Хадис 244. Удаление перед молитвой тех предметов который отвлекают от молитвы.
Хадис 244. Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз в хамисе (нежной одежде, украшенной разноцветными рисунками), и его взгляд упал на ее узоры. Закончив молиться, он сказал: «Верните эту хамису Абу Джахму* и принесите мне взамен его амбиджанийу (грубую одноцветную шерстяную одежду), потому что эта отвлекает меня от намаза». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Комментарий:
Хадис указывает на то, что молящийся обязан соблюдать смирение в намазе, создавать необходимые для этого условия и избегать всего, что может помешать ему во время намаза. Как и предыдущий хадис, он свидетельствует о том, что нежелательно украшать мечети и места моления узорами и надписями, которые могут отвлечь молящихся во время намаза. В то же время незначительное отвлечение во время намаза простительно, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не совершил тот намаз повторно.
Из хадиса также следует, что мужчинам разрешается надевать одежду, украшенную узорами. Он также указывает на то, что желательно принимать подарок, не обижая отказом тех, кто их преподносит. В то же время подарок разрешается вернуть при наличии уважительной причины, однако эту причину следует разъяснить, чтобы в сердце дарителя не осталось обиды.
Наконец, в этом предании подчеркивается высокий нрав Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который вернул Абу Джахму разукрашенную одежду, потребовав взамен другую, чтобы тот правильно понял мотивы, которые двигали им.
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя сказал: «Нет сомнения, что чем меньше наущений постигает человека во время намаза, тем совершенней его молитва. Для достижения этого необходимы два условия: наличие сильных причин, способствующих концентрации, и слабость всего, что отвлекает человека во время совершения намаза. Что касается первого условия, то сюда относится старательное размышление над словами и действиями во время намаза, чтением Корана и смыслом молитв. Молящийся должен представить себе, что он беседует с Всевышним Аллахом так, словно он видит Его. Известно, что ихсаном называется поклонение Аллаху так, словно ты Его видишь, ведь даже если ты не видишь Его, то Он все равно видит тебя. Каждый раз, вкушая сладость намаза, человек ощущает все большее и большее влечение к нему. Все это зависит от силы его веры, и есть множество факторов, усиливающих ее.
Люди различаются между собой и занимают разные степени в зависимости от того, насколько в их сердцах укоренилось знание об Аллахе, любовь к Нему, трепет и страх перед Ним, готовность искренне служить Ему, надежда на Него, вера в то, что Он сообщил и т.д. Все эти качества усиливаются по мере того, как раб размышляет над Кораном, познает имена и качества Аллаха, Его величие. Они усиливаются, когда раб своим поклонением выказывает нужду в Аллахе, когда он поглощен мыслями только о Нем. Ведь нет для раба иного блага, кроме поклонения Аллаху, в Котором он находит успокоение, с Которым общается, от поминания Которого получает удовольствие. Однако достичь этого можно только благодаря помощи Аллаха. Если же Он не поможет рабу в этом, то его усилия не принесут ему пользы, ведь нет могущества и силы, кроме как от Аллаха.
Что касается второго условия, т.е. устранения причин, мешающих концентрации во время намаза, то для этого человек должен устранить все, что занимает сердце и не приносит пользу в поклонении. Он должен старательно задумываться над тем, что отвлекает его сердце от цели, ради которой совершается намаз. У каждого раба это происходит по-разному, так как количество наущений зависит от количества сомнений, страстей и того, насколько сердце привязано к любимым вещам. Благоразумный раб стремится достичь максимальной сосредоточенности, но нет могущества и силы, кроме как от Возвышенного и Великого Аллаха». См. «Тайсир аль-‘Аллам», т. 1, с. 308-309.