От лечения, намеренное неисполнение
Предписаний врача, сознательное нанесение
Вреда своему здоровью чрезмерным
Употреблением вина, курением табака —
Тоже медленное самоубийство. Некоторые
Убивают себя чрезмерным трудом ради обогащения
— это тоже грех.
Страшным грехом является убийство во
Чреве — аборт. Святая Церковь, ее святые
Отцы и учители, осуждая проведение абортов
И считая это грехом, исходят из того, чтобы
Люди не пренебрегали бездумно священным
Даром жизни. В этом заключается смысл всех
Церковных запрещений по вопросу об абортах
При этом Церковь напоминает слова апостола
Павла, что жена.. спасется через чадородие,
Если пребудет в вере илюбви и в святости
с целомудрием (1 Тим. 2,14,15).
Убийство совершают и те медицинские
Работники, которые рекомендуют женщине
Сделать аборт. Для женщины, признающей
Свою причастность к Православной Церкви
(а таковой, по-видимому, следует считать
Всякую крещеную женщину, приходящую в
Храм для исповеди), искусствешюе прерывание
Беременности недопустимо.
Человек бывает виновен в убийстве, если
Даже убил другого человека нечаянно, без
Умысла; и такое убийство есть тяжкий грех,
Потому что в этом случае убивший виновен
В своей неосторожности.
Чтобы избежать греха против шестой заповеди,
христианину необходимо: помогать
Бедным, служить больным, утешать печальных,
Облегчать состояние несчастных, со
Всеми обходиться кротко и с любовью, примиряться
С гневающимися, прощать обиды,
делать добро врагам и ни словом, ни делом
Не подавать гибельного примера другим,
Особенно детям.
Нельзя приравнивать к преступному
Убийству сражение на войне. Война есть великое
Общественное зло, но, в то же время,
Война есть и великое бедствие, попускаемое
Господом для исправления и вразумления
Народа, как Он и допускает эпидемии, голод,
Пожары и другие несчастья. Потому убийство
На войне Святая Церковь не рассматривает
Как частный грех человека, тем более,
Что каждый воин готов, по заповеди Христовой,
«положить душу (отдать жизнь) свою
за друзей своих», для защиты веры и Отечества.
Среди воинов было много святых, прославленных
Чудесами.
Вопросы для исповеди:
Тот, кто убил кого-либо волею или нечаянно
Каким-либо орудием, рукою, отравою
Или еще чем, должен принести отдельное
Покаяние священнику.
Матери, умертвившие своего ребенка в
Утробе, у кого совесть обагрена кровью убитых
Своих же детей, должны каяться особо.
Не пускал ли кулаки во гневе и раздражении,
нанося побои ближнему своему?
Не ругался ли на кого во гневе и раздражении?
Не дрался ли когда-либо? Не изувечил ли
или не изуродовал кого своими побоями?
Умеешь ли сдерживать порывы гнева?
Допускаешь ли бранные слова, проклятия
в ссорах с ближними, в воспитании детей?
Не озлоблялся ли на своих детей и не
бил ли их чем попало с жестокостью?
Не сквернословишь ли в обычном разговоре
(чтобы быть «как все»)?
Нет ли в твоем поведении грубости, хамства,
наглости, злой насмешливости, ненависти?
Не осуждаешь ли ближних — нет ли у
Тебя склонности подмечать, запоминать и
Называть чужие недостатки, совершая тем
Самым явный или внутренний суд над
ближним?
Не умер ли кто-либо по причине того, что
ты не оказал вовремя помощи?
Не отказал ли ты в помощи замерзающему?
Не тонул ли на твоих глазах, а ты не принял
мер и не спас его? Не отказал ли ты в
Помощи умирающему от болезни, и человек
умер? Не убивали ли на твоих глазах человека,
а ты не защитил его? Не издевались ли
над человеком, а ты не пришел на помощь?
Не слышал ли ты криков погибающего, просящего
Помощи, но убежал или покрепче
закрыл двери, погасил свет, заткнул уши?
Не подвергал ли ты опасностям кого-
Либо, не изнурял ли его трудами, не верил
его болезни, насмехаясь и подозревая в симуляции?
Не употреблял ли противозачаточных
Средств, лекарств или даже вытравливание
плода?