Воспитание подрастающего поколения 6 страница
Сначала мусульмане воздержались от заклания и обривания голов. Но потом всё изменилось благодаря способности Умм Салямы давать своему мужу, Посланнику Аллаха r, мудрые советы, которой наделил её Всевышний Аллах.
Умм Саляма не промолчала — да этого и нельзя было ожидать от подобной женщины. Она не сказала Посланнику Аллаха r: «Это твоё дело. Предпринимай что хочешь» — а именно в таком духе отвечают сегодня мужьям многие современные женщины, за исключением тех, кого Аллах уберёг от этого. Она со всей искренностью и чистосердечием дала мужу совет, указав ему выход, который казался ей самой наиболее подходящим. Так женщина-мусульманка творила жизнь и изменяла ход событий своими советами. Рассматривая подобные случаи, мы начинаем понимать, в чём заключался секрет особого, недостижимого по своей высоте положения этого первого поколения мусульман — благородных сподвижников и сподвижниц. Ознакомившись с этой историей, мы видим, как одна из жён Посланника Аллаха r посредством своего совета повлияла на жизнь мусульманской общины и на происходящие с ней события. Так что же говорить о мужчинах, принадлежавших к этому уникальному поколению? Они были настоящими героями!
И это далеко не всё, что делали первые мусульманки для своих мужей. Они хранили верность им и терпели нужду вместе с ними, и трудились вместе со своими бедными мужьями до тех пор, пока Всевышний Аллах не обогатил их по милости Своей. И эти благородные женщины постоянно старались найти выход из трудных ситуаций и помочь тем самым своим мужьям. Они прилагали усилия, чтобы облегчить и улучшить жизнь своей семьи.
Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен Аллах ею и её отцом) сказала: «Когда аз-Зубайр женился на мне, не было у него на земле ни имущества, ни раба и ничего другого, кроме его коня. Я задавала корм его коню и ухаживала за ним, размельчала финиковые косточки для его верблюда[38] и кормила его, черпала воду, зашивала кожаную бадью для воды. И я замешивала тесто, однако я не умела хорошо печь хлеб, и его пекли для нас мои соседки из числа ансаров, которые были достойными женщинами, и я носила на голове финиковые косточки с земли, которую Посланник Аллаха r выделил аз-Зубайру. Она находилась на расстоянии двух третей фарсаха от моего дома. Однажды я несла эти косточки на голове и встретила по дороге Посланника Аллаха r, которого сопровождали несколько человек из числа ансаров. Пророк r подозвал меня и сказал верблюду: “Ихх, ихх!” — желая посадить меня в седло. Однако я постеснялась ехать вместе с мужчинами, вспомнив об аз-Зубайре и его ревности, ибо был он одним из самых ревнивых мужчин. Посланник Аллаха r понял, что я стесняюсь, и поехал дальше, а я пришла к аз-Зубайру и сказала: “Когда я несла на голове финиковые косточки, мне повстречался Посланник Аллаха r с группой своих сподвижников. Он заставил своего верблюда опуститься на колени, чтобы я села, но я постеснялась его, вспомнив о твоей ревности”. Аз-Зубайр сказал: “Клянусь Аллахом, то, что ты несла финиковые косточки, тяжелее для меня, чем то, что ты могла бы поехать с ним!” И я продолжала работать так, пока впоследствии Абу Бакр не прислал мне слугу, чтобы он вместо меня присматривал за конём, и, сделав это, он как будто отпустил меня на свободу» [Аль-Бухари].
Асма g выполняла всю эту работу безропотно, с усердием и довольством. Нигде не сообщается, что она хоть раз отказалась исполнять взятые на себя обязанности или выказала раздражение из-за тяжёлой работы. Она встала плечом к плечу со своим мужем аз-Зубайром, который в то время был очень беден, и так она трудилась до тех пор, пока Абу Бакр не прислал ей слугу, который снял с неё часть обязанностей — но только часть, а не всё.
