Глава 3. Святой Дух и Божественное действие. 2 страница
То же и каждый служитель церкви, как тот, что в истине, так и тот, что во лжи. У всех есть собственный рот и собственный разум, и все говорят от своего ума, то есть от своего духа, у кого какой есть. Все протестанты, называются ли они евангелическими или реформированными, после того как изучат догматы, унаследованные от Лютера, Меланхтона или Кальвина, не говорят их устами, и через них не говорят сами учения, но сами от себя говорят по учителям. Каждое учение можно растолковать тысячами способов, ведь любое из них подобно рогу изобилия, из которого всякий выбирает то, что согласно и сопоставимо с его духом, и разъясняет по мере своего таланта.
Это можно пояснить на примере действия сердца на лёгкие и в них и самостоятельного действия лёгких, вызванного сердцем. Это два различных, но взаимосвязанных действия. Лёгкие дышат самостоятельно под воздействием сердца, но не сердце дышит посредством лёгких. Если бы так обстояло дело, и то, и другое остановилось бы. Подобно тому сердце действует на все внутренности тела и в них. Сердце снабжает кровью всё тело, но каждый орган из неё берёт свою порцию, необходимую ему для выполнения своего предназначения, и действует в соответствии с этим предназначением, однако каждый по-своему.
Затем, это можно пояснить таким примером. Зло от родителей, называемое наследственным, действует на человека и в человеке; то же самое и добро от Господа, но оно сверху или внутри, а зло - снизу или снаружи. Если бы зло действовало посредством человека, он не мог бы быть преобразован, но обвинять его было бы нельзя. Подобно тому, если бы добро от Господа действовало посредством человека, его тоже нельзя было бы преобразовать. Но поскольку и то, и другое зависит от свободного выбора человека, он становится обвиняемым, если действует от себя по злу, и невиновным, если действует от себя по добру. Итак, поскольку зло - это дьявол, а добро - это Господь, он обвиняется, если действует по дьяволу, и невиновен, если действует по Господу. Именно свобода выбора, которая есть у каждого человека, даёт ему возможность преобразоваться.
То же самое со всем внутренним и внешним у человека: они различны, но при этом взаимосвязаны. Внутреннее действует на внешнее и в нём, но не посредством него. Внутреннее включает в себя тысячи составляющих, из которых внешнее выбирает только то, что ему подходит. Во внутреннем же, под которым понимается желающий и постигающий ум, сложены огромные кучи понятий, и если бы они разом вырвались наружу через рот человека, это было бы похоже на поток воздуха из кузнечного меха. Поскольку внутреннее включает в себя всё общее, его можно сравнить с океаном, цветником или садом, из которого внешнее берёт столько, сколько ему нужно для его целей. Слово Господа подобно океану, цветнику или саду. Когда Слово в достаточной полноте присутствует во внутреннем человека, тогда он говорит и действует от себя по Слову, но не Слово действует через него. То же самое и Господь, поскольку Он есть Слово, то есть Божественная истина и Божественное добро в нём. Господь от Себя, то есть из Слова, действует на людей и в них, но не через них, ибо человек свободно действует и говорит по Господу, когда по Слову.
Ближе всего это можно пояснить взаимоотношением души и тела, которые различны, но взаимосвязаны. Душа действует на тело и в нём, но не через тело; тело действует от себя по душе. Душа не действует посредством тела потому, что они не советуются и не выносят совместные решения, душа не приказывает и не просит, чтобы тело сделало то или это, и не говорит собственными устами. Также и тело не требует и не просит душу что-либо дать или предоставить. То же самое и с Божественным и человеческим Господа; ибо Божественное Отца - это душа Его человеческого, а человеческое - Его тело. Человеческое не просит Божественное сказать, что ему говорить и делать, почему Господь и сказал:
В тот день будете просить во имя Моё, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас, ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня. Иоанн 16:26,27.
