Хадис 349. Два рак‘ата на заре лучше, чем земной мир со всеми его прелестями.
Передают со слов ‘Аиши: «Ни одному добровольному намазу Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не уделял такого внимания, как двум рак‘атам на заре».Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии Муслима также говорится: «Два рак‘ата на заре лучше, чем земной мир со всеми его прелестями».
Комментарий:
Речь идет о двух добровольных рак‘атах перед обязательным рассветным намазом. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, уделял им больше внимания, чем другим добровольным намазам, и хадисы по этому поводу были переданы со слов ‘Али ибн Абу Талиба (Ибн Маджа), Ибн ‘Умара (Ахмад, Абу Давуд и ат-Табарани), Ибн ‘Аббаса (Ибн ‘Ади в “аль-Камиле”) и Билала (Абу Давуд).
Опираясь на эти сообщения, некоторые ученые считали, что добровольный намаз на рассвете лучше, чем все остальные добровольные намазы, включая витр. Согласно одному из сообщений, этого мнения придерживался имам аш-Шафи‘и. Дело в том, что намаз витр, как об этом сказано в хадисе, лучше рыжих верблюдов, тогда как два рак‘ата на рассвете лучше целого земного мира. Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и ад-Дарими передали со слов Хариджи ибн Хузафы, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел к ним и сказал: «Поистине, Аллах поддержал вас намазом, который лучше для вас, чем рыжие верблюды. Это - витр, который Аллах позволил вам совершать между вечерним намазом и рассветом».
Согласно другому сообщению, имам аш-Шафи‘и полагал, что намаз витр лучше двух рак‘атов на рассвете. Это мнение - наиболее предпочтительное, поскольку оно опирается на хадис Абу Хурейры о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым лучшим из намазов после обязательных является ночной намаз». Его передал Муслим. Некоторые ученые шафиитского толка считали, что эти два намаза одинаково важны. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 22.
Хадис 350. Для того, кто совершит за день двенадцать дополнительных рак‘атов, воздвигнут дом в Раю, это - 4 рак‘ата до полуденного намаза и 2 рак‘ата после него, 2рак‘ата после закатного намаза, 2 рак‘ата после вечернего намаза, а также 2 рак‘ата до рассветного намаза».
Хадис 350. Передают со слов матери правоверных Умм Хабибы, что она слышала, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для того, кто совершит двенадцать рак‘атов в течение дня и ночи, воздвигнут дом в Раю». Этот хадис передал Муслим, и в одной из версий говорится: «Для того, кто совершит за день двенадцать дополнительных рак‘атов, воздвигнут дом в Раю».
Ат-Тирмизи передал похожий хадис, в котором говорится: «Для того, кто совершит двенадцать рак‘атов в течение дня и ночи, воздвигнут дом в Раю. Это - четыре рак‘ата до полуденного намаза и два рак‘ата после него, два рак‘ата после закатного намаза, два рак‘ата после вечернего намаза, а также два рак‘ата до рассветного намаза».
В другом хадисе Умм Хабибы сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто регулярно совершал четыре рак‘ата до полуденного намаза и четыре рак‘ата после него, Всевышний Аллах защитит от Ада». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.
Комментарий:
Хадис о совершении вместе с обязательными намазами двенадцати добровольных рак‘атов передан также Абу Давудом, ан-Насаи, Ибн Маджой, Ахмадом и др. Со слов Абу Мусы похожий хадис передали Ахмад, аль-Баззар и ат-Табарани в “аль-Аусате”. Версия ат-Тирмизи, названная им хорошей и достоверной, комментирует общий смысл хадиса. Однако в версии ан-Насаи говорится: «Для того, кто совершит двенадцать рак‘атов в течение дня и ночи, помимо обязательных намазов, воздвигнут дом в Раю. Это - четыре рак‘ата до полуденного намаза и два рак‘ата после него, два рак‘ата до послеполуденного намаза, два рак‘ата после закатного намаза, а также два рак‘ата до рассветного намаза».
Получается, что ат-Тирмизи упоминает два рак‘ата после вечернего намаза, ничего не говоря о намазе до послеполуденной молитвы, а ан-Насаи - наоборот. Версия ат-Тирмизи подтверждается и хадисом ‘Аиши, переданным им же, а также ан-Насаи и Ибн Маджой.
По этому поводу есть еще восходящий хадис Абу Хурейры: «Для того, кто совершит двенадцать рак‘атов в течение дня и ночи, помимо обязательных намазов, воздвигнут дом в Раю. Это - два рак‘ата до рассветного намаза, два рак‘ата до полуденного намаза и два рак‘ата после него, два рак‘ата до послеполуденного намаза, два рак‘ата после закатного намаза, а также два рак‘ата после вечернего намаза». Один из рассказчиков сомневался по поводу рак‘атов, совершаемых вместе с полуденным и вечерним намазами. Кроме того, одним из них был Мухаммад ибн Сулейман аль-Асбахани, признанный слабым.
Аш-Шаукани сказал: «Следует считать законным совершение всех рак‘атов, упомянутых в этих хадисах, и хотя их получается четырнадцать, в хадисе ясно говорится, что награда обещана на двенадцать из них. Поэтому быть уверенным в совершении тех намазов, которые указал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, раскрывая смысл своих слов, можно только при совершении всех четырнадцати рак‘атов». См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 19.