Похожая история передаётся о Фатыме, дочери Посланника Аллаха r.
‘Али ибн Абу Талиб d передаёт, что Фатыма g стала жаловаться на то, что из-за ручной мельницы у неё болит рука. Через некоторое время к Пророку r привели пленных, и она пошла к нему[39], но не застала его и, встретив ‘Аишу, рассказала об этом ей. ‘Али сказал: «Когда Посланник Аллаха r вернулся домой, ‘Аиша рассказала ему о том, что к ней приходила Фатыма. Тогда Посланник Аллаха r пришёл к нам, когда мы уже лежали в своих постелях. Мы хотели подняться, но Посланник Аллаха r сказал: “Оставайтесь на своих местах”, а сам сел между нами, и я даже ощутил прохладу его ступни кожей груди. Потом он сказал: “Не научить ли вас чему-то лучшему, нежели то, о чём вы просили меня? Когда будете ложиться спать, произносите слова ‹Аллах Велик› по тридцать четыре раза, а слова ‹Пречист Аллах› и ‹Хвала Аллаху› — по тридцать три раза, и это будет для вас лучше, чем слуга”» [Аль-Бухари; Муслим].
Несмотря на трудности, женщина-мусульманка не меняла своей позиции и не попрекала мужа его бедностью, и не смотрела на него свысока из-за своего имущества или благородного происхождения. Она жила с ним, проявляя терпение, и делила с ним радость и горе, пока Всевышний Аллах не обогащал их.
Это были уникальные женщины, жившие на заре ислама. А сегодня мы видим тысячи и тысячи случаев неподобающего отношения к мужу и неблагодарности ему. Женщина перечит мужу, спорит с ним и отказывается слушаться его. Сколько среди них сварливых, склочных и вздорных…
Первая мусульманка вставала плечом к плечу с мужем, деля с ним все заботы и трудности. Она успокаивала его, когда он испытывал потрясение или чего-то боялся. При этом она не обращала внимания на своё благородное происхождение и на богатство дома, в котором она жила до замужества. Она берегла себя и мужа и направляла свой дом — корабль своей семейной жизни — к спасительному берегу, стараясь никогда не сбиваться с верного курса.
Женщина-мусульманка на заре ислама заботилась не только о нуждах мужа, но и о его чувствах, и старалась снискать его довольство и ни в коем случае не задевать его чувства. Она тщательно избегала всего, что могло стать причиной обиды. Вспомним приведённую в этой главе историю о том, как Асма отказалась ехать вместе с Пророком r, который хотел подвезти её на своём верблюде, видя, что она несёт тяжести. Она сказала: «Однако я постеснялась ехать вместе с мужчинами, вспомнив об аз-Зубайре и его ревности, ибо он был одним из самых ревнивых мужчин».
А в другой версии говорится: «Я прислуживала аз-Зубайру в доме, и ещё у него был конь, и я присматривала за ним, и не было для меня дела тяжелее, чем уход за конём. Я заготавливала для него траву и ухаживала за ним». Передатчик сказал: «А потом у неё появилась прислуга. К Пророку r привели пленников, и он дал ей служанку. Она рассказывала: “И она избавила меня от ухода за конём и его кормления. А однажды ко мне пришёл какой-то человек и сказал: ‹О Умм ‘Абдуллах! Поистине, я бедный человек и хотел бы торговать в тени твоего дома›. Я ответила: ‹Если я разрешу тебе, то аз-Зубайру это не понравится… Приходи снова и обратись ко мне с этой просьбой в присутствии аз-Зубайра›. И он пришёл позже и сказал: ‹О Умм ‘Абдуллах! Поистине, я бедный человек и хотел бы торговать в тени твоего дома›. Я ответила: ‹Да неужели нет для тебя во всей Медине дома, кроме моего?› Аз-Зубайр сказал ей: ‹Что с тобой, почему ты не позволяешь этому бедному человеку торговать здесь?› И он торговал, пока не разбогател. А потом я продала ему рабыню, и когда аз-Зубайр вошёл, вырученные за неё деньги лежали у меня на коленях. Он сказал: “Подари это мне”. Я же сказала: “Поистине, я уже отдала это в качестве милостыни”» [Муслим].