В тот день - значит после Его прославления, то есть после совершенного и полного соединения с Отцом. Эта тайна - от Господа для тех, кто будет состоять в Его новой церкви.
155. Выше, в разделе (iii) было показано, что Божественное благодеяние, подразумеваемое под ниспосланием Святого Духа, у духовенства, в частности, проявляется в просвещении и наставлении; но к этим двум следует добавить два посредствующих проявления: постижение и расположение. Поэтому у духовенства есть четыре следующих по порядку состояния: просвещение, постижение, расположение и наставление. Просвещение - от Господа. Постижение - со стороны человека; в зависимости от состояния его ума оно формируется из тех предметов, которым его учат. Если учение истинно, постижение становится ясным благодаря озаряющему свету. Но если учение ложно, постижение бывает только сумрачным, хотя и может казаться ясным, если достаточно обосновано; однако это происходит от света неразумности, в котором для чисто природного взора всё выглядит ясным.
Расположение же происходит от склонности любви воли. Располагает удовольствие её любви. Если это удовольствие от любви к злу и происходящей от него лжи, возникает рвение, которое внешне выглядит жёстким, шероховатым, обжигающим и огнедышащим, а внутри оно - гнев, ярость и безжалостность. Но если это удовольствие от любви к добру и происходящей от него истины, возникает ревностность, которая внешне выглядит лёгкой, гладкой, гремящей и горящей, а внутри она - милосердие, благожелательность и сострадание. Далее следует наставление в качестве результата всего предыдущего как причины. Так просвещение, исходящее от Господа, превращается в свет и тепло различного рода, у каждого в соответствии с состоянием его ума.
156. (vi) Дух человека - это его ум, и всё, что исходит из него.
Дух человека по своему происхождению - не что иное как его ум. Именно он живёт после смерти и тогда называется духом; если он добр, ангельским духом и затем ангелом, если зол, сатанинским духом и затем сатаной. Ум каждого человека - это его внутренний человек, который и есть настоящий человек и пребывает во внешнем человеке, который образует его тело. Поэтому, когда тело отбрасывается вследствие смерти, внутренний человек имеет совершенно человеческий вид. Таким образом, ошибаются те, кто думают, что ум человека - только в его голове. Там он только в своих началах, из которых в первую очередь исходит всё, что человек думает своим разумом и делает своей волей. А в теле ум присутствует своими управляющими началами, предназначенными для ощущения и движения. Поскольку они внутренне присоединены ко всему телесному, они сообщают ему способность чувствовать и двигаться, а также внушают представление, что тело думает и действует само. Однако всякий разумный человек знает, что это иллюзия. Итак, раз дух человека мыслит из разума и действует из воли, а тело - не само по себе, а от духа, следовательно, под духом человека надо понимать его разум и склонность любви, и всё исходящее из них и действующее.
Что дух человека означает всё то, что в его уме, известно из многих мест в Слове. В этом не останется сомнений, если просто процитировать их. Вот только некоторые из них.
Веселеил исполнен духом мудрости, разумения и знания. Исход 31:3.
Навуходоносор сказал о Данииле, что в нём оказался высокий дух знания, разумения и мудрости. Дан. 5:12,14.
Иисус исполнился духа мудрости. Втор. 34:9.
Сотворите себе новое сердце и новый дух. Иезек. 18:31.
Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небес. Матф. 5:3.
Я живу в сокрушённых и смиренных духом, чтобы оживлять дух смиренных. Исаия 57:15.
Жертва Богу - дух сокрушённый. Пс. 50:19.
Я дам вместо унылого духа одежду восхваления. Исаия 61:3.
Дух также означает то, что принадлежит извращённому и дурному уму.
Он сказал безумным пророкам, которые водятся своим духом. Иезек. 13:3.
Вы беременны мякиной, рожаете солому; что же до духа вашего, огонь пожрёт вас. Исаия 33:11.
Муж, который бродяга духом и говорит ложь. Михей 2:11.
