисчислимые страданья всех живущих,
Желая им заслуг безмерных накопленья.
Сейчас основное различие между нами и другими состоит в том, что нам выпала большая удача получить учения об укрощении ума. В результате некоторой медитативной практики мы обретаем свободу от многих страстей, что прежде непрестанно обуревали нас. Другим существам повезло меньше: они до сих пор вязнут в трясине своих омрачений и
лишены проводника, который увел бы их прочь от бедствий. Хоть все они и желают себе счастья — каждое их действие приносит лишь новую боль и разочарование. Когда это понимание возрастет и станет яснее и живее, у нас зародится чистый помысел — желание указать всем страждущим существам истинный путь к свободе. Мы пожалеем обо всей той боли, что причинили им в прошлом, и отныне будем заботиться лишь о том, как сделать их счастливыми.
Мы будем подобны мудрому и сознательному ребенку, который в трудные времена добровольно перекладывает на свои плечи часть материнских забот. Сама мысль о том, что другие вынуждены и далее испытывать эти невообразимые страдания, станет для нас невыносимой. Мы почувствуем, что необходимо что-то срочно предпринять, и что мы — единственные, на ком лежит это бремя. Однако трезво оценив свои силы, мы поймем, что едва ли в состоянии помочь себе самим, не говоря уже о других. Пытаясь найти пример для подражания — того, кто способен на это, мы поймем, что лишь у полностью просветленных существ, прошедших путь духовного развития до конца и достигших полного пробуждения, состояния будды, хватит сил привести всех без исключения к избавлению от страданий. Когда все эти постижения сольются в нашем уме воедино и мы твердо решим достичь полного просветления ради блага всех матерей — живых существ, тогда в сердце нашем породится подлинная бодхичитта, или ум, стремящийся к просветлению.
На этом мы завершаем обсуждение темы о порождении бодхичитты — второго из трех ключевых аспектов пути к просветлению. Удалось ли нам в ходе этого учения обрести какие-либо заслуги или нет, зависит исключительно от состояния ума каждого из присутствующих. Если такая добродетель была накоплена, то нам надлежит незамедлительно посвятить ее достижению нами и всеми живыми существами просветления. Тогда мы можем быть уверены, что созданная нами благая карма не будет истощена или искажена сквернами.
Представьте, что всю нашу добродетель прошлого, настоящего и будущего, наши тело, имущество и наслаждения мы подносим просветленным буддам, даруя им безграничное блаженство. Затем эти благие накопления необходимо посвятить всем без исключения живым существам, чтобы в итоге не осталось ничего, за что мы могли бы уцепиться как за «свое». Подумайте о том, что каждое из этих подношений становится источником духовных достижений, благодаря которым живые существа пройдут весь путь духовного развития и достигнут наивысшей цели. Затем представьте, что все существа очистились даже от тончайших форм омрачений и стали полностью просветленными. И в завершение молитесь, чтобы силою обретенных сегодня благих заслуг все мы как можно быстрее постигли суть трех ключевых аспектов пути к просветлению. Большое спасибо.