Вспомним также уже упомянутую историю Умм Сулейм. Её сын от Абу Тальхи заболел и умер, когда Абу Тальхи не было дома. Она попросила своих домочадцев ничего не говорить Абу Тальхе от смерти сына. Она хотела сама сообщить ему об этом. Они выполнили её просьбу. И когда Абу Тальха пришёл, она украсила себя для него, и он лёг с ней. И только потом, подготовив его к печальному известию, она сообщила ему о том, что случилось в его отсутствие.
Это была очень умная и достойная женщина.
Анас рассказывает: «Когда умер сын Абу Тальхи от Умм Сулейм, она сказала своим близким: “Не говорите Абу Тальхе о его сыне, пока я сама не скажу ему”. Когда он вернулся, она подала ему ужин. Он поел и попил, после чего она украсила себя для него так, как никогда прежде, и он лёг с ней. А когда Умм Сулейм увидела, что он сыт и удовлетворён, она сказала: “О Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть долг, следует ли членам этой семьи отказывать им в этом?” Он сказал: “Нет”. Она сказала: “Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына”. И он разгневался, а потом сказал: “И ты сообщаешь мне о смерти моего сына только после того, как я осквернился!” И после этого он пошёл к Посланнику Аллаха r и обо всём рассказал ему. Посланник Аллаха r сказал: “Да благословит Аллах эту вашу ночь!” И после этого Умм Сулейм забеременела».
Она родила сына, которого Посланник Аллаха r назвал ‘Абдуллахом.
Посмотрите, какой сильной и стойкой женщиной была Умм Сулейм. С каким терпением и надеждой на награду от Аллаха переносила она тяготы и испытания, которые постигали её! И Всевышний Аллах щедро вознаградил её за это. Один человек из числа ансаров рассказывал: «И я видел их девятерых сыновей, каждый из которых стал чтецом Корана».
Это уникальный пример из жизни жён-мусульманок. Женщина терпеливо переносит утрату любимого дитя, скрывая свою печаль, чтобы смягчить потрясение для мужа, и усердно трудится, чтобы снискать довольство Всевышнего Аллаха, дабы Он даровал прекрасную замену ей и её мужу.
Ибн Хаджар сказал: «Умм Сулейм побудили к этому её беспримерное терпение, привычка всецело полагаться на Всевышнего Аллаха и предавать себя на Его волю, а также надежда на то, что Он дарует ей благую замену. Если бы она сразу сообщила Абу Тальхе о том, что произошло, это был бы неожиданный удар для него и, к тому же, она не достигла бы своей цели. А так Аллах, зная об искренности её намерения, исполнил её желание и сделал её потомство благодатным для неё» [Фатх Аль-Бари. Т. 3. С. 204].
Женщина-мусульманка хранила верность мужу и помогала ему, как только могла, в том числе и своим имуществом, если оно у неё было.
Зейнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен Аллах ими обоими), сказала: «Однажды я была в мечети и увидела там Пророка r, который сказал: “О женщины, подавайте милостыню, даже если вам нечего подать, кроме своих украшений”. Возвратившись, я сказала ‘Абдуллаху ибн Мас‘уду: “Пойди и спроси Посланника Аллаха r, послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении? Если да, то я так и сделаю, а если нет, тогда я отдам эти деньги кому-то другому”. ‘Абдуллах сказал: “Спроси Посланника Аллаха r сама”. И я отправилась к Пророку r, и у его дверей встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. Мы уважали Посланника Аллаха и робели в его присутствии… Когда к нам вышел Биляль, мы сказали ему: “Пойди к Посланнику Аллаха r и скажи ему, что у дверей две женщины, которые спрашивают, послужит ли для них заменой милостыни то, что они будут расходовать на мужей и сирот, находящихся на их попечении. И не говори ему, кто мы». После этого он вошёл к Посланнику Аллаха r и задал ему этот вопрос. Посланник Аллаха r спросил: “Кто они?” Биляль сказал: “Женщина из числа ансаров и Зейнаб”. Посланник Аллаха r спросил: “Какая именно Зейнаб?” Биляль сказал: “Жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда”. Тогда Посланник Аллаха r сказал: “Да, и ей уготованы две награды: одна за поддержание связей с родственниками, а другая за милостыню”» [Аль-Бухари; Муслим].
Женщина-мусульманка старалась снискать довольство Господа и таким образом. Многие дороги ведут к Его довольству. И она старалась пройти по каждой из них. До нас не дошло ни одного сообщения о том, что какая-нибудь из первых мусульманок смотрела на своего мужа свысока из-за своего имущества или попрекала его тем, что расходует на него свои средства. И вместе с тем из дошедших до нас сообщений следует, что в подобных случаях эти благородные женщины старались скрыть это, оберегая чувства мужей. Мы видим, как в этой истории Зейнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, придя со своим вопросом к Посланнику Аллаха r, попросила Биляля не говорить Пророку r, кто именно задал этот вопрос: «И не говори ему, кто мы».
Зейнаб и эта женщина из числа ансаров хотели, чтобы их деяния совершались с искренним намерением, только ради Аллаха, и при этом заботились о чувствах своих мужей, а потому не хотели сообщать, кто они.
Такими были первые мусульманки, сподвижницы Пророка r и матери верующих. Они — пример для всех мусульманок. И не приличествует современным мусульманкам отворачиваться от этих солнц (да будет доволен Аллах ими всеми) и брать пример с неверующих женщин Запада или Востока, считая их более достойным примером для подражания.
И мусульманину не следует искать жену среди женщин, слепо подражающих безбожницам в поведении и внешнем виде, и отказываться при этом от благодатной, носящей целомудренный покров женщины, считающей первых мусульманок лучшим примером для себя.
Приведённые выше истории, разумеется, только примеры того, как эти благородные и достойные женщины относились к своим мужьям и что они делали для них. Они хранили верность своим мужьям и были глубоко преданны им. Женщина-мусульманка всеми силами старалась утешить мужа, когда случалась беда, и облегчить бремя этой беды. Она беседовала с мужем, поддерживая его, и помогала ему во всех его делах. Она неуклонно соблюдала его права. Более того, она сохраняла свою преданность мужу и старалась делать ему добро не только при его жизни, но даже после его смерти. Например, Умм Саляма часто поминала своего покойного мужа Абу Саляму и хорошо отзывалась о нём. Так, она говорила: «Кто из мусульман лучше Абу Салямы? Первая семья, переселившаяся к Посланнику Аллаха r» [Муслим].
Умм Саляма g передаёт: «Когда умер Абу Саляма, я сказала: “Чужестранец, в чужой земле… Я буду оплакивать его так, что об этом заговорят!” И когда я уже приготовилась оплакивать его, пришла одна женщина из окрестностей Медины, желая помочь мне в оплакивании его. Встретив её, Посланник Аллаха r сказал: “Ты хочешь ввести шайтана в дом после того, как Аллах изгнал его оттуда?”, повторив эти слова дважды. И после этого я воздержалась от оплакивания и не стала плакать» [Ахмад; Муслим].