Поколение, неверное Богу духом своим. Пс. 77:8.
Дух блуда. Осия 4:12; 5:4.
Растает всякое сердце, и всякий дух изнеможет. Иезек. 21:7.
И что приходит вам на дух, совсем не сбудется. Иезек. 20:32.
В чьём духе нет лукавства. Пс. 31:2.
Смутился дух фараона. Бытие 41:8.
То же сказано о Навуходоносоре (Дан. 2:3).
Из этих и многих других мест явно можно заключить, что дух означает ум человека и всё, что к нему относится.
157. Поскольку дух человека означает его ум, выражение "быть в духе", часто встречающееся в Слове, означает состояние, в котором ум отделён от тела. В таком состоянии были пророки, когда видели то, что происходит в духовном мире. Отсюда оно и называется "Божьим видением". Они находились при этом в том же состоянии, что и духи и ангелы в том мире. В этом состоянии дух человека, как зрение его ума, может переноситься из одного места в другое, в то время как его тело остаётся на своём месте. Это то состояние, в котором я бывал в течение последних двадцати шести лет, с той разницей, что был при этом одновременно и в духе, и в теле, и только изредка вне тела. Иезекииль, Захария, Даниил и Иоанн, написавший Апокалипсис, бывали в этом состоянии, что известно из следующего.
Иезекииль говорит: "И поднял меня дух, и увёл меня в Халдею, к пленникам, в видении, в духе Божьем. И отошло от меня видение, которое я видел" (Иезек. 11:1,24). Дух поднял его и он слышал позади себя звук сильного грома (Иезек. 3:12,13). Дух поднял его между землёй и небом, и отнёс его в Иерусалим, и он видел мерзости (Иезек. 8:3 сл.). Он видел четырёх животных, которые были херувимами, и различные видения вместе с ними (Иезек. главы 1 и 10), и затем новую землю и новый храм, и ангела, измерявшего его (Иезек. главы 40-48). При этом он был в видениях и в духе (Иезек. 40:2; 13:5).
Подобное происходило и с Захарией, когда он был с ангелом и видел человека верхом на коне между миртами (Зах. 1:8 сл.), четыре рога и человека с землемерной верёвкой в руке (Зах. 2:1,5 сл.), Иисуса, великого священника (Зах. 3:1 сл.), четыре колесницы, выходящие между двумя горами, и коней (Зах. 6:1 сл.). Даниил был в том же состоянии, когда видел четырёх зверей, выходящих из моря, и многое, относящееся к ним (Дан. 7:1 сл.) и битву барана и козла (Дан. 8:1 сл.). Он видел это в видении (Дан. 7:1,2,7,13; 8:2; 10:1,7,8); ангел Гавриил являлся ему в видении и говорил с ним (Дан. 9:21).
Подобное происходило с Иоанном, когда он писал Апокалипсис. Он говорит, что он был в духе в день воскресный (Откр. 1:10), был перенесён в духе в пустыню (Откр. 17:3), вознесён на высокую гору в духе (Откр. 21:10) и видел коней в видении (Откр. 9:17). В другом месте он говорит, что видел то, что описывает, например Сына Человеческого посреди семи светильников; скинию, храм, ковчег и алтарь в небесах; книгу, запечатанную семью печатями, и коней, выходящих из неё; четырёх животных вокруг престола; двенадцать тысяч избранных из каждого колена; затем Агнца на горе Сион; саранчу, поднявшуюся из бездны; дракона и его сражение с Михаилом; женщину, родившую младенца мужского пола и бежавшую в пустыню из-за дракона; двух зверей: одного, поднимающегося из моря, и другого, с земли; женщину, сидящую на багряном звере; дракона, брошенного в озеро из огня и серы; белого коня и великий пир; Святой город Иерусалим сходящий с описанием его ворот, стен и оснований стены; реку воды жизни и деревья жизни, которые приносили плоды каждый месяц, и многое другое. Пётр, Иаков и Иоанн были в том же состоянии, когда видели преображённого Иисуса, и Павел, когда слышал с небес неизъяснимое.
158. Заключение.
Поскольку в этой главе рассматривается Святой Дух, безусловно стоит заметить, что в Слове Ветхого завета нигде не упоминается Святой Дух, а только "Дух святости" в трёх местах, один раз у Давида (Пс. 50:13) и два раза у Исаии (63:10,11). Однако он часто упоминается в Слове Нового завета как у евангелистов, так и в Деяниях и Посланиях апостолов. Причина в том, что Святой дух появился, когда Господь пришёл в мир, так как он исходил от Него по Отцу; ибо "Господь один свят" (Откр. 15:4). По этой же причине ангел Гавриил, говоря с Марией, матерью Иисуса, сказал: "Рождаемое от тебя святое" (Лука 1:35). Сказано: "Ещё не было Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен" (Иоанн 7:39), хотя ранее говорилось, что Елизавета исполнилась Святого Духа (Лука 1:41), а также Захария (Лука 1:67) и Симеон (Лука 2:25), потому что они исполнились духа Иеговы Отца, который был назван Святым Духом ввиду того, что Господь уже был в мире
По этой же причине в Слове Ветхого завета нигде не сказано, что пророки говорили от Святого Духа, а только что от Иеговы. Ибо везде читаем: "Иегова говорил мне", "Слово Иеговы было мне", "Иегова сказал", "Так говорит Иегова".
Чтобы никто не сомневался в этом, я хочу привести места только у Иеремии, где так говорится: 1:4,7,11-14,19; 2:1-5,9,19,22,29,31; 3:1,6,10,12,14,16; 4:1,3,9,17,27; 5:11,14,18,22,29; 6:6,9,12,15,16,21,22; 7:1,3,11,13,19-21; 8:1,3,12,13; 9:3,7,9,13,15,17,22,24,25; 10:1,2,18; 11:1,[3,]6,9,11,17,18,21,22; 12:14,17; 13:1,6,9,11-15,25; 14:1,10,14,15; 15:1-3,6,11,19,20; 16:1,3,5,9,14,16; 17:5,19-21,24; 18:1,5,6,11,13; 19:1,3,6,12,15; 20:4; 21:14,7,8,11,121,141; 22:2,5,6,11,[16,]18,24,29,30; 23:2,5,7,12,15,24,29,31,38; 24:3,5,8; 25:1,3,7-9,15,27-29,32; 26:1,2,18; 27:1,24,8,11,16,19,21,22; 28:2,12,14,16; 29:4,8,9,16,19-21,25,30-32; 30:15,8,10-12,17,18; 31:1,2,7,10,15-17,23,27,28,31-38; 32:1,6,14,15,25,26,28,30,36,421,441; 33:1,2,4,10-13,17,19,20,23,25; 34:1,2,4,8,12,13,22; 35:1,13,17-19; 36:1,6,27,29,30; 37:6,7,9; 38:2,3,17; 39:15-18; 40:1; 42:7,9,15,18,19; 43:8,10; 44:1,2,7,11,24-26,30; 45:2,5; 46:1,23,25,28; 47:1; 48:1,8,12,30,35,38,40,43,44,47; 49:2,5-7,12,13,16,18,26,28,30,32,35,37-39; 50:114,10,18,20,21,30,31,33,35,40; 51:25,33,36,39,52,58. И это у одного только Иеремии. Подобное говорится и у всех остальных пророков, но ни у одного - что говорил Святой Дух или что Иегова говорил с ними посредством Святого Духа.
159. Здесь я добавлю следующие воспоминания. Первое.