Когда Посланник Аллаха r посватался к Умм Хани, она сказала: «Я уже немолода, и у меня дети». Тогда Посланник Аллаха r сказал: «Лучшие из женщин, ездивших на верблюдах, — праведные женщины Курайша, которые проявляют нежность к ребёнку и заботятся об имуществе мужа». Абу Хурайра говорил: «А Марьям, дочь ‘Имрана[40], никогда не ездила на верблюде» [Аль-Бухари].
Такими были эти жёны, жившие на заре ислама, через них Всевышний Аллах возвысил маяки правильного пути, которые сохранили героев ислама и защитников правильных убеждений в первые десятилетия с начала пророческой миссии Мухаммада r. Они — пример для всех мусульман, и тот, кто будет брать пример не с них, непременно собьётся с правильного пути, и никто не выведет его на правильный путь. Это были люди, общающийся с которыми обретал счастье и получал огромную пользу. И если мы хотим следовать истинным путём, мы должны брать пример с них и идти по их стопам.
Минута отдыха
Посланники Всевышнего, учитывая чувствительность их сердец и важность их миссии, даже больше, чем другие люди нуждались в поддержке, ободрении и человеческом тепле. Ведь прикладывая колоссальные усилия, чтобы осуществить важные изменения в жизни общин и народов, они вынуждены были преодолевать множество препятствий, и нет пути труднее и тернистее, чем их путь.
Женщины, жившие на заре ислама, хорошо понимали это. Мусульманка, принадлежавшая к тому первому благодатному поколению верующих, вставала позади мужа и давала ему необходимую поддержку, материальную и моральную, в доме и за его стенами. И она не забывала о том, как важна для её мужа минута отдыха, которая помогает прогнать боль и тревоги и приносит радость, оживление и решимость. Она беседовала с мужем, стараясь ободрить и развлечь его словами и действиями.
Например, ‘Аиша g рассказывала историю о том, что однажды одиннадцать женщин собрались и пообещали друг другу ничего не скрывать о своих мужьях. Первая сказала: «Мой муж будто мясо худого верблюда на вершине горы. И гора не полога, и мясо не жирно»[41]. Вторая сказала: «Я ничего не скажу о своём муже, поскольку боюсь, что иначе не остановлюсь[42], пока не упомяну обо всех его недостатках». Третья сказала: «Мой муж слишком высок, и если я стану говорить (о его недостатках)[43], то получу развод, а если буду молчать, то он не даст мне развода, но и как к жене относиться не будет». Четвёртая сказала: «Мой муж подобен ночи в Тихаме: он не горяч и не холоден, и он не внушает мне ни страха, ни отвращения»[44]. Пятая сказала: «Когда мой муж приходит, он подобен леопарду, а когда выходит, уподобляется льву, и он не спрашивает меня о том, что поручил мне»[45]. Шестая сказала: «Во время трапезы мой муж ест много разных яств, когда он пьёт, то пьёт до дна, а когда спит, заворачивается в свою одежду и не протягивает руки, чтобы дотронуться до меня»[46]. Седьмая сказала: «Мой муж человек недалёкий[47]. Ему присущи все существующие недостатки, и он может поранить тебе голову или тело, а может сделать и то, и другое»[48]. Восьмая сказала: «Мой муж пахнет, как зарнаб[49], а на ощупь он мягок, как заяц». Девятая сказала: «Мой муж имеет дом с высокими колоннами[50] и носит длинную перевязь для меча;[51] в доме его много золы[52], и дом его стоит близко от места, в котором проводят собрания»[53]. Десятая сказала: «Моего мужа зовут Малик, а каков Малик? Что о нём ни скажи, он всё равно лучше. Его верблюды много времени проводят в загонах, а немного — на пастбище[54], и, слыша звуки лютни, они предчувствуют гибель»[55]. Одиннадцатая сказала: «Моего мужа зовут Абу Зар‘ — а кто такой Абу Зар‘? Мои уши отягощены множеством украшений, которые он подарил мне, а руки мои располнели[56]. Он