Однажды, когда я был в небесах в обществе ангелов, я увидел далеко внизу большое облако дыма, из которого время от времени вырывался огонь. Я сказал англам, с которыми беседовал, что немногие знают, что дым, видимый в адах, поднимается от лжи, подкрепляемой рассуждениями, а огонь - это гнев, возгорающийся против тех, кто возражает. Я добавил, что это столь же неизвестно в этом мире, как и в моём, где я живу телом, неизвестно, что пламя - это всего лишь сгорающий дым. Я часто наблюдал, что если головешкой внести огонь в дым, поднимающийся от поленьев в очаге, дым превращается в пламя той же формы, какую имел дым, поскольку частицы дыма становятся искорками, которые вместе возгораются, как это бывает, когда поджигают порох. "То же самое с дымом, который мы видим внизу. Он состоит из большого количества ложных утверждений, а огонь, вырывающийся в виде языков пламени, - это пылкая ревность в их защиту".
Тогда ангелы сказали мне: "Попросим у Господа разрешения сойти вниз и подойти ближе, чтобы понять, что это за ложь, от которой столько дыма и огня".
Разрешение было дано, и вот, столб света окружил нас и тотчас же перенёс в нужное место. Там мы увидели четыре скопления духов, которые энергично доказывали, что следует призывать и почитать Бога Отца, поскольку он невидим, а не Его Сына, рождённого в мире, так как Он - человек и видимый. Оглянувшись по сторонам, я увидел слева учёных из духовенства, за ними - неопытных, а справа - образованных мирян, и за ними - необразованных. Но между ними зияла пропасть, которую невозможно было перейти.
Но мы обратили взгляд и слух налево, где было духовенство, учёное спереди и неопытное сзади, и стали слушать их рассуждения о Боге: "Как мы знаем из учения нашей церкви о Боге, единого по всей Европе, следует обращаться к Богу Отцу, который невидим, и при этом также к Богу Сыну и Богу Святому Духу, которые тоже невидимы, ибо совечны Отцу. Поскольку Бог Отец - создатель вселенной, и поэтому пребывает во вселенной, Он присутствует во всём, к чему мы обращаем свои взоры. Когда мы молимся Ему, Он благосклонно выслушивает нас, и после того как принимает посредничество Сына, посылает Святого Духа вложить в наши сердца славу праведности Своего Сына и делает нас блаженными. Нас назначили учителями церкви, и мы ощущаем в груди, когда проповедуем, святое действие посланного нам Духа и вдыхаем в ваши умы благоговение перед Его присутствием. Мы испытываем такое воздействие потому, что все чувства наши направляем к невидимому Богу, который действует не только на зрение нашего разума, но вообще на всю структуру нашего ума и тела через Своего посланника, Духа. Такого результата нельзя было бы добиться поклонением видимому Богу, или тому, кого умом можно воспринимать как человека".
Сказанному рукоплескали неопытные из духовенства, стоявшие позади. Они добавили: "Откуда святое, как не от невидимого и непостижимого Бога? Едва это коснулось наших ушей, наши лица расплылись в улыбке, мы обрадовались, словно ласкающему душистому ветерку, и ударили себя в грудь. Видимое и постижимое - это совсем другое; когда мы такое слышим, оно становится для нас природным, но не Божественным. Ради этого и мессы у католиков ведутся на латыни, и из тайников алтаря вынимают гостии, которые объявляют Божественными таинствами, и выставляют на обозрение. При этом народ падает на колени, как перед величайшим таинством, и вдыхает святое".
После этого мы повернулись направо, где стояли образованные миряне, а за ними необразованные. От образованных я услышал: "Мы знаем, что мудрейшие из древних поклонялись невидимому Богу, которого они называли Иеговой, но в последующую эпоху люди стали делать себе богами умерших правителей. Среди них Сатурн, Юпитер, Нептун, Плутон, Аполлон, а также Минерва, Диана, Венера и Фемида. Они строили им храмы и воздавали Божественные почести. С течением времени возникло идолопоклонство, от которого, наконец, весь мир обезумел. Поэтому мы единодушно согласны с мнением наших священников и пресвитеров, что было и есть три Божественных личности от вечности, каждая из которых - Бог. Нас устраивает, что они невидимы".