превознёс меня, и я стала гордиться собой. Он нашёл меня в ютившейся у самой горы семье, у которой было немного овец, и привёл в семью, которая владела лошадьми и верблюдами и молотила зерно. У него меня не оскорбляют за то, что я говорю; я сплю утром допоздна[57] и пью вволю! Мать Абу Зар‘а — а какова мать Абу Зар‘а? Её сосуды полны, а дом просторен[58]. Сын Абу Зар‘а — а каков сын Абу Зар‘а? Его постель узка, как извлечённый из ножен меч, а насытиться он может и ножкой четырёхмесячного козлёнка. Дочь Абу Зар‘а — а какова дочь Абу Зар‘а? Она покорна отцу и матери и полна, а красота её вызывает гнев другой жены[59] её мужа. Невольница Абу Зар‘а — а кто такая невольница Абу Зар‘а? Она не пересказывает другим наших речей, не расходует напрасно нашу еду и не оставляет мусора в нашем доме. Но однажды Абу Зар‘ вышел из дома, когда в мехах сбивали масло[60], и встретил женщину с двумя сыновьями, подобными леопардам. Она держала их у талии, а они играли двумя гранатами[61]. После этого он развёлся со мной и женился на ней. После него я вышла замуж за благородного человека, скакавшего на неутомимом коне и державшего в руке копьё. Он пригнал ко мне много верблюдов, подарил мне по паре каждого вида скота и сказал: “Ешь сама, о Умм Зар‘, и оделяй свою семью”. Но если бы я собрала всё, что он дал мне, это не наполнило бы и самого маленького сосуда Абу Зар‘а!”».
‘Аиша сказала: «Посланник Аллаха r сказал мне: “Для тебя я был тем же, чем Абу Зар‘ был для Умм Зар‘”» [Аль-Бухари; Муслим].
Ибн Хаджар сказал: «Из хадиса можно сделать много полезных выводов, в том числе… о важности хорошего отношение мужчины к своей жене посредством доставления радости и разговоров о дозволенном, если только это не приводит ни к чем запретному, а также шуток время от времени и всего, что приятно для души, а также заигрывания с женой и демонстрации любви к ней — разумеется, если только это не приводит ни к чему скверному, вследствие чего женщина может поступить скверно по отношению к мужу и отвернуться от него. В хадисе также содержится побуждение женщин к преданности мужьям, дабы они не смотрели на других мужчин и были благодарны своим мужьям за то, что те делают для них…» [Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 164].
Можно привести ещё один пример.
‘Аиша g рассказывала: «Как-то я сказала: “О Посланник Аллаха, если бы ты спустился в долину, в которой стоит уже частично объеденное дерево, и там же ты обнаружил бы нетронутое дерево, к какому из них ты пустил бы своего верблюда?” И он ответил: “К тому, с которого ещё никто не ел”» [Аль-Бухари].
Дело в том, что Посланник Аллаха r никогда не женился на девственнице, кроме неё.
Как видно из этих историй, нет никаких препятствий для того, чтобы мужу и жене посидеть немного вместе в тихой и спокойной обстановке, подальше от всех тревог и суеты, отключившись на некоторое время от забот, связанных с работой, семьёй и детьми. Как прекрасно, когда женщина смывает тревоги мужа и всю грязь мира этого, которой он невольно касается, ласковым словом, спокойной улыбкой, занимательным рассказом, приятной шуткой. Как прекрасно, когда женщина украшает себя для мужа, надевает красивую одежду, умащает себя благовониями и предстаёт перед ним аккуратной и привлекательной, и при этом хранит и поддерживает в своём сердце любовь к нему, как поддерживают огонь в камине. И как прекрасно, когда женщина делает всё, чтобы мужчина любил свой дом и испытывал привязанность к нему, чтобы его тянуло домой и мысль о доме вызывала у него самые приятные ассоциации. Это особенно важно, если учесть, что имея уютный дом с тёплой атмосферой, мужчина проводит меньше времени вне дома за бесполезными занятиями.