Необразованные за ними добавили: "Мы согласны. Несомненно, Бог есть Бог, а человек есть человек. Но мы знаем, что если кто-нибудь объявит Бога человеком, простой народ, у которого о Боге чувственные представления, согласится".
После этой речи их глаза открылись, и они увидели рядом с собой нас. Тогда они вознегодовали, что мы, слушая их, сохраняли молчание. Тогда ангелы властью, данной им, закрыли внешние или нижние области их мышления, от которых они говорили, и открыли внутренние или верхние, от которых они вынуждены были далее говорить о Боге. Тогда они сказали: "Что такое Бог? Мы ни лица Его не видели, ни голоса не слышали. Что же такое Бог, если не природа в её первых и последних проявлениях? Её мы видели ясно перед своими глазами и слышали, потому что её звуки всегда на слуху".
На это мы ответили им: "Видели вы когда-нибудь Социния, который признавал одного Бога Отца? Или Ария, который отрицал Божественность нашего Господа Спасителя? Или кого-нибудь из их приверженцев?" "Не видели", - ответили они. "Они находятся, - сказали мы, - в глубине под вами". Вскоре оттуда вызвали некоторых и спросили их о Боге. Они говорили то же, что и предыдущие, и ещё: "Что такое Бог? Мы можем сделать богов, сколько захотим".
"Бесполезно говорить вам, - сказали мы тогда, - о Сыне Божьем, рождённом в мире, но кое-что мы всё же расскажем. Чтобы вера о Боге, в Него и от Него, не стала только потому, что никто не видел Его, подобной воздушному пузырю, который в первые два мгновения его жизни окрашен в прекрасные цвета, а в третий и последующие - рассеивается в ничто, Богу Иегове было угодно сойти и облечься в человеческое, и так дать Себя увидеть и убедиться, что Бог - не существо, порождённое рассудком, но Тот, который был, есть и будет из вечности в вечность. Бог - не слово из трёх букв, а всё, что есть, от альфы до омеги. Следовательно, Он есть жизнь и спасение всех, кто верит в Него как видимого Бога, а не тех, кто говорит, что верит в невидимого Бога. Ибо верить, видеть и узнавать - одно, почему Господь и сказал Филиппу:
Видящий и знающий Меня видит и знает Отца.
И в другом месте, что воля Отца в том, чтобы верили в Сына, и кто верит в Сына, имеет жизнь вечную, а кто не верит в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий пребудет над ним". (И то, и другое сказано у Иоанна 3:15,16,36; 14:6-15.) Услышав это, многие из четырёх групп так воспламенились, что у них из ноздрей пошёл дым с огнём. Поэтому мы удалились, а ангелы, проводив меня домой, взошли в свои небеса.
160. Второе воспоминание.
Однажды я гулял в обществе ангелов в мире духов. Он находится посередине между небесами и адом, и туда приходят сначала все после смерти, добрые подготавливаются к небесам, а злые - к аду. Я беседовал с ангелами о многом, и между прочим о том, что в мире, где я нахожусь телом, ночью можно видеть бесчисленные звёзды, малые и большие, каждая из которых - солнце, и от них до мира нашего солнца доходит только свет. "И увидев, - сказал я, - что в вашем мире тоже можно наблюдать звёзды, я решил, что их, наверное, столько же, сколько и в моём мире".
Ангелы, довольные этим разговором, отвечали, что их, возможно, так же много, потому что всякое общество в небесах светит иногда тем, кто под небесами, как звезда. Обществ же в небесах несметное множество, и все расположены в порядке, соответствующем склонностям их любви к добру, которые неисчислимы, потому что от Бога, в котором их бесконечно много. Поскольку это было предусмотрено до создания, я предположил, что по их количеству столько же звёзд предусмотрено, то есть создано, в мире, где людям предстояло жить в природных материальных телах.
Пока мы так беседовали, я увидел на севере мощёную дорогу, на которой скопилось столько духов, что едва можно было ступить ногой между двумя соседями. Я сказал ангелам, что видел эту дорогу и раньше, и духов на ней, словно строй солдат; и что слышал, что это дорога, по которой проходят все, покидающие природный мир. На этой дороге скапливается столько духов по той причине, что каждую неделю умирают десятки тысяч людей, и все они после смерти переселяются в этот мир.
Ангелы добавили к сказанному мной: "Дорога заканчивается в середине этого мира, где мы и находимся сейчас. Это объясняется тем, что на восточной стороне расположены общества, которые пребывают в любви к Богу и к ближнему; слева, к западу - общества, состоящие из тех, любовь которых противоположна этим двум; спереди, к югу - общества, состоящие из более разумных, чем все остальные. Вот почему новоприбывшие из природного мира сначала попадают сюда. Пока они здесь, они в своём внешнем, точно так же, как были в прежнем мире; но позже они постепенно вводятся в своё внутреннее и испытываются, каковы они. После исследования добрых уводят в их места в небесах, в злых - в их места в аду".
Мы встали в середине, где заканчивалась дорога для прибывающих, и сказали: "Подождём здесь немного и поговорим с кем-нибудь из новоприбывших". Мы выбрали из подошедших двенадцать человек; поскольку они только что покинули природный мир, они не знали, что уже не в нём. Мы спросили, какое у них представление о небесах, об аде и о жизни после смерти.
На это один из них ответил: "Наш святой орден приучил меня верить, что мы будем жить после смерти и что есть небеса и ад. Вследствие этого я всегда верил, что живущие нравственно попадают в небеса, а поскольку все живут нравственно, никто не попадает в ад. Таким образом, ад - это сказка, выдуманная духовенством, чтобы удерживать людей от дурного образа жизни. Какая разница, думаю я о Боге так или иначе? Мышление - всего лишь шелуха или пузырь на воде, который лопается и исчезает".
Другой рядом с ним сказал: "Моя вера - что небеса и ад существуют и что Бог правит небесами, а дьявол - адом. Поскольку они враждуют, и поэтому противоречат друг другу, одни называют злом то, что другие называют добром. Нравственный человек - притворщик, он может зло выставить добром, а добро - злом, и поэтому встать на любую сторону. Какая разница, с тем я господином или с другим? Лишь бы поддерживал меня. Люди находят одинаковое удовольствие и во зле, и в добре".
Третий, недалеко от второго, сказал: "Что толку для меня в том, верю ли я в небеса и ад? Ведь никто оттуда не приходил и не рассказывал. Если бы все люди жили после смерти, почему из такого множества ни один не вернулся и не сообщил?"
Четвёртый рядом с ним сказал: "Я объясню тебе, почему никто не вернулся и не сообщил. Это потому, что человек, когда испускает душу и умирает, становится либо привидением, которое растворяется в воздухе, либо как бы выдохом изо рта, то есть просто ветерком. Как такой может вернуться и говорить с кем-то?
Пятый подхватил: "Друзья мои, подождите до дня последнего суда, ибо тогда все вернутся в свои тела, и увидите их, и поговорите с ними, и каждый расскажет другим свою судьбу".
Шестой, стоявший напротив, сказал с усмешкой: "Как может дух, раз он ветер, вернуться в тело, съеденное червями, или обрести скелет, сожжённый солнцем и превратившийся в пыль? И как может египтянин, из которого сделали мумию, использованную потом фармацевтом при изготовлении экстрактов, эмульсий, настоек и пилюль, вернуться и рассказать что-то? Так что дожидайтесь этого последнего дня, если у вас такая вера, но ожидание ваше будет веки вечные напрасным".