Не приличествует женщине-мусульманке допускать, чтобы муж постоянно видел её дома в поношенной и мятой одежде, неумытой и непричёсанной, а также хмурой и недовольной, без улыбки на лице. И ей не следует часто повышать голос и создавать лишний шум, а также принимать в его присутствии страдальческий вид человека, вечно печального и отягощённого тысячью проблем и забот.
Дома первых мусульман были наполнены теплом и живыми, искренними чувствами, а их обитатели отличались благонравием и имели много достоинств и хороших черт. Посмотрите на то, как первые мусульманки сумели превратить свои дома в уютные гнёздышки, уподобив их живым, тёплым, наполненным любовью сердцам. В этой чудесной атмосфере все заботы и печали растворялись сами собой и исчезали без остатка.
Мы уже упоминали историю о том, как Умм Сулейм постаралась смягчить для мужа известие о смерти их сына. Она сделала всё, чтобы не омрачать его возвращение домой. Она не стала с порога сообщать ему, усталому и голодному, печальное известие, а сперва хорошо накормила его, украсила себя для него, чтобы он насытился и отдохнул. И только после того, как он лёг с ней, и она увидела, что он сыт и удовлетворён и настал подходящий момент рассказать ему о том, что произошло, она исполнила эту обязанность, но и это сделала с мудростью. Сначала она спросила: «О Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть долг, следует ли членам этой семьи отказывать им в этом?» Он сказал: «Нет». Она сказала: «Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына».
Умм Сулейм не кинулась навстречу мужу со слезами, криками и причитаниями, едва он переступил порог, как поступают в наше время многие женщины в подобных ситуациях. Она повела себя, как и следует вести себя терпеливой и мудрой женщине-мусульманке, и обнаружила проницательность и деликатность, которые почерпнула из благодатного светоча пророчества. И Всевышний Аллах воздал ей благом за это, и даровал ей благодать в её потомстве.
В связи с этим каждая мусульманка должна спросить себя: похожа ли я на этих глубоко верующих и достойных женщин эпохи пророчества или же мне очень далеко до них?
И ответить на этот вопрос каждая женщина должна действиями прежде слов.
Женщина-мусульманка! Пусть твоя искренность и усердие свидетельствуют о том, что ты живёшь среди нас. Ты нужна нам, ибо мы не сможем следовать прямым путём, если ты не будешь следовать им вместе с нами… А Всевышний Аллах заботится обо всех нас и хранит нас.
Теплота чувств
Сегодня многие женщины требуют слишком многого от своих мужей — для самих себя, для дома, для детей и так далее. И речь не о необходимых и даже не о нужных вещах, а о том, в чём нет реальной потребности и без чего можно и нужно обойтись. Эта ситуация хорошо известна. Если мужчина, приходя домой, слышит только требования, которым нет конца, он теряет желание приходить в этот дом и находиться в нём. В результате возникшего отвращения к дому мужчина привыкает проводить как можно больше времени за его пределами. Попросту говоря, бежит из дому.
Как результат, семья перестаёт быть крепкой и теряет сплочённость — за исключением тех, кого Аллах помиловал и уберёг от этого. Она становится всё более хрупкой с каждым днём. Её опоры слабеют, и первый же порыв ветра сметает её, словно карточный домик.
Женщинам-мусульманкам, жившим на заре ислама, удавалось оберегать свои дома от подобной опасности и окружать их надёжным забором, благодаря которому им оказывались не страшны даже сильные ветры. Этот забор поддерживал их дома, не давая им упасть и разрушиться. Первые мусульманки использовали все доступные средства, чтобы возводить и укреплять этот забор. Некоторые примеры приложенных ими усилий мы уже видели в предыдущих главах.
В те времена верующие женщины не забывали время от времени напоминать мужьям о своей любви к ним и демонстрировать альтруизм, понимая, что этим они укрепляют узы брака и протягивают друг к другу мосты любви, укрепляющие их союз.