Затем седьмой сказал: "Если бы я верил в небеса и ад, и поэтому в вечную жизнь, я верил бы и в то, что птицы и животные тоже будут жить вечно. Разве некоторые из них не так же нравственны и разумны, как люди? Но что животные живут после смерти - это отрицают, тогда и я отрицаю, что люди живут. Оба суждения равноправны, одно следует из другого. Что есть человек, как не животное?"
Восьмой, стоявший у него за спиной, выйдя вперёд, сказал: "Верьте в небеса, если хотите, но я не верю в ад. Разве Бог не всемогущ и не может спасти всех?"
Тогда девятый, похлопав себя по руке, сказал: "Бог не только всемогущ, но и милостив. Он не может никого послать в вечный огонь, а если такой и найдётся, Он не может не забрать его и не поднять оттуда".
Десятый выбежал со своего места на середину и сказал: "И я не верю в ад. Разве Бог не послал Своего Сына, чтобы тот умилостивил Его и отменил грехи всего мира? Что против этого сила дьявола? И если дьявол бессилен, что тогда ад?"
Одиннадцатый, священник, слыша такое, воспылал гневом и сказал: "Разве ты не знаешь, что принявшие веру, в которой вписана заслуга Христа, спасаются, и что таких Бог избирает? Разве не зависит этот выбор только от решения Всемогущего и от Его суда, кто достоин? Кто может спорить с этим?"
Двенадцатый, политик, молчал. Но когда мы попросили его подытожить ответы, он сказал: "Ничего не могу заявить от себя лично о небесах, об аде и о вечной жизни, потому что никто об этом ничего не знает. Но не стоит порицать священников, позвольте им проповедовать об этом. Ибо так умы простого народа удерживаются невидимыми узами в подчинении законам и правителям. Не от этого ли зависит здоровье общества?"
Мы ужаснулись, слыша такое, и сказали друг другу: "Эти люди, хоть и называют себя христианами, - не люди и не животные, а животные люди". Однако чтобы пробудить их от сна, мы сказали: "Небеса и ад существуют, и есть жизнь после смерти. Вы убедитесь в этом, когда мы развеем ваше неведение о теперешнем состоянии вашей жизни. Первые дни после смерти каждый находится в полном неведении о том, что он уже не живёт в прежнем мире. Ибо прошедшее время подобно сну: когда от него пробуждаются, обнаруживают себя в том месте, где на самом деле находятся. То же самое происходит сейчас с вами, почему вы и говорите так же, как мыслили в прежнем мире".
Затем ангелы рассеяли их неведение, и тогда они увидели себя в другом мире среди незнакомых людей. "Где это мы?" - воскликнули они. "Вы уже не в природном мире, - сказали мы, - а в духовном. А мы - ангелы".
Пробудившись таким образом, они сказали: "Если вы ангелы, покажите нам небеса". "Подождите немного, мы вернёмся", - ответили мы. Через полчаса мы вернулись, и убедившись, что они ждут нас, сказали: "Следуйте за нами в небеса". Они пошли за нами, мы поднялись, и стража открыла нам ворота и впустила, поскольку мы их сопровождали. Мы сказали встречавшим новоприбывших, чтобы те испытали их. Они повернули их спиной и увидели, что на затылках у них были глубокие полости. Тогда они сказали: "Удалитесь отсюда, так как ваши удовольствия - в любви к злодеяниям, и поэтому вы не соединены с небесами. В сердце вы отрицаете Бога и презираете религию". "Не медлите, - сказали мы им, - иначе вас выкинут". Они с поспешностью повернули обратно и скрылись.
По дороге домой мы обсуждали между собой, почему у тех, чьё удовольствие состоят в злодеянии, в этом мире полые затылки. Я сказал им, в чём причина. У человека два мозга, один в затылочной части, называемый мозжечком, другой в передней части, называемый головным мозгом. В мозжечке обитает любовь воли, а в головном мозге - мышление разума. Когда мышление разума не руководит любовью воли, самые внутренние области мозжечка, которые в себе небесны, отмирают. Так образуется эта полость.