Приведём несколько примеров.
Посланник Аллаха r всегда спрашивал разрешения у той своей жены, у которой должен был находиться в этот день, разрешения посетить кого-то из остальных его жён, после того как был ниспослан аят: «Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из них [жён Пророка], и удержать возле себя ту, которую пожелаешь. Если же ты пожелаешь ту, которую ты прежде отстранил, то это не будет для тебя грехом. Это лучше для того, чтобы глаза каждой из них радовались и чтобы они не печалились и были довольны тем, что ты даруешь им…» (сура 33 «Союзники», аят 51).
‘Аиша g говорила: «Что касается меня, то поистине, я не желаю никому отдавать своё право на тебя, о Посланник Аллаха» [Аль-Бухари; Муслим].
Первые мусульманки выражали действиями свою любовь к мужьям и готовность пожертвовать чем-то ради них. Они не ограничивались словами, потому что знали, что слова ничего не стоят, если их не подтверждают действия.
Мы уже приводили примеры того, как первые мусульманки стремились снискать довольство своих мужей и предпочитали их самим себе, как они протягивали мужьям руку помощи и давали им искренние и мудрые советы.
А в наше время большинство женщин ограничиваются словами — пустыми словами о любви, ничем не подтверждёнными — и семьи слабеют и разваливаются на глазах.
Поэтому многие учёные обратили внимание на этот важный вопрос. Затронул его и Ибн аль-Каййим в своей книге «Ад-да ва ад-дава = Недуг и лекарство».
Никто не может отрицать, что брачный союз — это связь двух сердец — сердец, которые связывает между собой любовь и милосердие и объединяет спокойная, приносящая умиротворение жизнь. Как сказал Всевышний Аллах: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих» (сура 30 «Римляне», аят 21).
Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Если говорить о любви к жёнам, то любящий их не заслуживает упрёка. Более того, это как раз один из признаков человеческого совершенства. Всевышний Аллах оказал милость Своим рабам даровав им жён. Он сказал: “Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих” (сура 30 “Римляне”, аят 21).
Всевышний Аллах сделал женщину успокоением для мужчины. Его сердце успокаивается благодаря ей. И Он создал между ними чистую любовь. Это любовь, смешанная с милосердием. Всевышний Аллах сказал после того как упомянул о женщинах, которые разрешены мужчине, и о тех, которые запрещены: “Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах — Знающий, Мудрый. Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону” (сура 4 “Женщины”, аяты 26–27).
Когда Посланника Аллаха r спросили о том, кого из людей он любит больше всего, он ответил: “‘Аишу”. А о Хадидже он говорил: “Мне была дарована любовь к ней”.
Любовь к женщинам для мужчины — признак человеческого совершенства.
А Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: “Лучшие в этой общине те, у кого больше женщин”.
Пророк r походатайствовал за влюблённого, чтобы женщина, которая была объектом его любви, вернулась к нему, однако она отказалась. Это история Мугиса и Бариры. Увидев, как он идёт за ней после того как она рассталась с ним, и слёзы текут по его щекам, Посланник Аллаха r сказал: “Вернулась бы ты к нему”. Барира спросила: “О Посланник Аллаха, ты приказываешь мне?” Он сказал: “Я только ходатайствую”. Тогда она сказала: “Не нужен он мне!” Пророк r сказал своему дяде аль-‘Аббасу: “О ‘Аббас, разве тебя не удивляет, что Мугис так любит Бариру, а Барира так ненавидит Мугиса?” [Аль-Бухари].
Посланник Аллаха r не осуждал его за любовь к Барире, несмотря на то, что к этому времени они уже расстались.
Всевышний Аллах сказал: “Вы не сможете относиться к жёнам одинаково справедливо даже при сильном желании” (сура 4 “Женщины”, аят 129).